• Преподавателю
  • Физика
  • Урок, технологическая карта и презентация по теме «Решение задач по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

Урок, технологическая карта и презентация по теме «Решение задач по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

Материал представляет собой конспект урока, технологическую карту урока физики в 7 классе (в рамках требований ФГОС) и презентацию по теме «Решение задач по теме «Сила Архимеда. Условия плавания тел»». В конспекте урока представлены различные виды заданий для обучающихся, включая экспериментально задание. Для сопровождения урока представлена презентация для электронной доски Smard Board. В рамках требования преподавания физики ФГОС представлена технологическая карта урока, в которой отражены пла...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка плана-конспекта урока физики


ФИО педагога Ханецкая Наталья Леонидовна

Класс 7

Автор УМК А.В.Перышкин

Тема урока: Урок решения задач по теме "Сила Архимеда. Плавание тел"

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Планируемые результаты (цели):

Метапредметные:


  • формирование умений воспринимать, анализировать информацию, представленную в различных формах, и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка;

  • формирование умения работать в группе, умения докладывать о результатах своего исследования.

Личностные:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Предметные:

  • понимание и способность объяснять такие физические явления, как действие жидкости и газа на погруженное в них тело, плавание тел; знание формулы закона Архимеда, условий плавания тел,

  • развитие умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен­ных знаний;

  • овладение способами выполнения рас­четов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи;

  • формирование владения экспериментальными методами исследования

Необходимое техническое оборудование:

  • мультимедиа проектор, компьютер, экран.

  • презентация

Оборудование для обучающихся:

  • Динамометр, алюминиевый цилиндр на нити, стакан с водой (1 комплект на группу 3-4 человека).

Технологическая карта урока

Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

познавательная

коммуникативная

регулятивная

действия

формируемые способы деятельности

действия

формируемые способы деятельности

действия

формируемые способы деятельности

Организационно-мотивационная

(1 минута)

Приветствует учащихся, озвучивает тему и цель урока, знакомит учащихся с планом урока.

Слушает учителя.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов достижения цели в зависимости от предлагаемых условий.

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Умение:

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Слушает учителя

Умение:

-ставить перед собой цель работы;

-самостоятельно анализировать условия достижения цели;

-планировать пути достижения целей.

Воспроизведение и коррекция знаний обучающихся

(5-7 минут)

Организует диалог с учениками, формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся.

1.Что вы можете сказать о действии жидкости и газа на погруженное в них тело?

2.В чем причина возникновения выталкивающей силы?
3.Как можно определить архимедову силу?

4.От каких величин зависит архимедова сила? От каких величин она не зависит?

5.Покажите на рисунке, какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость или газ

(слайд 2).

6. При каком условии тело, находящееся в жидкости тонет? Плавает? Всплывает?

7.Покажите на рисунке силы, действующие на тело в каждом случае (слайд 3).

8.Объясни поведение тела в жидкости

(слайд 4).

9. Сформулируйте закон Архимеда.

Воспринимают, перерабатывают и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах.

Анализируют и перерабатывают полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют ответы других учащихся, вносят коррективы в свой ответ и ответ товарищей.

Умение:

-давать определение понятиям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-анализировать информацию, представленную в различных формах.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют ответы других учащихся, вносят коррективы в свой ответ и ответ товарищей.

Умение:

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-владеть устной речью, строить монологическое высказывание;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Анализируют и вносят коррективы в свой ответ и ответы других учащихся.

Умение владения основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Тренинг:

1.применение знаний учащихся в знакомой ситуации;

2. применение знаний учащихся в измененной ситуации;

3.творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (30минут)

1. Организует обучающихся для решения:

-качественных задач,

-расчётных задач разного уровня сложности,

3.Организует работу для работы в паре, группе.

2.Иинструктирует по выполнению задания, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания

Качественные задачи:

1.Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело в жидкости, во много раз больше, чем в газе?

2.Многие водоросли имеют длинные, гибкие стебли, поднимающиеся со дна водоема вверх. Что произойдет и почему, если воду из водоема спустить?

3.На поверхности воды, на спине лежит человек. Изменится ли его положение относительно воды, если сделает глубокий вдох, выдох?

4.Презентация (задания на слайдах 5-7)

2.Расчётная задачу № 627 (сборник В.И.Лукашика).

3. Сильные ученики решают задачу №635 с использованием дидактической карты, затем показывают решение учителю и пишут решение на доске.

4.Экспериментальное задание (работа в группах)

(10минут).

В вашем распоряжении имеется следующее оборудование: динамометр, алюминиевый цилиндр на нити, стакан с водой. Используя это оборудование, определите все возможные характеристики данного тела (плотность воды и алюминия найти в таблице)?

1= Н,

Р2= Н,

FА12,

V= FА/воды, m=ρалюмV )

После выполнения работы идет обсуждение полученных результатов.

5. Кратковременный тест со взаимопроверкой. (слайды презентации).

1.Отвечают на вопросы качественных задач, объясняя при этом суть физического явления, положенного в основу задачи.

2.Рассуждают.

3.Решают расчётные задачи, делают записи в тетради.

4. Проводят физический эксперимент.

Умение:

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и крите­рии для указанных логических операций;

-объяснять явления, процессы, связи, выявляемые в ходе исследования;

-работы с лабораторным оборудованием;

-выдвигать гипотезы, проверять их в процессе эксперимента, сопоставлять, анализировать результаты, делать выводы.

Слушают ответы учащихся, комментарии учителя,

работают в паре, группе.

Умение:

-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников;

определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

1. Анализируют и оценивают свои ответы на вопросы и ответы товарищей.

2.Оценивают свои познавательные возможности при выборе уровня сложности при решении расчётной задачи.

3. Оценивают правильность выполнения экспериментального задания и вносят необходимые коррективы .

Умение:

-адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

(1 минута)

Формулирует домашнее задание, комментирует его.

1.Задача №638 из сборника задач В.И. Лукашика,

2.создать плакат - коллаж с использованием возможности библиотеки или сети Интернет на тему «Архимедова сила и плавание тел в нашей жизни».

Воспринимают информацию, фиксируют задание.

Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Обсуждают возможность выполнения задания.

Умение сотрудничать.

Записывают домашнее задание в дневник.

Умение:

-ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации,

-использование приобретённых знаний в различных новых ситуациях,

- осуществлять самоконтроль,

-умение проектировать (планировать) свою деятельность.

Подведение итогов

работы (рефлексия)

(2 минуты)

Подводит итог работы на уроке,

анализирует успешность деятельности учащихся на уроке

Рефлексия по уроку:

  1. Что нового узнали?

  2. Что понравилось на уроке?

  3. Что было самым трудным?

Делают выводы о том, что сделано на уроке, какие знания о физических явлениях, законах повторили, что нового было на уроке.

Умение обобщать, делать выводы.

Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников.

Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Анализируют достижение целей , поставленных в начале урока.

Умение анализировать, оценивать, вносить коррективы,

осуществлять рефлексию.




Критерии оценки достижения результатов занятия



Критерий оценки результата



«5»

«4»

«3»

«2»

1

Владение базовым понятийным аппаратом

В ответах учащегося используются только базовые термины.

В ответах основном используются базовые термины, в некоторых случаях используются не научные термины.

В ответах используются базовые термины, в основном используются бытовые названия.

Учащийся не показывает владение базовыми терминами.

2

Решение физических задач на применение полученных знаний

Приведено полное правильное решение, включающее следующие

элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы,

применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом ;

3) выполнены необходимые математические преобразования и

расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен

ответ.

Приведено решение, включающее следующие

элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы,

применение которых необходимо и

достаточно для решения задачи выбранным способом, но

-допущена ошибка в записи

краткого условия или переводе

единиц в СИ;

-представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов;

-в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.


Приведено решение, включающее следующие

элементы:

1) записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно

для решения задачи выбранным способом, но

-допущена ошибка в записи

краткого условия или переводе

единиц в СИ;

- записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые

для решения задачи,

-записаны все исходные формулы, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.


Незнание учащимся основного содержания учебного материала. Приведённое решение не соответствует критериям на «5», «4», «3».

3.

Экспериментальное задание

Эксперимент выполнен полностью и правильно в соответствии с планом и техникой безопасности, сделаны правильные соответствующие измерения, расчеты и выводы с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул. Сделан правильный вывод.

Эксперимент осуществлен в соответствии с планом и учетом правил техники безопасности, записаны необходимые формулы, приведены результаты прямых измерений, но допущены ошибки при проведении вычислений (допущена ошибка при вычислении значения искомой величины, записи единиц измерения величины). Сделан правильный вывод.

Эксперимент осуществлен не менее чем на половину, приведены результаты прямых измерений, сделаны необходимые расчёты для части эксперимента, не записаны все необходимые формулы и не сделан вывод о результатах эксперимента.

допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в проведении измерений, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работ е с оборудованием, которая может быть исправлена по требованию учителя.

Эксперимент осуществлен менее чем на половину или допущены две и более существенных ошибки в ходе эксперимента, в оформлении работы, в проведении расчетов и измерений, не сделан вывод по результатам работы.



© 2010-2022