- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока физики по теме Строение вещества
Разработка урока физики по теме Строение вещества
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крайцер Г.И. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок физики 7 класс. Подготовила Крайцер Г.И.
Тема урока: Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ
Цель урока: ознакомление с молекулярным строением веществ
Задачи:
познакомить учащихся с молекулярным строением вещества, составом молекул и атомов;
развивать целостное видение физической картины мира, места и роли в нем человека;
воспитывать интерес к предмету
Ресурсы урока: учебник физики 7 класс
презентация
раздаточный материал: анкета для молекулы,
шарики из пластилина,
палочки 3-4 см заостренные с двух концов
-
Вводно-мотивационный этап
Учитель:
Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Это стихотворение «Мир электрона», в 1922году написал В.Я. Брюсов
-
Повторение
В окружающем нас мире встречается бесчисленное множество разнообразных физических тел.
Приведите примеры физических тел.
Авторучка , гвоздь, стол, капля воды (Запись на доске)
Из чего же состоят эти тела?
Вещество - железо, дерево, вода (Запись на доске под телами вещества)
Все вы без труда вспомните формулу воды. Н2О. А что это значит?
3. Изучение нового материала
В 5в. До н.э древнегреческий философ Демокрит (слайд 2) выдвинул идею о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Как развивалась эта идея и какие ученые разделяли ее расскажет ________________ .
Историческая справка (выступление учащегося).(слайд 3)
Откройте тетради и запишите тему урока
«Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ» (слай 1).
Основные положения строения вещества, сформулированные М.В. Ломоносовым запишем в тетрадях (слайд 4 -5).
У нас получилась цепочка: физическое тело - вещество - молекула
Молекула - наименьшая частица данного вещества. Характеризующая его особенность.
Запишите в тетради это утверждение, используя метод арабской грамоты.
Размеры молекулы: во сколько раз яблоко средней величины меньше земного шара, во столько раз молекула меньше яблока. Перед вами лежат учебники. Найдите в тексте точку. Если молекулу увеличить до размеров этой точки, тогда человек вырастит от Земли до Луны, палец вытянется от Москвы до Владивостока.
Представьте 1 мм3. В нем содержится 27 000 000 000 000 000 = ? молекул. (запишите число в стандартном виде)
Вернемся к формуле воды (схема - слайд 7). Это молекула воды, по рисунку видно, что молекула состоит из частиц
Н - атом водорода, у молекулы воды их 2. О - атом кислорода у молекулы воды он один.
Все молекулы воды одинаковы!
Молекула состоит из атомов, значит они еще меньше. Радиус атома 10-8 см = ?м
В тетради: Молекула состоит из атомов. (слайд 8)
Демокрит считал, что атом неделим, но он ошибался.
Атом состоит из частиц электронов, протонов и нейтронов. (слайд 9 -12)
Атом каждого элемента- самая мельчайшая частица, характеризующая химические свойства этого элемента ( слайд13)
Протоны и нейтроны расположены в центре атома (ядро атома), а вокруг них движутся электроны, образуя электронную оболочку. Радиус ядра 10-13 см =? м.
Радиус атома больше радиуса ядра. Посчитайте во сколько раз? (10-8 : 10 -13= )
Атомные частицы обладают электрическими характеристиками: электрон имеет отрицательный заряд, протон - положительный, а у нейтронов не обнаруживает заряда.
Электроны, протоны и нейтроны образуют атом. В природе 92 вида стабильных атомов (слайд14).
Самый легкий элемент - водород (Н) имеет один протон, вокруг которого вращается один электрон.
Дейтерий - тяжелый водород (D) имеет один протон и один нейтрон, а вокруг них вращается один электрон.
Масса протона и масса протона равны, а каждый из них в 1850 раз тяжелее электрона.
Самый тяжелый элемент - уран (U) - имеет 92 протона , 146 нейтронов, вокруг ядра из протонов и нейтронов вращается 92 электрона.
Физические и химические свойства элементов зависят от количества протонов в их атомах.
Откуда же тогда в мире так много веществ? (слайд 15)
-
Соединение разных атомов и молекул (слайд 16);
-
Различное расположение атомов одного элемента: графит, алмаз, фуллерен (слайд 17).
-
Закрепление (слайд 18)
-
Создание моделей молекул веществ:
воды, кислорода, водорода.
-
Работа в группах (слайд 19)
Заполните « Анкету для молекул»
-
Имя:
-
Назначение в природе:
-
Поразительные качества:
-
Необычные свойства:
-
Место обитания:
-
Обсуждение
-
Домашнее задание (слайд 20)
Прочитать §14,
выполнить упр 5 (1, 2 по вариантам),
придумать анкету для атома (из 5-6 пунктов).
(слайд 21)
Морфологическая карта знаний
Тема урока
Жизненно необходимая информация
Информация, которая встречается в других дисциплинах
Информация которая нужна для дальнейшего изучения физики, ЕНТ
Информация для общего кругозора
Атомы и молекулы. Молекулярно- кинетическая теория строения веществ
Температура. Свойства воздуха, жидкостей, кристаллов
Биология,
химия, технология, история
Атомная физика. Ядерная физика
ЕНТ
ВОУД
Знания строения веществ позволяют создавать новые вещества с заранее известными свойствами. Например: резина, пластмассы. Объяснение свойств веществ, явлений природы.