• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочие программы по физике для 7-9 классов (включая программы для индивидуального обучения)

Рабочие программы по физике для 7-9 классов (включая программы для индивидуального обучения)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

городского округа город Салават Республики Башкортостан



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №17»

г.Салавата

_____________З.Ф.Гареева

Приказ от «__»_____20___г. №__





Рабочая программа

по физике

в _____7а, 7б______классах

на 2015 - 2016 учебный год

Автор-составитель:

Салихова

Людмила

Наильевна,

учитель


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей ест.-научного цикла

от «__»_____20___ №____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ И.Г. Бурангулова

«__»___________20___г.




Салават

2015 г.

Пояснительная записка

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

- Федеральный закон от 23.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования по физике, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189, зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011г., №19993);

- Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7-11кл./ сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов - М.: Дрофа, 2010г.;

- «Программа основного общего образования по физике.7-9 классы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Физика 7-9 кл.,2010 г.»;

- Учебный план МБОУ «СОШ №17» г.Салавата на 2015-2016 учебный год;

- Приказ №221 МБОУ «СОШ №17» г.Салавата от 14.05.2015г. «Об утверждении списка учебников в 2015-2016 учебном году».

Рабочая программа по физике рассчитана на 68 учебных часов в год по 2 часа в неделю с учетом регионального компонента.

Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение.

Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно - технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.

Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о механических, теп, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:

- развитие интеллекта;

- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся физического образа окружающего мира.

- формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся контрольные работы. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;

- смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

- смысл физических законов: закона Паскаля, закон Архимеда.

уметь:

-описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;

-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;

-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

-приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;

-решать задачи на применение изученных физических законов;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств;

-контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

-рационального применения простых механизмов.


Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

Формы контроля

К.р.

Л.р.

Введение

3

-

1

Первоначальные сведения о строении вещества

5

-

1

Взаимодействие тел

21

1

7

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

1

3

Работа, мощность, энергия

10

1

2

Повторение

6

1

-

Всего

68

4

14

Содержание учебного предмета (68 часов)

Раздел №1 - Введение. (3 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа.

№1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы.

Раздел №2 - Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа.

№2. Измерение размеров малых тел.

Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

Раздел №3 - Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

№3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.

Измерение скорости.

№4. Измерение массы тела на рычажных весах.

№5. Измерение объема твердого тела.

№6. Измерение плотности твердого тела.

№7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

№8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

№9. Определение центра тяжести плоской пластины.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Раздел №4 - Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

№10. Измерение давления твердого тела на опору.

№11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Демонстрации:

Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Раздел №5 - Работа и мощность. Энергия. (10 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

№13. Выяснение условия равновесия рычага.

№14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Демонстрации:

Простые механизмы

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Раздел №6 - Итоговое повторение (6ч)

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы

Оценка письменных контрольных работ:

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка практических работ:

Отметка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Оценка устных ответов учащихся по физике:

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3»- ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; - допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов;

- не более одной грубой и одной негрубой ошибки

- не более двух-трёх негрубых ошибок

- одной негрубой ошибки и трёх недочётов

- допустил четыре или пять недочётов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы.

  • - Пёрышкин А.В. Физика.7кл.: учеб. Для общеобразоват. уреждений/ А. В. Пёрышкин. - 13-е изд., стереотип. - М. Дрофа, 2012г. -192 с. ил.

  • - Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.

  • - Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 19-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2005.

  • - Годова И.В. Физика. 7-9 класс. Контрольные работы в новом формате. - М.: «Интеллект-Центр», 2012.

  • - Днепров Э.Д. « Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008»

  • Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

  • - Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/ сост. Н.И. Зорин. - 2-е изд.перераб., - М.: Вако, 2014. - 96с.

  • - Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

  • - Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 - 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. - М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 - 37, 7 - 9 классы);

  • Прояненкова Л.А., Г.П. Стефанова, И.А. Крутова. Поурочное планирование по физике к учебнику С.В. Громова, Н.А. Родиной « Физика. 7 класс». Под ред. Л.А. Прояненковой. - М.: Просвещение, 2006г.

  • Ноутбук «НР»

  • Мультимедийный проектор «BENK»

  • Экран проекционный «DINON»

  • мультимедийные презентации.





















Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание материала

Примечание


Дата план


Дата факт


Дата план


Дата факт

Введение (3ч)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.

03.09.15


03.09.15


2/2

Физические величины. Их измерения. Точность и погрешность измерений.

07.09.15


07.09.15


РК

3/3

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 1. «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности»

10.09.15


10.09.15


Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

4/1

Строение вещества. Молекулы

14.09.15


14.09.15


5/2

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел».

17.09.15


17.09.15


6/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

21.09.15


21.09.15


7/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

24.09.15


24.09.15


8/5

Агрегатные состояния вещества.

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

28.09.15


28.09.15


Взаимодействие тел (21ч)

9/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

01.10.15


01.10.15


10/2

Скорость. Единица скорости.

05.10.15


05.10.15


11/3

Расчет пути и времени движения.

12.10.15


12.10.15


12/4

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 3. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении»

15.10.15


15.10.15


13/5

Инерция. Взаимодействие тел.

19.10.15


19.10.15


14/6

Масса тела. Единица ее измерения. Измерение массы тела на весах.

22.10.15


22.10.15


15/7

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 4. «Измерение массы тела на рычажных весах».

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 5. «Измерение объема тела».

26.10.15


26.10.15


16/8

Плотность вещества.

Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.

29.10.15


29.10.15


17/9

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №6. «Определение плотности вещества твердого тела».

02.11.15


02.11.15


18/10

Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

05.11.15


05.11.15


РК

19/11

Сила.

09.11.15


09.11.15


20/12

Явление тяготения. Сила тяжести.

12.11.15


12.11.15


21/13

Сила упругости. Закон Гука.

23.11.15


23.11.15


22/14

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»

26.11.15


26.11.15


23/15

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

30.11.15


30.11.15


24/16

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

03.12.15


03.12.15


25/17

Сила трения. Трение в природе и технике.

07.12.15


07.12.15


26/18

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального движения»

10.12.15


10.12.15


27/19

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

14.12.15


14.12.15


28/20

Контрольная работа №1 по теме: «Взаимодействие тел»

17.12.15


17.12.15


29/21

Анализ контрольной работы №1. Решение задач по теме: «Взаимодействие тел»

21.12.15


21.12.15


РК

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (23ч)

30/1

Давление. Единица давления.

24.12.15


24.12.15


31/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

28.12.15


28.12.15


32/3

Повторный инструктаж по ТБ

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 10. «Измерение давления твёрдого тела на опору»

11.01.16

11.01.16


33/4

Давление газа. Закон Паскаля.

14.01.16

14.01.16


34/5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

18.01.16

18.01.16


35/6

Сообщающиеся сосуды.

21.01.16

21.01.16


36/7

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей»

25.01.16

25.01.16


РК

37/8

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли?

28.01.16

28.01.16


38/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

01.02.16

01.02.16


39/10

Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

04.02.16


04.02.16


40/11

Манометры.

08.02.16


08.02.16


41/12

Поршневой жидкостный насос.

11.02.16


11.02.16


42/13

Гидравлический пресс.

15.02.16


15.02.16


43/14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

18.02.16


18.02.16


44/15

Архимедова сила.

22.02.16


22.02.16


45/16

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

25.02.16


25.02.16


46/17

Решение задач по теме: «Архимедова сила»

29.02.16


29.02.16


РК

47/18

Плавание тел.

07.03.16


07.03.16


48/19

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

10.03.16


10.03.16


49/20

Плавание судов.

14.03.16


14.03.16


50/21

Воздухоплавание

17.03.16


17.03.16


51/22

Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

21.03.16


21.03.16


РК

52/23

Контрольная работа №2 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

24.03.16


24.03.16


Работа, мощность, энергия (10ч)

53/1

Анализ контрольной работы №2. Механическая работа. Мощность.

28.03.16


28.03.16


54/2

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

31.03.16


31.03.16


55/3

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

04.04.16


04.04.16


56/4

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага».

07.04.16


07.04.16


57/5

Применение закона равновесия рычага к блоку «Золотое правило» механики.

18.04.16


18.04.16


58/6

Коэффициент полезного действия механизма.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

21.04.16


21.04.16


59/7

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

25.04.16


25.04.16


60/8

Превращение одного вида механической энергии в другой.

28.04.16


28.04.16



61/9

Решение задач по теме: «Работа. Мощность. Энергия»

02.05.16


02.05.16


62/10

Контрольная работа №3. «Работа. Мощность. Энергия»

05.05.16


05.05.16


Итоговое повторение (6ч)

63/1

Анализ контрольной работы №3.

Повторение по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

12.05.16


12.05.16


64/2

Повторение по теме: «Работа. Мощность. Энергия»

16.05.16


16.05.16


65/3

Годовая контрольная работа

19.05.16


19.05.16


Промежуточная аттестация

66/4

Анализ итоговой контрольной работы.

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

23.05.16


23.05.16


67/5

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

26.05.16


26.05.16


68/6

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»

30.05.16


30.05.16


РК













































© 2010-2022