Урок по физике на тему Закон сохранения импульса

   Для осуществления поставленных целей используется мультимедийная презентация на интерактивной доске, исследование в группах, текст, видео фрагменты.   В структуре урока пять  этапов: организационный, подготовка к восприятию нового материала, изучение нового материала, исследование, подведение итогов.   На этапе подготовки к восприятию нового целью являлось обеспечение мотивации изучения нового материала, которая достигается путём постановки проблемных вопросов.  
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: " Закон сохранения импульса". ( 9 класс)

Цели урока:

  1. образовательные: Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса, добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;

  2. развивающие: формирование умений выделять главное, сопоставлять различные точки зрения, делать выводы, совершенствование интеллектуальных способностей и развитие речи обучающихся, стимулирование интереса к предмету, формирование потребностей к углублению и расширению знаний;

  3. воспитательные: формирование материалистических представлений об окружающем мире, воспитание чувства коллективизма при работе в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, видеофрагменты «Закон сохранения импульса при упругом ударе», «Закон сохранения импульса при стрельбе из орудия», «Закон сохранения импульса», «перемещение медуз», воздушный шарик, тележка с трубкой, сегнерово колесо.

Ход урока:

  1. Организационный этап.( класс делится на три группы)

Учитель: Сегодня мы проведем урок на тему «Закон сохранения импульса». На этом уроке мы повторим и обобщим знания о движении тела, об импульсе тела, полученные на предыдущих уроках; изучим закон сохранения импульса, научимся применять этот закон на практике; повторим тему законы Ньютона.(слайд 1).

  1. Повторение изученного материала.

Учитель: послушаем стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Движение».(слайд 2).

Ученик: Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей!

Учитель: Действительно, в окружающем нас мире все находиться в непрерывном движении. Движутся люди на улицах городов и сел, птицы и животные в лесах и полях, рыбы в морях и реках. Движутся созданные человеком машины. Кровь в кровеносных сосудах. Движутся молекулы и атомы, из которых состоят все тела.

Скажите, а по каким законам происходит движение тел?

Ученик: Законы Ньютона.

Учитель: Вспомним эти законы.

Ученик: Первый закон Ньютона: «Существуют такие системы отсчета, относительно которых все тела находиться в покое или равномерно движутся, если на них не действуют другие тела.»

Ученик: Второй закон Ньютона: «Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей всех сил, действующих, на тело и обратно пропорционально массе этого тела.»

Ученик: Третий закон Ньютона: « Два тела взаимодействуют друг с другом с силами равными по модулю, но противоположными по направлению.»

Учитель: Законы Ньютона позволяют решать множество практических задач. Но часто бывает сложно определить действующие на тело силы. Какую величину мы используем в этом случае?

Ученик: Импульс - это величина равная произведению массы тела на скорость

Урок по физике на тему Закон сохранения импульса

Измеряется в [кг·м/с]. Направлена так же, как скорость.(слайд 3).

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Что происходит с импульсами тел после взаимодействия? Меняются они или остаются постоянными? Это мы узнаем на уроке. Итак, откройте тетради и запишите тему урока. Постарайтесь сформулировать для себя личностный смысл изучения данной темы. Обратите внимание на доску. Здесь написаны варианты личностных целей, выберите наиболее подходящие для себя и запишите в тетрадь.

(получить хорошую оценку, узнать что-то новое, применять новые знания в жизни).(слайд 4)

Обратите внимание на экран. (Демонстрация видео фрагмента №1).( слайд 5)

Учитель: Из этого ролика мы увидели, что импульс каждого тела меняется. А меняется ли импульс системы? (демонстрация видео фрагмента №2). (слайд 6)

Ответы учеников: меняется, не меняется, увеличивается, уменьшается.

Учитель: Используя законы математики и физики, сделаем математический вывод закона сохранения импульса.

Урок по физике на тему Закон сохранения импульса, так как время действия сил одно и тоже, то можно записать Урок по физике на тему Закон сохранения импульса

Урок по физике на тему Закон сохранения импульса-начальные скорости тел, Урок по физике на тему Закон сохранения импульса- конечные скорости

Урок по физике на тему Закон сохранения импульса, Урок по физике на тему Закон сохранения импульса, так как левые части уравнений равны, то и правые тоже: Урок по физике на тему Закон сохранения импульса, сгруппируем члены уравнений

Урок по физике на тему Закон сохранения импульса- закон сохранения импульса (для упругого удара)

Если удар неупругий Урок по физике на тему Закон сохранения импульса, то закон сохранения импульса примет вид: Урок по физике на тему Закон сохранения импульса

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что импульс системы сохраняется, хотя импульсы тел после взаимодействия меняются. Это и есть закон сохранения импульса. Но система должна быть замкнутой. Запишите определение замкнутой системы и формулировку закона сохранения импульса. Еще раз проговорите. (слайд 7, 8)

Ученики: Импульс системы тел до взаимодействия и после сохраняется.

Учитель: Давайте рассмотрим выполняется ли закон для системы, которая состоит из трех и более тел. Обратите внимание на экран.( Демонстрация видео фрагмента №3 с бильярдными шарами).( слайд 9).

Ученик: Можно сделать вывод, что импульс первого шара равен векторной сумме всех шаров. Т.е. выполняется закон сохранения импульса.

  1. Исследование.

Учитель: Я раздала каждой группе различные приборы. С их помощью проведите опыты, подтверждающие закон сохранения импульса. Инструкции по проведению опытов также лежат у вас на столах.

( ученик от каждой группы показывает опыт и объясняет его, показывает на интерактивной доске направление импульсов).(слайды 10,11,12).

Ученик 1: Опыт с воздушным шаром. Импульс воздуха, находящегося в шаре и импульс самого шара равны нулю. После того как развяжем нить, воздух будет выходить из шара с большой скоростью, с той же скоростью шар будет двигаться в другую сторону. Импульсы их будут равны и направлены в разные стороны, т.е. импульс системы равен нулю.

Ученик 2: Тележка с трубкой и пробкой. Импульсы тележки и пробки равны нулю, После взаимодействия их импульсы будут равны, но направлены в разные стороны, поэтому импульс системы равен нулю.

Ученик 3:Сегнерово колесо. Жидкость вращает колесо в другую сторону. Импульс сохраняется.

Учитель: Мы подтвердили закон сохранения импульса. Все эти движения называются реактивными. Реактивное движение встречается авиации, космонавтике (слайд 13), а также в природе. Это движение кальмаров и осьминогов. ( Видео фрагмент №4 ).(слайд14,15)

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, на уроке мы изучили закон сохранения импульса. Провели опыты и узнали, что импульсы тел меняются, но импульс системы сохраняется.

А сейчас постарайтесь проанализировать и дать оценку себе и каждому члену вашей команды. Подумайте были ли затруднения и как с ними справиться?

(Учитель раздает карты для рефлексии).

  1. Домашнее задание.(слайд 16).

§22, 23читать, упр21(1), упр22(4).Учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник "Физика-9".







© 2010-2022