• Преподавателю
  • Физика
  • Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников для специальности 08. 02. 01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Основы электротехники

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников для специальности 08. 02. 01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Основы электротехники

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им. П. Мачнева










О С Н О В Ы Э Л Е К Т Р О Т Е Х Н И К И


Методические указания и контрольные задания

для студентов - заочников

по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений























Преподаватель Митичкина И.Ю.



Самара 2014



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебной дисциплиной «Электротехника» предусматривается изучение основ элек­тротехники, электрооборудования, основ электропривода, электрических измерений, электроники.

По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней кон­трольной работы, охватывающей все разделы примерной учебной программы.

Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых лабораторных работ определяются учебным заведением исходя из осо­бенностей подготовки выпускника, контингента студентов (работающих и не рабо­тающих по избранной специальности) и соответствующего учебного плана, согласо­ванного Управлением кадров и учебных заведений Госстроя России.

Установочные занятия имеют своей целью ознакомление студентов с програм­мой дисциплины, методикой работы над материалом и выполнения домашней кон­трольной работы.

Варианты контрольной работы составлены применительно к действующей при­мерной программе по дисциплине. Выполнение домашней контрольной работы оп­ределяет степень усвоения студентами изучаемого материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.

Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы и должны помочь студентам систематизировать результаты самостоятель­ных занятий.

Лабораторные работы должны закрепить теоретические знания, полученные при самостоятельном изучении и на обзорных лекциях, а также привить студентам прак­тические умения по изучаемой дисциплине.

Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в примерном тематическом плане с учетом методических указаний к каждой теме, для чего необходимо:

ознакомление с примерным тематическим планом и методическими указаниями по темам;

изучение программного материала по рекомендуемой литературе;

составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.

При изучении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обоз­начений, единиц измерения в соответствии с действующими ГОСТами и СНиПами.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

о роли общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятель­ности;

знать:

основные электротехнические законы, методы составления и расчет про­стых электрических и магнитных цепей, основы электроники, основные виды и типы электронных приборов;

уметь:

выполнять электрические измерения.

После изучения дисциплины учебными планами по указанным специальностям предусмотрена сдача экзамена.





















II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



№ тема

Разделы и темы

1

2


Введение


Р а з д е л 1. Основы электротехники

1.1.

Электрическое поле

1.2.

Электрическое цепи постоянного тока

1.3.

Электромагнетизм

1.4.

Электрические измерения

1.5.

Однофазные электрические цепи переменного тока

1.6.

Трехфазные электрические цепи


Р а з д е л 2. Электрические машины и трансформаторы

2.1

Трансформаторы

2.2.

Электрические машины переменного тока

2.3.

Электрические машины постоянного тока


Р а з д е л 3. Основы электропривода

3.1

Основы электропривода

3.2.

Аппаратура управления и защиты


Р а з д е л 4. Основы электроники

4.1.

Полупроводниковые приборы

4.2.

Фотоэлектронные приборы

4.3.

Электронные выпрямители и стабилизаторы

4.4.

Электронные усилители

4.5.

Электронные генераторы и измерительные приборы

4.6.

Интегральные схемы микроэлектроники

4.7.

Электронные устройства автоматики и вычислительной техники








I I I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ И ВОПРОСЫ

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Введение

Необходимо понять, что такое электрическая энергия, ее свойства, область при­менения и преимущество.

Обратить внимание на значение электрификации страны. План ГОЭЛРО -

ос­нова индустриализации. Создание Единой энергетической системы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы преимущества электроэнергии перед другими видами энергии?

  2. Какие достоинства имеют энергетические системы?

  3. Каковы перспективы развития электроэнергетики России?

Раздел 1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Тема 1.1. Электрическое поле

Всякое тело содержит большое количество элементарных частиц вещества, обла­дающих электрическими зарядами. Движущиеся электрические заряды связаны с окружающим их электромагнитным полем, которое представляет собой один из ви­дов материи. Каждый движущийся и неподвижный заряд связан с электрическим полем. Электрическое поле неподвижных зарядов называется электростатическим.

В результате изучения темы студент должен знать основные характеристики элек­трического поля: напряженность, потенциал, напряжение и, прежде всего, уяснить смысл этих понятий, определение, размерности и соотношения между ними.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое электрическое поле? Каковы его основные свойства?

  2. Что называется электрическим зарядом?

3. В каком случае тело называется электрически нейтральным, а в каком -

элек­трически заряженным?

4.Что такое электрическое поле и каковы его основные характеристики?

5.Сформулируйте закон Кулона и запишите соответствующее ему

математичес­кое выражение.

6.Чем отличаются проводники от диэлектриков?

  1. Какова физическая сущность абсолютной диэлектрической проницаемости

среды?

  1. Что называется электрической емкостью?

  1. Как определяется емкость батареи при параллельном и последовательном со­
    единении конденсаторов?

  2. Что происходит в результате поляризации диэлектрика?

  3. Что такое пробой диэлектрика, при каких условиях он наступает?

Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока

В теме рассматриваются явления электропроводности, законы Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца.

Причиной затруднения при решении задач с использованием закона Ома явля­ется чисто механическое восприятие этого закона. Студенты запоминают формулу, характеризующую этот закон только как математическую дробь: I = U/R. В действи- тельности, ток на участке цепи равен напряжению этого участка, деленному на со­противление того же участка. Следует подчеркнуть особо, что все параметры отно­сятся к одному и тому же участку цепи.

Следующая часто встречающаяся ошибка является результатом неправильного понимания математической записи: I = U/R.

Всякое изменение напряжения ведет к изменению тока или, наоборот, измене­ние тока ведет к изменению напряжения, но сопротивление, если оно линейное, остается постоянным, так как оно является параметром электрической цепи, завися­щим только от материала, длины и сечения проводника (нагрев проводника не учи­тывается).

В теме определенную трудность для понимания представляет второй закон Кирх­гофа. Необходимо четко уяснить, что первый закон Кирхгофа относится к узловой точке цепи, а второй - к замкнутому контуру, а не ко всякой цепи, которая может быть и многоконтурной. Для того чтобы составить уравнение по второму закону Кирхгофа, необходимо предварительно усвоить правило знаков.

На первых порах вызывает затруднение определение последовательного и парал­лельного соединения в смешанных соединениях резисторов. Необходимо обратить внимание на признаки последовательного (одинаковый ток, отсутствие узлов между соединениями резисторов) и параллельного соединения (наличие двух общих узло­вых точек, равенство напряжений соединенных ветвей) резисторов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что называется электрическим током?

  2. Что такое электрическая цепь?

  3. Какие существуют источники питания?

  4. Каково различие между ЭДС и напряжением источника?

  5. Что называется мощностью электрического тока, в каких единицах она

изме­ряется?

  1. По каким формулам можно подсчитать работу электрического тока?

  2. Что такое баланс мощностей замкнутой электрической цепи?

  3. Как читается и записывается закон Ома для участка и всей цепи?

  4. Что называется электрическим сопротивлением? От каких величин зависит
    сопротивление проводника?

  1. От чего зависит количество тепла, выделяемое током в проводнике?

  2. Для чего служат предохранители?

  3. Какими свойствами характеризуется последовательное соединение

сопротив­лений?

  1. Что называется потерей напряжения в проводниках, от чего оно зависит?

  2. Сформулируйте первый закон Кирхгофа.

  3. Как определить эквивалентное сопротивление при параллельном

соедине­нии?

  1. Сформулируйте второй закон Кирхгофа.

Тема 1.3. Электромагнетизм

В теории магнитного поля много величин, идентичных величинам электричес­кого поля. Однако есть и существенные различия. Например, электрическое поле - разомкнутое, магнитное - замкнутое; напряженность электрического поля есть ве­личина, зависящая от среды, в которой действует поле, напряженность магнитного поля есть величина, характеризующая поле вне среды, т.е. от среды не зависит.

Следует уяснить физическую сущность явления намагничивания и перемагни-чивания ферромагнитных материалов, особенности их строения, поведение в

магнитном поле. Циклическое перемагничивание ферромагнитных материалов сопро­вождается их нагревом, а следовательно, потерей некоторой энергии. Известно, что количество энергии, теряемой в ферромагнитном теле за полный цикл перемагничивания, пропорционально площади петли гистерезиса. Следует также знать различия магнитных свойств ферромагнитных материалов.

Расчет магнитных цепей основан на законе полного тока. Важно правильно оп­ределить число слагаемых в правой части уравнения, выражающей закон полного тока. Число слагаемых определяется количеством различных материалов и различи­ем сечений стержней магнитопровода в рассчитываемой магнитной цепи. Не следует забывать, что для ферромагнитных материалов напряженность магнитного поля при соответствующей индукции в стержне определяется по кривым намагничивания, в то время как для воздушных зазоров напряженность рассчитывается по выражению:

Н0 = 8 • 10 В0.

На роль воздушного зазора на пути силовых линий обратите особое внимание: на его магнитное сопротивление, на величину магнитного напряжения в нем.

При изучении электромагнитной индукции следует уяснить, что электродвижу­щая сила может наводиться магнитным полем лишь в том случае, когда проводник движется в магнитном поле, пересекая силовые линии поля, или когда меняется магнитный поток. Направление ЭДС индукции определяют согласно правилу «пра­вой руки» и правилу Ленца. Закон электромагнитной индукции лежит в основе рабо­ты генератора.

Следует хорошо уяснить физическую сущность причин возникновения ЭДС са­моиндукции и взаимоиндукции, являющихся наиболее часто встречающимися фор­мами проявления закона электромагнитной индукции.

Явление самоиндукции наблюдается в любом проводнике, но особенно оно за­метно в многовитковых катушках. Явление взаимоиндукции очень похоже на явле­ние самоиндукции, разница лишь в том, что при взаимной индукции изменение тока в одном контуре наводит ЭДС в другом контуре.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите величины, характеризующие магнитное поле.

  2. Что такое магнитная индукция и магнитный поток? По каким формулам они определяются и в каких единицах измеряются?

  3. Почему наличие ферромагнитного сердечника в катушке увеличивает

магнит­ный поток?

  1. Превращение какой энергии в какую происходит благодаря электромагнит­
    ной индукции?

  2. Почему проводники с током воздействуют один на другой? Как определяются
    величина и направление этого взаимодействия?

  3. Что называется абсолютной магнитной проницаемостью среды? Что учитыва­ет относительная магнитная проницаемость среды?

  4. Что называется напряженностью магнитного поля и в каких единицах она измеряется?

  5. Какая причина вызывает вихревые токи в массивных сердечниках?

  6. Что называется взаимной индуктивностью? От чего зависит взаимная

индук­тивность двух катушек?

  1. От чего зависит величина ЭДС самоиндукции?

  2. Что называется индуктивностью катушки и от чего она зависит?

  3. Что такое электромагнит? Приведите примеры использования его в технике.

  4. Объясните процесс намагничивания ферромагнитного сердечника.

  5. Что такое магнитный гистерезис? Каково практическое значение этого явления?

Тема 1.4. Электрические измерения

При изучении темы необходимо усвоить терминологию электроизмерительной техники, знать системы электроизмерительных приборов, принцип действия и ус­тройство приборов, значение символов на шкалах приборов.

Необходимо знать определение чувствительности и постоянной прибора, а так­же определение вращающего и противодействующего моментов.

Важно уяснить, что один и тот же измерительный механизм можно приспосо­бить для измерения тока, напряжения, угла сдвига фаз и др. Поэтому знание устройства, принципа действия и свойств измерительных механизмов различных систем позволит разобраться в областях их применения, достоинствах и недостат­ках.

При изучении измерения тока и напряжения надо обратить внимание на схемы включения приборов в цепях постоянного и переменного тока с расширенными пре­делами измерений шунтами, добавочными сопротивлениями и измерительными тран­сформаторами.

Обязательно помнить, что шунтом расширяют пределы измерений только у амперметров магнитоэлектрической системы, так как у амперметров электромаг­нитной системы большое внутреннее сопротивление и, следовательно, падение на­пряжения на шунте должно быть большим, и шунт должен быть тоже больших размеров.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое абсолютная и приведенная погрешности прибора?

  2. Дайте определение класса точности, назовите практическое применение

при­боров в зависимости от класса точности.

  1. Как классифицируются приборы по роду измеряемой величины?

  2. Как классифицируются приборы по принципу действия измерительных

меха­низмов?

  1. Опишите требования к электроизмерительным приборам всех систем.

  1. Объясните устройство, принцип действия и назначение электромагнитных
    приборов.

  2. Объясните устройство, принцип действия и назначение магнитоэлектричес­-
    ких приборов.

  3. Перечислите преимущества электродинамической системы перед

остальны­ми.

  1. Почему амперметр должен обладать наименьшим сопротивлением по

сравне­нию с сопротивлением цепи?

  1. Почему шунт включается параллельно измерительному механизму?

  1. Во сколько раз и почему увеличивается цена деления амперметра при

под­ключении шунта?

  1. Как можно подобрать добавочное сопротивление?

  2. Какими приборами можно измерить мощность? Составьте схемы.

  1. Определите цену деления амперметра со шкалой в 100 делений, если пределы его измерения равны 0,25; 0,5; 1 А.

  2. Определите сопротивление шунта к амперметру для измерения тока цепи 5А, если известно, что сопротивление прибора равно 0,49 Ом, а номинальный ток при­бора равен 100 мА.

  3. Определите величину добавочного сопротивления к вольтметру для измере-­
    ния напряжения 15В, если известно, что сопротивление его равно 8 Ом, а измеряе-­
    мое напряжение прибора равно 150 мВ.

  1. Измерительные механизмы каких систем используются в ваттметрах?

Тема 1.5. Однофазные электрические цепи переменного тока

При изучении однофазных цепей переменного синусоидального тока, прежде всего, следует твердо усвоить основные понятия переменного тока: период, частота, фаза, сдвиг фаз, мгновенное, амплитудное, среднее, действующее значение. Надо уметь определять сдвиг по фазе между синусоидальными величинами.

При расчетах цепей переменного тока чаще пользуются действующими значени­ями переменных величин, и измерительные приборы, как правило, показывают дей­ствующее значение, поэтому надо уметь определять действующее значение перемен­ной величины.

Графическое изображение переменных величин при помощи векторных диаг­рамм облегчает и упрощает изучение этой темы. Поэтому следует научиться изобра­жать синусоидальные величины векторами, уметь производить сложение и вычита­ние векторов.

Многие параметры цепей переменного тока аналогичны параметрам цепей пос­тоянного тока, но это только по форме. Поэтому нельзя механически переносить приемы расчета цепей постоянного тока на расчет цепей переменного тока, так как это приведет к ошибкам. Сначала надо рассмотреть цепи переменного тока с актив­ным сопротивлением, затем - только с индуктивностью, с активным сопротивлени­ем и индуктивностью, в том же порядке - цепи переменного тока с емкостью. Толь­ко после усвоения этих основных цепей можно приступить к изучению последова­тельного и параллельного соединений всех видов сопротивлений.

Вопросы для самоконтроля

  1. Поясните основные параметры переменного тока: период, частота, амплитуда, фаза, начальная фаза.

  2. Поясните процесс получения синусоидальной ЭДС с помощью простейшего генератора переменного тока.

  3. В паспорте электродвигателя указано значение напряжения 380 В. К какому значению относится это напряжение: мгновенному, амплитудному,

действующе­му?

  1. Вольтметр, включенный в цепь переменного тока, показал 220 В. Каково

на­ибольшее значение напряжения в такой цепи?

  1. Перечислите потребители, обладающие активным сопротивлением.

  2. Что называется индуктивным сопротивлением и от чего оно зависит?

  3. Что называется активной мощностью? Единицы ее измерения.

  1. Постройте векторную диаграмму для цепи с индуктивностью, запишите
    уравнения напряжения на катушке индуктивности, если уравнение тока имеет
    вид: I = 1т sin (ω t + 30°).

  1. Какая мощность называется реактивной и в каких единицах она измеряется?

  1. Начертите схему замещения реальной катушки индуктивности.

  1. Постройте векторную диаграмму напряжений и токов, запишите уравне­
    ния напряжений: активного, индуктивного, общего, если уравнение тока имеет
    вид: I = 1т sin (ω t - 45°).

  2. От каких величин зависит угол сдвига фаз между током и напряжением в
    цепи RL.

  1. Постройте треугольник сопротивлений и мощностей для цепи КЬ.

  2. От каких величин зависит емкостное сопротивление?

  1. Постройте векторную диаграмму для цепи с емкостью, запишите уравнения
    напряжения, если I = 1т sin (ω t + 45°).

  2. От каких величин зависит величина угла сдвига фаз между током и напряже­-
    нием источника в неразветвленной цепи RLC?

  1. Постройте векторную диаграмму напряжений, треугольник сопротивлений и мощностей для цепи RLC. Как посчитать полное сопротивление цепи? Запишите закон Ома для цепи RLC.

  2. Что называется колебательным контуром? От каких величин зависит собственная частота колебаний контура?

  3. Назовите условие возникновения резонанса напряжений. В какой цепи оно возникает? Какими свойствами обладает цепь при резонансе напряжений?

  1. Постройте векторную диаграмму для параллельно соединенных реальной
    катушки и реального конденсатора.

  2. Запишите условие возникновения резонанса токов и свойства параллельного колебательного контура при резонансе токов.

  3. Что называется коэффициентом мощности? Каково его технико -экономи­ческое значение и способы его повышения?

Тема 1.6. Трехфазные электрические цепи

Трехфазная цепь представляет собой систему трех однофазных цепей перемен­ного тока.

В результате изучения темы надо понять принцип получения трехфазной систе­мы, ЭДС и токов, усвоить понятие линейных и фазных токов и напряжений, соотно­шения между ними при соединении звездой и треугольником, знать свойства и осо­бенности соединения звездой и треугольником, четко представлять роль нулевого провода при соединении звездой. Расчет трехфазных симметричных цепей основы­вается на знании материала однофазных цепей, так как все параметры определяются для одной фазы, после чего переходят к вычислению линейных токов, напряжений и мощностей цепи.

Расчет несимметричных трехфазных цепей сводится к определению напряжения на фазах приемника. Значения этих напряжений зависят от напряжения смещения нейтрали UNN1.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что называется трехфазной системой электрических цепей?

  2. Что называется соединением звездой? Каковы соотношения между линейными и фазными напряжениями и токами при соединении звездой?

  3. Что называется соединением треугольником? Каковы соотношения между
    линейными и фазными напряжениями и токами при соединении треугольником?

  4. Какая система называется четырехпроводной системой трехфазного тока и
    когда она применяется?

  5. Какова роль нулевого провода в трехфазной системе и когда можно обойтись без него?

  6. Почему на нулевой провод не ставят предохранители? Как определить, какой из проводов четырехпроводной трехфазной системы является нейтральным?

  7. При каких условиях обрыв нулевого провода сопровождается нежелательны­
    ми явлениями? В чем они состоят?

  8. В чем преимущества четырехпроводной системы перед трехпроводной?

  9. Как подсчитывается мощность в трехфазных цепях?

  1. Во сколько раз и как изменится мощность, если при одинаковых линейных напряжениях три одинаковых сопротивления, соединенные звездой, переключить на треугольник?

  2. Три одинаковых катушки с активным сопротивлением R = 6 Ом и реактив­-
    ным ХL = 8 Ом соединены звездой и включены в сеть напряжением UЛ= 380 В.
    Определить ток в цепи, активную и реактивную мощности.

  3. Трехфазный асинхронный двигатель, обмотки которого соединены треуголь­ником, подключен к сети UЛ = 380 В. Определить фазные и линейные токи, реактив­ную и полную мощности, полное сопротивление фазы двигателя, если он развивает мощность Р = 10 кВт при соs ω = 0,8.

Раздел 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ТРАНСФОРМАТОРЫ

Тема 2.1. Трансформаторы

При изучении материалов темы необходимо усвоить, что работа трансформатора основана на явлении взаимной индукции, запомнить наименование и конструктив­ные особенности основных частей трансформатора: сердечника (магнитопровода), первичной и вторичной обмоток.

Необходимо особое внимание уделить физическим процессам в трансформаторе при холостом ходе и при нагрузке, пояснив их упрощенными векторными диаграм­мами. При холостом ходе можно пренебречь падением напряжения в обмотках.

Надо знать вид внешней характеристики трансформатора и иметь понятие о процентном изменении напряжения. Особое внимание должно быть уделено трех­фазным трансформаторам, автотрансформаторам, сварочным трансформаторам типа СТЭ, СТН, СТД, ТС, их характеристике, отличию друг от друга; измерительным трансформаторам, особенностям их рабочих режимов.

Надо ясно представлять, почему трансформатор тока работает в режиме корот­кого замыкания и для него опасен разрыв вторичной цепи, а трансформатор напря­жения работает в режиме, близком к режиму холостого хода, для него опасно корот­кое замыкание.

Вопросы для самоконтроля

  1. Объясните принцип действия и устройство трансформатора. Почему он может работать только на переменном токе?

  2. Что называется коэффициентом трансформации трансформатора? Какой опыт нужно провести, чтобы практически его определить?

  3. Для чего применяются измерительные трансформаторы?

  1. Каковы преимущества и недостатки автотрансформаторов по сравнению с
    двухобмоточными трансформаторами.

  2. Какие электроизмерительные приборы надо иметь для проведения опыта хо­лостого хода трансформаторов? Какие величины можно получить при проведении этого опыта?

  3. Какие физические явления могут одновременно происходить в магнитопроводе трансформатора?

  4. Каковы особенности магнитопровода трехфазного трансформатора? Покажи­
    те пути замыкания магнитных потоков трех фаз в магнитопроводе при нагрузке.

  5. Каковы особенности сварочного трансформатора? Почему такой трансформа­
    тор должен обладать короткопадающей характеристикой?

  6. Каковы особенности включения трансформаторного тока? Почему недопус­тимо размыкание их вторичных обмоток при работе?

.

Тема 2.2. Электрические машины переменного тока

Изучая трехфазный асинхронный двигатель, следует прежде всего ознакомиться с его устройством и принципом действия, с основными параметрами: скольжением, частотой вращения ротора, частотой тока в роторе, ЭДС, индуктируемой вращаю­щимся полем в неподвижном и вращающемся роторе. Следует установить влияние скольжения на индуктивное сопротивление ротора, на сдвиг фаз между ЭДС и током ротора. После этого можно перейти к изучению зависимости вращающего момента от скольжения и частоты вращения ротора, т.е. к механической характеристике двигателя.

Отдельно надо рассмотреть вопрос о величине вращающего момента при сколь­жении, равном единице, уметь доказать, что несмотря на значительный ток при пус­ке, пусковой момент асинхронного двигателя невелик и при увеличении активного сопротивления в цепи ротора уменьшается величина пускового тока, одновременно с этим увеличивается пусковой момент.

Следует обратить внимание на изучение схем и особенностей пуска асинхрон­ных двигателей, на применение их в производстве.

Вопросы для самоконтроля

  1. Приведите классификацию машин переменного тока. Каковы их преимущества и недостатки?

  2. Поясните получение трехфазного вращающегося магнитного поля,

  3. Какие синхронные скорости можно получить при частоте тока в сети напряжением 50 Гц?

  4. Из каких основных частей состоит асинхронный двигатель и каково их назначение?

  5. Объясните принцип работы асинхронного двигателя.

  6. Что нужно сделать, чтобы изменить направление вращения асинхронного

дви­гателя?

  1. Напишите формулу определения скольжения. В каких пределах может

изме­няться скольжение?

  1. На основании формулы скольжения напишите выражения для определения
    частоты вращения ротора.

  2. Чему равно скольжение ротора при пуске двигателя?

10. Напишите формулы для ЭДС Е1 и Е2, наводимые в фазах обмоток статора и ротора.

  1. Как определится ЭДС Е2s, наводимая в фазе вращающегося ротора?

  1. Напишите формулу для определения индуктивного сопротивления Х2s фазы
    вращающегося ротора.

  2. Начертите график зависимости вращающего момента двигателя от скольже­-
    ния. Почему двигатель не может работать на правой части характеристики?

  1. Способы пуска асинхронных двигателей. В чем недостаток прямого пуска?

  2. Какие двигатели называются синхронными?

  3. Какие потери мощности имеют асинхронные двигатели?

  4. Устройство и принцип работы синхронного двигателя.

Тема 2.3. Электрические машины постоянного тока

Материал темы должен изучаться на уровне общего ознакомления с машинами постоянного тока.

В процессе изучения электрических машин постоянного тока необходимо озна­комиться с их устройством и принципом действия, рассмотреть режимы работы, схемы, характеристики, параметры, возможности практического применения гене­раторов и двигателей, обратить внимание на общую конструкцию электрических машин постоянного тока, на особенности графических обозначений и принцип их маркировки. Надо усвоить основные соотношения электрических величин, как для генератора, так и для двигателя.

Важно провести сопоставление двигателей постоянного тока и асинхронных, выяснить их достоинства и недостатки, знать области применения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какой ток индуктируется в обмотке якоря генератора постоянного тока?

  2. Какое назначение коллектора в генераторе постоянного тока?

  3. Из каких основных частей состоит машина постоянного тока и каково их
    назначение?

  4. На какие типы разделяются генераторы по способу возбуждения?

  5. Какие свойства генератора с параллельным возбуждением?

  6. Какое назначение каждой обмотки возбуждения генератора со смешанным
    возбуждением?

  7. Чем электродвигатель отличается от генератора?

  8. В чем заключается обратимость электрических машин?

  9. Почему электродвигатель постоянного тока нельзя пускать в ход без пускового
    реостата?

  10. Почему нельзя размыкать цепь обмотки возбуждения двигателя с параллель­ным возбуждением?

Раздел 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА


Тема 3.1. Основы электропривода

При изучении темы необходимо уяснить, что представляет собой современный производственный исполнительный механизм и как различать отдельные виды элек­тропривода.

Механические характеристики электродвигателей дают полное представление о работе электродвигателей в системе электропривода.

Требуется хорошо усвоить режимы работы электродвигателей - двигательный и различные режимы торможения.

Главным фактором, определяющим мощность электродвигателя, является до­пустимая температура нагрева обмоток. Особое внимание следует уделить изучению метода эквивалентных величин как основного для расчета мощности электродвига­телей при различных режимах работы.

При изучении схем управления электрическими двигателями следует выяснить назначение всех элементов схемы и изучить порядок их взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятия «электропривод». Какие элементы входят в него?

  2. Приведите механические характеристики основных рабочих машин (вентиля­
    торов, конвейеров, подъемников) и асинхронного двигателя. Как будет выглядеть их
    совместная механическая характеристика для какого-либо агрегата (например, вен-­
    тилятор - асинхронный двигатель)?

  3. Как протекает процесс нагревания и охлаждения электродвигателя? Что назы­вается перегревом изоляции?

  4. На какие классы по нагревостойкости делятся электроизолирующие материалы? Чему равен допускаемый перегрев для изоляции классов А и В?

  1. Поясните основные режимы работы электродвигателя (продолжительный,
    кратковременный, повторно-кратковременный) и начертите диаграммы работы для
    каждого режима.

  2. Как определяется мощность электродвигателя при каждом режиме работы?

  3. Поясните устройство и принцип работы магнитного пускателя.

  4. Начертите схему управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с помощью магнитного пускателя. Каково назначение блок-контакта, шун­тирующего пусковую кнопку?

9. Начертите схему управления асинхронным двигателем с коротко-замкнутым ротором и дросселями насыщения.

10. Поясните работу схемы управления асинхронным двигателем с использова­нием тиристоров в качестве бесконтактного пускателя. Можно ли с помощью тирис­торов регулировать частоту вращения ротора электродвигателя?

Тема 3.2. Аппаратура управления и защиты. Элементы автоматики

В теме должны быть изучены конструкции, принцип действия и области приме­нения основных аппаратов и устройств, применяемых в схемах автоматизированного релейно-контактного и ручного управления электродвигателями исполнительных механизмов.

Необходимо подчеркнуть важность этой темы, так как знание аппаратуры управ­ления и защиты позволяет не только правильно устанавливать и налаживать ее, но и свободно ориентироваться в незнакомых схемах при отсутствии их описания.


Вопросы для самоконтроля

  1. Кратко охарактеризуйте основные группы электроаппаратов.

  1. Перечислите аппараты защиты, приведите их условные графические и позиционные обозначения, охарактеризуйте области их применения.

  1. Как выбрать номинальные параметры аппаратов защиты?

  1. Перечислите аппараты ручного управления, приведите их условные графичес­кие и позиционные обозначения, охарактеризуйте области применения.

  2. Начертите схемы управления трехфазным асинхронным двигателем с помощью магнитного пускателя. Объясните назначение элементов и работу схемы.

  1. Перечислите наиболее существенные элементы автоматики.

  2. На какие группы делятся измерительные преобразователи?

  1. Поясните принцип действия основных параметрических преобразователей,
    укажите их назначение и устройство.

  2. Какие измерительные преобразователи относятся к генераторным? Их назна­чение, устройство и принцип действия.

10. Какие исполнительные электродвигатели Вы знаете? Как работает дискрет­ный двигатель?

11. Поясните назначение, устройство и принцип действия контактных и бескон­тактных сельсинов. В каких режимах могут работать сельсины?

  1. Поясните принцип работы дросселя с подмагничиванием постоянным током.

  2. Поясните работу и особенности трансформаторного магнитного усилителя.

  1. Каково назначение обратной связи в магнитных усилителях? Как работает
    такой усилитель?

  2. Поясните устройство, назначение и принцип действия ферромагнитного ста­билизатора.

  3. Поясните принцип действия магнитного усилителя для осуществления логиических операций. Почему для него необходим материал с прямоугольной петлей гис­терезиса?

Раздел 4. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ


Тема 4.1. Полупроводниковые приборы

При изучении темы обратите внимание на собственную и примесную проводи­мости.

В результате изучения темы необходимо усвоить, что полупроводниковый диод имеет один р-п переход, работает при обратном напряжении на р-п переходе; назначение и классификацию транзисторов, их устройство и принцип действия, характе­ристики.

При изучении темы необходимо понять, что тиристор - полупроводниковый прибор с тремя и более р-п переходами. На вольтамперной характеристике имеется участок отрицательного сопротивления (при уменьшении напряжения ток увеличи­вается). По числу выводов тиристоры бывают:

с двумя выводами - диодный тиристор (динистор);

с тремя выводами - триодный тиристор (тринистор), третий вывод от управля­ющего электрода.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие носители заряда, перемещаясь, образуют ток в полупроводниках с п-
    проводимостью, с р-проводимостью?

  2. Как образуется р-п переход, каково его основное свойство?

  3. Чем объяснить наличие тока в полупроводниковом диоде при подаче

обратно­го напряжения?

  1. Где применяются полупроводниковые диоды?

  2. Как устроен транзистор?

  3. Поясните принцип работы транзистора типа р-п-р.

  4. Какие схемы включения транзисторов существуют?

  5. Чем объяснить отсутствие усиления по току в схеме включения транзистора с общей базой?

  6. Укажите область практического применения транзисторов.

  1. Как устроен тиристор и для чего он применяется?

  2. Объясните принципиальное различие между биполярными и полевыми

тран­зисторами.

Тема 4.2. Фотоэлектронные приборы

При изучении темы необходимо ознакомиться с основными характеристиками и параметрами фотоэлементов.

При изучении фоторезисторов следует обратить внимание на материал, устрой­ство, схему включения, физические процессы при отсутствии и наличии освеще­ния.

Необходимо усвоить, что фотодиод - полупроводниковый фотоэлектрический прибор с внутренним фотоэффектом, изучить его устройство, режимы работы, схе­мы включения и вольтамперные характеристики.

Фототранзистор - фотоэлектрический полупроводниковый прибор с двумя р-п переходами; необходимо усвоить его устройство, схему включения, физические про­цессы при освещении базы, вольтамперные характеристики.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое фотоэлемент?

  2. Как устроен и работает вакуумный фотоэлемент?

  3. Как устроены и работают фотосопротивления?

  4. Для какой цели служат фотодиоды?

  5. Какие функции выполняют фототранзисторы?

  6. Объясните механизм работы и возможность практического применения светодиодов.

  7. Что такое оптрон?

Тема 4.3. Электронные выпрямители и стабилизаторы

При изучении темы необходимо понять назначение и классификацию выпрями­телей. Наибольшее применение находит двухполупериодная однофазная мостовая схема выпрямителя; рассмотрите прохождение токов в оба полупериода и обратите внимание на ее преимущества перед другими схемами.

Необходимо усвоить, что трехфазные выпрямители применяются для получения средней и большой мощности. На выходе выпрямителя выпрямленное напряжение является пульсирующим и, кроме постоянной составляющей, содержит переменную.

Для сглаживания пульсации применяются фильтры. Основным параметром для фильтров является коэффициент сглаживания.

При изучении стабилизаторов напряжения и тока необходимо ознакомиться с назначением основных элементов, принципом действия, с преимуществами и недо­статками различных методов стабилизации.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как работает однополупериодный выпрямитель с полупроводниковым дио­дом?

  2. Каковы отличия двухполупериодного выпрямителя от однополупериодного?

  3. В каких случаях необходимо последовательное, параллельное и смешанное соединение полупроводниковых диодов в выпрямительных схемах?

  4. Как работает выпрямитель трехфазного тока?

  5. Каково назначение фильтров в выпрямителях?

  6. Как работает полупроводниковый стабилизатор напряжения?

Тема 4.4. Электронные усилители

При изучении темы необходимо ознакомиться с основными параметрами усили­телей: входное и выходное сопротивление усилителя, коэффициент усиления по на­пряжению и току, по мощности; амплитудно-частотной характеристикой и частот­ными искажениями.

Обратная связь в усилителях встречается в практических схемах часто, поэтому обратите внимание на ее изучение.

Познакомьтесь с требованиями к усилителям мощности и с их показателями, изучите режимы и классы работы.

При изучении усилителей постоянного тока вначале рассмотрите однотактный усилитель с непосредственной связью между каскадами; выясните назначение эле­ментов.

Необходимо усвоить общие принципы работы операционных усилителей и их основные свойства.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как классифицируются электронные усилители? Приведите основные показа­тели работы усилителей.

  2. Дайте определение коэффициенту усиления по напряжению, току и мощнос­ти.

  3. Поясните принцип усиления напряжения.

  4. Что показывает частотная характеристика?

  5. Для чего применяются многокаскадные усилители?

  6. Как осуществляются межкаскадные связи в схемах усилителей?

  7. В чем отличие предварительного каскада усиления от оконечного каскада?

  8. Приведите примеры применения усилителей постоянного тока.

Тема 4.5. Электронные генераторы и измерительные приборы

Изучите схемы и принцип действия генераторов синусоидальных колебаний типа 1С; необходимо уяснить назначение элементов и физические процессы в схемах; схемы генераторов пилообразного напряжения и их режимы; принцип работы муль­тивибратора на биполярных транзисторах, форму напряжения на коллекторах и ба­зах.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие процессы протекают в колебательном контуре?

  2. Как работает генератор синусоидальных напряжений?

  3. Для чего применяются генераторы пилообразного напряжения? Как они рабо­тают?

  4. Как устроен симметричный мультивибратор и для чего он применяется?

  5. Как устроена и работает электронно-лучевая трубка?

  6. Как отклоняется сфокусированный луч в электронно-лучевых трубках?

  1. Какие существуют способы фокусировки электронного луча и как осущес­твляется регулировка яркости в электронно-лучевых трубках?

  2. Что является основной частью осциллографа и для чего он используется?

  3. Объясните устройство и принцип работы электронного вольтметра.

Тема 4.6. Интегральные схемы микроэлектроники

Основная цель темы - изучить новое поколение электронных приборов и аппа­ратов: гибридные, толстопленочные, интегральные микросхемы; технологию изго­товления микросхем, классификацию и применение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что называется интегральной микросхемой (ИМС)?

  2. Опишите устройство полупроводниковой ИМС и способы ее изготовления.

  3. Что понимают под пленочными ИМС?

  4. Каковы особенности тонкопленочных и толстопленочных ИМС?

  5. Какие ИМС называются гибридными? Их особенности.

  6. Какие пассивные и активные элементы входят в ИМС?

  7. Что Вы знаете о корпусах ИМС?

.

Тема 4.7. Электронные устройства автоматики и вычислительной техники

Изучите схемы автоматики. Обратите внимание на элементы автоматических устройств. Разберитесь в системах автоматического контроля, управления и регули­рования производственных процессов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Поясните назначение элементов автоматических устройств.

  2. Какова роль автоматического контроля за производственным процессом?

  3. Перечислите основные узлы структурной схемы системы управления.




IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа состоит из двадцати пяти вариантов. Каждый вариант со­держит один вопрос и четыре задачи.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требо­вания:

  • в контрольную работу обязательно выписываются полностью вопросы и усло­вия задач, заносятся схемы и чертежи. После вопроса должен следовать ответ на него. Содержание ответов должно быть четким и кратким;

  • вычислениям должны предшествовать исходные формулы;

  • для всех исходных и вычислительных физических величин должна указываться размерность; при этом следует иметь в виду, что числовые значения величин можно подставлять только в том случае, если их размерность совпадает;

  • при выборе недостающих параметров следует указывать источник, откуда взя­ты данные величины;

  • приводятся необходимые эскизы и схемы.

На каждой странице оставляются поля шириной 3-4 см для замечаний проверя­ющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список использованной литературы, указывается методическое пособие, по которому выполнены работы, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.

На обложке тетради указывается учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы, фамилия, имя, отчество исполнителя, точ­ный почтовый адрес.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.

Домашние контрольные работы оцениваются «зачтено» или «не зачтено». После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания рецензента, повторить недостаточно усвоенный теоретический материал.

Незачтенная контрольная работа подлежит повторному выполнению.

Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращают­ся студенту.








ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ


В контрольную работу входят четыре задачи из раздела 1 и один теоретический вопрос из раздела 2.

Т а б л и ц а 1

Последние цифры шифра

№ варианта

Контрольная работа

№ задачи

№ варианта

01

26

52

76

1

1

2

4

9

1

02

27

52

77

2

1

2

4

9

2

03

28

53

78

3

1

2

4

9

3

04

29

54

79

4

1

2

4

9

4

05

30

55

80

5

1

2

4

9

5

06

31

56

81

6

1

2

5

9

6

07

32

57

82

7

1

2

5

9

7

08

33

58

83

8

1

2

5

9

8

09

34

59

84

9

1

2

5

9

9

10

35

60

85

10

1

2

5

9

10

11

36

61

86

11

1

2

6

10

11

12

37

62

87

12

1

2

6

10

12

13

38

63

88

13

1

2

6

10

13

14

39

64

89

14

1

2

6

10

14

15

40

65

90

15

1

2

6

10

15

16

41

66

91

16

1

3

7

10

16

17

42

67

92

17

1

3

7

10

17

18

43

68

93

18

1

3

7

10

18

19

44

69

94

19

1

3

7

10

19

20

45

70

95

20

1

3

7

10

20

21

46

71

96

21

1

3

8

10

21

22

47

72

97

22

1

3

8

11

22

23

48

73

98

23

1

3

8

11

23

24

49

74

99

24

1

3

8

11

24

25

50

75

100

25

1

3

8

11

25









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Задача № 1


Цепь постоянного тока содержит группы резисторов, соединенных смешано. Схема цепи представлена на рисунках (схема 1-5). Известные в задачах величины токов, напряжений, мощностей, электрических сопротивлений и номер рисунка указаны в таблице 2.

Индекс тока, напряжения и мощности совпадает с индексом резистора, через который течет ток, на котором действует это напряжение или выделяется эта мощность. Например, через резистор R1 протекает ток I1, на нем действует напряжение U1, выделяется мощность Р1. I - полный ток цепи. Определите все остальные величины, указанные в таблице.

В таблице указаны резисторы и вид соединения. Можно ли считать эти резисторы соединенными таким образом? Обоснуйте свой ответ.

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Основы электротехники


Т а б л и ц а 2


№ вар.

рис

R1,

Ом

R2,

Ом

R3,

Ом

R4,

Ом

R5,

Ом

Rab,

Ом

U1,

В

U2,

В

U3,

В

U4,

В

U5,

В

Uab,

В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

01

1

2

4

9

9

9

-

-

-

-

-

-

81

02

2

-

9

9

9

-

-

36

27

-

-

-

03

-

4

9

9

9

-

18

-

-

-

-

-

04

-

-

9

9

9

9

-

36

-

-

-

-

05

-

-

9

9

9

-

18

-

-

-

-

-

06

2

12

12

20

30

6

-

-

-

-

-

-

120

07

R1= R2

-

20

-

-

-

-

30

-

60

-

-

08

12

12

-

-

6

24

-

-

-

-

-

-

09

R1= R2

-

-

30

-

-

30

-

60

-

-

-

10

R1= R2

-

-

-

-

24

-

-

-

-

30

-

11

3

-

-

100

-

-

-

-

50

-

-

-

110

12

60

-

-

-

-

-

-

-

-

110

-

-

13

-

-

-

110

-

-

-

-

50

-

-

-

14

60

100

-

110

-

-

-

-

-

-

-

-

15

-

-

100

-

-

-

60

50

-

-

-

-

16

4

2

8

4

1

3

-

-

-

-

-

-

-

17

-

8

-

-

-

-

-

-

16

-

12

-

18

-

-

4

1

-

12

16

-

-

-

-

-

19

-

-

-

1

3

-

-

64

-

4

-

-

20

2

8

4

1

3

-

-

-

-

-

-

-

21

5

-

-

4

-

-

-

-

50

-

-

-

110

22

3

50

4

46

-

-

60

-

-

-

-

-

23

-

50

4

46

-

-

-

-

-

-

-

-

24

-

-

-

-

-

-

-

-

4

46

-

-

25

-

-

-

-

-

85

-

4

-

-

-

-























Т а б л и ц а 2

См. продолжение


№ вар.

Р1,

Вт

Р2,

Вт

Р3,

Вт

Р4,

Вт

Р5,

Вт

Рab,

Вт

I1,

А

I2,

А

I3,

А

I4,

А

I5,

А

Iab,

А

Резисторы

Вид

соединений

01

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

R2 и R3

Послед.

02

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

R2 и R3

- *-

03

-

324

-

-


-

-

-

-

-

-

-

R2 и R3

- *-

04

-

-

81

-

-

-

-

-

-

-

-

-

R2 и R5

Паралел.

05

-

-

-

-

-

729

-

-

-

-

-

-

R5 и R3

- *-

06

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

R2 и R4

Послед.

07

-

-

-

-

15

-

-

-

-

-

5

-

R4 и R5

- *-

08

-

-

-

-

0

-

-

-

3

-

-

5

R3 и R4

Паралел.

09

75

-

-

-

-

600

-

9

-

-

-

-

R2 и R4

Послед.

10

-

75

-

-

-

-

2,5

-

-

2

-

-

R3 и R5

- *-

11

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

2

R1 и R5

- *-

12

-

-

-

110

-

-

1

0,5

-

-

-

-

R2 и R3

Паралел.

13

60

-

25

-

-

-

-

-

-

-

-

-

R1 и R4

- *-

14

-

-

-

-

-

220

-

-

-

-

-

2

R4 и R2

Послед.

15

-

25

-

110

-

-

-

-

-

-

-

-

R1 и R3

- *-

16

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

R2 и R3

- *-

17

128

-

-

-

-

-

-

8

4

-

-

-

R3 и R4

Паралел.

18

-

512

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

R2 и R4

Послед.

19

-

-

19

-

-

786

-

-

-

-

-

-

R1 и R2

- *-

20

-

-

-

16

-

-

-

-

-

-

-

-

R3 и R4

Паралел.

21

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

2

R1 и R3

Послед.

22

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

R1 и R2

- *-

23

120

50

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

R2 и R3

Паралел.

24

-

-

-

-

-

220

2

1

-

-

-

-

R3 и R4

- *-

25

-

-

-

46

-

-

-

-

-

-

-

2

R2 и R3

Послед.

Задача № 2

Неразветвленная цепь переменного тока содержит активные и реактивные сопротивления. Схема цепи приведена на соответствующем рисунке (схемы

6-8) Величины всех сопротивлений и один из дополнительных параметров заданы в таблице 3.

Определить:

  1. полное сопротивление Z;

  2. напряжение U, приложенное к цепи;

  3. силу тока в цепи I;

  4. угол сдвига фаз (величину и знак);

  5. активную Р, реактвную Q и полную S мощности, потребляемые цепью.

Начертить в масштабе векторную диаграмму напряжений цепи и подробно объяснить ее построение. Дать определение переменного тока, описать параметры.

Задача № 3

Разветвленная цепь переменного тока состоит из двух параллельных ветвей, содержащие активные и реактивные сопротивления. Схема цепи приведена на соответствующем рисунке (схемы 9-10). Величины всех сопротивлений и один из дополнительных параметров заданы в таблице 3. Все величины, относящиеся к первой ветви, имеют индекс «1», а ко второй - «2».

Определить:

  1. токи I1 и I2 в обеих ветвях;

  2. ток I в неразветвленной части цепи;

  3. напряжение Г, приложенное к цепи;

  4. активную Р, реактивную Q и полную мощности, потребляемые цепью.

Начертить в масштабе векторную диаграмму токов цепи и дать подробное пояснение к ее построению.

Расскажите о явлении резонансов токов. Можно получить его в данной цепи или нужно изменить цепь? Каким образом? Каково практическое применение резонанса токов?


Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Основы электротехники



Т а б л и ц а 3


№ варианта

рисунка

(схемы)

R1,

Ом

R2,

Ом

XL1,

Ом

XL2,

Ом

XС1,

Ом

XС2,

Ом

дополнительный

параметр

01

6

4

-

6

-

3

-

QI = 150вар

02

6

12

-

18

-

2

-

S = 500 В*А

03

6

3

-

2

-

6

-

U = 50В

04

6

8

-

4

-

10

-

Р = 800 Вт

05

6

6

-

10

-

2

-

I = 5А

06

7

6

2

3

-

9

-

U = 40В

07

7

8

4

20

-

4

-

QL1 = 500 вар


08

7

4

4

4

-

10

-

I = 4А

09

7

3

3

2

-

10

-

QС1 = 160 вар


10

7

4

2

12

-

4

-

Р = 24 Вт

11

8

8

-

12

-

4

2

Р = 200 Вт

12

8

3

-

8

-

2

10

Q= 400 вар

13

8

12

-

4

-

12

8

I = 4 А

14

8

4

-

10

-

4

3

UС2 = 15 В

15

8

6

-

12

-

2

2

U L1 = 15 В

16

9

5

3

-

4

-

-

Q= 64 вар

17

9

10

6

-

8

-

-

U = 50 В

18

9

4

4

-

3

-

-

I2 = 4 А

19

9

8

4

-

3

-

-

Р2 = 256 Вт

20

9

10

12

-

16

-

-

U L2 = 24 В

21

10

5

-

-

-

-

10

Q= 40 вар

22

10

12

-

-

-

-

8

I2 = 6 А

23

10

3

-

-

-

-

4

Р = 256 Вт

24

10

2

-

-

-

-

4

U = 8 В

25

10

8

-

-

-

-

6

I1 = 6 А


Задача № 4

В трехфазную цепь переменного тока с линейным напряжением Uн включены тригруппы ламп, соединенных в треугольники. Сопротивление каждой лампы Rл, силы тока, потребляемое каждой лампой I, мощность одной лампы Рл.

Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи, из которой определить токи.

Данные для своего варианты взять из таблицы 4. Какое соединение называется соединением в треугольник? Как измерить напряжение фазное, линейное?

Примечание. Лампы в каждой фазе соединены параллельно.


Т а б л и ц а 4

варианта

Uн,

В

Uф,

В

Количество ламп в фазах

Дополнительные

величины

АВ

ВС

СА

1

220

-

120

25

40

Рл= 200 Вт

2

-

220

30

50

20

I = 1,36 А

3

127

-

25

15

20

Rл = 161 Ом

4

-

220

45

30

60

I = 2,27 А

5

127

-

25

10

40

Рл = 150 Вт

Задача № 5


Три сопротивления соединены в треугольник с нейтральным проводом и включены в трехфазную цепь переменного тока с линейным напряжением Uн. Схема цепи представлена на схеме 11. В фазах цепи протекают фазные токи IАВ, IВС, IСА, IА, IВ, IС, - линейные токи. Цепь потребляет активную Р, реактивную Q и полную S мощности. Известные величины указаны в таблице 5. остальные величины необходимо определить. Линейные токи определить из векторной диограммы, начерченной в масштабе. Построение диаграммы подробно пояснить. Дать определение соединения в треугольник. Как измерить напряжение фазное, линейное?

Т а б л и ц а 5

варианта

UН,

В

RВ,

Ом

ХС,

Ом

ХА,

Ом

IАВ,

А

IВС,

А

IСА,

А

Р,

Вт

Q,

вар

Q,

вар

6

250

10

50

25

-

-

-

-

-

-

7

-

10

-

25

10

-

-

7500

-

-

8

-

-

50

-

10

-

5

7500

-

-

9

-

-

-

25

-

25

-

-

2500

7900

10

250

10

-

-

-

-

-

-

2500

7900



Задача № 6

Три сопротивления соединены звездой с нейтральным проводом и включены в трехфазную цепь переменного тока с линейным напряжением UН. Схема цепи представлена на схеме 12. В фазах цепи протекают фазные токи IА, IВ, Iс, Цепь потребляет активную Р, реактивную Q и полную мощности. Известные величины указаны в таблице 6, остальные величины необходимо определить. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи, из которой определить ток в нейтральном проводе. Дать определение соединения в звезду. Рассказать о значении нейтрального провода.

Т а б л и ц а 6


варианта

UН,

В

RА,

Ом

ХВ,

Ом

ХС,

Ом

IА,

А

IВ,

А

IС,

А

Р,

Вт

QВ,

вар

QС,

вар

11

380

-

-

-

21

11

44

-

-

-

12

-

-

-

5

-

-

-

4840

2420

9680

13

380

10

20

5

-

-

-

-

-

-

14

-

-

-

-

10

-

-

1270

-

318

15

-

10

20

-

22

-

-

-

-

9680



Задача № 7


По заданной векторной диаграмме (схема) для трехфазной цепи с линейным напряжением UН определить характер нагрузки каждой фазы потребителя и вычислить ее сопротивление. Схема соединения фаз потребителя и известные величины заданы в таблице 7. Определить активную Р, реактивную Q и полную S трехфазной системы. Начертить схему присоединения нагрузки к сети.

Заданную векторную диаграмму начертить в масштабе, определить графически линейные токи в случае соединения фаз потребителя в треугольник или ток в нейтральном проводе в случае соединения фаз потребителя в звезду. Дать подробное пояснение к построению векторной диаграммы.


Т а б л и ц а 7


варианта

UН,

В

IАВ,

А

IВС,

А

IВС,

А

Схема

соединения

16

127

12,7

12,7

12,7

Треугольник

17

380

22

22

22

Звезда

18

380

19

38

10

Треугольник

19

220

12,7

10

63,5

Звезда

20

220

22

11

55

Треугольник


Задача № 8

Три группы сопротивлений соединены звездой с нейтральным проводом (схема 14), включены в трехфазную цепь переменного тока с линейным напряжением UН. В фазах цепи протекают токиIА, IВ, IС. Известные величины даны в таблице 8. Определить остальные величины таблицы. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи, из которой определить ток в нейтральном проводе. Дать подробное описание к построению векторной диаграммы.

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Основы электротехники

Т а б л и ц а 8


варианта

UН,

В

RВ,

Ом

RС,

Ом

ХА,

Ом

IА,

А

IВ,

А

Iс,

А

Рв,

Вт

Рс,

Вт

QА,

вар

21

660

-

4

4

-

-

-

8670

-

-

22

660

-

-

-

-

-

-

8670

23120

36100

23

104

4

6

15

-

-

-

-

-

-

24

-

-

4

4

95

38

-

-

-

-

25

-

6

4

-

-

-

76

-

-

36100


Задача № 9

Трехфазный трансформатор, тип которого указан в таблице вариантов, питает активную нагрузку Р2 при коэффициенте мощности cos φ2.

Определить:

  1. номинальные токи IН1 и IН2 в обмотках;

  2. коэффициент нагрузки трансформатора η;

  3. токи в обмотках при фактической нагрузке;

  4. суммарные потери в трансформаторе ƩР при номинальной нагрузке;

  5. КПД трансформатора при фактической нагрузке

Данные для своего варианта принять по таблице 9. Недостающие величины принять из таблицы 10. Опишите принцип работы однофазного трансформатора.

Т а б л и ц а 9

варианта

Тип трансформатора

UН1,

кВ

UН2,

кВ

Р2,

кВт

cos φ

1

ТМ - 1000

10

0,4

820

0,94

2

ТМ - 40

6

0.23

30

0,95

3

ТМ - 400

10

0,4

310

0,9

4

ТМ - 1600

10

0,69

1300

0,95

5

ТМ - 250

6

0,4

190

0,86

6

ТМ - 63

6

0,23

50

1,0

7

ТМ - 630

10

0,4

550

0,89

8

ТМ - 160

10

0,4

140

1,0

9

ТМ - 2500

10

0,69

1900

0,93

10

ТМ - 100

6

0,4

80

0,93



Задача № 10


Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором имеет номинальную мощность Рн и потребляет из сети полную мощность S1 при коэффициенте мощности cos φН и КПДН суммарных потерь мощности в двигателе ƩР. Двигатель развивает номинальный момент Мн, максимальную ММАХ и пусковой МПУСК. Способность двигателя к перегрузке М МАК/ МН, кратность пускового момента М ПУСК/ МН. Номинальная частота вращения ротора пН; скольжение двигателя при этом S1. частота тока в статоре ƒ1, в роторе

ƒ2. Номинальное напряжение сети UН. Определяют величины, отмеченные прочерками в таблице 11.

Т а б л и ц а 10


Тип

трансформатора

SН,

кВ

Напряжение обмоток, кВ

Потери мощности, кВт

UН,%

U1хх,%

UН1,

UН1,

Рст

Рм

ТМ-100/6:10

100


0,23:0,4

0,33

0,27

6,8

2,6

ТМ-160/6:10

160

-

0,23:0,4:0,69

0,51

3,1

4,7

2,4

ТМ-250/6:10

250

-

0,23:0,4:0,69

0,74

4,2

4,7

2,3

ТМ-400/6:10

400

6:10

0,23:0,4:0,69

0,95

5,5

4,5

2,1

ТМ-630/6:10

630


0,23:0,4:0,69

1,31

7,6

5,5

2,0

ТМ-1000/6:10

1000


0,23:0,4:0,69

2,45

12,2

5,5

2,8

ТМ -1600/6:10

1600


0,23:0,4:0,69

3,3

18,0

5,5

2,6

ТМ -2500/10:2500

10

10

0,4:0,69:10,5

4,3

24,0

5,5

1,0


Задача № 10


Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором имеет номинальную мощность Рн и потребляет из сети полную мощность S1 при коэффициенте мощности cos φН и КПДН суммарных потерь мощности в двигателе ƩР. Двигатель развивает номинальный момент Мн, максимальную ММАХ и пусковой МПУСК. Способность двигателя к перегрузке М МАК/ МН, кратность пускового момента М ПУСК/ МН. Номинальная частота вращения ротора пН; скольжение двигателя при этом S1. частота тока в статоре ƒ1, в роторе

ƒ2. Номинальное напряжение сети UН. Определяют величины, отмеченные прочерками в таблице 11.










Задача № 11


В каждой фазе ротора трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором при пуске наводиться ЭДС Е2, а при работе со скольжением s - Е2S.

Активное сопротивление фазы ротора Р2 в любом режиме. Индуктивное сопротивление фазы неподвижного ротора Х2, вращающегося Х2S. Число витков в фазе ротора W2 обмоточный коэффициент К2, магнитный поток двигателя Фм. Частота тока в сети ƒ1 во вращающемся роторе ƒ2. Число пар полюсов р, синхронная частота вращения п1 ротора п2. Ток в роторе при нормальной работе равен I2 при пуске I2ПУСК. Определить величины, отмеченные прочерками в таблице 12.

Т а б л и ц а 11


варианта

РН,

кВ

SН,

кВ*А

cos

φН

ηн

ƩРН

Мmах,

Н*м

Мн,

Н*м

Мпуск,

Н*м

Мmах/

Мн

Мпуск/

Мн

11


3,97

-


0,5


18,5

24,4

1,7

-

12

10

13,85

0,84

-

-

176

-

117

-

1,2

13

-

-

0,86

0,9

-

-

93

-

1,5

1,1

14

28

36,2

-

-

31

140

93

-

-

1,1

15

10

-

0,84

0,86

-

-

-

-

1,8

1,2

16

2,8

3,97

-

0,85

-

32

-

-

-

1,3

17

-

-

0,84

0,86

1,62

176

97,5

117

-

-

18

28

-

0,86

-

-

140

-

102

-

-

19

-

-

0,83

0,85

-

-

18,8

24,4

1,7

-

20

-

3,62

0,86

0,9

-

140

-

102

-

1,1



Т а б л и ц а 11

См. продолжение


варианта

пН,

об/мин

ƒ1,

Гц

ƒ1,

Гц

SН,

%

UН,

В

IН,

А

11

1425

-

2,5


380

-

12

-

50

-

-

380

-

13

2880

100

-

-

500

-

14

-

-

4

-

-

41,7

15

980

50

-

-

380

-

16

1425

-

2,5

-

-

6,2

17

-

-

1,0

-

-

21

18

2880

100

-

-

500

41,7

19

-

50

-

-

380

6,2

20

-

-

4

-

500

-



Т а б л и ц а 12


варианта

Е2,

В

s,

%

SН,

кВ

R2,

Ом

Х2,

Ом

Х S2,

Ом

W2

К2

21

-

-

-

2

5

-

100

0,94

22

-

2

-

0,4

2,4

-

36

0,95

23

-

3

-

0,075

1,0

-

48

0,97

24

60

-

-

0,2

-

-

24

0,98

25

-

-

2,2

-

-

-

100

-


Т а б л и ц а 12

См. продолжение


варианта

Фм, Вб

ƒ2,

Гц

ƒ2,

Гц

р

п1,

об/мин

п2,

об/мин

I2,

А

I2пуск,

А

21

-

400

4

-

-

7920

-

7,6

22

0,0132

50

-

3

-

-

-

-

23

0,0145

50

-

1

-

-

-

-

24

-

50

-

4

-

712,5

14,7

-

25

0,001132

400

-

-

8000

8000

1,1

-





ВОПРОСЫ


  1. Основные понятия об электрических измерениях. Классификация электроиз­мерительных приборов. Погрешности.

  2. Устройство и принцип работы приборов магнитоэлектрических, электромаг­нитных, электродинамических и индукционных систем.

  3. Измерение напряжения и тока. Расширение пределов измерения приборов. Добавочные сопротивления и шунты.

  4. Измерение электрической мощности, электрической энергии и электрическо­го сопротивления различными методами.

  5. Понятие об электроприводе. Выбор электродвигателя по механическим харак­теристикам. Классификация электродвигателей по способу защиты от воздействия окружающей среды.

  6. Нагревание и охлаждение электродвигателей. Режимы работы электродвигате­лей (длительный, кратковременный, повторно-кратковременный). Общие условия выбора электродвигателя по мощности.

  7. Общие сведения о схемах управления. Примеры схем управления электродви­гателей с применением электроконтактной аппаратуры, с магнитными усилителями, тиристорами.

  8. Передача и распределение электроэнергии. Схемы электроснабжения. Поня­тие об энергетической и электрической системах.

  9. Техника безопасности при работе с электрооборудованием. Устройство зазем­ления и зануления. Правила электробезопасности.

  1. Полупроводниковые приборы, их преимущества и недостатки. Электрофизи­ческие свойства полупроводников. Образование электронно-дырочного перехода, его свойства и вольт-амперная характеристика. Понятие и виды пробоя.

  2. Описать устройство, классификацию полупроводниковых диодов. Объяснить вольт-амперную характеристику. Зависимость ВАХ от температуры.

  3. Применение полупроводниковых диодов. Объяснить принцип выпрямления и стабилизации.

  4. Объяснить устройство полупроводниковых диодов. Объяснить вольт-амперлую характеристику. Зависимость ВАХ от температуры.

  1. Трехфазный выпрямитель, его схема, работа и применение.

  1. Объяснить назначение, устройство и принцип работы стабилизаторов напря­жения на полупроводниковых приборах.

  2. Перечислить основные типы фотоэлементов и пояснить их характеристики. Перечислить свойства фотоэлементов.

  3. Фотоэлементы с внешним фотоэффектом, их устройство, принцип работы и применение.

  4. Фотоэлементы с внутренним фотоэффектом, их устройство, принцип работы и применение.

  5. Виды, устройство, применение и принцип работы тиристоров. Схема вклю­чения, ВАХ тиристоров.

  1. Сравнить полупроводниковые диод и транзистор.

  2. Сравнить принцип работы полупроводникового диода и тиристора.

  3. Понятие о фотодиодах и фототранзисторах.

  4. Применение фотоэлектронных приборов в устройствах систем автоматики.

  1. Классификация, основные параметры и характеристика электронных усили­телей. Схема усилительного каскада на транзисторе.

  1. Усилители мощности. Их применение и характеристика. Назначение

VI. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Важнейшей частью курса «Электротехника и основы электроники» является лабораторный практикум. Чтобы знать электротехнику и основы электроники, необходимо научиться самостоятельно решать разнообразные электротехнические задачи. Решение этих задач может быть получено, как известно, аналитическим или экспериментальным методом. Экспериментальные методы решения изучаются на лабораторных занятиях.

Лабораторные занятия дают возможность:

  • закрепить на практике теоретические сведения о работе различных электротехнических и электронных устройств;

  • подробно ознакомиться с устройством и характеристиками наиболее важных электротехнических и электронных приборов, аппаратов и машин, составляющих предмет лабораторной практики:

  • помочь овладеть практическими способами управления и настройки электротехнических устройств на заданный режим;

  • получить практические навыки в проведении измерений электрических величин, пользовании различными измерительными приборами и аппаратами, чтении электрических схем, построении графиков и характеристик,

- научить технике проведения экспериментального исследования физических моделей или промышленных образцов электротехнических и электронных устройств;

- выработать умение рассуждать о рабочих свойствах и степени пригодности исследованных электротехнических устройств для решения тех или иных задач.

В соответствии с государственными образовательными стандартами по курсам электротехники и основы электроники лабораторные работы должны выполняться по разделам электрические цепи постоянного и переменного тока, трехфазные электрические цепи, трансформаторы и электрические машины постоянного и переменного тока, основы электроники.

Экспериментальные задачи, предлагаемые на лабораторных занятиях, могут быть успешно решены в отведенное в соответствии с расписанием занятий время только при условии тщательной предварительной подготовки к каждой из них.

Студент, в первую очередь, должен твердо уяснить цель задания и четко представлять назначение устройства, его условное обозначение на электрических схемах, принцип действия и основные характеристики.

Затем, по материалам руководства необходимо ознакомиться с основными параметрами объекта исследования, источников питания и других используемых в стенде преобразователей и пускорегулирующих аппаратов. Эти сведения нужны для определения диапазона возможного изменения величин и необходимого режима работы объекта исследования. Требуемые расчетные соотношения и формулы следует найти и записать самостоятельно на основе изучения учебных пособий.

Особое внимание следует уделить измерительным приборам. В соответствии с каждым этапом рабочего задания необходимо проанализировать схему соединений, состоящую из элементов объекта исследования и электроизмерительных приборов. При этом рекомендуется заготовить таблицы для записи показаний приборов.

Одним из важных этапов подготовки к выполнению лабораторной работы является изучение технологии проведения эксперимента, используя методические рекомендации к выполнению рабочего задания.

Завершает этап подготовки к выполнению лабораторной работы составление ответов на контрольные вопросы, приведенные в методических указаниях.

Проведение эксперимента

Получив разрешение преподавателя на проведение лабораторного исследования, следует немедленно приступить к сборке электрических цепей на рабочем месте. Рекомендуется придерживаться следующего порядка, значительно облегчающего работу по сборке и избавляющего от многих ошибок при соединениях. Общим правилом является соединение сначала участков цепи с последовательным соединением элементов и приборов, а затем параллельных ветвей как объекта исследования, так и приборов.

Этот прием позволяет сознательно подойти к оценке назначения каждого элемента цепи тем самым правильно осуществить её сборку.

Одновременно со сборкой цепи надо произвести маркировку измерительных приборов в соответствии с их условными обозначениями на рабочей схеме соединений. Маркировку приборов можно выполнить с помощью бумажных бирок, которые заготавливает учащийся, выполняющий лабораторное исследование.

Во избежание возможного возникновения больших токов в собранной цепи элементы регулирования потенциометров необходимо устанавливать в положение, соответствующее минимуму напряжения на выходе.

Собранную цепь следует обязательно показать для проверки преподавателю. Только с его разрешения можно включить источник питания и произвести предварительное опробование работы цепи, чтобы убедиться в возможности проведения опыта при заданных пределах измерения величин. Нельзя приступать к измерениям, не будучи совершенно уверенным, что цепь собрана правильно.

Если при испытании цепи постоянного тока стрелка измерительного прибора уходит за пределы шкалы в обратном направлении, надо отключить цепь и переключить подходящие к прибору провода.

При снятии характеристик недопустимо превышать номинальные значения токов и напряжений испытываемого электротехнического устройства, если нет особых указаний в руководстве по лабораторному эксперименту. В случае, если стрелка какого-либо прибора выходит за пределы шкалы, надо немедленно отключить цепь от источника питания, доложить преподавателю или лаборанту и изменить условия эксперимента (уменьшить напряжение питания, увеличить диапазон изменения сопротивления и т.д.).

После предварительного опробования цепи, проверки или оценки диапазона изменения переменного параметра необходимо наметить последовательность отдельных манипуляций и отсчетов, а затем приступить к наблюдениям.

Отсчеты рекомендуется проводить по возможности одновременно по всем приборам. Следует избегать перерыва начатой серии наблюдений и во всех случаях, когда возникает сомнение в правильности полученных наблюдений, их необходимо повторить несколько раз.

Результаты всех первичных наблюдений и отсчетов записывают в таблицу протокола испытаний. Запись отсчетов должна вестись в точном соответствии с показаниями измерительных приборов. Протоколы наблюдений являются единственным документальным следом, остающимся от измерений, поэтому от точной и своевременной фиксации в таблицах результатов отсчета в значительной степени зависит успех экспериментальной работы.

При переходе от одного этапа исследования к другому необходимо каждый раз обращаться к преподавателю за проверкой правильности полученных результатов, которые представляют в виде таблиц или графиков.

К следующему этапу работы разрешается приступать только после проверки и визирования протокола преподавателем.

Обработка результатов и оформление отчета

Каждый студент самостоятельно должен обрабатывать данные опытов и подготовить отчет по каждой проделанной работе.

В отчете на титульном листе указываются название учебного заведения, кафедры. Номер и наименование работы, фамилия и инициалы студента, выполнившего работу, номер его академической группы.

Отчет должен содержать, паспортные данные объекта исследования, схемы соединения элементов объекта исследования с включенными измерительными приборами, таблицы с записью результатов эксперимента, графики зависимостей и векторные диаграммы.

После проведения эксперимента должны быть сделаны основные выводы, полученные в результате исследования.

Каждая схема должна быть сопровождена соответствующей таблицей записей результатов измерений и графиком, иллюстрирующим изучаемые зависимости. В таблице обязательно следует указывать, в каких единицах измерены исследуемые величины. Все таблице необходимо снабдить заголовками, характеризующими проводимый опыт.

На основании результатов измерений проводится их окончательная обработка. Измеренные и вычисленные величины заносятся в соответствующие колонки одной и той же таблицы.

Вычерчивание схем и таблиц рекомендуется производить карандашом обязательно с помощью линейки.

Особое внимание надо уделить графикам зависимостей между величинами, т.к. они являются наглядным результатом работы, графическим ответом на вопросы, поставленные в лабораторной работе.

При построении графиков по осям приводят стандартные буквенные обозначения величин и единиц их измерения, указывают деления с одинаковыми интервалами, соответствующие откладываемым величинам в принятых единицах изменения или в десятичных кратных либо дольных единицах.

Числовые отметки у масштабных делений принято выбирать так, чтобы они составляли 10±n, 2*10±n или 5*10±n от тех единиц, в которых выражены величины, откладываемые по осям. Например, 10 мА; 0,02 Ом; 500 Вт.

При построении графиков вдоль оси абсцисс в выбранном масштабе откладывают независимую переменную. Условное буквенное обозначение этой величины рекомендуется ставить под осью, а наименование единиц измерения либо их десятичных кратных или дольных единиц - после обозначения величины. Вдоль оси ординат масштабные цифры ставят слева от оси, наименование или условное обозначение откладываемых величин - также слева от оси и под этим обозначением указывают единицу измерения. Если в одних координатных осях строят несколько графиков функций одной независимой переменной, то следует провести дополнительные шкалы параллельно основным, каждую со своим масштабом. Если величины по осям абсцисс и ординат отложены в определенном масштабе с числовыми отметками, то не следует ставить стрелок, указывающих направление роста численных значений величин. Наименование единиц измерения дается без скобок. При вычерчивании графиков надо учитывать, что всякое измерение имеет случайные погрешности (истинное значение измеряемой величины остается неизвестным, а вместо него принимают некоторое её значение, признаваемое за наиболее приближающееся к истинному). Поэтому не следует проводить кривые через все экспериментальные точки. На графике необходимо проводить плавные непрерывные кривые, которые проходят среди экспериментальных точек. Отступление некоторых точек от плавной кривой называют «разбросом точек». Величина разброса при наблюдении закономерных явлений определяет тщательность проведения эксперимента.

При наличии нескольких кривых на одном графике точки, соответствующие опытным данным и относящиеся к различным кривым, должны быть помечены условными значками (крестиками, кружками и т. п.).

Каждый график обязательно должен быть снабжен таким лаконичным текстом, чтобы любой достаточно подготовленный читатель мог легко понять, какую зависимость характеризует построенный график.

На последней странице отчета следует указать дату оформления и поставить подпись.

Отчет в целом должен быть составлен таким образом, чтобы для понимания содержания и результатов проведенной работы не требовалось дополнительных устных пояснений. Составление подобных отчетов - первый шаг к оформлению технических отчетов по экспериментальным исследованиям, которые предстоит проводить будущему инженеру.























VII. ЛИТЕРАТУРА


  1. Воробьев А.В. Электротехника и электрооборудование строительных процес­
    сов. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009.

  1. Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника. - М.: Высшая школа, 2009.

  1. Справочное пособие по основам электротехники и электроники. - М.: Энер­
    гоатомиздат, 2008.

  1. Мануйлов В.Е. Основы электробезопасности. - Л.: Энергоатомиздат, 2008.

  1. Фуфаева Л.И. Применение ЭВМ при изучении ТОЭ. - М.: Энергоатомиздат.
    2001.

  2. Можаев Н.С., Хорин Е.Ф. Лабораторный практикум по ТОЭ и общей электро­
    технике. - М.: ВИА, 2003.

  3. Барсов И.Н. Теоретические основы электротехники. - М.: Энергоатомиздат.
    2003.

  4. Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчев О.В., Ярочкина Г.В. Задачник по элек­
    тротехнике. - М.: Высшая школа, 1992.

9. ГОСТ 19880 - 74. Электротехника. Основные понятия. Термины определения















© 2010-2022