Урок по теме Развитие взглядов на строение вещества. Сплошные ли тела? Молекулы

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 1 8 класс

Развитие взглядов на строение вещества. Сплошные ли тела? Молекулы.


Цель урока: сформировать умение описывать тепловые явления с помощью статистического метода, основанного на молекулярно кинетических представлениях о строении вещества, убедить учащихся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотреть экспериментальные доказательства существования и движения молекул.

Обучающая цель: добиться усвоения учащимися основных положений МКТ и их опытных обоснований. Формировать умения приводить примеры изученных явлений.

Ход урока.

1. Организационный момент

1.1 Проверка наличия учащихся

1.2 Ознакомление учащихся с планом и темой урока.

Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Еще с древних времен люди пытались представить его в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдений или опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него.

Все вы на уроках изучали физические явления, такие как механические, электрические, оптические и так далее, но кроме этих явлений в окружающем нас мире столь же распространены - тепловые явления. Тепловые явления изучает молекулярная физика. Таким образом, мы приступаем к изучению молекулярной физики. Изучение молекулярной физики мы начинаем с молекулярно кинетической теории (МКТ). Эта теория рассматривает тепловые явления на проявление беспорядочного движения атомов и молекул и объясняет их на основе представлений о строении вещества. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «Основные положения МКТ и их опытное обоснование» (записываем тему урока). На сегодняшнем уроке мы должны с вами выяснить, что лежит в основе МКТ и познакомиться с явлениями, доказывающими эти утверждения.


2. Историческая справка (взгляды на строение веществ Аристотеля, вклад в развитие этого вопроса М.В. Ломоносова, Г. Броуна, А. Эйнштейна, Ж. Перрена).

И сразу я хочу спросить «Из чего состоят окружающие нас предметы?» Правильно, из молекул и атомов. Это сейчас представляется очевидной истиной.
Фундаментом МКТ является атомическая гипотеза, что все тела в природе состоят из мельчайших структурных единиц - атомов и молекул. 2500 лет назад в Др.Греции зародилась атомическая гипотеза, ее авторами являются Левкипп и Демокрит из Абдеры.. Демокрит, Левкип, Эпикур считали, что все вещества состоят из атомов и эти атомы могут быть различными. Однако более двадцати веков атомистическое учение оставалось лишь гипотезой, у которой были как сторонники, так и противники.
Убежденным атомистом был М. В. Ломоносов (1711-1765) - это великий русский ученый, энциклопедист, поэт и общественный деятель, основатель Московского университета. Он внес большой вклад в теорию движения частиц, рассматривающую тепловые явления, как результат движения частиц, образующих тела.

Теория была окончательно сформулирована в19 в. в трудах Европейских ученых.

До сих пор М.В. Ломоносова считают основоположником МКТ.

3. Изучение нового материала.

В основе МКТ строения вещества лежат три основных положения.

1 положение МКТ, как раз и утверждает, из чего состоят все тела.

Все тела состоят из вещества.

- Из чего состоит вещество?

- Вещество состоит из частиц.

- Верно.

- Сформулируйте I положение МКТ.

- Все вещества состоят из частиц(I).

- Из чего состоят частицы? (ответы учащихся)

Давайте сформулируем его: все тела состоят из атомов и молекул.
В наше время человек вооружен специальными приборами, которые позволяют видеть и фотографировать отдельные молекулы. Какой прибор в настоящее время позволяет видеть молекулы? Правильно, в наше время человечество научилось наблюдать и получать фотографии молекул с помощью сложных современных микроскопов. Предлагаю вашему вниманию фотографии молекул, полученных с помощью электронного микроскопа.

- Сформулируйте II положение МКТ.

- Частицы непрерывно и хаотически движутся(II)

Основные положения МКТ.

Учитель читает отрывки из поэмы Л. Кара «О природе вещей» и просит учащихся сделать вывод, что поэт хочет сказать данными стихами. Таким образом, формулируются основные положения МКТ.


  • Начала вещей недоступны для глаза.

  • Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,

  • Что существуют тела, которых мы видеть не можем.

  • Но не заполнено все веществом и не держится тесно

  • В веществах пустота существует.

  • Все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки.


  • Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

  • Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.

  • Молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении.


  • Увидишь ты там, как много пылинок

  • меняют

  • Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,

  • Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях.

  • Молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.


  • Опытное обоснование.

  • 1. Все вещества состоят из молекул


  • возможность механического дробления вещества;

  • растворение вещества в воде;

  • диффузия;

  • сжатие и расширение газов.


  • 2. Молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении.


  • Диффузия - явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.


  • 3. Молекулы взаимодействуют между собой.

Основные положения МКТ

Экспериментальное подтверждение

Все вещества состоят из молекул

Возможность механического дробления вещества, растворение веществ в воде, диффузия, сжатие и расширение газов.

Молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении

Диффузия. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул.

Молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.

Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в тоже время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга. Сливаются.


  1. Решение качественных задач.

1. Поваренная соль, помещенная в воду, через некоторое после ее растворения, равномерно распределяется по всему объему. Почему?

2. Почему вблизи твердых кусочков йода серебряная ложка темнеет, покрываясь тонким слоем йодистого серебра?

3. Почему пыль, представляющая частицы твердого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?


  1. Итоги урока. Повторение основных вопросов.

  2. Домашнее задание (параграф 1-3, зад. 1 )

© 2010-2022