- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике на тему Закон сохранения импульса
Урок по физике на тему Закон сохранения импульса
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шакирьянова Е.В. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: " Закон сохранения импульса". ( 9 класс)
Цели урока:
-
образовательные: Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса, добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
-
развивающие: формирование умений выделять главное, сопоставлять различные точки зрения, делать выводы, совершенствование интеллектуальных способностей и развитие речи обучающихся, стимулирование интереса к предмету, формирование потребностей к углублению и расширению знаний;
-
воспитательные: формирование материалистических представлений об окружающем мире, воспитание чувства коллективизма при работе в группах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, видеофрагменты «Закон сохранения импульса при упругом ударе», «Закон сохранения импульса при стрельбе из орудия», «Закон сохранения импульса», «перемещение медуз», воздушный шарик, тележка с трубкой, сегнерово колесо.
Ход урока:
-
Организационный этап.( класс делится на три группы)
Учитель: Сегодня мы проведем урок на тему «Закон сохранения импульса». На этом уроке мы повторим и обобщим знания о движении тела, об импульсе тела, полученные на предыдущих уроках; изучим закон сохранения импульса, научимся применять этот закон на практике; повторим тему законы Ньютона.(слайд 1).
-
Повторение изученного материала.
Учитель: послушаем стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Движение».(слайд 2).
Ученик: Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей!
Учитель: Действительно, в окружающем нас мире все находиться в непрерывном движении. Движутся люди на улицах городов и сел, птицы и животные в лесах и полях, рыбы в морях и реках. Движутся созданные человеком машины. Кровь в кровеносных сосудах. Движутся молекулы и атомы, из которых состоят все тела.
Скажите, а по каким законам происходит движение тел?
Ученик: Законы Ньютона.
Учитель: Вспомним эти законы.
Ученик: Первый закон Ньютона: «Существуют такие системы отсчета, относительно которых все тела находиться в покое или равномерно движутся, если на них не действуют другие тела.»
Ученик: Второй закон Ньютона: «Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей всех сил, действующих, на тело и обратно пропорционально массе этого тела.»
Ученик: Третий закон Ньютона: « Два тела взаимодействуют друг с другом с силами равными по модулю, но противоположными по направлению.»
Учитель: Законы Ньютона позволяют решать множество практических задач. Но часто бывает сложно определить действующие на тело силы. Какую величину мы используем в этом случае?
Ученик: Импульс - это величина равная произведению массы тела на скорость
Измеряется в [кг·м/с]. Направлена так же, как скорость.(слайд 3).
-
Изучение нового материала.
Учитель: Что происходит с импульсами тел после взаимодействия? Меняются они или остаются постоянными? Это мы узнаем на уроке. Итак, откройте тетради и запишите тему урока. Постарайтесь сформулировать для себя личностный смысл изучения данной темы. Обратите внимание на доску. Здесь написаны варианты личностных целей, выберите наиболее подходящие для себя и запишите в тетрадь.
(получить хорошую оценку, узнать что-то новое, применять новые знания в жизни).(слайд 4)
Обратите внимание на экран. (Демонстрация видео фрагмента №1).( слайд 5)
Учитель: Из этого ролика мы увидели, что импульс каждого тела меняется. А меняется ли импульс системы? (демонстрация видео фрагмента №2). (слайд 6)
Ответы учеников: меняется, не меняется, увеличивается, уменьшается.
Учитель: Используя законы математики и физики, сделаем математический вывод закона сохранения импульса.
, так как время действия сил одно и тоже, то можно записать
-начальные скорости тел, - конечные скорости
, , так как левые части уравнений равны, то и правые тоже: , сгруппируем члены уравнений
- закон сохранения импульса (для упругого удара)
Если удар неупругий , то закон сохранения импульса примет вид:
Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что импульс системы сохраняется, хотя импульсы тел после взаимодействия меняются. Это и есть закон сохранения импульса. Но система должна быть замкнутой. Запишите определение замкнутой системы и формулировку закона сохранения импульса. Еще раз проговорите. (слайд 7, 8)
Ученики: Импульс системы тел до взаимодействия и после сохраняется.
Учитель: Давайте рассмотрим выполняется ли закон для системы, которая состоит из трех и более тел. Обратите внимание на экран.( Демонстрация видео фрагмента №3 с бильярдными шарами).( слайд 9).
Ученик: Можно сделать вывод, что импульс первого шара равен векторной сумме всех шаров. Т.е. выполняется закон сохранения импульса.
-
Исследование.
Учитель: Я раздала каждой группе различные приборы. С их помощью проведите опыты, подтверждающие закон сохранения импульса. Инструкции по проведению опытов также лежат у вас на столах.
( ученик от каждой группы показывает опыт и объясняет его, показывает на интерактивной доске направление импульсов).(слайды 10,11,12).
Ученик 1: Опыт с воздушным шаром. Импульс воздуха, находящегося в шаре и импульс самого шара равны нулю. После того как развяжем нить, воздух будет выходить из шара с большой скоростью, с той же скоростью шар будет двигаться в другую сторону. Импульсы их будут равны и направлены в разные стороны, т.е. импульс системы равен нулю.
Ученик 2: Тележка с трубкой и пробкой. Импульсы тележки и пробки равны нулю, После взаимодействия их импульсы будут равны, но направлены в разные стороны, поэтому импульс системы равен нулю.
Ученик 3:Сегнерово колесо. Жидкость вращает колесо в другую сторону. Импульс сохраняется.
Учитель: Мы подтвердили закон сохранения импульса. Все эти движения называются реактивными. Реактивное движение встречается авиации, космонавтике (слайд 13), а также в природе. Это движение кальмаров и осьминогов. ( Видео фрагмент №4 ).(слайд14,15)
-
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, на уроке мы изучили закон сохранения импульса. Провели опыты и узнали, что импульсы тел меняются, но импульс системы сохраняется.
А сейчас постарайтесь проанализировать и дать оценку себе и каждому члену вашей команды. Подумайте были ли затруднения и как с ними справиться?
(Учитель раздает карты для рефлексии).
-
Домашнее задание.(слайд 16).
§22, 23читать, упр21(1), упр22(4).Учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник "Физика-9".