«Использование современных педагогических технологий на уроках физики »

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « Малоскуратовская основная общеобразовательная школа »

Чернский район Тульская область











« Использование современных педагогических технологий

на уроках физики »






Шуленина Татьяна Александровна

учитель физики

первая квалификационная категория








2014 год

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

Наше время - время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему, учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика.

Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Школьный предмет - физику общество отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача - пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики. Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета.

Человеку нашего века необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Грига, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий мира - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, и строгость математических и физических формул. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности учащихся.

Разноуровневое обучение.

Учитель помогает слабому учащемуся и уделяет внимание сильному. Таким образом, сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно и для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система.

Данная система используется в основном в старшей школе, так как это помогает учащимся подготовиться к обучению в вузах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ученик, применять психолого-педагогическую диагностику личности учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяет во время урока равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять технические средства обучения, что дает положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки « портфолио ».

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Имитационное моделирование.

Процесс конструирования на ЭВМ модели сложной реальной системы, функционирующей во времени, и постановка экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы.

Кейс-стади.

Глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель - изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, много.

Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Урок с применением современных педагогических технологий - это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.

Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: «не успел», «не услышал» и т.п. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного» материала. Необходимо также отметить интерес детей к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютерные технологии на уроках физики предполагает:

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;

  • интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;

  • изменение содержания обучения физики;

  • реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами;

  • разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;

  • обучения учащихся методом коллективного решения проблем;

  • поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;

  • использование электронных таблиц для решения задач;

  • проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ;

  • подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.

Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой, интерактивное общение предоставляет Всемирная компьютерная сеть - INTERNET.

Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала. Значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения. Непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении. Следует отметить, что учащиеся проявляют больший интерес и относятся с повышенным вниманием к тем урокам, на которых используется современная компьютерная техника. Преимущества включения мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами многообразны. Кроме возможности более наглядного представления материала, что способствует развитию и образного, и логического мышления, кроме эффективной проверки знаний, к ним можно отнести и многообразие организационных форм работы учащихся, методических приемов. Уроки физики отличаются постоянным дефицитом времени и сложностью оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких физических процессов и явлений, которые невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить и понять. Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают физику, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс или явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит через образное. Ученики с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Рассмотрим, как компьютер применяется на трех традиционных этапах урока.

Изучение нового материала.

«Мультимедиа», если кратко, это, компьютер + мультимедиа проектор, который позволяет спроецировать на экран информацию от любого компьютера из сети, а также записанную на видеокассету. Однако значительно интереснее использовать компьютер для создания проблемных ситуаций. Например:

Отключить звук и попросить учеников прокомментировать наблюдаемое на экране, затем просмотреть еще раз со звуком (назовем этот прием «Что бы это значило»);

Остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса, хода эксперимента (условное название приема «А дальше?»);

Продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, почему происходит именно так, выдвинуть гипотезу и таким образом выйти на проблемную ситуацию (назовем этот прием «Почему?»)

При изучении текстового материала компьютер может помочь учащимся найти ответы на поставленные вопросы, составить краткий конспект, заполнить заранее подготовленные таблицы. После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. А проверка усвоения может быть как устная, так и письменная. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны комментирование кадров с учебного места либо ответ у доски, вернее экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект, логическую схему, структуру и т.д.

При изучении процессов, явлений, фундаментальных экспериментов перед учащимися могут быть поставлены следующие задачи: зарисовать схему, сделать рисунок экспериментальной установки; внести изменения в параметры установки (задать большую скорость, уменьшить диаметр, увеличить расстояние и т.д.) и записать результаты; преобразовать условия протекания физического явления (увеличить давление, уменьшить температуру и т. д.) и внести данные в таблицу; составить, зарисовать график протекания процесса и т.п. Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем).

Закрепление изученного материала.

Рассмотренные выше приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают в «сильных» классах при изучении нового. Но еще с большим успехом их можно применять в «слабых» классах при закреплении изученного материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех без исключения ребят и память, и речь, и мышление.

Можно широко практиковать выступления учащихся с использованием мультимедиа-проектора. Возможно также заслушивание итогов индивидуальной творческой работы учащихся, выполненные не на бумажной, а на магнитной основе, которые становятся более иллюстративными, визуально емкими.

Ещё одна специфика закрепления на уроках физики - это решение задач. Для этого при изучении каждой темы должна создаваться матрица, состоящая из таблицы и поля. В таблицу учитель предварительно заносит необходимые для решения задач данной темы обозначения физических величин. Затем на уроке на поле матрицы, ниже этой таблицы с физическими величинами, ребята «раскладывают» решение в виде логической схемы. Таблица с величинами им нужна для того, чтобы не вводить символы с клавиатуры. Они просто «захватывают» мышкой необходимую величину из таблицы и ставят в нужную клетку матрицы.

Контроль знаний.

Это может быть и контроль усвоения теоретического материала, и контроль умения применять на практике, т.е. решения задач. В первом случае эффективны тесты. Во втором, кроме тестов, непосредственное решение задач с помощью компьютера. Как правило, контроль знаний на уроках физики проходят в виде смешанных тестов, содержащих вопросы теории, и расчетные задачи. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольной работы нравится учащимся по ряду причин: сразу получают результат; не теряется время на оформление, исправления и т.д.

Таким образом, при проведении уроков физики с компьютерной поддержкой используются приемы и методы, которые:

- позволяют сделать обучение наиболее привлекательным и доступным для учащихся при сохранении необходимого научного уровня;

- решить давно назревшие проблемы личностно-ориентированного подхода к обучению;

- развить очень актуальное сейчас умение работать с компьютерной техникой.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Использование информационных технологий дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление, дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.

Игровые технологии

Для выявления учебных возможностей учеников, уровня их знаний, индивидуальных особенностей и путей преодоления отставания в учебе отдельных учеников способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Вовлечение в игровую деятельность на уроке вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, смекалка, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

На уроках физики рекомендуется использование следующих дидактических игр:

- развивающих, так как они направлены на развитие личности учащегося;

- коллективных, они привлекают учащихся тем, что при работе такого вида чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;

- индивидуальных, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю - диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;

- тихих, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели;

- «скоростных», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

- игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Играть можно целый урок или использовать на уроке игровые фрагменты. Рассмотрим некоторые дидактические игры, используемые на уроках физики, в зависимости от этапа и типа урока.

1. Дидактические игры, используемые учителями при актуализации знаний. Такими играми могут служить блиц - опросы, небольшие викторины, физические ребусы, игры для проверки устного счета.

2. Игры, используемые при изучении нового материала.

При изучении нового материала можно использовать игровые ситуации. Для создания, которых на уроках используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений. В физическом содержании игровых ситуаций должны содержаться противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия с необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью осуществить его.

3. Дидактические игры, нацеленные на закрепление только что изученного материала на уроке, обычно проводятся учителем в конце урока и занимают не более 10-15 минут

4. Дидактические игры, использующиеся для обобщения и систематизации знаний.

В качестве таких игр можно использовать как короткие игры, например, «Физическое лото», зашифрованные слова, а также игровые оболочки, например, «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать физиком?», викторины, КВНы, игры-путешествия, игры - сказки и т.д..

5. Игровые ситуации, применяемые во время самостоятельных работ.

Процесс обучения немыслим без самостоятельной работы учащихся. Однако каждый преподаватель знает, что при проведении урока часто трудно пробудить интерес учащихся к активной мыслительной деятельности. В связи с этим учителю необходимо уделять особое внимание организации и проведению самостоятельных работ.

При проведении письменных самостоятельных работ, выполняемых в классе, можно использовать игры-соревнования, игры с зашифрованными словами, физическое лото, задания с самопроверкой и самооценкой и др.

Здоровьесберегающая технология

В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность учителя, направленная на разрешение этой проблемы. Для решения данной проблемы, на уроках физики создаются условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении. А это уже скажется не только на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний.

Чтобы организация уроков физики выполняла условия здоровьесберегающего обучения физике, она должна обеспечивать:

а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;

б) положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание физического учебного материала, так и вне связи с содержанием физики;

в) возможность принимать информацию многосенсорно;

г) создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного физического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;

д) разнообразие форм учебной деятельности.

При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.

Понимая, что основным средством обучения является учебник, полезно проанализировать содержание и оформление учебника физики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся

Физическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.

Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики узнают много новых сведений о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами физика.

Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, меж предметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.



© 2010-2022