- Преподавателю
- Физика
- Рабочие программы по физике для 7-9 классов (включая программы для индивидуального обучения)
Рабочие программы по физике для 7-9 классов (включая программы для индивидуального обучения)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Салихова Л.Н. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №17»
г.Салавата
_____________З.Ф.Гареева
Приказ от «__»_____20___г. №__
Рабочая программа
по физике
в _____7а, 7б______классах
на 2015 - 2016 учебный год
Автор-составитель:
Салихова
Людмила
Наильевна,
учитель
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей ест.-научного цикла
от «__»_____20___ №____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ И.Г. Бурангулова
«__»___________20___г.
Салават
2015 г.
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 23.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования по физике, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189, зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011г., №19993);
- Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7-11кл./ сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов - М.: Дрофа, 2010г.;
- «Программа основного общего образования по физике.7-9 классы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Физика 7-9 кл.,2010 г.»;
- Учебный план МБОУ «СОШ №17» г.Салавата на 2015-2016 учебный год;
- Приказ №221 МБОУ «СОШ №17» г.Салавата от 14.05.2015г. «Об утверждении списка учебников в 2015-2016 учебном году».
Рабочая программа по физике рассчитана на 68 учебных часов в год по 2 часа в неделю с учетом регионального компонента.
Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение.
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно - технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.
Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, теп, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:
- развитие интеллекта;
- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
- формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся контрольные работы. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;
- смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов: закона Паскаля, закон Архимеда.
уметь:
-описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;
-решать задачи на применение изученных физических законов;
-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
-контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
-рационального применения простых механизмов.
Учебно-тематический план
Тема
Количество
часов
Формы контроля
К.р.
Л.р.
Введение
3
-
1
Первоначальные сведения о строении вещества
5
-
1
Взаимодействие тел
21
1
7
Давление твердых тел, жидкостей и газов
23
1
3
Работа, мощность, энергия
10
1
2
Повторение
6
1
-
Всего
68
4
14
Содержание учебного предмета (68 часов)
Раздел №1 - Введение. (3 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа.
№1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Демонстрации:
Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений
Физические приборы.
Раздел №2 - Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)
Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа.
№2. Измерение размеров малых тел.
Демонстрации:
Сжимаемость газов
Диффузия в газах и жидкостях
Модель броуновского движения
Сцепление свинцовых цилиндров
Раздел №3 - Взаимодействие тел. (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Лабораторные работы.
№3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости.
№4. Измерение массы тела на рычажных весах.
№5. Измерение объема твердого тела.
№6. Измерение плотности твердого тела.
№7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
№8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
№9. Определение центра тяжести плоской пластины.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение
Относительность движения
Явление инерции
Взаимодействие тел
Зависимость силы упругости от деформации пружины
Сила трения
Раздел №4 - Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторные работы.
№10. Измерение давления твердого тела на опору.
№11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации:
Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс
Раздел №5 - Работа и мощность. Энергия. (10 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы.
№13. Выяснение условия равновесия рычага.
№14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации:
Простые механизмы
Превращение механической энергии из одной формы в другую
Раздел №6 - Итоговое повторение (6ч)
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы
Оценка письменных контрольных работ:
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ:
Отметка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Оценка устных ответов учащихся по физике:
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3»- ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; - допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов;
- не более одной грубой и одной негрубой ошибки
- не более двух-трёх негрубых ошибок
- одной негрубой ошибки и трёх недочётов
- допустил четыре или пять недочётов.
Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы.
-
- Пёрышкин А.В. Физика.7кл.: учеб. Для общеобразоват. уреждений/ А. В. Пёрышкин. - 13-е изд., стереотип. - М. Дрофа, 2012г. -192 с. ил.
-
- Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.
-
- Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - 19-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2005.
-
- Годова И.В. Физика. 7-9 класс. Контрольные работы в новом формате. - М.: «Интеллект-Центр», 2012.
-
- Днепров Э.Д. « Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008»
-
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.
-
- Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/ сост. Н.И. Зорин. - 2-е изд.перераб., - М.: Вако, 2014. - 96с.
-
- Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
-
- Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 - 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. - М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 - 37, 7 - 9 классы);
-
Прояненкова Л.А., Г.П. Стефанова, И.А. Крутова. Поурочное планирование по физике к учебнику С.В. Громова, Н.А. Родиной « Физика. 7 класс». Под ред. Л.А. Прояненковой. - М.: Просвещение, 2006г.
-
Ноутбук «НР»
-
Мультимедийный проектор «BENK»
-
Экран проекционный «DINON»
-
мультимедийные презентации.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Содержание материала
7а
7б
Примечание
Дата план
Дата факт
Дата план
Дата факт
Введение (3ч)
1/1
Вводный инструктаж по ТБ.
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.
03.09.15
03.09.15
2/2
Физические величины. Их измерения. Точность и погрешность измерений.
07.09.15
07.09.15
РК
3/3
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 1. «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности»
10.09.15
10.09.15
Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)
4/1
Строение вещества. Молекулы
14.09.15
14.09.15
5/2
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел».
17.09.15
17.09.15
6/3
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
21.09.15
21.09.15
7/4
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
24.09.15
24.09.15
8/5
Агрегатные состояния вещества.
Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.
28.09.15
28.09.15
Взаимодействие тел (21ч)
9/1
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
01.10.15
01.10.15
10/2
Скорость. Единица скорости.
05.10.15
05.10.15
11/3
Расчет пути и времени движения.
12.10.15
12.10.15
12/4
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 3. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении»
15.10.15
15.10.15
13/5
Инерция. Взаимодействие тел.
19.10.15
19.10.15
14/6
Масса тела. Единица ее измерения. Измерение массы тела на весах.
22.10.15
22.10.15
15/7
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 4. «Измерение массы тела на рычажных весах».
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 5. «Измерение объема тела».
26.10.15
26.10.15
16/8
Плотность вещества.
Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.
29.10.15
29.10.15
17/9
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа №6. «Определение плотности вещества твердого тела».
02.11.15
02.11.15
18/10
Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»
05.11.15
05.11.15
РК
19/11
Сила.
09.11.15
09.11.15
20/12
Явление тяготения. Сила тяжести.
12.11.15
12.11.15
21/13
Сила упругости. Закон Гука.
23.11.15
23.11.15
22/14
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»
26.11.15
26.11.15
23/15
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
30.11.15
30.11.15
24/16
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
03.12.15
03.12.15
25/17
Сила трения. Трение в природе и технике.
07.12.15
07.12.15
26/18
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального движения»
10.12.15
10.12.15
27/19
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»
14.12.15
14.12.15
28/20
Контрольная работа №1 по теме: «Взаимодействие тел»
17.12.15
17.12.15
29/21
Анализ контрольной работы №1. Решение задач по теме: «Взаимодействие тел»
21.12.15
21.12.15
РК
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (23ч)
30/1
Давление. Единица давления.
24.12.15
24.12.15
31/2
Способы уменьшения и увеличения давления.
28.12.15
28.12.15
32/3
Повторный инструктаж по ТБ
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 10. «Измерение давления твёрдого тела на опору»
11.01.16
11.01.16
33/4
Давление газа. Закон Паскаля.
14.01.16
14.01.16
34/5
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
18.01.16
18.01.16
35/6
Сообщающиеся сосуды.
21.01.16
21.01.16
36/7
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей»
25.01.16
25.01.16
РК
37/8
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли?
28.01.16
28.01.16
38/9
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
01.02.16
01.02.16
39/10
Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
04.02.16
04.02.16
40/11
Манометры.
08.02.16
08.02.16
41/12
Поршневой жидкостный насос.
11.02.16
11.02.16
42/13
Гидравлический пресс.
15.02.16
15.02.16
43/14
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
18.02.16
18.02.16
44/15
Архимедова сила.
22.02.16
22.02.16
45/16
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
25.02.16
25.02.16
46/17
Решение задач по теме: «Архимедова сила»
29.02.16
29.02.16
РК
47/18
Плавание тел.
07.03.16
07.03.16
48/19
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»
10.03.16
10.03.16
49/20
Плавание судов.
14.03.16
14.03.16
50/21
Воздухоплавание
17.03.16
17.03.16
51/22
Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
21.03.16
21.03.16
РК
52/23
Контрольная работа №2 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
24.03.16
24.03.16
Работа, мощность, энергия (10ч)
53/1
Анализ контрольной работы №2. Механическая работа. Мощность.
28.03.16
28.03.16
54/2
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
31.03.16
31.03.16
55/3
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
04.04.16
04.04.16
56/4
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага».
07.04.16
07.04.16
57/5
Применение закона равновесия рычага к блоку «Золотое правило» механики.
18.04.16
18.04.16
58/6
Коэффициент полезного действия механизма.
Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
21.04.16
21.04.16
59/7
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
25.04.16
25.04.16
60/8
Превращение одного вида механической энергии в другой.
28.04.16
28.04.16
61/9
Решение задач по теме: «Работа. Мощность. Энергия»
02.05.16
02.05.16
62/10
Контрольная работа №3. «Работа. Мощность. Энергия»
05.05.16
05.05.16
Итоговое повторение (6ч)
63/1
Анализ контрольной работы №3.
Повторение по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
12.05.16
12.05.16
64/2
Повторение по теме: «Работа. Мощность. Энергия»
16.05.16
16.05.16
65/3
Годовая контрольная работа
19.05.16
19.05.16
Промежуточная аттестация
66/4
Анализ итоговой контрольной работы.
Решение задач по теме «Взаимодействие тел»
23.05.16
23.05.16
67/5
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
26.05.16
26.05.16
68/6
Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»
30.05.16
30.05.16
РК