- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы
Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шконда В.Е. |
Дата | 20.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ
ПЛАН УРОКА
ПО ФИЗИКЕ В 10 КЛАССЕ
РАЗДЕЛ «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»
ПОДГОТОВИЛ:
учитель математики - физики
высшей квалификационной категории
МОУ Алексеево-Лозовская СОШ
Чертковского района
Ростовской области
ШКОНДА ВИКТОР ЕГОРОВИЧ
2013
УРОК № 48
Тема урока: Газовые законы.
Цель урока: Показать применение уравнения состояния идеального газа для описания изопроцессов и сформулировать газовые законы.
Задачи урока: 1) развитие мышления учащихся;
2) формирование у них умений самостоятельно применять знания газовых законов к решению задач.
Тип урока: Комбинированный.
Демонстрации: 1) изотермический процесс;
2) графики изотермического процесса;
3) графики изобарного процесса;
4) графики изохорного процесса.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, компьютерный измерительный блок, датчики давления и объёма, установка для демонстрации изотермического процесса.
План урока
-
Организационный момент. 2 мин.
-
Проверка знаний учащихся. 10 мин.
-
Изложение нового материала. 25 мин.
-
Закрепление нового материала в ходе решения задач. 6 мин.
-
Задание на дом. 2 мин.
Ход урока
-
Отметить в классном журнале учащихся, отсутствующих на уроке.
Активизировать внимание учащихся, сообщив им план, цели и задачи урока.
Раздать материал для фронтальной проверки знаний учащихся.
-
Фронтальная проверка знаний и умений учащихся по теме: «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа».
Каждый ученик получает на отдельном листе свой вариант заданий с бланком ответов, который заполняется по мере выполнения учеником заданий.
Вариант № 1
(ответы занесите в таблицу)
-
Напишите уравнение состояния идеального газа.
-
Завершите предложение: Величины, характеризующие состояние газа, называются ….
-
Представьте в математическом виде следующее утверждение: Давление идеального газа пропорционально произведению концентрации молекул и средней кинетической энергии поступательного движения молекул.
-
Каким соотношением связана абсолютная температура газа с температурой, отсчитываемой по шкале Цельсия?
-
Какое количество вещества содержится в газе, ели при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объём равен 40 л?
-
Каково давление азота, если средняя квадратичная скорость его молекул 500 м/с, а его плотность 1,35 кг/м3?
Вариант № 2
-
Напишите основное уравнение МКТ в его первом варианте.
-
Завершите предложение: Модель газа, в которой пренебрегают взаимодействием молекул друг с другом на расстоянии, называют ….
-
Представьте в математическом виде следующее утверждение: Давление идеального газа пропорционально его термодинамической температуре и концентрации молекул.
-
Каким соотношением связаны постоянные Больцмана и Авогадро с универсальной газовой постоянной?
-
Каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне ёмкостью 20 л при 12 0С, если масса этого воздуха 2 кг, а его молярная масса равна 0,029 кг/моль?
-
Определите среднюю квадратичную скорость молекул воздуха при температуре 17 0С. Молярная масса воздуха равна 2,9 ∙ 10−2 кг/моль.
(Оформление расчётных задач представьте на обратной стороне листа)
-
Номер
задания
Ответы
Примечание
1
2
3
4
5
6
Примечание:
оценка «5» выставляется за любые 5 - 6 правильно выполненные задания;
оценка «4» выставляется за любые 3 - 4 правильно выполненные задания;
оценка «3» выставляется за любые 2 правильно выполненные задания;
оценка «2» выставляется, если правильно выполнены менее двух заданий.
Учащиеся выполняют работу, заполняя таблицу, в течение 8 минут (вопросы, оставшиеся без ответа, помечаются в таблице прочерком). Затем учащимся предлагается самостоятельно оценить свои знания, ссылаясь на таблицу правильных ответов, высвеченную на экране. Для этого в графе «Примечание» они ставят знак «+» против правильного ответа и, с учётом примечания, выставляют себе оценку. Далее сдают учителю тексты заданий с бланком ответов и оценкой на нём.
ТАБЛИЦА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
-
Номер
задания
Правильные ответы
Вариант № 1
Вариант № 2
1
2
макроскопическими
параметрами
идеальным газом
3
4
5
4 моль
8,2 МПа
6
0,11 МПа
500 м/с
Решения пятых задач первого и второго вариантов соответственно:
В I. Какое количество вещества содержится в газе, ели при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объём равен 40 л?
В II. Каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне ёмкостью 20 л при 12 0С, если масса этого воздуха 2 кг, а его молярная масса равна 0,029 кг/моль?
Шестые задачи - на знание формул: в первом варианте ; во втором .
-
1) Сформулировать тему урока, высветив её на экране.
-
Сформулировать определение изопроцесса.
Изопроцесс - это процесс, при котором один из макроскопических параметров состояния данной массы газа остаётся постоянным.
-
Изотермический процесс. Закон Бойля - Мариотта. Демонстрация изотермического процесса на компьютерной установке. График изотермического процесса в различных координатных плоскостях.
Изотермический процесс - процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянной температуре.
Закон Бойля - Мариотта: Для газа данной массы произведение давления газа на его объём постоянно: .
-
Изобарный процесс. Закон Гей-Люссака. График изобарного процесса в различных координатных плоскостях.
Изобарный процесс - процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянном давлении.
Закон Гей-Люссака: Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объёма газа к его термодинамической температуре постоянно: .
-
Изохорный процесс. Закон Шарля. График изохорного процесса в различных координатных плоскостях.
Изохорный процесс - процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянном объёме.
Закон Шарля: Для газа данной массы отношение давления газа к его термодинамической температуре постоянно: .
-
Решить задачи:
-
Газ перешёл из состояния 1 в состояние 2 при постоянном объёме. Затем он при переходе из состояния 2 в состояние 3 изобарно расширялся, а при переходе из третьего состояния в четвёртое, претерпел изотермическое расширение. При переходе из четвёртого состояния в исходное, газ изобарно сжимался. Вычертите диаграмму указанного замкнутого цикла в координатах (р; V).
Ответ:
-
При какой температуре находился газ в закрытом сосуде, если при нагревании его на 140 К давление возросло в 1,5 раза? (Ответ: 7 0С).
Рефлексия:
Незаконченное предложение.
(Необходимо продолжить фразу)
-
Я сегодня на уроке открыл для себя…
-
Мне понравилось на уроке то, что…
-
На уроке меня порадовало…
-
Я удовлетворён своей работой, потому что…
-
Мне хотелось бы порекомендовать…
-
Если бы я был учителем, то …
-
Домашнее задание:
§ 36, 37; упр. № 27 (2), 28 (3, 4); повторить § 34, 35, 38, 39.