Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

Подробный план-конспект урока по теме "газовые законы" содержит такие пункты, как тема, цель, задачи, тип урока; демонстрации, оборудование, план и ход урока. В разработке представлена фронтальная проверка ранее изученного материала по теме «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа». При изложении нового материала подробно описаны и представлены графики изопроцессов в трёх координатных плоскостях. В ходе урока проводится реальный демонстрационный эк...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ









ПЛАН УРОКА


ПО ФИЗИКЕ В 10 КЛАССЕ


РАЗДЕЛ «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»






ПОДГОТОВИЛ:

учитель математики - физики

высшей квалификационной категории

МОУ Алексеево-Лозовская СОШ

Чертковского района

Ростовской области

ШКОНДА ВИКТОР ЕГОРОВИЧ















2013

УРОК № 48


Тема урока: Газовые законы.

Цель урока: Показать применение уравнения состояния идеального газа для описания изопроцессов и сформулировать газовые законы.

Задачи урока: 1) развитие мышления учащихся;

2) формирование у них умений самостоятельно применять знания газовых законов к решению задач.

Тип урока: Комбинированный.

Демонстрации: 1) изотермический процесс;

2) графики изотермического процесса;

3) графики изобарного процесса;

4) графики изохорного процесса.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, компьютерный измерительный блок, датчики давления и объёма, установка для демонстрации изотермического процесса.


План урока

  1. Организационный момент. 2 мин.

  2. Проверка знаний учащихся. 10 мин.

  3. Изложение нового материала. 25 мин.

  4. Закрепление нового материала в ходе решения задач. 6 мин.

  5. Задание на дом. 2 мин.

Ход урока

  1. Отметить в классном журнале учащихся, отсутствующих на уроке.

Активизировать внимание учащихся, сообщив им план, цели и задачи урока.

Раздать материал для фронтальной проверки знаний учащихся.


  1. Фронтальная проверка знаний и умений учащихся по теме: «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа».

Каждый ученик получает на отдельном листе свой вариант заданий с бланком ответов, который заполняется по мере выполнения учеником заданий.


Вариант № 1

(ответы занесите в таблицу)

  1. Напишите уравнение состояния идеального газа.

  2. Завершите предложение: Величины, характеризующие состояние газа, называются ….

  3. Представьте в математическом виде следующее утверждение: Давление идеального газа пропорционально произведению концентрации молекул и средней кинетической энергии поступательного движения молекул.

  4. Каким соотношением связана абсолютная температура газа с температурой, отсчитываемой по шкале Цельсия?

  5. Какое количество вещества содержится в газе, ели при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объём равен 40 л?

  6. Каково давление азота, если средняя квадратичная скорость его молекул 500 м/с, а его плотность 1,35 кг/м3?


Вариант № 2


  1. Напишите основное уравнение МКТ в его первом варианте.

  2. Завершите предложение: Модель газа, в которой пренебрегают взаимодействием молекул друг с другом на расстоянии, называют ….

  3. Представьте в математическом виде следующее утверждение: Давление идеального газа пропорционально его термодинамической температуре и концентрации молекул.

  4. Каким соотношением связаны постоянные Больцмана и Авогадро с универсальной газовой постоянной?

  5. Каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне ёмкостью 20 л при 12 0С, если масса этого воздуха 2 кг, а его молярная масса равна 0,029 кг/моль?

  6. Определите среднюю квадратичную скорость молекул воздуха при температуре 17 0С. Молярная масса воздуха равна 2,9 10−2 кг/моль.

(Оформление расчётных задач представьте на обратной стороне листа)


Номер

задания

Ответы

Примечание

1

2

3

4

5

6


Примечание:

оценка «5» выставляется за любые 5 - 6 правильно выполненные задания;

оценка «4» выставляется за любые 3 - 4 правильно выполненные задания;

оценка «3» выставляется за любые 2 правильно выполненные задания;

оценка «2» выставляется, если правильно выполнены менее двух заданий.

Учащиеся выполняют работу, заполняя таблицу, в течение 8 минут (вопросы, оставшиеся без ответа, помечаются в таблице прочерком). Затем учащимся предлагается самостоятельно оценить свои знания, ссылаясь на таблицу правильных ответов, высвеченную на экране. Для этого в графе «Примечание» они ставят знак «+» против правильного ответа и, с учётом примечания, выставляют себе оценку. Далее сдают учителю тексты заданий с бланком ответов и оценкой на нём.

ТАБЛИЦА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ


Номер

задания

Правильные ответы

Вариант № 1

Вариант № 2

1

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

2

макроскопическими

параметрами

идеальным газом

3

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

4

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

5

4 моль

8,2 МПа

6

0,11 МПа

500 м/с

Решения пятых задач первого и второго вариантов соответственно:

В I. Какое количество вещества содержится в газе, ели при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объём равен 40 л?

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы


В II. Каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне ёмкостью 20 л при 12 0С, если масса этого воздуха 2 кг, а его молярная масса равна 0,029 кг/моль?

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

Шестые задачи - на знание формул: в первом варианте Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы; во втором Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы.


  1. 1) Сформулировать тему урока, высветив её на экране.


  1. Сформулировать определение изопроцесса.

Изопроцесс - это процесс, при котором один из макроскопических параметров состояния данной массы газа остаётся постоянным.


  1. Изотермический процесс. Закон Бойля - Мариотта. Демонстрация изотермического процесса на компьютерной установке. График изотермического процесса в различных координатных плоскостях.

Изотермический процесс - процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянной температуре.

Закон Бойля - Мариотта: Для газа данной массы произведение давления газа на его объём постоянно: Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы.

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы


  1. Изобарный процесс. Закон Гей-Люссака. График изобарного процесса в различных координатных плоскостях.

Изобарный процесс - процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянном давлении.

Закон Гей-Люссака: Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объёма газа к его термодинамической температуре постоянно: Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы.

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы



  1. Изохорный процесс. Закон Шарля. График изохорного процесса в различных координатных плоскостях.

Изохорный процесс - процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянном объёме.

Закон Шарля: Для газа данной массы отношение давления газа к его термодинамической температуре постоянно: Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы.

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы



  1. Решить задачи:


  1. Газ перешёл из состояния 1 в состояние 2 при постоянном объёме. Затем он при переходе из состояния 2 в состояние 3 изобарно расширялся, а при переходе из третьего состояния в четвёртое, претерпел изотермическое расширение. При переходе из четвёртого состояния в исходное, газ изобарно сжимался. Вычертите диаграмму указанного замкнутого цикла в координатах (р; V).

Ответ:

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы


  1. При какой температуре находился газ в закрытом сосуде, если при нагревании его на 140 К давление возросло в 1,5 раза? (Ответ: 7 0С).

Разработка урока в 10 классе по теме Газовые законы

Рефлексия:

Незаконченное предложение.

(Необходимо продолжить фразу)

  • Я сегодня на уроке открыл для себя…

  • Мне понравилось на уроке то, что…

  • На уроке меня порадовало…

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

  • Если бы я был учителем, то …


  1. Домашнее задание:

§ 36, 37; упр. № 27 (2), 28 (3, 4); повторить § 34, 35, 38, 39.


© 2010-2022