Урок на тему Закон Архимеда

Тема урока: Закон Архимеда. Плавание тел. Цель урока: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин, развивать навыки самостоятельной работы. Ход урока. Орг. Момент. Эпиграф: Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7  класса, а мои коллеги физики экспериментаторы. Сегодня мы с вами будем экспериментировать. А точнее мы с вами б...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № Дата проведения__________.

Тема урока: Закон Архимеда. Плавание тел.

Цель урока: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин, развивать навыки самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Эпиграф: Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта.

Иммануил Кант.

  1. Проверка домашнего задания

Письменная работа по карточкам.

Фамилия________________

Вариант 1.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие приборы измеряют изменения давления?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. НУрок на тему Закон Архимедаа каком законе основан принцип действия шприца?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Открытый жидкий манометр соединен с сосудами (см. рисунок). В каком из этих сосудов давление: 1) равно атмосферному; 2) больше атмосферного; 3) меньше атмосферного?

1 -

2 -

3 -

Фамилия________________

Вариант 2.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называют приборы для измерения давления?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. На каком законе основан принцип действия манометра?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ОУрок на тему Закон Архимедабъясните принцип «работы» медицинского шприца _____________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


  1. Изучение нового материала

Уважаемые коллеги!

Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги физики экспериментаторы. Сегодня мы с вами будем экспериментировать. А точнее мы с вами будем исследовать действие жидкости на погруженное тело.

Согласно легенде, сиракузский царь Гиерон поручил Архимеду определить, из чистого ли золота сделана его корона или ювелир изготовил ее из сплава золота, и серебра . Много дней мучила Архимеда эта задача. Однажды при купании в заполненной до краев ванне его внезапно осенила мысль, ставшая решением этой задачи. Возбужденный своим открытием, Архимед побежал по улицам Сиракуз, восклицая «Эврика!» («Нашел!»). Позднее Архимед проделал некоторые опыты и сформулировал закон, закон Ахимеда.

Задание 1.

Выяснить, как зависят объем тела и объем вытесненной жидкости.

Оборудование: сосуд с водой, доверху наполненный; тело; мензурка; емкость под вытесненную жидкость.

Нужно сделать:

  1. Поставить сосуд в емкость под вытесненную жидкость и сосуд доверху наполнить водой.

Что происходит____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Аккуратно слить вытесненную жидкость в мензурку. Определить ее объем вытесненной жидкости.

Vв.ж = ______________

  1. Определить объем погруженного тела

Vт = ______________

  1. Сделайте вывод.

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Проверить зависит ли выталкивающая сила от массы тела.

Оборудование: рычаг; тела равного объема, но разной массы; два сосуда с водой.

Нужно сделать:

  1. Подвесить тела на рычаге.

  2. Уравновесить рычаг.

  3. Погрузить тела в воду.

  4. Что происходит? Равновесие нарушилось или нет?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделать вывод. Зависит ли выталкивающая сила от массы погруженного тела?

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Определить зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Оборудование: сырое яйцо; сосуд с водой; насыщенный раствор поваренной соли; таблица плотностей некоторых жидкостей.

Нужно сделать:

  1. Опустить яйцо в сосуд с обычной водой.

Что происходит?____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Аккуратно вынуть яйцо из сосуда, и опустить его в сосуд с соленой водой.

Что происходит?____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После всех экспериментов учащиеся делают общий вывод. Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела.

Вывод формулы:

На тело, погруженное в воду, действует давление, оказываемое верхними слоями жидкости. p =жgh сила которая действующая на тело F = pS из двух формул следует F =жghS (hS =Vт)F =жgVт

Fвыт =жgVт

имеет направление (вверх)

Урок на тему Закон АрхимедаУрок на тему Закон АрхимедаУрок на тему Закон АрхимедаХарактеризует действие жидкости на тело

FУрок на тему Закон АрхимедаУрок на тему Закон Архимедавыт Fвыт =жgVт

[Fвыт]=1 Н

Закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила равная весу жидкости в объеме погруженной части тела.

  1. Закрепление изученного материала

Мы вместе с вами прошли трудный путь от гипотез, догадок к подлинно научной тории и «переоткрыли» Закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

А теперь попробуем ответить на веселые вопросы Георгия Остера из его книги «Физика».

1. Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкнула генерала в шею?

2. Пожилые греки рассказывают, что Архимед отличался чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только по пояс, дальше он поднимать отказывался. Могут ли эти рассказы быть правдой?

3. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?

4. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковороде?

  1. Итог урока

Жидкости на тело давят,

Вверх его все поднимают,

При этом силу создают,

Что Архимедовой зовут!

Ее считать умеем мы:

Надо знать лишь вес воды,

Той, что тело вытесняет,

Все закон нам объясняет.

Открыл его великий грек,

Ему имя - Архимед!

  1. Домашнее задание. § 55. стр. 151 вопрос 7 пис. Упр. 29 № 2.















ОТЧЕТ

Исследовательской группы № ____



Состав группы: 1.___________________________

2. ___________________________

3. ___________________________

4. ___________________________

5. ___________________________








Руководитель группы:_____________________________














Эксперимент 1.


Выяснить, что происходит с пробкой в воде.

Оборудование: сосуд с водой; пробка.

Ход эксперимента.


  1. Опустить пробку в воду.

Опишите, что происходит?________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте ее опустить на дно при помощи карандаша. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Сделайте вывод._______________________________________________ _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


От чего зависит выталкивающая сила?

  1. _______________________________________________

  2. _______________________________________________

  3. _______________________________________________

  4. _______________________________________________

  5. _______________________________________________

  6. _______________________________________________

  7. _______________________________________________




Эксперимент 2.


Выяснить, как зависят объем тела и объем вытесненной жидкости.

Оборудование: сосуд с водой, доверху наполненный; тело; мензурка; емкость под вытесненную жидкость.

Ход эксперимента.


  1. Поставить сосуд в емкость под вытесненную жидкость и сосуд доверху наполнить водой.

Что происходит______________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Аккуратно слить вытесненную жидкость в мензурку. Определить ее объем вытесненной жидкости.

Vв.ж = ______________

  1. Определить объем погруженного тела

Vт = ______________

  1. Сделайте вывод.

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Эксперимент 3.


Определить зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Оборудование: сырое яйцо; сосуд с водой; насыщенный раствор поваренной соли; таблица плотностей некоторых жидкостей.

Ход эксперимента.


  1. Опустить яйцо в сосуд с обычной водой.

Что происходит?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Аккуратно вынуть яйцо из сосуда, и опустить его в сосуд с соленой водой.

Что происходит?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сделайте общий вывод.

От чего зависит выталкивающая сила: ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





ОТЧЕТ

Исследовательской группы № ____



Состав группы: 1.___________________________

2. ___________________________

3. ___________________________

4. ___________________________

5. ___________________________








Руководитель группы:_____________________________

















Эксперимент 1.


Выяснить, что происходит с пробкой в воде.

Оборудование: сосуд с водой; пробка.

Ход эксперимента.


  1. Опустить пробку в воду.

Опишите, что происходит?________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте ее опустить на дно при помощи карандаша. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Сделайте вывод._______________________________________________ _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


От чего зависит выталкивающая сила?

  1. _______________________________________________

  2. _______________________________________________

  3. _______________________________________________

  4. _______________________________________________

  5. _______________________________________________

  6. _______________________________________________

  7. _______________________________________________




Эксперимент 2.


Проверить зависит ли выталкивающая сила от массы тела.

Оборудование: рычаг; тела равного объема, но разной массы; два сосуда с водой.

Ход эксперимента.


  1. Подвесить тела на рычаге.

  2. Уравновесить рычаг.

  3. Погрузить тела в воду.

  4. Что происходит? Равновесие нарушилось или нет?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделать вывод. Зависит ли выталкивающая сила от массы погруженного тела?

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Эксперимент 3.


Определить зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Оборудование: сырое яйцо; сосуд с водой; насыщенный раствор поваренной соли; таблица плотностей некоторых жидкостей.

Ход эксперимента.


  1. Опустить яйцо в сосуд с обычной водой.

Что происходит?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Аккуратно вынуть яйцо из сосуда, и опустить его в сосуд с соленой водой.

Что происходит?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сделайте общий вывод.

От чего зависит выталкивающая сила: ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Урок на тему

Закон Архимеда. Плавание тел.

Урок на тему Закон Архимеда

© 2010-2022