Сценарий конференции «Физика в природе» для учащихся 9-11 классов

"Описание материала: Конференция состоит из двух частей: теоретической и экспериментальной. Теоретическая часть состоит из докладов по природным явлениям, подготовленных учащимися 9-х классов. Экспериментальную часть готовили учащиеся 10-11 классов. В ней учащиеся показывают занимательные опыты и различные демонстрации. Темы докладов могут меняться: можно рассмотреть различные природные явления, а можно одно явление с разных позиций. Демонстрации и опыты могут быть связаны с выбранными явлениями...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конференция по физике для учащихся 9-11 классов

Тема «Физика вокруг нас»


Нарбинова Галина Исатаевна

Учитель физики и математики

Цели:

  1. Показать учащимся, что внимательное рассмотрение привычных, обыденных явлений открывает в них неожиданные стороны, коснувшись физики природных явлений в теоретической части конференции. В экспериментальной части конференции, рассмотрев несколько занимательных опытов и различных демонстраций, убедиться в справедливости ряда теоретических положений, дать правильное истолкование окружающим явлениям.

  2. Развитие познавательных интересов, формирование научного мировоззрения, развитие способностей учеников на основе усвоения ими способов самостоятельного приобретения знаний по физике при подготовке докладов. Развитие навыков практической работы с лабораторным оборудованием при подготовке экспериментов.

  3. Воспитание умений работы в группе, взаимоуважения, умений слушать и слышать друг друга.

Учитель: При рассмотрении роли, которую играет в жизни людей физика, прежде всего бросается в глаза такое ее свойство, как полезность. Польза физики заключается в том, что ее достижения значительно облегчают жизнь и труд людей. Даже в быту нас окружают телевизоры, магнитофоны, стиральные машины, холодильники и другие устройства, облегчающие нам ведение домашнего хозяйства и украшающие наш досуг. И когда говорят, что физика нас окружает повсюду, то чаще всего имеют ввиду именно этот процесс стремительного внедрения физики во все сферы человеческой деятельности.

Однако люди занимаются физикой не только потому, что она полезна. Физика еще и красива. Разговор о красоте физики вести гораздо сложнее, чем о ее полезности - здесь многое зависит от индивидуальной точки зрения. Одни видят красоту физики в изящности ее логических построений, в возможности объяснения огромного многообразия явлений с помощью небольшого количества первопринципов. Другие находят очарование в лаконичности и ясности языка формул, на котором Природа формулирует свои законы. Третьи видят красоту физики в ее неисчерпаемости, бесконечности познания окружающего мира. Четвертые - в яростной напряженности мысли и остроте споров, из которых рождается истина. А есть еще точки зрения пятых, шестых,…

Одно из проявлений красоты физики в том, что даже в тех явлениях, к которым мы привыкли настолько, что не обращаем на них внимания, можно обнаружить интереснейшие физические процессы. Иногда внимательное рассмотрение привычных, обыденных явлений открывает в них совершенно неожиданные стороны. Примерам таких «физических неожиданностей» и посвящена эта встреча.

Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. (Х. К. Андерсен. «Снежная королева»).

Ведущий 1: Процесс познания таинств природы никогда не прекращался и не прекратится.

Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Ведущий 2: I часть. Теоретическая.

В ней мы коснемся физики природных явлений. К ним относятся: солнечные закаты, туманы, облака, молния, радуга, метели, миражи, полярные сияния, цунами, лавины и т.д.

Мы рассмотрим только зимние явления природы - снег и лед.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

(Выступления учащихся 9 кл. с сообщениями по теме «Снег и лед».

  1. Снег, снежинки в воздухе;

  2. Почему свежевыпавший снег белый, а со временем темнеет?

  3. Почему зимой холодно? Почему снег в мороз скрипит под ногами?

  4. Лед на Земле.

Ведущий 1: II часть. Демонстрационная.

За основание тут мы берем положенье такое:

Из ничего не творится ничто по божественной воле,

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на Земле и на нее нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют…

Если даже будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда…

Отрывок из поэмы Лукреция Кара, древнеримского

философа, поэта.

Ведущий 2: Учащиеся 10-11 классов подготовили несколько различных демонстраций, занимательных опытов, чтобы мы могли убедиться в справедливости ряда теоретических положений, дать правильное толкование окружающим явлениям.

  1. Колебания и волны.

Почему вода вымывается из ведра?

Совершенно непонятно,

Почему вода течет

Сверху вниз,

А не обратно,

Так, а не наоборот.

Р. Сеф. «Совершенно непонятно»

Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем несколько несложных экспериментов.

Опыт 1. Наливаем воду в стакан и переворачиваем его вверх дном. Как и следовало ожидать, вода выливается.

Опыт 2. Наливаем воду в тот же стакан, накрываем его листком бумаги, плотно прижимаем листок к краю стакана, переворачиваем стакан и отпускаем листок. Вода не выливается.

Этот опыт известен и объясняется он просто. Вода не выливается потому, что этому препятствует атмосферное давление. Под действием веса воды листок прогибается, уровень воды понижается, объем воздух в стакане увеличивается, давление уменьшается и становится ниже атмосферного. Разность сил давлений уравновешивает вес воды и не дает воде выливаться.

Опыт 3. Наливаем воду во флакон из-под духов и переворачиваем его. Вода не выливается. Почему? Оказывается, это объясняется свойствами волн на поверхности жидкости. Атмосферное давление может удерживать воду, если колебания нижней поверхности перевернутой жидкости с течением времени затухают. У флакона диаметр отверстия маленький, то длина возникающей волны маленькая, поэтому она затухает и вода не выливается, т.к. удерживается атмосферным давлением.

  1. Атмосферное давление

Яйцо в графине.

Для опыта сварите вкрутую яйцо. Очистите его от скорлупы. Возьмите листок бумаги размером 80*80 мм, сверните его гармошкой и подожгите. Затем опустите горящую бумагу в графин. Через 1-2 секунды горлышко накройте яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо начинает втягиваться в графин. Объясните наблюдаемое явление.

Объяснение: при горении бумаги воздух нагревается, давление увеличивается. И часть воздуха выходит. После того как бутылку накроют, воздух охладится и там возникает разрежение. Яйцо втягивается атмосферным давлением.

  1. Способы передачи теплоты.

Можно ли вскипятить воду в бумажной коробке?

Из плотной бумаги сделайте коробку, налейте в нее воды и подвесьте над спиртовкой. Вода нагревается и, наконец, закипит. Коробка останется целой. Почему?

Объяснение: теплота от огня спиртовки передается воде.. температура бумажной коробки не достигает температуры воспламенения.

  1. Электрическое поле.

  1. Электризация цветка.

На стол с измеряющими ножками (доске на четырех граненых стаканах) поставьте горшок с цветком. Соедините проволокой один полюс электрофорной машины с цветком и приведите ее в действие. Цветок заряжается. Поднесите к нему металлический стержень. При этом наблюдается проскакивание искры (в темноте). Лампочка вспыхивает, если ее держать в соприкосновении с цветком, то она горит непрерывно.

  1. Электризация человека.

  1. Изолировать от земли, для этого он встанет на изолированный столик.

  2. берется рукой за один из полюсов Эл. Машины. Расстояние между полюсами э/ф машины не более 15 мм.

  3. можно прикасаться к любому участку тела, появляются искры.

можно подносить лампочку, будет светиться.

4. можно в одну руку взять султан. (расстояние больше 15мм., никто не должен касаться человека)

5. Лучи света.

Цыпленок в яйце.

Из промасленной бумаги устройте экран; для этого остаточно затянуть такой бумагой квадратный вырез в листе картона.

Позади экрана поместите две лампы; одну лампу зажгите. Между лампой и экраном поставьте на проволоке овальный кусок картона, и тогда на экране появится, силуэт яйца. Теперь вы заявляете, что подвергнете яйцо рентгену. Через мгновение все видят, как силуэт яйца светлеет по краям, а в середине вырисовывается силуэт цыпленка.

Разгадка фокуса: зажигаете вторую лампу, на пути лучей которой помещен картонный контур цыпленка.

Ведущий 1: Все сплошное «что» да «если»,

«Почему», «откуда», «как» !

А на них ответы есть ли?

Говорят примерно так!

Очень скоро подрастешь,

Тайны эти сам поймешь.

Л.Харш, «Почемучки и откудки»

Ведущий 2: вот и кончилась эта маленькая встреча о физике вокруг нас. Даже если бы она была в 100 раз длиннее, в ней удалось бы рассмотреть только ничтожно малую часть тех явлений, которые интересно рассмотреть с точки зрения физики.

Ведущий 1: основная трудность при подготовке этого мероприятия состояла в том, что хотелось рассказать о полете бумажного самолетика и хлопке газовой плите, о горении спичек и устройстве музыкальной шкалы, о ползании змей и журчании ручьев, о сгорании метеоритов и о многом другом. Но объять необъятное невозможно.

Ведущий 2: одна из особенностей физики в том, что чем больше ее изучаешь, тем она интереснее, хотя и сложнее. Но трудностей этих бояться не надо. Об этом хорошо сказано в стихотворении С.В.Михалкова «Дятлы».

Дятел дятлу говорит:

-Дочего ж бошка болит!

Намотался вкруг стволов,

Так устал, что нету слов!

Целый день долблю,

А как день кончается,

Равен мой улов нулю.

Вот что получается!

Надоело зря долбить!

Присоветуй, как мне быть?

Ведущий 1:Отвечает Дятлу Дятел:

- Ты с ума, должно быть спятил:

«Надоело зря долбить!»

Что за настроение?

Надо выдержанней быть

И иметь терпение!

Без настойчивой долбежки

Не добыть жучка и мошки!..

Дятел с Дятла подбодрил.

И опять мы слышим стук!

Тук - тук - тук…

Тук - тук…

Тук - тук…

Ведущий 2: В заключение желаем выдержанности, терпения, настойчивости и успехов в изучении физики.


© 2010-2022