• Преподавателю
  • Физика
  • От технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученика

От технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученика

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задорожная С.В., заместитель директора по учебной работе, учитель физики

МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики,

г. Снежинск, Челябинская обл.

«От технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученика»

Участие в написании программы развития школы позволило отрефлексировать тот факт, что учителя знают и владеют элементами многих педагогических технологий, среди которых можно назвать технологии укрупнения дидактических единиц, дифференцированного, развивающего, личностно ориентированного обучения, развития критического мышления, модульную технологию и другие.

Но также надо сказать, что, из этих или других известных современных технологий в полном объеме на практике в школе реализуются редко. Нам кажется это естественным.

Хоть и пытаются ученые свести обучение к какой-либо технологии, и говорят о гарантированном результате, распространить одну какую-то технологию на личность конкретного учителя редко удается. Я бы рискнула сказать, что, сколько учителей, столько и технологий, потому что каждый учитель, осмысливая свои результаты работы, приходит к наиболее эффективным именно для него методам обучения.

Таким образом, более правомерно говорить о системе работы учителя по интеграции технологий, направленных на обучение и развитие. В настоящее время в качестве важнейшей цели образования выдвигается жизненная самореализация личности. Акценты смещаются на слово «сам». Мы развиваем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Не так важно, что ученик знает, важнее, что он умеет делать сам.

И вот эта самореализующаяся личность и должна стать гарантированным результатом труда современной школы, современного учителя. Сам учитель соответственно должен уже быть личностью готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию.

Наша школа уже много лет осваивает модульную технологию, с этим направлением связаны все ее методические темы. На данный момент мы вышли на новый этап - этап практического применения, осмысления первого опыта работы по применению элементов модульной технологии, внедрения информационных технологий в труд учителя.

Внедрение информационных технологий решает много задач. Одна из них: формирование новой системы труда учителя при подготовке и проведении уроков в рамках модульной технологии.

Информационные технологии не только служат средством самообразования учителя, не только повышают его самооценку, когда учитель, сделав продукт в электронном виде, может воскликнуть: «Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын….», получив удовлетворение от своего творчества, информационные технологии облегчают и переводят в качественно другую плоскость труд учителя.

Можно показать это на примере предмета физики один из вариантов такой системы.

Структура деятельности показана на схеме,

Технологическое планирование учебного материала

От технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученикаОт технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученика

План - конспект урока







От технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученикаОт технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученика

Технологическая карта учащегося

причем важно, что:


  • выполняется принцип соответствия блоков, что обозначает естественное включение материала одного блока как составной части в другой;

  • результат не зависит от направления деятельности учителя, т.е. двигаться учителю можно от технологического планирования к технологической карте учащегося, либо наоборот;

  • нет предела совершенствования, изменения в одном блоке переносится в другой и образуется более совершенная версия продукта.

Деятельность можно построить от общего к частному, т.е. от технологического планирования учебного материала к технологической карте учащегося. Остановлюсь несколько подробнее на содержании и техники исполнения каждого блока.

Технологическое планирование учебного материала.


Технологическое планирование содержит в себе:

№ темы, урок; тему блока, урока; число часов; цели и задачи блока, урока; самостоятельную работу на уроке; домашнее задание, подробно прописанные знания и умения, которыми должны обладать учащиеся в конце изучения блока.

Одним из элементов модульной технологии является открытость технологического планирования для учащихся и их родителей. Поэтому, прописанные знания и умения, позволяют не только определить учителю цели и задачи блока, организовать тематический учет знаний, но и осуществить контроль за деятельностью учащихся со стороны родителей. Ниже приведенный блок уже практически пригоден для проведения устного зачета учителем. Это важно для нашей системы работы, но есть еще один аспект, на котором надо остановиться.

Физика такой предмет, на котором наиболее полно развивается у учащихся общеучебные умения и навыки. Особое внимание хочется обратить на общеобразовательные умения: объяснять явления и процессы, строить графики, анализировать: решение задач, таблицы, формулы, графики блока; пользоваться приборами.

Например, представим фрагмент блока технологического планирования «Тепловые явления», 8 класс.


№ темы, урока

Тема блока, урока

Число часов

Цели и задачи блока, урока

Самостоятельная работа на уроке

Домашнее задание

1.

Тепловые явления

25

Знать определения: тепловых явлений, теплового движения, внутренней энергии тела, теплопередачи, теплопроводности, конвекции, излучения, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты сгорания топлива, закона сохранения энергии, плавления и отвердевания, температуры плавления и отвердевания, удельной теплоты плавления, парообразования, испарения, насыщенного пара, конденсации, кипения, температуры кипения, удельной теплоты парообразования, абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы, теплового двигателя, коэффициента полезного действия двигателя.

основные формулы: Q = cm(t2-t1), Q = qm, Q = λm, Q = Lm, φ = ρ/ ρо 100%,

КПД = Апз100%,

Уметь объяснять явления и процессы: зависимость температуры от скорости движения молекул, способы изменения внутренней энергии тела, процессы теплопередачи, теплопроводности, явления конвекции, излучения, горения, процессы плавления и отвердевания, парообразования, испарения, конденсации, кипения, работу двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины.

решать задачи: на расчет количества теплоты в различных тепловых процессах, при горении топлива, на составление уравнения теплового баланса, на расчет влажности воздуха

работать с единицами измерения величин: Q, c, q, λ, L.

строить графики: зависимости количества теплоты от времени теплопередачи, плавления и отвердевания, кипения, конденсации.

анализировать: таблицы, формулы, графики блока

пользоваться приборами: термометром, калориметром, гигрометром, психрометром.

1.1.

Вводное повторение.

1

Повторить понятие механической энергии, формулы для кинетической и потенциальной энергии.

  1. Составить блок-схему «Механическая энергия».

  2. Решить задачи Л№ 809, 816, 818, 822 (1)

Л№ 827, 830.

1.2.

Тепловое движение

1

Выделить особенности движения молекул тела, найти связь между скоростью молекул и температурой тела, сформулировать определение теплового движения тела.

  1. Сравнить механическое движение тела и движение молекулы газа.

  2. Решить задачи Л№ 915, 916

§ 1, в (2)

1.3.

Внутренняя энергия.

1

Дать понятие внутренней энергии тела.

  1. Привести примеры превращения одного вида энергии в другой.

  2. Ответить на вопрос, от каких факторов и как зависит внутренняя энергия тела?

  3. Решить задачи Л№ 917, 918

§2, в, Л№ 919, 943

1.4.

Способы изменения внутренней энергии тела

1

Выяснить условия, при которых внутренняя энергия тела изменяется, дать понятие теплопередачи.

  1. Сформулировать обобщенный вывод на основе анализа результатов опытов в классе о причинах изменения внутренней энергии тела.

  2. Попытаться дать определение процесса теплопередачи.

  3. Решить задачи Л№ 923-927, 930-933.

§3, в, Л№ 921, 928, 934, задание 1.


Уровень владения перечисленными общеобразовательными умениями лежит в основе успешного обучения не только, как вы понимаете, физики, но и химии, биологии, географии, истории, а так же расширяет прикладную область математики и других предметов. Выделение этих навыков и серьезная работа над их развитием имеет целью не только овладение предметом физики, есть еще более важная задача, развитие общеобразовательных умений, и последующий перенос их из физики в другие образовательные области. Перенос умений из одной образовательной области в другую - серьезная интеллектуальная работа, но умение ее выполнять в достаточной мере снимает перегрузки у учащихся.

СОт технологического планирования учебного материала учителя к технологической карте ученика позиции деятельностного подхода в плане выделяются наиболее крупные или основные задачи, на решение которых будет направлена образовательная деятельность учащихся на уроке, прогнозируется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

В плане представлен только прогноз самостоятельной работы, который переносится в поурочный план, но этот прогноз затем обрастает еще другими элементами самостоятельной деятельности учащихся, которые начинают проглядываться при непосредственной работе, когда учитель готовится к уроку, планы корректируются с учетом предыдущей работы с классом. В идеальном случае было бы хорошо выделять для каждого урока показатели реального результата решения поставленных на уроке задач для осуществления обратной связи. Учителя, имеющие богатый опыт работы, делают это автоматически. Посещая их уроки можно видеть, как контроль выполнения поставленных задач осуществляется на каждом этапе урока и при подведении итогов урока анализируется уровень первичного усвоения материала. Для молодых педагогов этот раздел технологического планирования был бы весьма полезен.

У подобного технологического планирования много достоинств, но есть два существенных, на первых этапах, трудно преодолимых психологических недостатка:

  • Требует много времени;

  • Трудно заставать себя делать что-то новое, имея готовые рекомендованные поурочно-тематические планы.

Имея такое технологическое планирование, можно взяв его за основу, составлять план-конспект урока. Часть материала, практически полностью переходит в урок.


План - конспект урока.

Каждый учитель пишет план урока в форме удобной для него, но есть общие требования, которым план должен соответствовать. Что собой представляет план урока? - Краткий или развернутый конспект урока с целями, задачами, последовательностью действий для их достижения, на отдельных листах или в тетрадях. Учителя с большим стажем дома имеют целые залежи собственного творчества на бумаге. Современная техника позволяет перенести планы на электронный носитель. Можно и уже нужно создавать учителю свою электронную библиотеку поурочно-тематических, поурочных планов, учебных программ, мультимедийных продуктов.

Сочетая собственное творчество и требования, можно заготовить общий шаблон плана, который можно наполнять материалом из технологического планирования, что-то добавляя и меняя. Рассмотрим шаблон плана:

Физика 8.

Тепловые явления. (2007/2008 уч.г.)

урока (****)

Тема: (*****)

Оборудование:

Образовательные задачи: (******)

Развивающие задачи:

Воспитывающие задачи:

Самостоятельная деятельность учеников: (*****)


Домашнее

задание:

(*****)

План деятельности учителя:

  1. Постановка целей и задач урока, комментарии к домашнему заданию.

  2. Организация проверки Д/З.


  1. Подведение итогов проверки Д/З и переход к новой теме.

  2. Организация изучения нового материала по плану.

  3. Подведение итогов урока.

План деятельности учащихся:

  1. Запись домашнего задания.

  2. Обсуждение и проверка д/з.

  3. Запись плана изучения нового материала:

  4. Оценка результатов своей работы на уроке.

  5. Вывод по уроку.


Рассмотрим шаблон плана, кстати сказать, их можно приготовить несколько для различных типов уроков. Все, что в плане указано звездочками уже есть в технологическом планировании, и переносится в план - конспект без изменения, в чем и проявляется принцип соответствия. И конечно, осуществляя обратную связь, мы дополняем технологическое планирование после проведенного урока, более подробно прописанной самостоятельной деятельностью учащихся. В результате получилось примерно следующее:



Физика 8.

Тепловые явления. (2007/2008 уч.г.)

№ урока 1.3.

Тема: Внутренняя энергия

Оборудование: пружинный и математический маятник, маятник Максвелла, стальная линейка, стаканы с горячей и холодной водой, термометр.

Образовательные задачи: дать понятие внутренней энергии тела. Развивающие задачи: развитие памяти, операций мышления, навыков самоконтроля. Воспитывающие задачи: воспитание умения планировать собственную деятельность, формирование положительной самооценки

Самостоятельная деятельность учеников:

  1. Привести примеры превращения одного вида энергии в другой.

  2. Ответить на вопрос, от каких факторов и как зависит внутренняя энергия тела?

  3. Решить задачи Л№ 917, 918

Домашнее задание:

§2, в,

Л№ 919, 943.

План деятельности учителя:

  1. Постановка целей и задач урока, комментарии к домашнему заданию.

  2. Организация проверки Д/З.

  3. Подведение итогов проверки Д/З и переход к новой теме.

  4. Организация изучения нового материала по плану.

    • Обсудить примеры превращения энергии, продемонстрировать маятники.

    • Проверить запись определения внутренней энергии.

    • Проверка таблицы:


Внутренняя энергия зависит:

Внутренняя энергия не зависит:

- от температуры тела;

- от агрегатного состояния;

- от числа молекул в теле;

- от степени деформации

- от механического движения тела;

- от положения тела относительно других тел.


  • Разбор решения задач Л№ 917, 918.

  • Подведение итогов урока, если останется время, решать задачи К. стр.4-5.


План деятельности учащихся:

  1. Обсуждение и проверка д/з:

1. Классная задача.

  • Используя данные таблиц из Л. найти, какой кинетической энергией обладают 1 миллион молекул воды при температуре 0 0С.

Е = МV2/2 = 106600600310-26/2 = 54 = 5,4 10-15Дж.

2. Устные ответы у доски:

  • Связь температуры и скорости движения молекул, определение теплового движения молекул;

  • Выделить особенности теплового движения молекул, используя опыт по наблюдению броуновского движения.

  • Л№ 916.

3. Письменные ответы за первой партой:

  • Выполнить схему «Механическая Энергия».

  • Сравнить движение мяча по полу и молекулы газа.

  • Л№ 915.

  1. Запись плана изучения нового материала:

    • Прочитать §2.

    • Привести примеры превращения одного вида энергии в другой.

    • Записать определение, что такое внутренняя энергия.

    • Выписать от чего зависит внутренняя энергия, а от чего не зависит.

    • Решить задачи Л№ 917, 918.

  2. Оценить результаты своего труда.

  3. Сделать вывод по уроку.


Итак, получен план-конспект урока. Теперь предстоит получить технологическую карту ученика.

Технологическая карта ученика.

Для получения технологической карты ученика, работаем с планом урока, берем его за основу, убираем деятельность учителя и карта практически готова.

Технологическая карта учащегося к уроку № 1.3. Тепловые явления.

Образовательные задачи урока: дать понятие внутренней энергии тела.

Домашнее задание:

§2, в,

Л№ 919, 943.

Тема урока: Внутренняя энергия.

План деятельности учащихся:

  1. Обсуждение и проверка д/з:

1. Классная задача.

Используя данные таблиц из Л. найти, какой кинетической энергией обладают

1 миллион молекул воды при температуре 0 0С.

(Е = 5,4 10-15Дж).

2. Устные ответы у доски:

  1. Связь температуры и скорости движения молекул,

определение теплового движения молекул;

  1. Выделить особенности теплового движения молекул,

используя опыт по наблюдению броуновского движения.

  1. Л№ 916.

3. Письменные ответы за первой партой:

  • Выполнить схему «Механическая Энергия».

  • Сравнить движение мяча по полу и молекулы газа.

  • Л№ 915.

  1. Запись плана изучения нового материала:

    1. Прочитать § 2.

    2. Привести примеры превращения одного вида энергии в другой.

    3. Записать определение, что такое внутренняя энергия.

    4. Выписать от чего зависит внутренняя энергия, а от чего не зависит. Составить таблицу.

    5. Решить задачи Л№ 917, 918.

  2. Оценить результат своей работы на уроке.

  3. Сделать вывод по уроку.



Три блока из цепочки готовы, теперь понятно, что все блоки соответствуют друг другу, что направление работы можно поменять, и что нет предела совершенствования планов.

По ходу урока, после урока мы можем писать замечания и исправления, убирать материал, который не пошел, добавлять более интересный материал.

Естественно, к такому планированию прилагаются варианты контрольных и самостоятельных работ, вопросы к зачетам и самое главное планы и алгоритмы, которые позволяют направить и организовать самостоятельную деятельность учащихся. Я опять возвращаюсь к самостоятельной работе учащихся, т.к. именно она является ядром модульной технологии.

Планы и алгоритмы самостоятельной работы на уроках физики (более подробно этот вопрос освещен в статье Задорожной С.В. «Развитие навыков работы с учебной информацией на уроках физики» в электронном журнале Вопросы Интернет образования, № 39, 2006г.)

  • План анализа решения задачи

  1. Ответить на вопрос - о чем идет речь в задаче? (Сначала надо представить внутренним взором ситуацию, которая описывается в задаче, и надо настолько хорошо представить ее, чтобы не только видеть, но и слышать, ощущать запах, чувствовать прикосновение тел. Словом, ученик должен настолько хорошо представить ситуацию, что стать участником событий. Умение представить мысленным взором особенно важно при решении задач на применение знаний в измененной или нестандартной ситуации.)

  2. Раскрыть физический смысл условия задачи, то есть определить, какие физические процессы описываются в задаче и условия их протекания.

  3. Объяснить чертеж или рисунок к задаче (происходит перекодировка информации из визуальной символьной или образной в словесную).

  4. Прокомментировать решение задачи в общем виде: назвать, какие физические законы, уравнения использовались при решении задачи; какие уравнения или система уравнений получена; объяснить последовательность действий при решении уравнения или системы уравнений.

  5. Сделать вывод размерности для первичной проверки полученной формулы.

  6. Проанализировать численный ответ: оценить верность по соответствию табличным данным, известным процессам, зависимостям, если таковые имеются, здравому смыслу.

  7. Рассмотреть предельные случаи (стремление какой-либо величины к нулю, бесконечности) и проанализировать их. Сделать вывод.

    • План работы с определением.

  1. Прочитать определение и пересказать своими словами, о чем идет речь (казалось бы, зачем это делать - переводить с русского на русский, но вот что удивительно, когда я спрашиваю семиклассников, о чем идет речь в задаче, они пересказывают слово в слово условие задачи, и так же не могут своими словами пересказать, о чем идет речь в готовом определении, поэтому надо перевести определение с научного языка на язык учащегося и постараться не потерять при переводе его смысл).

  2. Выделить ключевые слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, аргументировать выделение.

  3. Удалить по очереди ключевые слова из определения, проследить, как будет меняться смысл определения.

  4. Попытаться дополнить определение, проанализировать успешность попытки.

  5. Сформулировать обратное утверждение и проанализировать, будет ли оно иметь физический смысл и будет ли оно справедливо.

  6. Определить границы применимости определения.

  • Схема составления характеристики силы.

  1. Определить вид взаимодействия, к которому относится данная сила.

  2. Каковы условия возникновения силы?

  3. Куда сила приложена?

  4. Куда направлена сила?

  5. От чего зависит направление силы?

  6. От чего зависит величина силы?

  7. Общая формула для расчета силы.

  8. Постоянный коэффициент в формуле и его физический смыл.

    • Схема составления характеристики физической величины.

  1. Название и обозначение физической величины.

  2. Физический смысл величины (дать определение, что характеризует, что показывает).

  3. Векторная величина или скалярная? Если величина векторная, то куда направлена?

  4. Единицы измерения физической величины.

  5. Выражение единицы измерения физической величины через основные единицы измерения.

  6. От чего зависит численное значение величины, по какой формуле ее можно рассчитать?

  7. В какие физические формулы еще входит?

  8. Способ измерения величины.

  • Анализируем таблицу.

  1. Как называется таблица?

  2. Что представлено в таблице?

  3. В каких единицах измеряются табличные данные?

  4. Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете?

  5. Предложите свое объяснение выявленной закономерности.

  6. Есть ли исключения и с чем они связаны?

  7. Какое практическое значение имеют данные таблицы?

    • Анализируем формулу.

  1. Как называется формула?

  2. Какие физические величины связывает между собой?

  3. Каков вид математической зависимости?

  4. Каков физический смысл представленной закономерности?

  5. Есть ли в формуле постоянные коэффициенты?

  6. Каков физический смысл постоянных коэффициентов?

  7. Какие производные формулы можно еще получить?

  8. Имеют ли физический смысл полученные формулы, если имеют, то какой?

  9. Определить границы применения формулы.

  • Анализируем график.

    1. Какая физическая зависимость представлена на графике?

    2. Какие физические величины отложены по осям координат и в чем они измеряются?

    3. Что представляет собой график зависимости?

    4. Особые точки графика и их физический смысл.

    5. Какую информацию дает график?

    6. Какие задачи позволяет решать график?

  • План наблюдения и описания физического опыта.

  1. Определить какое физическое явление, процесс иллюстрирует опыт.

  2. Назвать основные элементы установки.

  3. Сделать пояснительные рисунки.

  4. Коротко описать ход эксперимента и его результаты.

  5. Предположить, что можно изменить в установке и как это повлияет на результаты опыта.

  6. Сделать выводы.




14

© 2010-2022