План-конспект урока по физике 7 класс на тему Плавание тел

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок физики в 7-м классе на тему «Плавание тел»

Цели урока:

  • повторить условия плавания тел в жидкости;

  • установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;

  • продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;

  • научить учащихся решать качественные задачи;

  • проверить усвоение материала;

  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

  • воспитание интереса к предмету;

  • воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование

  • проектор, экран;

  • два стакана с водой, шарики пластмассовые и пробка, пластилин, кусочки картошки, соль, палочка для размешивания, масло и пипетка, шар надутый гелем.

Ход урока.

I.Орг.момент.

II. Повторение. Закрепление пройденного материала.

Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.

А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел?

С какой силой связано это имя?

Как найти архимедову силу?

Расскажите легенду о Архимеде.

Назовите, какие силы действуют на тело, плавающее внутри жидкости

Начнём исследование. Проведём опыт 1.

Цель работы: Провести наблюдение за поведением пластмассовых шариков и пробки погруженных в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Последовательность проведения опыта.

Перед вами стакан с водой шарик пластмассовый и пробка Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой.

Назовите, какие силы, действуют на шарики. Как они направлены?

Вывод: пластмассовый шарик опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на него больше архимедовой силы, а пробка будет выше, т.к. архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит, плавание тел зависит от того, какая из сил больше.

Продолжаем исследования.

Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 2. Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).

  1. Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела. Пользуясь таблицей плотности, определите, в какой жидкости утонет лёд?

  2. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?

Докажем это ещё и теоретически.

Назовите формулу, выражающую закон Архимеда.

Назовите формулу для вычисления силы тяжести

Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.

Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной.

Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3-4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

1.мед 2. Масло машинное 3. Бензин.

Опыт

Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.)

Почему же одно и то же тело ведёт себя по-разному?

Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать.

Посмотрите на слайд. Плавание кораблей

Из стали делают лишь тонкий корпус судна, а большая часть его объема занята воздухом. Среднее значение плотности судна оказывается значительно меньше плотности воды. Поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.

Воздухоплавание. Опыт с гелиевым шариком. Объяснить почему гелиевый шарик улетает, а воздушный нет.

Плавание рыб

У рыб есть орган, называемый плавательным пузырем. Меняя объем пузыря, рыбы могут изменять глубину погружения.

Проведем опыт. Возьмем стакан с газированной водой, опустим в стакан кусочек шоколада

Шоколад будет плавать вверх, вниз. Объяснить почему?

Плавание подводных лодок.

Подводная лодка имеет внутри специальные, так называемые, балластные цистерны. Расположены они в нижней части лодки. Когда балластные цистерны пусты, лодка держится на воде. Для погружения в цистерны забирают морскую воду, лодка устремляется вниз. Регулируя количество забираемой воды, добиваются различной глубины погружения лодки. Если требуется всплыть на поверхность, воду из цистерн выгоняют сжатым воздухом, заранее запасенным в специальных баллонах.

Также происходит подъем затонувших кораблей. С корабля-спасателя на воду опускаются полые металлические цистерны-понтоны. В их дне имеются отверстия, сквозь которые в понтоны поступает вода, и они погружаются на дно. Водолазы тросами прикрепляют понтоны к затонувшему кораблю. После этого с корабля-спасателя по шлангам под сильным давлением в понтоны начинает поступать воздух. Он вытесняет из понтонов воду. Поэтому выталкивающая сила, действующая на систему тел корабль - понтоны, оказывается больше силы тяжести. Затонувший корабль вместе с понтонами всплывает.

Решение задачи.

  1. Плот состоит из 12 сухих еловых брусьев. Длина каждого бруска 4м, ширина 30 см, толщина 25 см. Можно ли на этом плоту переправить через реку автомашину весом 10кН?

  2. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012м3?

  3. Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 1,8 м3 в морской воде.

Итог. Д\З. повторить п.48-52 Упр.26

© 2010-2022