Программа предметного кружка «Гелиос»

Программа предметного кружка «Гелиос» Пояснительная записка.   Программа  «Гелиос» относится к  естественнонаучной направленности. Дополнительная образовательная программа «Гелиос» разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования (Письмо Минобрнауки от 11.12.2006 № 06-1844).   Программа «Гелиос» является модифицированной (адаптированной), на основе программы доктора физико–математических наук ИЗИРАН  А.Н. Зайцева. Данная программа конк...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа предметного кружка «Гелиос»

Пояснительная записка.

Программа «Гелиос» относится к естественнонаучной направленности. Дополнительная образовательная программа «Гелиос» разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования (Письмо Минобрнауки от 11.12.2006 № 06-1844). Программа «Гелиос» является модифицированной (адаптированной), на основе программы доктора физико-математических наук ИЗИРАН А.Н. Зайцева. Данная программа конкретизирует содержание тем, стандарта дополнительного образования, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 136 учебных часов из расчета 4 часа в неделю.

Актуальность программы базируется на большой роли науки естественнонаучной направленности. По мере развития инновационной экономики, для обеспечения работы высокотехнологичных систем (космическая связь, навигация, дистанционное зондирование) востребованы и все шире используются наши знания о космосе и физике космической среды. Сведения о параметрах и состоянии космической среды, так называемой «космической погоды», сегодня доступны по сети Интернет и каналам средств массовой информации, а также служат элементом естественнонаучного образовании. На стыке достижений космонавтики, электроники и информатики для изучения и мониторинга состояния космической среды активно используются микроспутники, которые выполняют все более широкий круг задач и с помощью которых ведутся исследования космической среды и выполняются наблюдения Земли из космоса. Большой класс микроспутников использует технику и приемы радиолюбительской связи, что позволяет реализовать массовые образовательные проекты.

Основной контингент учащихся первого года занятий по программе «Гелиос», как правило, составляют школьники 7-9 классов, которые к моменту окончания школы (11 класс) вполне сознательно выбирают направление своего дальнейшего образования, есть шанс, что они придут в современную науку и инженерию. Таким образом, за 2 года, школьники выполнят несколько самостоятельных поисковых работ, выступят на конференциях, научаться пользоваться сетью Интернет как источником знаний, выберут направление своего дальнейшего образования. Используемый учебно-методический комплект: основные положения культурно-исторической теории Вернадского; методика планомерного формирования знаний и умений в любой области человеческой деятельности П.Я. Гальперина; разработка по программам дополнительного образования, развивающего обучения; система активных методов обучения в образовании; материалы Информационно-методического отдела МГДД(Ю)Т, Н. Будько, А. Н. Зайцев и др. «Космическая среда вокруг нас» - книга и приложение на СD- ROM. А.Н. Зайцев, В. И. Одинцов, А.С. Амиантов, В.Г.Петров. «Вариации магнитного поля Земли». А.Н. Зайцев «Спутниковые системы сбора и обработки информации».

Основная цель - развитие интереса школьников к научным исследованиям, выявление способных ребят, которые в будущем придут в науку.

Использование информационных средств в обучении позволяет детям наиболее эффективно усваивать знания о природе, о космосе и космических исследований. Средний и старший возраст обучающихся требует особого подхода к созданию и реализации образовательных программ. В первую очередь, необходимо создать такую развивающую среду, в которой взаимосвязь двух видов деятельности - творческой и учебной - будет органичной и плодотворной. Для этого необходимо постоянно систематизировать имеющийся опыт работы педагогов, как в рамках программы, так и по подобным программам в России и за рубежом. Зрелищная и увлекательная форма освоения предмета позволяет поддерживать познавательную мотивацию детей не только в течение одного учебного года, но более двух-трех лет, вплоть до выбора профессии.


Формы организации исследовательской деятельности учащихся клуба «Гелиос»

  1. Включение элементов исследования в урок

  2. Групповые и индивидуальные занятия по выбору

  3. Практические занятия (экскурсия, лабораторный практикум)

  4. Исследовательская (творческая) экспедиция

  5. Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль)

Цели программы.

Организационно-методические:

- разработка и реализация педагогом программы, методики и дидактических пособий, ориентированных на средний школьный возраст по соответствующей тематике;

- развитие психолого-педагогической и дидактической базы программы.

Педагогическая:

- формирование целостного представления ребенка об окружающем мире и истории познания природы на основе современных представлений об устройстве Вселенной.

Задачи программы

Обучающие:

  • получение учащимися знаний основ солнечно-земной физики, космонавтики, географии и информатики;

  • ознакомление с основами современной электроники;

  • ознакомление с современными информационными технологиями, применяемыми в науке.

Развивающие:

  • выявление творческих способностей детей, развитие воображения, фантазии;

  • систематизация и закрепление ранее полученных знаний;

  • формирование навыков работы с компьютерами и компьютерными программами.

Воспитательные:

  • создание условий для успешной реализации педагогических целей и задач: осознание взаимосвязи человека с космосом и окружающей природой;

  • воспитание у детей творческого, продуктивного подхода при получении новых знаний и умений;

  • приобретение навыков полноценного общения со сверстниками и взрослыми;

  • приобретение навыков самостоятельного планирования своей деятельности (познавательной и общения).

Ожидаемые результаты и способы их проверки


  • дети научатся работать с учебными пособиями, энциклопедиями и т.п.;

  • научаться пользоваться сетью Интернет как источником знаний;

  • каждый ребенок научится сотрудничать в детском коллективе;

  • дети научатся находить информацию по солнечно-земной физике, космонавтике, будут знать текущее состояние проектов на Международной космической станции, по начальным навыкам космической связи;

  • обучающиеся будут иметь представление о строении Солнца, будут знать основные факты по солнечно-земной физике, о магнитных бурях и по эффектам космической погоды,

  • каждый учащийся сможет объяснить, что собой представляет Земля в космосе, чем отличается от других планет Солнечной системы и как связана жизнь на Земле с Солнцем;

  • выполнят несколько самостоятельных поисковых работ по солнечно-земной физике и космонавтике.

Условия реализации программы


Занятия проводятся в кабинетах физики, информатики. При необходимости актовый зал. Просмотр слайдов и видеофильмов расширяет представление учащихся о разнообразии человеческой культуры.

Многочисленные настольные игры по астрономии, подвижная и другие карты звездного неба (немая, с рисунками по Рею), проведение викторин, решение занимательных задач и кроссвордов, самостоятельные выступления позволяют ребятам полноценно усвоить материал.

Для реализации программы необходимы:

1) диапроектор, слайдфильмы и диафильмы;

2) видеомагнитофон, мультфильмы и видеофильмы;

3) астрономические пособия, глобусы планет и звездные, модель солнечной системы;

4) тематическая библиотека, дидактические разработки и раздаточный материал педагогов лаборатории и отдела;

5) компьютерный класс, обсерватория (виртуальная) и телескоп.

Учебно-тематический план клуба любителей космической погоды «Гелиос»

Раздел

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Организационный момент. Определение целей и задач клуба. Положение и документация клуба «Гелиос»

2

2


2.

Совещание рабочий группы педагогов. Определение основных направлений работы, необходимых материально-технических, методических и человеческих ресурсов.

2

2

3

Составление планов работы с одаренными детьми или способными детьми, внеклассных мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, викторин по темам.

4

2

2

4

Организация работы кружка в рамках НОУ клуб «Гелиос»

2

2

5

Формирование информационной базы для работы по программе.

4

2

2

6

Практическое занятие № 1Анализ фотографий Солнца, прямыми наблюдениями на спутниках КОРОНА-ФОТОН, СТЕРЕО, СОХО, ЙОКО. 24-й цикл активности. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ.

2

1

1

7

Знакомство с наземными системами наблюдений за Солнцем. Выход на сайт ИЗМИРАН через Знакомство с ресурсами сети по сайтам НАСА и ЕКО.

4

1

3

8

Практическое занятие № 2 Экскурсия в ИЗМИРАН. Просмотр видеофильмов по космическим исследованиям. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ.

2

1

1

9

Общешкольное мероприятие «Первый искусственный спутник Земли»

2

1

1

10

Участие членов клуба «Гелиос» в школьном и муниципальном турах всероссийской олимпиады.

8

2

6

11

Подготовка к международному Арктическому образовательному форуму.

2

1

1

12

Подготовка и проведения общешкольного мероприятия «Естественные электромагнитные сигналы в космосе»

4

2

2

13

Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

6

2

4

14

Конкурс рисунка для учащихся 5-8 классов: «Сказки звездного неба»

2


2

15


«Путешествие по Солнечной системе». .Конкурс для учащихся 9-11 классов. (рисунок, рассказ, сочинение, эссе)

2


2

16

Исследования в России и за рубежом околоземного космического пространства. Система мониторинга околоземного космического пространства.

4

2

2

17

Общешкольное мероприятие «Звезда по имени Солнце». Вечер для учащихся младших классов и среднего звена.

2

1

1

18

Общешкольное мероприятие «Звезда по имени Солнце». Вечер для учащихся старших классов.

2

1

1

19

Практическое занятие. № 2 Экскурсия в ИЗМИРАН. Просмотр видеофильмов по космическим исследованиям. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ.

4

1

3

20

Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

4

1

3

21

Аттестация учащихся в виде докладов или мини рефератов по предложенным темам.

2


2

22

Космические исследования в прошлом и настоящем. Выступление участников клуба перед учащимися школы-интерната.

2

1

1

23

Наука о Вселенной. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ

2

1

1

24

Экскурсия в ИЗМИРАН. Просмотр видеофильма «Путешествие на край Вселенной».

2


2

25

Справочно-информационные системы по космическим исследованиям. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ

4

1

3

26

Перспективные программы космических исследований: солнечные проекты, планетные проекты, освоение Луны и Марса. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ.

4

2

2

27

Электронные библиотеки по космическим проектам, ВИКИ-педия.

2

2


28

Ресурсы в сети по космическому дистанционному зондированию Земли.

2

2


29

Способы описания Земли - неогеография. «Живая география». Викторина для учащихся среднего звена. «Земля - наш общий дом»

2

1

1

30

Солнце и солнечная система. Движение Земли, Солнца и Луны. Космические исследования в прошлом и настоящем. Работа учащихся с архивом ИЗМИРАН.

4

2

2

31

Практическое занятие № 4. Презентация проекта «Селеноход». Подбор материалов по лунной программе. Экскурсия (виртуальная) в Мемориальный музей космонавтики. Участие в презентации проекта «Селеноход» участников клуба «Гелиос» Просмотр выступление заслуженного испытателя космической техники, водителя Лунохода генерал-майора Довгань В.Г.(Архив ИЗМИРАН)

4

2

2

32

Общешкольное мероприятие «История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов». Вечер для учащихся старшего и среднего звена.

2


2

33

Общешкольное мероприятие «История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов». Вечер для учащихся младших классов.

2


2

34

Викторина: выдающиеся деятели в области космонавтики. Для учащихся 7- 9, и 10 -11 классов.

2


2

35

Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

4

104 часа

1

42

3

62

36

Основы солнечно-земной физики.

Исследования в России и за рубежом.

Магнитосфера, ионосфера, атмосфера и связь между ними

4

2

2

37

Практическое занятие № 5 Системы мониторинга околоземного космического пространства. Астероидная опасность.

4


4

38

Космическая связь,

космическое телевидение, навигация. Справочно-информационные системы, базы данных, электронные библиотеки.

2

2


39

Мониторинг МКС и микроспутников.


2

2


40

История развития космонавтики. Работа с компьютерными учебными программами, ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

2

2


41

Начало эры космонавтики, текущий этап освоения космоса. Искусственные спутники, наземные обсерватории. Основные вехи космонавтики. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

2

1

1

42

Общешкольное мероприятие «Первый в космосе».

2

1

1

43

От космических кораблей - к орбитальным станциям. Выставка детских рисунков. 5 - 8, 9 -11 классов.

1


1

44

Парадоксы космонавтики. Защита рефератов.

2


2

45

Космос и здоровье. Открытое занятие.

1



46

Тунгусский метеорит. Космический феномен лета 1908 г. Открытое мероприятие для учащихся школы-интерната.

1


1

47

Проблемы солнечно-земной физики, новейшие результаты исследований. Работа с базами данных по спутникам и по наземной сети наблюдений.

1

1


48

Исследования околоземного космического пространства, анализ космической погоды, оценка рисков и ее влияние на технологические системы и биосферу Земли..

2

1


49

«Космическая связь и информатика»
R K 3 D X B. Обзор.

1

1


50

Защита работ участников клуба.

4

1

3

51

Подведение итогов работы за год. Выработка основных направлений работы клуба на 2012-2013 у.г.

1

1



Итого:

136

59

77




Содержание разделов и тем.

Раздел № 1 Инструктаж по Т.Б. Вводное занятие. Организационный момент. Определение целей и задач клуба. Положение и документация клуба «Гелиос»

Теория: Знакомство с положение и документация клуба «Гелиос»

Раздел № 2 Совещание рабочий группы педагогов. Определение основных направлений работы, необходимых материально-технических, методических и человеческих ресурсов. Накопление материала.

Теория: Определение основных направлений работы, необходимых материально-технических, методических и человеческих ресурсов.

Раздел № 3 Составление планов работы с одаренными детьми или способными детьми, внеклассных мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, викторин по темам.

Теория: Составление планов работы с одаренными детьми или способными детьми.

Практика: Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Раздел № 4 Организация работы кружка в рамках НОУ клуб «Гелиос».

Теория: Организация работы кружка.

Раздел № 5 Формирование информационной базы для работы по программе.

Теория: Формирование информационной базы для работы по программе.

Практика: Выход на сайт ИЗМИРАН.

Раздел № 6 Практическое занятие № 1.

Теория: Анализ фотографий Солнца, прямыми наблюдениями на спутниках КОРОНА-ФОТОН, СТЕРЕО, СОХО, ЙОКО. 24-й цикл активности. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ. Сбор и систематизация накопленного материала

Практика: Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ. Сбор и систематизация накопленного материала.

Раздел № 7 Знакомство с наземными системами наблюдений за Солнцем. Выход на сайт ИЗМИРАН через знакомство с ресурсами сети по сайтам НАСА и ЕКО.

Теория: Знакомство с наземными системами наблюдений за Солнцем.

Практика: Знакомство с наземными системами наблюдений за Солнцем. Выход на сайт ИЗМИРАН через знакомство с ресурсами сети по сайтам НАСА и ЕКО.

Раздел № 8 Практическое занятие № 2 Экскурсия в ИЗМИРАН. Просмотр видеофильмов по космическим исследованиям. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ.

Теория: Экскурсия в ИЗМИРАН.

Практика: Просмотр видеофильмов по космическим исследованиям. Выход на сайт ИЗМИРАН через ИНТЕРНЕТ.

Раздел № 9 Общешкольное мероприятие «Первый искусственный спутник Земли».

Раздел № 10 Участие членов клуба «Гелиос» в школьном и муниципальном турах всероссийской олимпиады.

Раздел № 11 Подготовка к международному Арктическому образовательному форуму.

Теория: Сбор и анализ информации по работе клуба за период 2009-2011гг.

Практика: Оформление и написание доклада.

Раздел № 12 Подготовка и проведения общешкольного мероприятия «Естественные электромагнитные сигналы в космосе»

Раздел № 13 Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Теория: Сбор и анализ информации по космонавтике и космической физики.

Практика: Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Раздел № 14 Конкурс рисунка для учащихся 5-8 классов: «Сказки звездного неба».

Раздел 15 «Путешествие по Солнечной системе». Конкурс для учащихся 9-11 классов. (Рисунок, рассказ, сочинение, эссе)

Раздел 16 Исследования в России и за рубежом околоземного космического пространства. Система мониторинга околоземного космического пространства.

Теория: Анализ системы мониторинга околоземного космического пространства

Практика: Выход на сайты ИЗМИРАН, НАСА и ЕКО.

Раздел №17 Общешкольное мероприятие «Звезда по имени Солнце». Вечер для учащихся младших классов и среднего звена.

Раздел №18: Общешкольное мероприятие «Звезда по имени Солнце». Вечер для учащихся старших классов.

Раздел №19 Практическое занятие. № 2 Экскурсия в ИЗМИРАН. Просмотр видеофильмов по космическим исследованиям. Выход на сайт ИЗМИРАН.

Теория: Экскурсия в ИЗМИРАН, сбор информации.

Практика: Просмотр видеофильмов по космическим исследованиям. Выход на сайт ИЗМИРАН через Интернет.

Раздел №20 Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Теория: Работа с компьютерными учебными программами.

Практика: Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Раздел № 21 Аттестация учащихся в виде докладов или мини рефератов по выбранным темам.

Раздел №22 Космические исследования в прошлом и настоящем. Выступление участников клуба перед учащимися школы-интерната.

Практика: Выступление участников клуба перед учащимися школы-интерната.

Раздел №23 Наука о Вселенной. Выход на сайт ИЗМИРАН.

Практика: Выход на сайт ИЗМИРАН.

Раздел № 24 Экскурсия в ИЗМИРАН.

Практика: Просмотр видеофильма «Путешествие на край Вселенной».

Раздел №25 Справочно-информационные системы по космическим исследованиям.

Теория: Справочно-информационные системы по космическим исследованиям.

Практика: Выход на сайт ИЗМИРАН.

Раздел № 26 Перспективные программы космических исследований: солнечные проекты, планетные проекты, освоение Луны и Марса. Выход на сайт ИЗМИРАН.

Теория: Программы космических исследований: солнечные проекты, планетные проекты, освоение Луны и Марса

Практика: Выход на сайт ИЗМИРАН.

Раздел № 27 Электронные библиотеки по космическим проектам, Википедия

Практика: Выход на сайт ИЗМИРАН, Википедия.

Раздел № 28 Ресурсы в сети по космическому дистанционному зондированию Земли.

Теория: Ресурсы в сети по космическому дистанционному зондированию Земли

Практика: Выход на сайт ИЗМИРАН.

Раздел № 29 Способы описания Земли - неогеография. «Живая география». Викторина для учащихся среднего звена. «Земля - наш общий дом»

Теория: Неогеография. «Живая география».

Практика: Викторина для учащихся среднего звена. «Земля - наш общий дом»

Раздел № 30 Солнце и солнечная система. Движение Земли, Солнца и Луны. Космические исследования в прошлом и настоящем. Работа учащихся с архивом ИЗМИРАН.

Теория: Солнце и солнечная система. Движение Земли, Солнца и Луны. Космические исследования в прошлом и настоящем.

Практика: Работа учащихся с архивом ИЗМИРАН.

Раздел № 31 Практическое занятие № 4. Презентация проекта «Селеноход». Подбор материалов по лунной программе. Экскурсия (виртуальная) в Мемориальный музей космонавтики. Участие в презентации проекта «Селеноход» участников клуба «Гелиос» Просмотр выступление заслуженного испытателя космической техники, водителя Лунохода генерал-майора Довгань В.Г.(Архив ИЗМИРАН)

Теория: Создание проекта. Подбор материалов по лунной программе. Экскурсия (виртуальная) в Мемориальный музей космонавтики

Практика: Просмотр выступление заслуженного испытателя космической техники, водителя Лунохода генерал-майора Довгань В.Г.(Архив ИЗМИРАН)

Раздел № 32 Общешкольное мероприятие «История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов». Вечер для учащихся старшего и среднего звена.

Раздел № 33 Общешкольное мероприятие «История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов». Вечер для учащихся младших классов.

Раздел № 34 Викторина: выдающиеся деятели в области космонавтики. Для учащихся 7- 9, и 10 -11 классов.

Раздел № 35 Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Практика: Работа с компьютерными учебными программами ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Раздел № 36 Основы солнечно-земной физики. Исследования в России и за рубежом.

Теория: Основы солнечно-земной физики. Исследования в России и за рубежом

Практика: Магнитосфера, ионосфера, атмосфера и связь между ними.

Раздел № 37 Практическое занятие №5 Системы мониторинга околоземного космического пространства. Астероидная опасность.

Теория: Системы мониторинга околоземного космического пространства. Астероидная опасность.

Практика:. Открытые электронные учебники в сети Интернет

Раздел № 38 Космическая связь, космическое телевидение, навигация. Справочно-информационные системы, базы данных, электронные библиотеки.

Теория: Справочно-информационные системы, базы данных. Анализ.

Практика: Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Раздел № 39 Мониторинг МКС и микроспутников.

Практика: Мониторинг МКС и микроспутников. Работа с архивом ИЗМИРАН.

Раздел № 40 История развития космонавтики. Работа с компьютерными учебными программами, ресурсами сети Интернет по космонавтике и космической физике. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Теория: История развития космонавтики.

Практика: Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Раздел № 41 Начало эры космонавтики, текущий этап освоения космоса. Искусственные спутники, наземные обсерватории. Основные вехи космонавтики. Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Теория: Начало эры космонавтики, текущий этап освоения космоса. Искусственные спутники, наземные обсерватории. Основные вехи космонавтики

Практика: Открытые электронные учебники в сети Интернет.

Раздел № 42 Общешкольное мероприятие «Первый в космосе».

Раздел № 43. От космических кораблей - к орбитальным станциям. Выставка детских рисунков. 5 - 8, 9 -11 классов.

Практика: Выставка детских рисунков. 5 - 8, 9 -11 классов.

Раздел № 44 Парадоксы космонавтики. Защита рефератов.

Теория: Оформление работ.

Практика: Защита рефератов.

Раздел № 45 Космос и здоровье.

Практика: Открытое занятие.

Раздел № 46. Тунгусский метеорит. Космический феномен лета 1908 г. Открытое мероприятие для учащихся школы-интерната.

Практика: Открытое мероприятие для учащихся школы-интерната.

Раздел № 47 Проблемы солнечно-земной физики, новейшие результаты исследований. Работа с базами данных по спутникам и по наземной сети наблюдений.

Практика: Работа с базами данных по спутникам и по наземной сети наблюдений.

Раздел № 48 Исследования околоземного космического пространства, анализ космической погоды, оценка рисков и ее влияние на технологические системы, и биосферу Земли.

Практика: Выход на сайты ИЗМИРАН, НАСА и ЕКО.

Раздел № 49 «Космическая связь и информатика» R K 3 D X B. Обзор.


Теория: Космическая связь и информатика.

Практика: Выход на сайты ИЗМИРАН, НАСА и ЕКО.

Раздел № 50 Защита работ учащихся.

Практика: Защита работ.

Раздел № 51 Подведение итогов работы. Выработка основных направлений работы клуба на 2014-2015 у.г.

Ожидаемые результаты

  • дети научатся работать с учебными пособиями, энциклопедиями и т.п.;

  • научаться пользоваться сетью Интернет как источником знаний;

  • каждый ребенок научится сотрудничать в детском коллективе;

  • дети научатся находить информацию по солнечно-земной физике, космонавтике, будут знать текущее состояние проектов на Международной космической станции, по разработке радиолюбительских спутников, по начальным навыкам космической связи;

  • обучающиеся будут иметь представление о строении Солнца, будут знать основные факты по солнечно-земной физике, о магнитных бурях и по эффектам космической погоды,

  • каждый учащийся сможет объяснить, что собой представляет Земля в космосе, чем отличается от других планет Солнечной системы и как связана жизнь на Земле с Солнцем;

  • выполнят несколько самостоятельных поисковых работ по солнечно-земной физике и космонавтике.









Список литературы для учащихся

ФИО автора

Название книги

Место издания, изд-во

Год

Алексеева Л.М.

Небесные сполохи и земные заботы

М.:

Знание

1985

Бакулин П.И., Кононович Э.В.,

Мороз В.И.

Курс общей астрономии

М.: Наука

1977

Будько Н.,

Зайцев А., Карпачев А., Козлов А., Филиппов Б.

Космическая среда вокруг нас - введение в исследования околоземного космического пространства, книга и приложение на CD-ROM

Троицк, издательство ТРОВАНТ, с. 245

2006

Васильев Н.В.

Тунгусский метеорит. Космический феномен лета 1908 г.

М.: Русская панорама

2004

Владимирский Б.М.

Кисловский Л.Д.

Археоастрономия и история культуры.

серия Космонавтика, астрономия

М.: Знание

1989

№3

Воронцов-Вельяминов Б.А.

Очерки о Вселенной

М.: Наука

1980

Воронцов-Вельяминов Б.А.

Сборник задач и практических упраж-

нений по астрономии

М.: Наука

1974

Грушко Е. А., Медведев Ю. М.

Энциклопедия славянской мифологии.

М.: Астрель

1996

Дагаев М.М.,

Чаругин В.М.

Книга для чтения по астрономии.

Астрофизика.

М.: Просвещение

1988

Дагаев М.М.

Лабораторный практикум по общей астрономии

М.: Высшая школа

1972

    Дагаев М.М.

    Книга для чтения по астрономии

    М.: Просвещение

    1980

    Данлоп С.

    Азбука звездного неба.

    Перевод Чаругина В.М.

    М.: Мир

    1990

    Евсеев Г., Симонович С., Алексеев А.

    Windows лаборатория мастера

    практическое руководство

    М.: АСТ Пресс

    2000

    Евсеев Г., Симонович С., Пацюк С.

    Вы купили компьютер

    полное руководство для начинающих

    М.: АСТ Пресс

    1999

    Ефремов Ю.Н.

    В глубины вселенной


    М.: Наука

    1977

    Завельский Ф.С.

    Время и его измерение


    М.: Наука,

    1987

    Завельский Ф.С.

    Здравствуй, Марс!


    М.: Известия

    1972

    Зайцев А.Н.

    Спутники, компьютеры, образование

    М.: журнал «Информатика и образование»,

    № 1, стр. 91-94,

    1990

    Зайцев А.Н.

    Школа и спутники

    М.: журнал «Информатика и образование»,

    № 11, стр. 74-76

    2002

    Зигель Ф.Ю.

    Астрономическая мозаика


    М.: Наука

    1987

    Зигель Ф.Ю.

    Виновато Солнце


    М.: Дет. лит.

    1972

    Зигель Ф.Ю.

    Сокровища звездного неба


    М.: Наука

    1980

    Зигуненко С.

    Робинзоны во вселенной


    М.: Знание

    1995

    Зонн В.

    Галактики и квазары


    М.: Мир

    1978

    Иванов Н.Н.

    300 вопросов и ответов о мифологии

    серия "Расширяем кругозор детей"

    Ярославль: Академия развития

    1997

    Кайсаров А.С.,

    Глинка Г.А.,

    Рыбаков Б.А.

    Мифы древних славян.

    Велесова книга.

    Саратов: Надежда

    1993

    Каплан С.А.

    Физика звезд


    М.: Наука

    1977

    Киппенхан Р.

    100 миллиардов солнц.

    Рождение, жизнь и смерть звезд

    М.: Мир

    1990

    Комаров В.Н.

    Занимательная астрофизика

    М.: Наука

    1984

    Крапп Э.К.

    Легенды и предания о Солнце, Луне, звездах и планетах

    М.: ФАИР-ПРЕСС

    2000

    Крупенио Н.Н.


    Радиофизические исследования планет.

    М.: Наука

    1978

    Куликов К.А.

    Сидоренко Н.С.

    Планета Земля

    М.: Наука

    1976

    Куликов С.С.

    Календарная шпаргалка

    М.: Международ. прогр.

    образования

    1996

    Куликовский П.Г.

    Справочник любителя астрономии

    М.: Эдиториал УРСС

    2002

    Левитт И.

    За пределами известного мира: от белых карликов до квазаров

    М.: Мир

    1978

    Левитан Е.П.

    Астрономия. 11 класс.

    М.: Просвещение

    1994

    Леонтьев В.П.

    Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.

    М.: ОЛМА-ПРЕСС

    2003

    Мамуна Н.В.

    Зодиак богов

    Серия Зодиакальная мифология

    М.: Алетейа,

    2000

    Мартынов Д.Я.

    Курс практической астрофизики

    М.: Наука

    1967

    Мизун Ю. Г.

    Мизун П. Г.

    Космос и здоровье

    М.: Знание

    1984

    Мизун Ю. Г.

    Мизун Ю.В.

    Разумная жизнь во вселенной

    серия "Великие тайны"

    М.: Вече

    2000

    Миттон Саймон и Жаклин

    Астрономия. (Оксфордская библиотека)

    М.: Росмэн

    1995


    Мифологический словарь

    Смоленск: Русич

    2000


    Даниленко В.Н.

    Шилов Ю.А.

    Начала цивилизации.

    Космогония первобытного общества

    Праистория Руси

    М.: Раритет

    1999

    Нейхард А. А.

    Легенды и сказания

    Др. Греции и Др. Рима

    М.: Правда

    1987

    Новиков Н.Ф.

    На космических орбитах

    М.: ДОСААФ

    1977


    От космических кораблей - к орбитальным станциям

    М.: Машино-строение

    1971

    Пропп В. Я.

    Русские аграрные праздники

    М.: Лабиринт

    2000

    Саймон Т.

    Поиски планеты Икс

    М., Мир

    1966

    Семенова Л.В.

    От Озириса до Деда Мороза

    М.: Теплый Стан

    2000

    Смирнов С. Г.

    Задачник по истории Древнего мира

    для средней школы

    М.: Международ-ные отношения. МИРОС

    1979

    Смирнов С. Г.

    Задачник по истории России

    для средней школы

    М.: Международ-ные отношения. МИРОС

    1995

    Сурдин В.Г.

    Астрономические олимпиады.

    Задачи с решениями.

    М.: Уч-науч. Центр довуз. образования

    1995

    Томилин А.Н.

    Мифы и легенды звездного неба

    энциклопедия "Хочу все знать"

    СПб.: Изд. дом Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС

    2000

    Томилин А.Н.

    Царица неба


    М.: Современник

    1998

    Тулаев П.В.

    Венеты: предки славян


    М.: Белые альвы

    2000

    Угольников О.С.

    Небо начала века. 2001-2012. Астрономический справочник.

    М.: А.Д.Сельянов

    2000

    Фарлонг Д.

    Стоунхендж и пирамиды Египта


    М.: Вече

    1999

    Фламмарион К.

    История неба. Репринт от 1875 г. С-П

    М.: АДЕ «Золотой век»

    1994

    Херрман Д.

    Открыватели неба


    М.: Мир

    1981

    Цесевич В.П.

    Что и как наблюдать на небе


    М.: Наука

    1979

    Шкловский И.С.

    Вселенная, жизнь, разум


    М.: Наука

    1976

    Шкловский И.С.

    Звезды, их рождение, жизнь и смерть


    М.: Наука

    1977


    Школьный астрономический календарь.

    М.: Дрофа

    Ежегод-но

    Штернфельд А.А.

    Парадоксы космонавтики


    М.: Наука

    1991

    Щеглов П.В.

    Отраженные в небе мифы Земли

    М.: Наука

    1986


    Энциклопедия для детей. т. 8. Астрономия.

    М.: Аванта+,

    1997


    Энциклопедия для детей.

    М.: Аванта+,

    2004


    Литература для педагога


    ФИО автора

    Название книги

    Место издания, изд-во

    Год

    Белякова Г. С.

    Славянская мифология

    М.: Просвещение

    1995

    ред. Борисова Е. В., Григорьева С. В

    Игры и праздники Московии

    М.: ОДИ-International

    1998

    Гальперин П.Я.

    Методы обучения и умственное развитие ребенка.

    М.: МГУ

    1985

    Григорьев В.М.

    Народная педагогика игры.

    Вопросы методологии и теории. I-II.

    М.: ОДИ- International

    1996

    Давыдов В. В.

    Теория развивающего обучения

    М.: ИНТОР

    1996

    Давыдов В.В. и др.

    Программа развивающего обучения (сист. Эльконина-Давыдова) Математика. 1-6 классы

    М.: ИНТОР

    1997

    выпуск№13

    библиотека Развивающего обучения

    Давыдов В. В.

    О понятии развивающего обучения.

    Томск: Пеленг

    1995

    Забрамная С.Д.

    Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей

    М.: Просвещение

    1995

    Кавтарадзе Д.Н.

    Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.

    М.: МПСИ, Флинта

    1998

    Канишаускас С.З.

    Спераускене Д.С.

    Небо и религиозные праздники. Сопроводительный текст к диапозитивам.

    М.: Знание

    1987

    Князева О.Л., Маханева М.Д.

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    СПб.: Детство-Пресс

    1998


    Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Астрономия и космонавтика

    М.: Просвещение

    1984

    Леонтович А.В.

    О направленности дополнительного образования. №2

    Внешкольник

    2007

    Панина Л.А.

    Небо в русских сказках. Сопроводительный текст к диапозитивам.

    М.: Знание

    1991

    Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С.

    Внеурочная работа по астрономии

    М.: Просвещение

    1989


    Я иду на урок астрономии

    М.: Первое сентября

    2001

      Фролов М. И.

      Windows 95 для детей и их родителей

      учебное пособие

      М.: Русская редакция

      1998

      Эльконин Д. Б.

      Психология игры.

      М.: Владос

      1999





      Наиболее используемые сайты.


      astro.mgdtd.ru - сайт отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т

      seti.mgdtd.ru - сайт программы «Здравствуй, Галактика»отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т

      astronet.ru

      antwrp.gsfc.nasa.gov

      solarwind.cosmos.ru/materials.htm

      astronomy.ru/

      tunguska.ru/ - все о тунгусской катастрофе (автор - В.А. Ромейко).

      spaceweather.com/

      mk.ru

      mosoblpress.ru

      gcnet.ru

      vn.ru

      nsk.fio.ru

      novosti-kosmonavtiki.ru

      chepetsk.ru

      prikol.kaluga.net/

      gagarin.cbs.org.ru - все о Ю.А.Гагарине

      spacer.rtc.ru/

      cosmos.msu.ru/,

      microsat.sm.bmstu.ru/.

      rk3dxb.narod.ru.

      edu.fo.ru/vdmcako,

      infra.sai.msu.ru/vega/.



      © 2010-2022