Урок по физике ( деформация)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок физики в 10-м классе. Тема: "Применение и учет деформации в технике"

  • Николаева Нина Васильевна, учитель физики

Разделы: Физика

Цели и задачи урока:

  • Дидактические и образовательные: необходимость применения и учет деформации в строительстве, машиностроении, приборостроении и других отраслях производства. Пути совершенствования материалов с заранее заданными свойствами, управление их свойствами и структурой, технологией обработки.

  • Задачи развития личности учащегося. В целях развития личности учащегося выделить главное, сопоставить и обобщить.

  • Воспитательные цели и задачи урока. Показать связь изучаемого материала с реальной жизнью, необходимость учета деформации в строительстве, учить находить и воспринимать прекрасное в природе, искусстве и трудовой деятельности, готовить к сознательному выбору профессии.

Основные методы применяемые на уроке-беседа.

Оборудование урока:

1). Набор таблиц по деформации.

2). прибор для демонстрации деформации

3) Самодельный прибор для демонстрации деформации с помощью резиновой трубки с вколотыми иголками

4) Таблица - диаграмма растяжения (самодельная таблица)

5) Поролоновая губка, пластилин.

6) Компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Давайте спланируем нашу работу. Сегодня на уроке мы вспомним. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество, строение кристаллических и аморфных тел, что такое деформация, виды деформации. Послушаем сообщения: а) история металлургии, б) получение новых материалов с наперед заданными свойствами (сплавы, полупроводники), в) обработка материалов (ковка, прокат, волочение, термическая обработка, отжим и закалка), г) некоторые неметаллические материалы и их применение, д) способы повышения прочности твердых тел.

3. Опрос.

Вопрос: в каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

Ответ: вещество может находиться в трех агрегатных состояниях: в твердом, жидком и газообразном.

Мы живем на поверхности твердого тела - земного шара, в сооружениях построенных из твердых тел - домах. Наше тело тоже твердое. Орудия труда, машины также сделаны из твердых тел. Знать свойства твердых тел жизненно необходимо.

Вопрос: сохраняют ли твердые тела свою форму и объем?

Ответ: твердые тела сохраняют не только свой объем, но и форму.

Вопрос: в каком состоянии находится твердое тело?

Ответ: твердое тело находится преимущественно в кристаллическом состоянии.

Вопрос: что это значит?

Ответ: кристаллы - это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве. Не все твердые тела кристаллы. Существует множество аморфных тел. У аморфных тел нет строгого порядка в расположении атомов. Аморфные тела: стекло, смола, канифоль, сахарный леденец. Аморфные тела при низких температурах по своим свойствам напоминают твердые тела. По мере повышения температуры постепенно размягчаются и их свойства приближаются к свойствам жидкостей.

Твердые тела сохраняют форму, но под действием сил, приложенных к ним, форма тел меняется, то есть происходит деформация.

Вопрос: вспомним определение деформации и виды деформации.

Ответ: деформацией называется изменение формы или объема тела. Виды деформации: растяжения, сжатия, кручения, изгиб, сдвиг, срез.

Опыт 1 с прибором для демонстрации деформации и самодельным прибором. Внешнее механическое воздействие на тело вызывает смещение атомов из равновесного положения и это приводит к изменению формы и объема тела, то есть к его деформации.

Опыт 2. Теперь в одну руку возьмем пластилиновый шарик, в другую поролоновую губку. Подействуйте на них с силой, а затем резко прекратите ее действие. Одинаков ли конечный результат? В чем разница?

Ответ: на пластилиновом шарике остался след, а поролоновая губка приняла прежнюю форму.

Вопрос: как называются эти деформации?

Ответ: первая - пластическим, вторая - упругим.

Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить : дерево. Вырастить :сына. И построить дом. А настоящая женщина всегда поможет мужчине в этом нелегком деле. Но жить в доме можно, не имея представления о механических свойствах материалов, из которых он построен. Но, чтобы строить надежные дома, мосты, станки, разнообразные машины, необходимо знать свойства используемых материалов: бетона, стали, железобетона, дерева, пластмассы. Сведения о механических свойствах различных материалов получают экспериментально. Для получения материалов с высокой прочностью как же поступают на практике. Об этом мы будем в дальнейшем и говорить.

4. Рассказ учеников.

В начале вспомним из истории металлургии.

Рассказ 1 ученика. "Самым древним свидетельством использования человеком металлов является остатки металлических изделий в археологических находках. Изображения металлургических процессов встречаются на памятниках искусств, относящихся к третьему тысячелетию до н. э. упоминания о получении и использовании металла в древнейших памятниках письменности. До применения металла человечество в течение сотен тысяч лет переживало так называемый каменный век, эпоху, когда орудия труда и оружие делались из камня, дерева и кости. Переход к использованию металла в различных районах земного шара совершался в разное время. Это подтверждало тем фактом, что в открывавшихся европейцами уже в новое время областях Америки, Африки и Тихого океана они обнаруживали племена и народы, находившиеся на разных ступенях материальной культуры, от каменного до железного века. Первыми металлами попавшими в руки человека за 5-6 тысяч лет до н. э. были легко заметные самородные металлы, в первую очередь золото, затем медь и серебро. А также метеорное железо. Сначала человек не мог еще провести различие между камнем и металлом, применяя к последнему уже привычные способы обработки камня. На этой стадии металл был еще мало полезен, т.к. медь и железо с трудом поддавались обработке, а золото уступало по механическим свойствам хорошо обработанному кремнию и было пригодно главным образом лишь для изготовления домашней утвари и украшений.

Затем произошел переход от холодной к горячей кузнечной обработке меди. Это позволило получить медные изделия высокого качества, значительно превосходящие орудия и оружие из камня и дерева. Спорным остается вопрос о дальнейших стадиях развития металлургии меди. Раньше существовало мнение, что за горячей кузнечной ее обработкой последовало изобретения литья и лишь позднее выплавка меди их окисленных и карбонатных медных руд, встречающихся в местах нахождения самородной меди: эти зеленые и голубые руды бросаются в глаза, и их металлическая переработка весьма проста. Такое мнение в настоящее время оспариваются, поскольку плавка меди для литья требует более высокой температуры, чем восстановление окисленных и карбонатных руд".

Рассказ 2 ученика. Обработка материалов: ковка, прокат, волочение.

Ковкость - свойство металлов и металлических сплавов, дающее возможность подвергать их ковке и другим видам промышленной обработки давлением - прокате, волочению, прессованию, штамповке. Ковкими являются большинство чистые металлы, углеродистая сталь, легированная сталь, латунь, дюралюминий и некоторые сплавы. У металлов, отличающихся ковкостью, относительно высокая пластичность сочетается с относительно низким сопротивлением деформацию.

Прокат - изделие их металлов и металлических сплавов в форме листов, лент, полос, рельсов, балок, брусьев, труб, проволоки, а также круглого, квадратного, прямоугольного, углового поперечного сечения или иных, более сложных профилей, получаемых горячей или холодной водой.

Волочение - способ обработки металлов давлением, состоящих в протягивании кованых изделий круглого или фасонного профиля через отверстие, сечение котрого меньше сечения исходного изделия. В результате волочения поперечные размеры изделия уменьшаются, а длина увеличивается. Волочение является весьма эффективным способом обработки металлов, а потому получил широкое применение в производстве пруткового металла, проволоки, трубы и другие изделия постоянного сечения и большой длины. Металлы подвергаются волочению большей частью в холодном состоянии.

Рассказ 3 ученика. Термическая обработка.

Закалка - вид термической обработки металлов, приводящей в результате их нагрева и последующего быстрого охлаждения к закреплению неравновесных структурных состояний. Сущность закалки состоит в том, что при нагреве до определенных температур в веществе происходит фазовые изменения; при быстром охлаждении не успевают развиться процессы, приводящим к нормальному состоянию и вещество при комнатной температуре остается закаленным. В качестве технологического процесса наибольшее значение и промышленное применение имеет закалка металлических сплавов - железных (стали), алюминиевых, медных и других.

Рассказ 4 ученика. Получение новых материалов с наперед заданным свойствами. Сплавы.

Сплавы - это системы, состоящие из двух и более металлов, обладающие свойствами, характерными для металлического состояния. В состав сплавов могут входить и неметаллы (углерод, кремний, бор).

Сталь тоже можно считать сплавом железа с углеродом и другими металлами. Вообще сталью считается сплав, содержащий более 50% железа. Все остальное считается сплавами.

Строение сплава более сложное, чем чистого металла. В зависимости от того, в какие взаимодействия вступают компоненты, составляющие сплав, они делятся на: - механическую смесь, между простыми веществами, образующими сплав в твердом состоянии нет взаимодействия; - химические соединения, вещества, составляющие сплав, взаимно растворяются друг в друге; - промежуточные соединения между химическим соединением и раствором.

Сплавы делятся на: - черные: сплавы железа (чугун и сталь), - цветные, важнейшими из которых являются сплавы на основе алюминия (дюралюминий) и меди (бронза и латунь).

По своим свойствам сплавы, также как и стали, делятся на нержавеющие, кислотостойкие, тугоплавкие, жаростойкие.

Рассказ 5 ученика. Способы повышения прочности твердых тел.

Кристаллическими телами являются все металлические изделия - рельсы железных дорог, линии электропередач, станки, машины, поезда. Одной из важнейших задач науки и техники является создание прочных машин и станков с минимальной затратой металлов и других материалов.

Сравнение реальной прочности кристаллов со значениями. Полученными на основании теоретических расчетов, обнаруживает весьма существенные расхождения. Оказалось, что причина расхождения теории и эксперимента заключается в наличии внутренних и поверхностных дефектов в строении кристаллических решеток. Самые простые дефекты в идеальной кристаллической решетке - точечные дефекты. Они возникают при замещении собственного атома чужеродным. Другой вид дефектов - линейные дефекты. Они образуются при нарушениях в порядке расположения атомных плоскостей в кристаллах.

Для получения кристаллических материалов с высокой прочностью нужно выращивать монокристаллы без дефектов. Это очень сложная задача, и поэтому в практике этот путь пока широкого распространения не получил. Большинство методов упрочения материалов основано на другом способе.

Для упрочения кристалла с дефектами в решетке можно создать условия, при которых перемещение дефектов в кристалле затрудняется. Препятствием для перемещения дефектов в кристалле могут служить другие дефекты, специально созданные в кристаллической решетке. Так, для увеличения прочности стали применяется легирование стали - введение в расплав небольших добавок хрома, вольфрама и других элементов. Введение атомов чужеродных элементов в решетку кристаллов затрудняет перемещение линейных дефектов при деформации кристаллов, прочность стали повышается при этом примерно в 3 раза.

Рассказ 6 ученика. Самопроизвольное изменение формы металлов.

Это явление было открыто учеными Днепропетровского металлургического института и в конце 1985 года внесено в государственный реестр открытий. Они установили, что в определенных условиях металлы могут менять свою форму без механического воздействия. Такое воздействие заменяет в этом случае водород. Проникая в кристаллическую решетку, он создает активные зоны, которые как бы давят на соединения кристаллов, создают напряжение и вызывают пластическую деформацию, заставляя металл течь подобно вязкой жидкости. Сделанное открытие создает возможность разработки принципиально новых технологий деформации металлов, скоростей диффузионной сварки, выявление внутренних дефектов изделий.

5. Проверка понимания материала

Вспомните у Окуджавы есть такие строки: "Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке".

Давайте вернемся к цели урока. Все ли мы выполнили? Мы вспомнили, что такое деформация, виды деформации. Как получают новые материалы с наперед заданными свойствами. Скоро вам предстоит выбирать свой путь и профессию. И кем бы вы ни стали, пусть ваши деяния возродят нашу великую родину - Россию и оставят добрый незабываемый след в душах людей.

Представьте себе, что вы идете по берегу реки. Ваши босые ноги ступают по мягкому мокрому песку. Что вы оставляете после себя на песке?

- Следы, след.

Вопрос: что такое след с точки зрения физики?

Ответ: это деформация.

Разные следы оставляют люди на земле: следы злобы и горя, следы добра и любви. Я пожелаю, чтобы вы, где бы то не были, оставляли после себя следы добра и любви.

И мне хочется прочитать в конце урока стихотворение.

А ты? Входя в дома любые -
И в серые и в голубые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след?
Или незримый прочный след,
В чужой душе на много лет?

Что ты оставишь на Земле,
Где кроме горести и бед,
Любви струится мягкий след.
Какой же ты оставишь след?

6. Домашнее задание: итоги главы 4, упр.5 (6)

Дополнительный материал к уроку.

Пословицы:

  • От горячего укуса посуда лопается (турецкая)

  • Холодное железо не куется (турецкая)

  • Золотой иглой не много нашьешь (монгольская)

  • Железный штык легко гнется: безвольный легко отступает (монгольская)

  • Серебро гнется, чугун - нет (осетинская)



Урок по физике ( деформация ) След

Открытый урок по физике "След на земле» (деформация) Эпиграф:
«Царство науки не знает предела-
Всюду следы ее вечных побед,
Опыт, догадка, и слово, и дело-
Разума сила и свет».
Яков Полонский (XIX век)

10 класс

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление материала

Форма урока: урок исследование.

Цели урока:

Образовательные: продолжить формирование понятия деформация, ознакомить учащихся с видами и особенностями деформаций, встречающихся в природе и технике, методами борьбы с некоторыми из них, обеспечить усвоение и закрепление нового материала;

Воспитательные: воспитывать умение выделять главное в большом объеме информации при помощи опорного конспекта, сопоставлять виды деформаций между собой и с природными процессами на основе моделей и аналогий, делать выводы;

Развивающие: развивать интерес, продолжить формирование представлений о связи природы и духовного мира человека, учить находить и воспринимать прекрасное в природе, искусстве и трудовой деятельности, готовить к сознательному выбору профессии на основе политехнических знаний.

Оборудование для учителя: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, прибор для демонстрации деформаций, поролоновая губка, разлинованная в сетку, резиновый шнур, пружина, гиря, резиновые игрушки, куриное яйцо.

Оборудование для учащихся - набор для фронтального эксперимента (пластилин, губка, картон, резиновый шнур, деревянные кубики, лист бумаги, детская игрушка).

План урока

1.​ Вступительное слово учителя

2.​ Формулирование целей урока

3.​ Создание проблемной ситуации

4.​ Новая тема (с заполнением опорного конспекта):

А) что такое деформация;

Б) исследование различных видов деформаций;

В) изобретение способов увеличения прочности строительных конструкций;

Г) ответ на проблемный вопрос.

5. Домашнее задание

6. Итоги урока.

Ход урока (слайд 1)

" Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением "

М. В. Ломоносов

Учитель. Когда человек после долгого рабочего дня выходит на улицу, ему хочется отдохнуть на природе. А как вы думаете, где самый лучший отдых?

Ученик. На природе, у воды.

Учитель. Верно. (слайд 2) Представьте себе, что вы идете по берегу реки. Ваши босые ноги ступают по мягкому мокрому песку. Что вы оставляете после себя на песке?

Ученик. Следы.

Учитель. А что такое след с точки зрения физики? (слайд 3)

Ученик. Это деформация.

Учитель. Сегодняшний урок мы назовем «След на земле» (слайд 4). И разговор будем вести о …

Ученик. О деформации.

Учитель. У каждого из вас на столе лежит лист с заготовкой ОК, на доске его увеличенная копия. В ходе урока вы заполните конспект, а дома вклеите его в рабочую тетрадь. Аналогичный конспект будет заполняться во время урока на доске. Давайте спланируем нашу работу. (слайд 5) Сегодня на уроке мы: 1) вспомним, что такое деформация; 2) исследуем различные виды деформаций; 3) попробуем изобрести несколько способов увеличения прочности строительных конструкций; 4) узнаем, почему лампочку иногда трудно разбить.

Кстати, почему лампочки транспортируются в специальных гофрированных коробках?

Ученик. Для того, чтобы они не разбились.

Учитель. А почему они должны разбиться?

Ученик. Я полагаю, потому что они сделаны из тонкого, хрупкого стекла.

Учитель. Давайте немного похулиганим. Мне нужен смелый человек (к столу подходит ученик). Попробуйте встать на лампочку, а мы посмотрим, что произойдет (тот выполняет задание, лампочка остается целой). Вам не хочется задать мне вопрос?

Ученик. Почему она не раздавилась?

Учитель. Мы узнаем, почему лампочка, изготовленная из хрупкого стекла, оказалась прочной. (лампочку ставим на стол). А сейчас мы начнем с первого пункта плана. Вспомним, что такое деформация.

Ученик. Изменение формы тела.

Учитель. Возьмите пластилиновый шарик, измените его форму. Что стало причиной изменения его формы?

Ученик. На шарик подействовали силой.

Учитель. Дайте полное определение деформации.

Ученик. Деформация - это изменение формы тела под действием внешних сил. (слайд 6)

Учитель. Хорошо. Теперь в одну руку возьмите пластилиновый шарик, в другую - поролоновую губку. Подействуйте на них силой, а затем резко прекратите ее действие (учитель проделывает опыт с мягкой резиновой игрушкой). Одинаков ли конечный результат? В чем разница?

Ученик. На пластилиновом - остался след, а поролоновая губка приняла прежнюю форму.

Учитель. Деформации, которые исчезают после прекращения действия внешней силы, называются пластическими (пластилин). Деформации, которые полностью исчезают после прекращения действия внешних сил, называются упругими.(слайд 7) Приведите примеры тел, которые испытывают пластические и упругие деформации.

(После рассмотрения примеров учащиеся заполняют конспект: записывают определение деформации, виды деформаций, примеры).

Учитель. Каждый человек на земле оставляет след своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить … (слайд 8)

Ученик. Дерево.

Учитель. Вырастить …

Ученик. Сына.

Учитель. И построить дом. А настоящая женщина всегда поможет мужчине в этом нелегком деле. Сегодня мы займемся строительством домов. А для того чтобы дома получились просторные, экономичные, прочные, необходимо изучить деформации, которые будут испытывать различные их части. Так что мы перейдем ко второму пункту нашего плана - исследованию деформаций. С чего начинается строительство дома?

Ученик. С фундамента, а затем возводят стены.

Учитель. (демонстрирую деформацию стены). Как можно назвать деформацию, которую испытывает фундамент и стены домов?

Ученик. Сжатие.

Учитель. Да, сжатие. А как можно назвать деформацию, которой подвергаются тросы подъемных кранов?

Ученик. Растяжение.

Учитель. Правильно, растяжение. Исследуем и сравним эти два вида деформации. Работаем в парах. Один человек возьмет в руки поролоновую губку, другой резиновый шнур. Выясните, в каком направлении необходимо действовать на губку, чтобы получить деформацию сжатия, в каком - на резиновый шнур, чтобы получить деформацию растяжения.

Ученик. При сжатии сила действует перпендикулярно поверхности тела в направлении к ее центру, при растяжении - в обратном направлении (от центра).

Учитель. Как изменяются расстояния между частицами вещества при растяжении и сжатии?

Ученик. При сжатии расстояния становятся меньше, при растяжении - больше.

Учитель. Как изменяются силы взаимодействия между частицами вещества?

Ученик. Силы взаимодействия увеличиваются в обоих случаях, но при сжатии это силы отталкивания, а при растяжении - силы притяжения.

Учитель. Как изменяется форма деформируемых объектов - их длина и площадь сечения?

Ученик. При сжатии длина уменьшается, площадь сечения увеличивается, при растяжении наоборот.

Учитель. Во второй и первой колонках ОК нарисуйте форму деформируемых тел соответственно при сжатии и растяжении. Укажите в каждом случае внешние силы. Сверим наши результаты: у кого получился рисунок аналогичный, что изображен на слайде (слайд 9,10)?. Молодцы! (ввожу понятие абсолютного и относительного удлинения). Растяжение и сжатие - это простые виды деформации, существуют более сложные. Можно ли найти такие части дома, которые испытывают одновременно деформацию сжатия и растяжения?

Сразу трудно ответить на этот вопрос. Давайте немного разомнемся. Поднесите ладони ребром к груди и попробуйте медленно прогнуть немного пальцы. Какой вид деформации испытывает кожа рук сверху и снизу?

Ученик. Сверху кожа испытывает деформацию сжатия, снизу - растяжения.

Учитель. Такой вид деформации называют изгибом (показываю изгиб с помощью прибора для демонстрации деформаций). Как изменяются расстояния между частицами в верхнем, среднем и нижнем слоях? Какому виду деформации подвергается каждый слой?

Ученик. В верхнем слое расстояния между частицами становятся меньше, здесь деформация сжатия, в нижнем - деформация растяжения, расстояния увеличиваются. Средний слой, по-видимому, не испытывает деформаций.

Учитель. Что можно сказать о силах взаимодействия между частицами в верхнем, нижнем и среднем слоях? Где они максимальны и где минимальны?

Ученик. Силы максимальны в верхнем и нижнем слоях, минимальны в среднем слое.

Учитель. Правильно. Попробуйте зарисовать тело, испытывающее деформацию изгиба, в третьей колонке ОК. (Далее рассказываю о деформации почв над большими пустотами - пещерами, шахтами и т..д.). Какие же части дома испытывают деформацию изгиба? (слайд 11)

Ученик. Полы, потолки.

Учитель. Полы и потолки подвергаются еще одному виду деформации. Давайте выясним, как направлена сила, с которой опора действует на потолок, и сила, с которой земля притягивает потолок.

Ученик. Сила реакции опоры направлена вертикально вверх, сила тяжести - вниз.

Учитель. Вид деформации, который испытывает в данных условиях тело, называется сдвигом. (демонстрирую данный вид деформации) Что при этом происходит с вертикальными гранями? Да, они отклоняются. Угол наклона называется углом сдвига. А что происходит с частицами вещества в горизонтальных слоях деформируемого тела?

Ученик. Смещаются.

Учитель. Если угол сдвига очень большой, то сдвиг переходит в срез. А теперь скажите: какие детали дома устанавливают в последнюю очередь?

Ученик. Окна и двери.

Учитель. (демонстрирую входную дверь слайд 12). Двери подвешиваются на петлях с помощью шурупов. Как назвать деформацию, которую испытывают шурупы, когда их ввинчивают?

Ученик. Деформация кручения.

Учитель. (показываю деформацию кручения на резиновой трубке.) Зарисуйте деформации сдвига и кручения в 4 и 5 колонках ОК.(слайд 13,14)

Давайте обобщим результаты наших исследований. Конструкция, которую мы построили - это дом. Какие же виды деформации испытывают детали нашего дома?

Ученик. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение, сдвиг.

Учитель. Правильно. Вы основательно исследовали виды деформаций, так что наш дом выдержит их и будет прочным. А теперь обратимся к телу человека (слайд 15).Его тело - это дом для души. Своеобразная конструкция природы. На примере тела человека можно проследить за возникновением всех видов деформаций.

Задание учащимся.

Назовите, какие части тела испытывают деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения, сдвига. (ответы обсуждаем) (слайд 16)

Учитель. А можете ли вы показать мне сейчас самую очаровательную деформацию на теле человека? Да, это улыбка.(слайд 17) Я убедилась, что вы усвоили новые сведения и готовы к деятельности практической и даже изобретательской. Поэтому мы переходим к третьему пункту нашего плана. Вам предстоит стать архитекторами. Организуем три команды по 4 человека.(слайд 18) Каждая четверка будет представлять совет архитекторов конкурирующих фирм. Возьмите два бруска - опоры, поставьте их на небольшом расстоянии друг от друга и положите на них лист бумаги, а сверху поставьте игрушку. Какой вид деформации испытывает бумага? (изгиб).

Задание.

Фирмы должны предложить хотя бы один способ увеличения прочности конструкции (чтобы она выдерживала вес игрушки). При этом можно сдвигать и раздвигать опоры, изменять форму листа, но использовать дополнительное оборудование нельзя. (ученики выполняют задание).

Учитель. Какой способ увеличения прочности может предложить 1 фирма?

Ученик. Прочность зависит от толщины листа, его можно сложить вдвое.

Учитель. Хорошо. А что предлагает вторая фирма?

Ученик. Можно сложить бумагу в виде гармошки.

Учитель. Замечательный способ: обратите внимание на бутылку из под фанты, у нее гофрированная поверхность там, где давление жидкости больше. Посмотрите на срез картона коробки или на форму шифера. Этот способ увеличения прочности изобрела природа. Вспомните форму, например, гриба пластинчатого (слайд 19), листьев манжетки, крыша Московского цирка (слайд 20)(показать и другие, где имеются гофрированные поверхности).

Кстати, жизнь человека похожа на гофрированные поверхности. Если в жизни все гладко, как лист бумаги, то при первой же большой нагрузке человек прогибается, может и сломаться. А если жизнь состоит из взлетов и падений, удач и неудач, то человек становится крепче. Трудности - это своеобразный тест на прочность. И какой же способ увеличения прочности предлагает третья фирма?

Ученик. Лист бумаги можно свернуть в трубочку, это тоже увеличивает прочность.

Учитель. Отлично. Такой способ также встречается в природе. (слайд 21)Посмотрите на стебель растений или на кость, она тоже полая. Кости человека тоже полые и могут выдержать большие нагрузки. Оказывается, берцовая кость человека может выдержать вес машины «Волга». Есть еще предложения от фирм? Нет. Тогда я вам расскажу еще об одном способе. Вот яйцо. Почему оно не лопается, когда курица высиживает цыплят и ее тело давит на него, а нежный цыпленок слабым ударом легко вскрывает скорлупу?(слайд 22)

Ученик. Я полагаю, это объясняется формой яйца.

Учитель. Да, действительно, причина прочности в форме. Обратите внимание на рисунок арки (слайд 23). Может ли камень сдвинуться под действием силы вниз?

Ученик. Нет. Его лишь придавит к соседним камням.

Учитель. Верно, часть нагрузки он передаст соседним камням, а те в свою очередь, последующим, т.е. нагрузка распределится на всю поверхность, поэтому конструкция арки прочная. А вы встречали подобные сооружения?

Ученик. Тоннели метрополитена также выполнены в виде арочных перекрытий.

Учитель. (показываю слайды древних сооружений Колизея, акведука, на них многочисленные арки). Здесь тоже можно провести аналогию с человеческой жизнью. Если человек имеет много друзей, то часть трудностей и невзгод …

Продолжите мою мысль.

Ученик. Друзья возьмут на себя.

Учитель. У Булата Окуджавы есть такие строчки: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Давайте вернемся к плану урока. Все ли мы выполнили? Мы вспомнили, что такое деформация, исследовали ее виды, изобрели способы борьбы с деформацией… Мы забыли про лампочку! В чем причина ее прочности?

Ученик. В ее форме.

Учитель. Замечательно. Обратимся еще раз к теме урока - «След на земле».

Скоро вам предстоит выбирать свой путь и профессию. И кем бы вы ни стали, пусть ваши деяния оставят добрый, незабываемый след в душах людей.

Мне было очень приятно с вами работать и тоже хочется оставить маленький след, давая знания, которые пригодятся вам в будущем.

Разные следы оставляют люди на земле: следы злобы и горя, следы добра и любви.

А ты? Входя в дома любые -

И в серые, и в голубые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Что ты оставишь на Земле,

Где кроме горести и бед

Любви струиться мягкий свет?

Какой же ты оставишь след?

Домашняя работа: выучить ОК, составить несколько вопросов по данной теме или кроссворд по теме «деформация».

Подведение итогов урока.


© 2010-2022