Рефлективный отчет по проведённой серии последовательных уроков

Физика – очень интересный и познавательный предмет, его изучение способствует развитию знаний по математике, биологии, географии, химии, получается практически по всем школьным предметам. На уроках физики мы можем наблюдать, проводить опыты и демонстрации, применять наглядно-иллюстративный материал, решать задачи, отвечать на вопросы, то есть развивать своё критическое мышление. На уроках в основном использовалось обучение критическому мышлению, это связано со структурой самого урока, с темой по...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлективный отчет по проведённой серии последовательных уроков


Профессия педагога - самая благородная, самая сложная из всех профессий. И это так, потому что именно от учителя зависит, как человек приспособится к современному миру. Мало учителю просто учить детей, ему нужно остро чувствовать внутренний мир ученика, быть немного и психологом, и артистом, чтобы играть на одной сцене с учеником, участвовать в одном спектакле по созданию их будущего. Мало того учитель в школе ещё и отец и мать, которые всегда придут на помощь, одарят добрым словом и делом любого ребёнка. Цель нашей всей кропотливой работы - обучить ученика, предоставить ему свои знания и научить весь этот багаж использовать в жизни.

Что только не стараешься придумывать на уроках, чтобы привлечь интерес учеников. Современному учителю дана возможность безграничного использования просторов мировой сети интернет для поиска информации, суперсовременные компьютеры и интерактивное оборудование позволяют проводить различные опыты, строить модели и посещать удалённые уголки нашей Вселенной. Разве только в мечтах всё это было у наших учителей, которые контрольные писали на карточках, а рисунки показывали на потемневших от времени киноплёнках и старых плакатах.

Все нововведения сегодняшнего дня поднимают образование нашей Республики на новый современный уровень, ведь современному ребёнку легче воспринимать всю информацию именно на этом уровне и в такой форме. Именно об этом сказано в Послании Президента Стратегия «Казахстан 2050» - образование нужно развивать в ногу со временем, вводить новые современные технологии и методики обучения, стремиться идти вперёд, а не стоять на месте.

Чтобы дать ребёнку знания и умения, нужно сначала нам самим их иметь. Так какие же знаниями мы должны обладать? Когда я переступил порог института повышения квалификации, было чувство, что я не учитель со стажем, а простой студент первокурсник. Всё такое новое, информация лилась рекой и её нужно запомнить. Да начало было тяжёлым, но как говорится «глаза боятся, а руки делают», так и получилось, я понял что только страх перед неизведанным может испортить всё дело. Я себе сказал: «Всё. Хватит бояться. Ты сможешь. Ты не хуже других. В тебе столько не раскрытого потенциала, поэтому дерзай!». Я так и сделал, начал вспоминать чему меня учили раньше, что я постиг сам, что получил из жизни и практики. Оставалось все мои знания объединить в цепочку, звенья которой являются именно той основой, которой нас учат. Занятия не только раскрыли моё мировоззрение на методику преподавания предмета, но и на воспитание детей в целом. Оказывается и правда ученикам не хватает самостоятельности, а мы не даём им раскрываться, пользуюсь «дедовскими» методами обучения.

Изо дня в день, моя методическая копилка пополнялась, я узнал и о методах групповой работы, и о компетенции преподавания, и о новых подходах в обучении и воспитании. Здесь не давали десяток книг, и сотни статей по теме, была дана лишь краткая теория, а дальше дело техники - мы творили, мои мысли сами возникали из неоткуда. Я стал гордиться собой. Главное нужно работать головой, ведь труд учителя - это мыслительный труд. Помимо теоретических знаний, необходимо быть также и творческой личностью. Мало что-то придумать, нужно это оформить, представить так, чтобы другие поняли, в особенности наши дети.

Одним из новшеств в подготовке к проведению уроков стало среднесрочное планирование, о котором я уже слышал, но не знал, что его составление такое трудоёмкое. Составить планирование это - тоже самое что представить мысленно уроки, их цели, задачи, ход самого урока. Причём всё нужно связать с модулями Программы и постараться применить именно все семь модулей. Но стоило только спланировать один урок, остальные сами уже получались, я продумывал каждый шаг, каждое действие, что мне понравилось в среднесрочном планировании это - краткое описание урока со всеми его этапами. Конечно, составление требует много времени, зато потом при составлении краткосрочного планирования урока, становится легче, просто расписываешь этапы подробнее, добавляешь теорию, задания, упражнения, то есть экономишь время на этом этапе разработки занятия.

На практику, по внедрению Программы в учебный процесс, я взял 8 класс, это связано и с тем, что я, во-первых, классный руководитель класса, значит многие вопросы по психологическим и социальным аспектам можно снять, во-вторых темы, изучающие по физике, позволят использовать все модули. С учащимися класса провёл беседу, пояснил что мне нужна от них внимательность, сосредоточенность и конечно же стремление к учёбе, последнего у них было маловато. Первым же барьером стала плохая дисциплина, ведь целый месяц класс был без классного руководителя, пришлось провести несколько бесед по сплочению коллектива и улучшения их поведения, посетить уроки других предметников. В классе 13 учащихся, наблюдать за таким количеством ребят тяжело, поэтому я выделил три ученика, с высокой (А) - Руслан, средней (В) - Виталий и низкой (С) мотивацией - Иван.

Ученик «А» - имеет цель своего учения в приобретении нужных ему умений, знаний и навыков. Учащийся сильный, является отличником, также обладает артистическими качествами, участвует практически во всех мероприятиях школы и района. Критерии успешности для него не сводятся к полученным оценкам, а получению именно знаний, хотя требования к ним достаточно высокие. Для него главное контролировать ситуацию, несколько раз подумает, прежде чем ответить. К таком у типу в классе можно отнести двух учеников: Руслан и Елена.

Ученики «Б» - это учащиеся, которые имеют среднюю успеваемость, имеют одну или несколько удовлетворительных оценок, мотивация к обучению находится на среднем уровне, в учёбе появляются то взлёты, то вновь падения. Очень большой интерес проявляется во внеурочной деятельности: спортивные секции, кружок прикладного творчества, также любят выступать на внеклассных мероприятиях. В данную группу входит большинство класса, но для наблюдения я взял Виталия.

И последняя категория слабые ученики («С»). Они соглашаются на меньшие результаты, стараются не прилагать больших усилий, с ними приходится работать и на уроке и после уроков. Они не хотят брать на себя дополнительную ответственность, так как уровень их учебной деятельности соответствует сложившемуся у них критерию успеха - удовлетворительным оценкам. В данной категории был выбран Иван, он пришёл в класс в прошлом году, поэтому наблюдение за ним позволит проследит также процесс внедрения в коллектив.

Современный ученик не похож на нас, тоже бывших школьников, он живёт в век информационных технологий, а значит, знания добывать может без труда из различных источников, но для этого их необходимо правильно организовать, обеспечить их работоспособность. Уроки я начал проводить на второй недели практики, первой задачей для создания положительного рабочего настроя у учащихся было создание колоборативной среды, в которой каждый бы чувствовал себя нужным и полезным. Для этой цели использовались физкультминутки, игры на сотрудничество, деления на группы и команды. На своём примере могу сказать, что методика работы в группах, как некстати лучше подошла для решения этой проблемы. Работая в группах, особенно сменного состава, ты чувствуешь поддержку со стороны сверстников, даже не зная точного ответа на вопрос, тебе все помогут найти правильное решение. Создавая такую среду необходимо учитывать одно правило: в группе все равны, то есть группы не должны создаваться по каким-либо определённым параметрам: умственное развитие, социальный статус, возраст. Мало того необходимо следить за работой группы, чтобы не оказалось не включённых в процесс обучения.

Группы созданы, теперь второй вопрос, а что им преподавать: готовые знания или все-таки пусть сами их добывают, а я лишь буду направлять по правильному пути. Первая методика хороша, быстро, быстро прочитал лекцию, побеседовал и на этом всё, что осталось в голове у учеников неизвестно. Для нашей системы образования, такая методика не пойдёт, а значит, будем использовать вторую - самостоятельный поиск знаний. И вот здесь нужно быть компетентным педагогом, чтобы эта «добыча» знаний не превратилась в просиживание уроков. Как мы знаем, у редкого ребёнка есть понятие того, что знания ему необходимы в дальнейшей жизни, и что он выучил ради хорошей оценки материал, а через пять минут забыл - это всё негативно скажется на его успеваемости в дальнейшем. Мы же должны так поставить урок, чтобы ребёнок был заинтересован, и у него появился мотив и желание учиться. Именно мотивация и стремление является залогом успеха в нашем обучении и итогом хорошей успеваемости.

Проблема конечно большая, но решаемая, а помогут решить её семь основных модулей программы, каждый из которых имеет свои подходы и стратегии. Мы живём в современном мире, поэтому и подходы к обучению должны быть современные. Также нужно добиться от учеников саморегуляции, разработать такие стратегии обучения, чтобы учащиеся осознали цель и значимость своего обучения. При проведении серии последовательных уроков, отметим, что при внедрении изменений в свою педагогическую практику, учащиеся организовывают свое обучение сами, хотя раньше при стандартной форме проведения уроков процессом обучения руководил - учитель. Появление саморегуляции в обучении - это переход от системы внешнего управления учебной деятельностью к самоуправлению, причем самоуправление в любом случае регулируется и контролируется учителем. Это приводит к тому, что учащиеся по отношению к себе, начинают осуществлять функции - мотивации, регуляции, контроля и оценивания своей учебной деятельности на всех ее этапах. Далее нужно им создать условия, при которых необходима самостоятельность в получении знаний. Учащиеся должны вести друг с другом беседу на основе диалога, свободно и непринуждённо владеть всеми возможными информационными источниками. Каждый должен выражать свои мысли, уметь слушать других и быть услышанным, отвечать на поставленные «тонкие» и «толстые» вопросы и дополнять одноклассников, тем самым развивать свои коммуникационные способности. Также я должен научить своих учащихся использовать сеть интернет, как средство в получении основного количества информации, работать с интерактивными, моделирующими устройствами, быть в едином сетевом сообществе с другими учениками, общаться с помощью социальных сетей.

Принято считать, что основной путь развития саморегуляции и обучения самоуправлению - это организация самостоятельной работы учащихся. Все уроки из серии последовательных уроков разработаны на самостоятельную работу каждого ученика, учитывая их индивидуальные особенности, распределение учащихся на категории А, В, С - высокой, средней и низкой мотивацией. При такой дифференциации необходимо подобрать соответствующие задания, разработать принципы, методы и критерии оценивания. На уроках использовались принципы самооценивания, где учащиеся могли поставить себе ту оценку, на которую, по их мнению, наработали и взаимооценивания, здесь возникли небольшие трудности, мало кто мог объективно оценить другого, обычно оценки завышались. Самооценка и взаимооценка должна быть направлена на осознание своего продвижения и на понимание материала.

Когда я пришёл работать в школу, мне говорили этот класс плохой, другой класс - одни неуспевающие, третий по поведению отстаёт. А ведь в них находятся дети, и все дети одинаковые, пусть кто-то богаче, кто-то беднее, у кого-то родители работают целыми днями, а у кого-то помогают делать уроки. Можно перечислять множество различий, но главное одно они все талантливые и одарённые. И это очень заметно, когда работаешь уже не год, одному не очень даётся учёба, из-за того что постоянно ездит на соревнования, другой участвовал в конкурсах и олимпиадах но не может подтянуться на перекладине, третий в будущем архитектор, но не может петь и играть на музыкальных инструментах. Но заметим, что каждый одарён в определённой области, и если приложить немного усилий, то можно развить таланты и в других областях. Надо просто работать, работать нам педагогам, правда без участия самих учащихся и их родителей эта работа невозможна, значит, мы должны так построить учебный и воспитательный процесс, чтобы заинтересованность учеников была на первом месте. Работа с одарёнными учащимися, является одной из целью нашей школы, поэтому вопрос явился актуальным, и поделившись методикой работы с ними у меня появились единомышленники. Мотивация и создание проблемной ситуации главный ключ к успеху выявления и дальнейшего развития одарённости в ребёнке. Важно, чтобы его стремление давало плоды и было одобрено, чего обычно не происходит в школах. В своём классе я выявил таланты практически у всех детей, осталось несколько человек, не заинтересованным ни вы чём, но после прохождения курсов думаю, решу эту проблему. Для развития таланта я использовал задания повышенной сложности, задания на опережение, также участвуют в деятельности по созданию научных проектов и школьных олимпиадах.

Физика - очень интересный и познавательный предмет, его изучение способствует развитию знаний по математике, биологии, географии, химии, получается практически по всем школьным предметам. На уроках физики мы можем наблюдать, проводить опыты и демонстрации, применять наглядно-иллюстративный материал, решать задачи, отвечать на вопросы, то есть развивать своё критическое мышление. На уроках в основном использовалось обучение критическому мышлению, это связано со структурой самого урока, с темой по календарному планированию. В будущем я возьму этот модуль за основополагающий, причём не исключая других, так как он по моему мнению обеспечивает лучшее представление материала любого урока физики. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а если мы ещё сможем сами создать, потрогать, ощутить прохладу металла или наоборот тепло древесины - когда работают все рецепторы, то информации мы получим намного больше.

С детства у меня была мечта стать учителем, она осуществилась. Мне хочется впитывать всё новые и новые знания, творить, создавать и конечно наслаждаться своими плодами. Бывают разочарования, огорчения, но их не так уж много - их можно пережить. Нередко и я вспоминаю своих педагогов, которые также не спали ночами, готовились к урокам, проверяли тетради, они многому научили меня, и я никогда не забываю те знания, а только их изменяю и преумножаю. Я с удовольствием ношу это гордое имя - Учитель.

5


© 2010-2022