- Преподавателю
- Физика
- План-конспект урока по физике 7 класс на тему Плавание тел
План-конспект урока по физике 7 класс на тему Плавание тел
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гумерова М.Р. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщающий урок физики в 7-м классе на тему «Плавание тел»
Цели урока:
-
повторить условия плавания тел в жидкости;
-
установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
-
продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
-
научить учащихся решать качественные задачи;
-
проверить усвоение материала;
-
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
-
воспитание интереса к предмету;
-
воспитание культуры в организации учебного труда.
Оборудование
-
проектор, экран;
-
два стакана с водой, шарики пластмассовые и пробка, пластилин, кусочки картошки, соль, палочка для размешивания, масло и пипетка, шар надутый гелем.
Ход урока.
I.Орг.момент.
II. Повторение. Закрепление пройденного материала.
Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.
А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел?
С какой силой связано это имя?
Как найти архимедову силу?
Расскажите легенду о Архимеде.
Назовите, какие силы действуют на тело, плавающее внутри жидкости
Начнём исследование. Проведём опыт 1.
Цель работы: Провести наблюдение за поведением пластмассовых шариков и пробки погруженных в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Последовательность проведения опыта.
Перед вами стакан с водой шарик пластмассовый и пробка Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой.
Назовите, какие силы, действуют на шарики. Как они направлены?
Вывод: пластмассовый шарик опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на него больше архимедовой силы, а пробка будет выше, т.к. архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит, плавание тел зависит от того, какая из сил больше.
Продолжаем исследования.
Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?
Проведём опыт 2. Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).
-
Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела. Пользуясь таблицей плотности, определите, в какой жидкости утонет лёд?
-
Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?
Докажем это ещё и теоретически.
Назовите формулу, выражающую закон Архимеда.
Назовите формулу для вычисления силы тяжести
Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.
Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной.
Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?
Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта.
Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3-4 см в стакан с водой.
Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.
На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.
Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.
Продолжим беседу о жидкостях.
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.
Укажите порядок расположения жидкостей.
1.мед 2. Масло машинное 3. Бензин.
Опыт
Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.)
Почему же одно и то же тело ведёт себя по-разному?
Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать.
Посмотрите на слайд. Плавание кораблей
Из стали делают лишь тонкий корпус судна, а большая часть его объема занята воздухом. Среднее значение плотности судна оказывается значительно меньше плотности воды. Поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.
Воздухоплавание. Опыт с гелиевым шариком. Объяснить почему гелиевый шарик улетает, а воздушный нет.
Плавание рыб
У рыб есть орган, называемый плавательным пузырем. Меняя объем пузыря, рыбы могут изменять глубину погружения.
Проведем опыт. Возьмем стакан с газированной водой, опустим в стакан кусочек шоколада
Шоколад будет плавать вверх, вниз. Объяснить почему?
Плавание подводных лодок.
Подводная лодка имеет внутри специальные, так называемые, балластные цистерны. Расположены они в нижней части лодки. Когда балластные цистерны пусты, лодка держится на воде. Для погружения в цистерны забирают морскую воду, лодка устремляется вниз. Регулируя количество забираемой воды, добиваются различной глубины погружения лодки. Если требуется всплыть на поверхность, воду из цистерн выгоняют сжатым воздухом, заранее запасенным в специальных баллонах.
Также происходит подъем затонувших кораблей. С корабля-спасателя на воду опускаются полые металлические цистерны-понтоны. В их дне имеются отверстия, сквозь которые в понтоны поступает вода, и они погружаются на дно. Водолазы тросами прикрепляют понтоны к затонувшему кораблю. После этого с корабля-спасателя по шлангам под сильным давлением в понтоны начинает поступать воздух. Он вытесняет из понтонов воду. Поэтому выталкивающая сила, действующая на систему тел корабль - понтоны, оказывается больше силы тяжести. Затонувший корабль вместе с понтонами всплывает.
Решение задачи.
-
Плот состоит из 12 сухих еловых брусьев. Длина каждого бруска 4м, ширина 30 см, толщина 25 см. Можно ли на этом плоту переправить через реку автомашину весом 10кН?
-
Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012м3?
-
Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 1,8 м3 в морской воде.
Итог. Д\З. повторить п.48-52 Упр.26