Обобщающий урок по теме Тепловые явления

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок по теме «Тепловые явления ».

Цели урока:

Образовательная:

закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ; сформировать навыки выполнения экспериментальных заданий;

Развивающая:

совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;

Воспитательная:

развитие познавательного интереса к предмету,

развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Ход урока.

1. Орг момент.

Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание знаменитого Альберта Энштейна: «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы».

Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Заполнение кроссворда.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте заполним кроссворд. У вас на столах есть вопросы к кроссворду. Ответьте, пожалуйста на них, и заполните пустующие клетки кроссворда.



Кроссворд «Тепловые явления»




1п

л

А

в

л

е

н

и

е


н

е

р

Г

и

я






т

в

е

Р

д

е

в

а

н

и

е

о

н

д

Е

н

с

а

ц

и

я



н

е

Г









6 и

с

п

А

р

е

н

и

е




C

О

С

Т

О

Я

Н

И

Е



и

п

е

Н

и

е









О

д

а









Е

н

з

и

н





  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

  2. Физическая величина, измеряемая в Джоулях.

  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

  4. Переход вещества из пара в жидкость.

  5. Разновидность воды в твёрдом состоянии.

  6. Переход вещества из жидкости в пар.

  7. Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.

  8. Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.

  9. Топливо, получаемое из нефти.


Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока .


В природе существует три агрегатных состояния вещества. Какие? (учащиеся отвечают). Вы знаете, что агрегатное состояние вещества может изменяться. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании, конденсации. Знания, которые вы получили при изучении темы, будем применять при решении задач, работе с таблицами, при объяснении физических процессов.


3. Экспериментальные задания.

Ребята, у вас на столах стоит оборудование для выполнения экспериментальных заданий. Тексты заданий вы найдете в карточках. Внимательно прочитайте задание, выполните его, и сделайте выводы по полученным результатам.

Эксперимент 1:. «Зависимость испарения жидкости от различных факторов»

Приборы и материалы: спирт, вода, листы бумаги, бумажный веер, пипетка.

  1. Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

  2. Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?

  3. Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Почему?

  4. Нанесите пипеткой по капле спирта на ладонь и лист бумаги. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано?

Запишите ответы на вопросы, сделайте выводы.

Эксперимент 2: "Определение влажности воздуха с помощью психрометра"

Приборы и материалы: термометр, психрометр.

  1. Опишите устройство психрометра.

  2. Определите температуру воздуха в кабинете по сухому демонстрационному термометру. висящему на доске. Запишите ее значение t1.

  3. Определите температуру, при которой данный воздух стал насыщенным в комнате по влажному термометру t2 .

  4. Найдите разность показаний сухого и влажного термометров t1- t2.

  5. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха φ в кабинете в %. Запишите полученное значение.

  6. Сравните с оптимальными и допустимыми параметрами:

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

температура град. С,

относительная влажность %

температура град. С,

относительная влажность %

19

62

18

69

20

58

22

31

21

55



Эксперимент 3: «Наблюдение за процессом кипения воды»

Приборы и материалы: термометр, секундомер, спиртовка, пробирка с водой, стеклянная пластинка.

  1. Наблюдайте за поведением воды при нагревании.

  2. Заполните таблицу:

Время наблюдения, с.

Температура жидкости, 0С.

Что наблюдал

1

30с

2

50с

3

70с

4

90с

5

110с

При какой температуре началось кипение воды? Изменялась ли температура воды во время кипения? Почему? Поместите над пробиркой с кипящей водой стеклянную пластину. Запишите наблюдения.

Эксперимент 4 « Наблюдение за плавлением парафина»

Приборы и материалы: сосуд с парафином, термометр, спиртовка, секундомер.

Измерьте через каждые 30 с температуру парафина. Результаты запишите в таблицу. Почему при плавлении температура смеси из жидкого и твердого парафина не изменялась? Сделайте вывод.

Время,с

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Температура



Вылейте жидкий парафин в стакан с водой. Запишите , что вы наблюдали.

Эксперимент 5: « Сублимация и десублимация кристаллов йода».

Приборы и материалы: спиртовка, кристаллы йода, пробирка с пробкой, держатель.

1. Положите в пробирку кристаллики йода, закройте ее пробкой и слегка подогрейте. Запишите наблюдения. В какое агрегатное состояние перешел йод.

2. Охладите пробирку. На стенках появились маленькие кристаллики йода, почему? Какое явление вы наблюдали?

3.Запишите свои наблюдения.

4. Где еще вы можете наблюдать процессы сублимации и десублимации.

4 Графические задачи.

А теперь проверим как вы умеете «читать» графики, соответствующие различным состояниям вещества.

Задание: Изучите график и ответьте на вопросы: а) С каким веществом происходят преобразования? б) Какому процессу соответствует каждый участок графика? в) Вычислите изменение внутренней энергии вещества.

Обобщающий урок по теме Тепловые явления(конденсация и охлаждение воды)

Обобщающий урок по теме Тепловые явления(нагревание и кипение эфира)

Обобщающий урок по теме Тепловые явления(нагревание и плавление олова)

Обобщающий урок по теме Тепловые явления(отвердевание, охлаждение цинка)

Обобщающий урок по теме Тепловые явления(нагревание и кипение спирта)



5.Постановка домашнего задания.

  1. Повторить § 12-24 из учебника.

  2. В чайник налита вода массой 1,5 кг при температуре 15С.
    Воду нагрели до кипения, при этом 50 г ее выкипело.
    Определите, какое количество теплоты было затрачено.
    Какое количество теплоты было израсходовано зря из-за того,
    что чайник вовремя не сняли с огня?
    Сколько лишнего газа при этом сгорело?


6.Вопросы:

  1. Перечислите агрегатные состояния вещества.

  2. Назовите процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое?

  3. Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?(Отличаются ли молекулы вещества?)

  4. Что происходит с внутренней энергией тела при плавлении? при отвердевании?

  5. Олово переведено из одного агрегатного состояния в другое. Затвердело оно или, наоборот, расплавилось, если известно, что его внутренняя энергия уменьшилась?

  6. Можно ли расплавить свинец, держа его в оловянной ложке?

  7. Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего (на одну автомашину) составят 200 кг. Каковы причины этих потерь? (Испарение).

  8. Как можно вычислить количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения?

  9. Какие двигатели называют тепловыми?

  10. Какие виды тепловых двигателей Вы знаете?

  11. Почему КПД теплового двигателя всегда меньше 100 %?

  12. КПД теплового двигателя 25 %. Что это означает?

  13. В две тарелки налили одинаковое количество бульона: в одну горячий постный бульон, а в другую жирный при той же температуре. Какой из бульонов остынет быстрее?

  14. Может ли вода быть жидкой при температуре 110°С?

  15. Как можно вызвать кипение воды, не нагревая ее?

  16. При какой температуре происходит испарение жидкостей?

7.Подведение итогов урока: Ребята посмотрите на пейзаж Александра Шевелева «Весна» и назовите какие тепловые явления изображены на картине. И пусть за окном сейчас зима, пусть в сердце у вас всегда будет весна и в жизни все будет так же легко получаться, как сегодня на уроке.

Дополнительные задания.

  1. Допишите предложения.

1. Внутренняя энергия - это сумма ______________________________всех молекул из которых состоит тело, и __________________________________их взаимодействия

2. Теплопередача - процесс изменения _______________________________без совершения совершения _________________над телом или _____________ телом:

3. Виды теплопередачи

4. Количество теплоты - это_________________, которую тело получает при ___________________________или_____________.

5. Парообразование - явление превращения __________________________________

6. Способы парообразования _____________________________________.

7. Плавление - переход вещества из ____________ состояния в __________________ 8.Кристаллизация - переход вещества из ____________состояния в________________.

9. Десублимация- это___________________________________________________.

10. Чтобы найти коэффициент полезного действия теплового двигателя надо

________________________________________________________________________.

2. Соедините стрелками физическую величину и ее обозначение.

Обобщающий урок по теме Тепловые явления

количество теплоты

относительная влажность воздуха

удельная теплота плавления

удельная теплоемкость

масса

температура

удельная теплота парообразования

энергия

удельная теплота сгорания

3. Соедините стрелками физическую величину и единицу измерения.

Обобщающий урок по теме Тепловые явления


Дж/кг

кг

Дж

°С

Дж/кг °С









© 2010-2022