Рабочая программа по физике

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

х. Шебалин



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В.И.Фомичёва»

Утверждаю

Директор МБОУ «Шебалинская СОШ

им. В.И.Фомичёва»

Приказ от_29.08.2015г.№74_____________

_________/_Зайцев В.Н./

.

Печать







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ 9 КЛАССА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68

УЧИТЕЛЬ: ЖУРАВЛЕВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИЗИКА 7-11 КЛАССЫ, МОСКВА, « ДРОФА» 2012г.







2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД









I.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по « Физике» для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. МО РФ 2004г.;

- Примерной программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7-11классы. Москва, «Дрофа» 2012г ;

- Авторской программы курса « Физика 9 класс» Н.С. Пурышева, издательство «Дрофа»,Москва, 2012г

- Учебника «Физика 9» , авт. Н.С. Пурышева и другие. изд. «Дрофа», 2012 г.

-Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным

методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Цели общего образования по физике:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как

результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей

механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных

приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и

экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных

электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Для достижения этих целей в обучении физике (на доступном данному возрасту

уровне) должны решаться следующие задачи:

- моделирование физических явлений и процессов и построение физических теорий;

- приобретение основных практических умений (постановка экспериментальных задач, планирование эксперимента, измерения и представление результатов с помощью таблиц, графиков; анализ полученных результатов);

- овладение языком физики и умением его использовать для анализа научной информации и изложения основных физических идей, критическая оценка естественнонаучной информации, полученной из различных источников.

II. Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным

методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень

высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает Объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для

применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни.

Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Физика - единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в разработанном документе в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующим физическим теориям: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика»,

«Квантовая физика».

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементуобщечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общие предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

III.Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета « Физика» на этапе основного общего образования (9 класс) из расчёта 2 часа в неделю. В учебном плане школы на изучение данного курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. По плану- 68часов, а в данной программе- 66часов, в связи с тем, что 2 часа приходится на календарные праздничные дни: 23.02 и 09.05. Программа будет выполнена за счет блоковой подачи материала-21.02 и 04.05. Плановых контрольных работ - 7.




IV.Содержание предмета



Тема

Основные содержательные линии

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1

Законы механики

Механика

2 4

24

2

Механические колебания и волны

6

6

3

Электромагнитные явления

Квантовая физика

1 1

11

4

Электромагнитные колебания и волны

8

8

5

Элементы квантовой физики

9

9

6

Вселенная

Элементы астрономии.

8

8

7

Повторение



2


2

Всего


7

10



V.Тематическое планирование

Тема

Виды деятельности

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Законы механики:

Основные понятия механики; равномерное прямолинейное движение; относительность движения; скорость тела при неравномерном движении4 ускорение, равноускоренное прямолинейное движение; перемещение при равноускоренном прямолинейном движении; Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения»; свободное падение; перемещение и скорость при криволинейном движении ;законы Ньютона; контрольная работа№1; невесомость, перегрузка; импульс тела, закон сохранения импульса; механическая работа и мощность; потенциальная и кинетическая энергия .контрольная работа№2.

Коллективная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с книгой, исследовательская работа, экспериментальная работа, наблюдения



2

1

2

Механические колебания и волны:

Математический и пружинный маятники; периоды маятников; лабораторная работа№2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников» ; лабораторная работа№3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»; вынужденные колебания; механические волны; свойства механических волн. Контрольная работа№3

1

2

3

Электромагнитные явления:

Постоянные магниты; магнитное поле; лабораторная работа№4 «Изучения магнитного поля постоянных магнитов»; магнитное поле земли; магнитное поле электрического тока; лабораторная работа№5 «Сборка электромагнита и его испытание»; действие магнитного поля на проводник с током; лабораторная работа№6 «Изучение магнитного поля на проводник с током»; электродвигатель; лабораторная работа№7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»; явление электромагнитной индукции; магнитный поток; направление индукционного тока правило Ленца; лабораторная работа№8 « Изучение явления электромагнитной индукции»; самоиндукция; переменный электрический ток; трансформатор; . Контрольная работа.№4

1

5

4

Электромагнитные колебания и волны:

Конденсатор; колебательный контур; свободные и вынужденные колебания; электромагнитные волны; использование электромагнитных волн; шкала электромагнитных волн; Контрольная работа№5

1

-

Тема

Виды деятельности

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

5

Элементы квантовой физики:

Фотоэффект; строение атома; спектры; радиоактивность; состав атомного ядра; радиоактивные превращения; ядерные силы и реакции; дефект масс; цепная реакция ;действия радиоактивных излучений и их применение; Контрольная работа№6

Коллективная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с книгой, исследовательская работа, экспериментальная работа, наблюдения



1

-

6

Вселенная:

Строение и масштабы Вселенной; развитие представлений о системе мира; система Земля-Луна; физическая природа планеты земля; лабораторная работа№9 «определение размеров лунных кратеров»; планеты; лабораторная работа№10 «Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио»; малые текла солнечной системы; Контрольная работа.№7

1

2

6

Повторение



2


2


Всего


7

10

График контрольных работ:

Тема

Дата проведения

1

Законы движения тел.

06.10

2

Законы движения и взаимодействия тел

29.11

3

Механические колебания и волны

20.12

4

Электромагнитные явления

09.02

5

Электромагнитные колебания и волны

09.03

6

Элементы квантовой теории

18.04

7

Вселенная

16.06


VI.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Учебник Физика 9 класс. Под редакцией Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская 2012, изд. Дрофа - Москва.

2.Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика- 9.: Тематическое и поурочное планирование.-.М.:Дрофа

3.Сборник для решения задач 7-9 класс. Под редакцией В.И.Лукашик-2009г

4..Сборник задач по физике 7-9 к учебнику Пурышева, изд. «Экзамен 2008».

5. Электронные средства.

6.Авторская программа курса « Физика 9 класс» Н.С. Пурышева издательство «Дрофа» Москва, 2012.

Дополнительная литература:

1.Справочник по физике и технике , под редакцией А.С.Енохович. Москва «Просвещение», 1983г.

2.Физика для любознательных, под редакцией Эрик Роджерс. Москва «Мир», 1970г.

3.Школьникам о современной физике. Составитель В.Н.Руденко. москва «Просвещение,1990г.

4Клуб юных физиков.Составитель Н.Н.Шишкин,Москва «Просвещение»,1991г

5.Физика в школе.составитель Н.А.Ермолаев, В.А.орлова, москва «Просвещение»,1987


Периодические издания:

1.Учительская газета.

2.Вестник образования.

3. 1 сентября

4..Практические советы учителям.

5.Журналы «Физика в школе».


Интернет ресурсы

1. "Активная физика" и "Оптическая скамья" informika.ru/text/inftech/edu/physics/.

2. «Баллистический редактор «Орбита 1.2» infoline.ru/g23/5495/Physics/Cyrillic/orbit.htm

3. «Вопросы Интернет-образования» center.fio.ru/vio

4. Дистанционное обучение физике по программе "Абитуриент" karelia.ru/psu/Chairs/KOF/abitur

5. "Живая Физика" int-edu.ru/soft/fiz.html

6. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» ipo.spb.ru/journal.

7. Интерактивный калькулятор измерений convert-me.com/ru/.

8. Использование компьютеров при обучении физике. center.fio.ru/vio/vio_02/cd_site/Articles/Art_1_17.htm

9. Использование персонального компьютера на уроках физики. schools.techno.ru/sch1567/metodob

10. Компьютерный клуб учителя физики - edu.delfa.net:8101/teacher/club.html

11. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии в авангарде. physicon.ru/press/press8.html

12. Компьютерные модели в изучении физики. nwcit.aanet.ru/chirtsov/txt1.html

Для обучения учащихся основной школы необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты,

выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики оснащен полным комплектом

демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Демонстрационное оборудование обеспечивает возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:

• формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;

• проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;

• уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.

К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения подведено напряжение 42 и 220 В.

В кабинете физики имеется:

• противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;

• инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Кабинет физики имеет специальную смежную комнату - лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Оборудован системой полного затемнения.

Кабинет физики оснащен:

• комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской;

• учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

• картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

• комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

Перечень демонстрационного оборудования

1. Приборы и принадлежности общего назначения

1. Источник постоянного и переменного напряжения (6÷10 А)

2. Генератор звуковой частоты

3.Осциллограф

4 .Микрофон

5. Комплект соединительных проводов

6.Штатив универсальный физический

7. Сосуд для воды с прямоугольными стенками (аквариум)

8 .Насос воздушный ручной

9.Трубка вакуумная

10 Груз наборный на 1 кг

2. Система средств измерения

Универсальные измерительные комплекты

1 Компьютерный измерительный блок с набором датчиков (температуры, давления, влажности, расстояния, ионизирующего излучения,

магнитного поля), осциллографическая приставка; секундомер, согласованный с датчиками

Измерительные приборы:

1Барометр-анероид,

2динамометры

3 Манометр жидкостный демонстрационный

4Манометр механический

5 Метроном

6 Секундомер

7 Метр демонстрационный

8 Манометр металлический

9 Термометр жидкостный или электронный

10 Амперметр стрелочный или цифровой

11 Вольтметр стрелочный или цифровой

3.Демонстрационное оборудование по механике

Универсальные комплекты

1 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерными измерительным блоком

Тематические наборы

1.Стакан отливной,

2. Ведерко Архимеда,

3. Набор тел равной массы и равного объема,

4.Рычагдемонстрационный,

5. Сосуды сообщающиеся,

6.Трубка Ньютона

7.. Шар Паскаля,

8. Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком

9Набор по статике с магнитными держателями

10 Ведерко Архимеда

11 Комплект пружин для демонстрации волн

12 Пресс гидравлический (или его действующая модель)

13 Машина волновая

14 Прибор для демонстрации давления в жидкости

15 Прибор для демонстрации атмосферного давления

Демонстрационное оборудование по оптике

Универсальные комплекты

1 .Комплект по геометрической оптике на магнитных держателях

2. Набор линз и зеркал

3. Набор дифракционных решеток

Оборудование общего назначения

1 Щит для электроснабжения Лабораторных столов напряжением 36 42 В

2. Лотки для хранения оборудования

3.Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)

4 Батарейный источник питания

5 Весы учебные с гирями

6 Секундомеры

7 Термометры

8 Штативы

9 Цилиндры измерительные

(мензурки)

Оборудование для фронтальных лабораторных работ.

Тематические наборы

10.1 Наборы по механике

10.2 Наборы по молекулярной физике и термодинамике

10.3 Наборы по электричеству

10.4 Наборы по оптике

4. Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике

Универсальные комплекты

1 Наборы по термодинамике, газовым законам и насыщенным парам, согласованные компьютерным измерительным блоком.

2 Комплект приборов по молекулярной физике и термодинамике, согласованный с универсальной цифровой системой измерения

Отдельные приборы и дополнительное оборудование

3 Комплект для изучения газовых законов

4.Модель двигателя внутреннего сгорания,

5.Цилиндры свинцовые со

стругом

6. Модель двигателя внутреннего сгорания

7 Модели молекулярного движения, давления газа (Н)

8 Модели кристаллических решеток

9 Модель броуновского движения

10Прибор для наблюдения броуновского движения

11 Огниво воздушное

12 Прибор для демонстрации теплопроводности тел

13 Прибор для изучения газовых законов

14 Цилиндры свинцовые со стругом

15 Шар для взвешивания воздуха

5. Демонстрационное оборудование по электродинамике

статических и стационарных электромагнитных полей

и электромагнитных колебаний и волн

Универсальные комплекты

1 Набор для исследования электрических цепей постоянного тока .

2 Набор для исследования тока в полупроводниках и их технического применения .

3 Набор для исследования переменного тока, явлений электромагнитной индукции и самоиндукции .

4 Набор для исследования электрических цепей постоянного тока.

Тематические наборы

5 Электрометры с принадлежностями.

6 Трансформатор

7 Набор для исследования свойств электромагнитных волн

Сокращение в программе:

П- параграф

К\р - контрольная работа

Л.р - лабораторная работа

С- страница

Пов - повторить

Зад - задание

ТБ- техника безопасности

VII.Результаты освоения предмета и система их оценки

Предметные результаты обучения

1. Законы механики

На уровне запоминания

Называть:

физические величины и их условные обозначения: путь (l), перемещение (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), сила (F), вес (P), импульс тела (p), механическая энергия (E), потенциальная энергия (Eп), кинетическая энергия (Eк);

единицы перечисленных выше физических величин;

физические приборы для измерения пути, времени, мгновенной скорости, массы, силы.

Воспроизводить:

определения моделей механики: материальная точка, замкнутая система тел;

определения понятий и физических величин: механическое движение, система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное и равноускоренное прямолинейное движения, свободное падение, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, путь, перемещение, скорость, ускорение, период и частота обращения, угловая и линейная скорости, центростремительное ускорение, инерция, инертность, масса, плотность, сила, внешние и внутренние силы, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, импульс силы, импульс тела, механическая работа, мощность, КПД механизмов, потенциальная и кинетическая энергия;

формулы: кинематические уравнения равномерного и равноускоренного движения, правила сложения перемещений и скоростей, центростремительного ускорения, силы трения, силы тяжести, веса, работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии;

принципы и законы: принцип относительности Галилея, принцип независимости действия сил; законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса, сохранения механической энергии.

Описывать:

наблюдаемые механические явления.

На уровне понимания

Приводить примеры:

различных видов механического движения;

инерциальных и неинерциальных систем отсчета.

Объяснять:

физические явления: взаимодействие тел; явление инерции; превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой.

Понимать:

векторный характер физических величин: перемещения, скорости, ускорения, силы, импульса;

относительность перемещения, скорости, импульса и инвариантность ускорения, массы, силы, времени;

что масса - мера инертных и гравитационных свойств тела;

что энергия характеризует состояние тела и его способность совершить работу;

существование границ применимости законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и механической энергии;

значение законов Ньютона и законов сохранения для объяснения существования невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

строить, анализировать и читать графики зависимости от времени: модуля и проекции ускорения равноускоренного движения, модуля и проекции скорости равномерного и равноускоренного движения, координаты, проекции и модуля перемещения равномерного и равноускоренного движения; зависимости: силы трения от силы нормального давления, силы упругости от деформации; определять по графикам значения соответствующих величин;

измерять скорость равномерного движения, мгновенную и среднюю скорость, ускорение равноускоренного движения, коэффициент трения, жесткость пружины;

выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению закономерности равноускоренного движения, зависимости силы трения от силы нормального давления;

силы упругости от деформации.

Применять:

кинематические уравнения движения к решению задач механики;

законы Ньютона и формулы к решению задач следующих типов: движение тел по окружности, движение спутников планет, ускоренное движение тел в вертикальной плоскости, движение при действии силы трения (нахождение тормозного пути, времени торможения), движение двух связанных тел (в вертикальной и горизонтальной плоскостях);

знания законов механики к объяснению невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Классифицировать:

различные виды механического движения.

Обобщать:

знания: о кинематических характеристиках, об уравнениях движения; о динамических характеристиках механических явлений и законах Ньютона, об энергетических характеристиках механических явлений и законах сохранения в механике.

Владеть и быть готовыми применять:

методы естественнонаучного познания, в том числе исследовательский, к изучению механических явлений.

Интерпретировать:

предполагаемые или полученные выводы.

Оценивать:

свою деятельность в процессе учебного познания.

2. Механические колебания и волны

На уровне запоминания

Называть:

физические величины и их условные обозначения: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (#n), длина волны (λ), скорость волны (v);

единицы перечисленных выше физических величин.

Воспроизводить:

определения моделей механики: математический маятник, пружинный маятник;

определения понятий и физических величин: колебательное движение, волновое движение, свободные колебания, собственные колебания, вынужденные колебания, резонанс, поперечная волна, продольная волна, смещение, амплитуда, период, частота колебаний, длина волны, скорость волны;

формулы: периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника, скорости волны.

Описывать:

наблюдаемые колебания и волны.

На уровне понимания

Объяснять:

процесс установления колебаний пружинного и математического маятников, причину затухания колебаний, превращение энергии при колебательном движении, процесс образования бегущей волны, свойства волнового движения, процесс образования интерференционной картины;

границы применимости моделей математического и пружинного маятников.

Приводить примеры:

колебательного и волнового движений;

учета и использования резонанса в практике.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

применять формулы периода и частоты колебаний математического и пружинного маятников, длины волны к решению задач;

выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению колебаний математического и пружинного маятников.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Классифицировать:

виды механических колебаний и волн.

Обобщать:

знания о характеристиках колебательного и волнового движений, о свойствах механических волн.

Владеть и быть готовыми применять:

методы естественно-научного познания, в том числе исследовательский, к изучению закономерностей колебательного движения.

Интерпретировать:

предполагаемые или полученные выводы.

Оценивать:

как свою деятельность в процессе учебного познания, так и научные знания о колебательном и волновом движении.

3. Электромагнитные явления. 4. Электромагнитные колебания и волны

Предметные результаты обучения

На уровне запоминания

Называть:

физические величины и их условные обозначения: магнитный поток (ΦB), индуктивность проводника (L), электрическая емкость (C), коэффициент трансформации (k);

единицы перечисленных выше физических величин;

диапазоны электромагнитных волн;

физические устройства: генератор постоянного тока, генератор переменного тока, трансформатор.

Воспроизводить:

определения моделей: идеальный колебательный контур;

определения понятий и физических величин: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, электрическая емкость конденсатора, электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны, электромагнитное поле, дисперсия;

правила: Ленца;

формулы: магнитного потока, индуктивности проводника, емкости конденсатора, периода электромагнитных колебаний, коэффициента трансформации, длины электромагнитных волн.

Описывать:

фундаментальные физические опыты: Фарадея;

зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и наличия в конденсаторе диэлектрика;

методы измерения скорости света;

опыты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света;

шкалу электромагнитных волн.

На уровне понимания

Объяснять:

физические явления: электромагнитная индукция, самоиндукция;

процесс возникновения и существования электромагнитных колебаний в контуре, превращение энергии в колебательном контуре, процесс образования и распространение электромагнитных волн излучение и прием электромагнитных волн;

принцип действия и устройство: генератора постоянного тока, генератора переменного тока, трансформатора, детекторного радиоприемника;

принцип передачи электрической энергии.

Обосновывать:

электромагнитную природу света.

Приводить примеры:

использования электромагнитных волн разных диапазонов.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

определять неизвестные величины, входящие в формулы: магнитного потока, индуктивности, коэффициента трансформации;

определять направление индукционного тока;

выполнять простые опыты по наблюдению дисперсии, дифракции и интерференции света;

формулировать цель и гипотезу составлять план экспериментальной работы.

Применять:

формулы периода электромагнитных колебаний и длины электромагнитных волн к решению количественных задач;

полученные при изучении темы знания к решению качественных задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

обобщать результаты наблюдений и теоретических построений;

применять полученные знания для объяснения явлений и процессов.

5. Элементы квантовой теории.

На уровне запоминания

Называть:

понятия: спектр, сплошной и линейчатый спектр, спектр испускания, спектр поглощения, протон, нейтрон, нуклон;

физическую величину и ее условное обозначение: поглощенная доза излучения (D);

единицу этой физической величины: Гр;

модели: модель строения атома Томсона, планетарная модель строения атома Резерфорда, протонно-нейтронная модель ядра;

физические устройства: камера Вильсона, ядерный реактор, атомная электростанция, счетчик Гейгера.

Воспроизводить:

определения понятий и физических величин: радиоактивность, радиоактивное излучение, альфа-, бета-, гамма-излучение, зарядовое число, массовое число, изотоп, радиоактивные превращения, период полураспада, ядерные силы, энергия связи ядра, ядерная реакция, критическая масса, цепная ядерная реакция, поглощенная доза излучения, элементарная частица.

Описывать:

опыты: Резерфорда по рассеянию альфа-частиц, опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения;

цепную ядерную реакцию.

На уровне понимания

Объяснять:

физические явления: образование сплошных и линейчатых спектров, спектров испускания и поглощения, радиоактивный распад, деление ядер урана;

природу альфа-, бета- и гамма-излучений;

планетарную модель атома;

протонно-нейтронную модель ядра;

практическое использование спектрального анализа и метода меченых атомов;

принцип действия и устройство: камеры Вильсона, ядерного реактора, атомной электростанции, счетчика Гейгера;

действие радиоактивных излучений и их применение.

Понимать:

отличие ядерных сил от сил гравитационных и электрических;

причины выделения энергии при образовании ядра из отдельных частиц или поглощения энергии для расщеплении ядра на отдельные нуклоны;

экологические проблемы и проблемы ядерной безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии.

.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

анализировать наблюдаемые явления или опыты исследователей и объяснять причины их возникновения и проявления;

определять и записывать обозначение ядра любого химического элемента с указанием массового и зарядового чисел;

записывать реакции альфа- и бета-распадов;

определять: зарядовые и массовые числа элементов, вступающих в ядерную реакцию или образующихся в ее результате; продукты ядерных реакций или химические элементы ядер, вступающих в реакцию; период полураспада радиоактивных элементов.

Применять:

знания основ квантовой физики для анализа и объяснения явлений природы и техники.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

анализировать квантовые явления;

сравнивать: ядерные, гравитационные и электрические силы, действующие между нуклонами в ядре;

обобщать полученные знания;

применять знания основ квантовой физики для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

5. Вселенная

На уровне запоминания

Называть:

физические величины и их условные обозначения: звездная величина (m), расстояние до небесных тел (r);

единицы этих физических величин;

понятия: созвездия Большая Медведица и Малая Медведица, планеты Солнечной системы, звездные скопления;

астрономические приборы и устройства: оптические телескопы и радиотелескопы;

фазы Луны;

отличие геоцентрической системы мира от гелиоцентрической.

Воспроизводить:

определения понятий: астрономическая единица, световой год, зодиакальные созвездия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, синодический и сидерический месяц; сферы; видимое петлеобразное движение планет; геоцентрическую систему мира; гелиоцентрическую систему мира; изменение фаз Луны; движение Земли вокруг Солнца.

На уровне понимания

Приводить примеры:

небесных тел, входящих в состав Вселенной; планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы; телескопов: рефракторов и рефлекторов, радиотелескопов; различных видов излучения небесных тел; различных по форме спутников планет.

Объяснять:

петлеобразное движение планет; возникновение приливов на Земле; движение полюса мира среди звезд; солнечные и лунные затмения;

явление метеора; существование хвостов комет; использование различных спутников в астрономии и народном хозяйстве.

Оценивать:

температуру звезд по их цвету.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

находить на небе наиболее заметные созвездия и яркие звезды; описывать: основные типы небесных тел и явлений во Вселенной, основные объекты Солнечной системы, теории происхождения Солнечной системы; определять размеры образований на Луне; рассчитывать дату наступления затмений; обосновывать использование искусственных спутников Земли в народном хозяйстве и научных исследованиях.

Применять:

парниковый эффект для объяснения условий на планетах.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

знания: о физических различиях планет, об образовании планетных систем у других звезд.

Сравнивать:

размеры небесных тел; температуры звезд разного цвета; возможности наземных и космических наблюдений.

Применять:

полученные знания для объяснения неизвестных ранее небесных явлений и процессов.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.


© 2010-2022