- Преподавателю
- Физика
- Урок-игра на тему Законы Ньютона
Урок-игра на тему Законы Ньютона
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Форысь Ю.Ю. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
УРОК-ИГРА
ЗАКОНЫ НЬЮТОНА
Выполнил:
Форысь Юрий Юрьевич
учитель физики
МБОУ "СОШ №14"
г. Симферополь
Тема урока: Законы Ньютона
Цели урока:
В интересной игровой форме
-
обобщить знания, полученные по теме;
-
научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
-
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
-
расширить кругозор учащихся;
-
развивать коммуникативные способности.
Задачи:
-
проверить знания учеников в игровой форме
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок - игра
Оформление: плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.
Ход урока
-
Орг. Момент (2-4мин)
-
Вступительное слово учителя (3-5мин)
-
Конкурсы игра (25мин)
-
Подведение итогов (10мин)
Эпиграфы:
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной».
Исаак Ньютон (1643- 1727 гг)
-
Орг. Момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
-
Вступительное слово учителя.
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнесясь к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
3.Конкурсы и игра
Конкурс «Доверяй, но проверяй!».
Капитаны выбирают по два лучших экспериментатора команды, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они будут должны представить классу сам опыт, анализ его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику - балл в личную «копилку».
1. Проведите опыт: положите на стакан почтовую открытку, а на открытку - монету. Ударьте по открытке резко щелчком.
Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан? Почему монета не падает, если медленно тянуть открытку к себе?
2. С помощью динамометра определите разрывное усилие для швейных
ниток №40.
Возможен ли обрыв нити при подъеме гирьки массой 200 г вертикально вверх? При каких условиях? С каким ускорением можно поднимать гирьку?
3. Сравните инертность двух цилиндров (железного и алюминиевого). Оборудование: нить длиной 500 мм с петлями на концах, штатив.
Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от положения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия.
Какой из цилиндров обладает большей инертностью: железный или алюминиевый?
Конкурс «Колесо истории»
-
Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642 г. по старому стилю, 4 января 1643 г. по новому стилю).
-
В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661 г.? (кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж.)
-
Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет)
-
Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше, «пенсионеров» и обязанные за это прислуживать членам колледжа, и, наконец, беднейшие «субсайзеры», освобожденные от платы, но зато обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон? (Ньютон был принят в Тринити-колледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скромного имущественного положения своей семьи.
-
В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа-рефлектора, открыл явление дисперсии.)
-
От единичного факта - падения яблока - Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667 г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.
7. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? (В 1705 г. королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы.)
8. Где похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий.)
ФИЗМИНУТКА
Конкурс «Головоломки»
В этом конкурсе участвуют присутствующие родители от каждой команды, которые получают задание и приступают к их выполнению. Через несколько минут они должны будут предоставить решение головоломок. Правильный ответ приносит балл в команду.
Головоломка для первой команды
ИН
ПО
Подсказка: Прочитайте изречение И. Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное одинаковое количество кружков.
ЗН
ЕС
ЯЮ
ГИ
ТЕ
ОЧ
(Ответ: «Гипотез не сочиняю»)
Головоломка для второй команды
Подсказка: вырежьте отмеченные клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза, прочитаете слова Рене Декарта. (Ответ: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир».)
-
д
о
и
с
а
т
*
а
ж
т
й
е
е
т
р
р
н
е
и
о
и
м
ю
ю
е
н
м
и
и
е
р
*
и
я
д
м
в
п
Конкурс Блиц - турнир
Каждой команде дается по пять вопросов, на обсуждение каждого вопроса дается 10 секунд. По истечении времени - читаете вопрос, быстро и правильно на него отвечаете - получаете балл. Команды отвечают по очереди
Вопросы для первой команды
-
Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
Равномерно, прямолинейно или находится в покое, т.е. сохраняет свою скорость неизменной.
-
Какие системы отсчета называются неинерциальными?
Системы, в которых не выполняется 1 закон Ньютона, или в которых не выполняется закон инерции
-
Как читается первый закон Ньютона?
Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела
-
Инерциальна ли система отсчета, движущаяся с ускорением относительно какой - либо инерциальной системы?
Нет. Системы, движущиеся относительно инерциальных с ускорением, являются неинерциальными.
-
Что является причиной ускоренного движения тел?
Действие на них каких - либо сил
Вопросы для второй команды
-
Как читается второй закон Ньютона?
Ускорение прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
-
Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?
Нет, не меняется.
-
Какие системы отсчета называются инерциальными?
Системы, в которых выполняется 1 закон Ньютона, или в которых выполняется закон инерции
-
Как читается третий закон Ньютона?
Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
-
Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения.
1 Ньютон равен 1кг умноженный на 1 м/ с²
Конкурс «Кто кого!».
В этом конкурсе участвуют все учащиеся класса, работая в своих рабочих тетрадях. Командам предлагаются для решения однотипные задачи. Первый выполнивший задание поднимает руку и вслух называет ответ.
Если ответ верен, он быстро фиксирует решение на доске. Победителю присуждается балл, который идет в личный и командный зачеты.
1. Построить вектор равнодействующей сил и найти ее модуль
-
К телу приложены две силы: F1= 0.5 H и F2= 2 Н. Показать направление ускорения. Найти модуль ускарения.
К телу приложены две силы: F1= 4 H и F2= 1 H. При этом тело движется с ускорением a = 2 м/с. Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.
К телу приложены две силы: F1= 3 H и F2= 1 H. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.
Игра «Интересные вопросы»
1. Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно про-
тиводействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по
модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет»
лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. По
чему и телега, и лошадь движутся вперед?
О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно пере-мещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
2. Яблоко падает на землю отгого, что его притягивает земной шар; но
точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. От-
чего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать:
«Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но ско-рость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаим-ного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земнаму шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное числораз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически егоможно считать равным нулю.
3. Истерия о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз
взялись», известна всем. Но если рассматривать эту баеню с точки зрения
механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напоминаем: ...Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.
Ответ: Басняутверждает, что «воз инынетам», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сип равна нулю.
Лебедь, рвущийся в обяака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против аты тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
4.Подведение итогов.
Награждение победителей. (Призы - яблоки)
Выставление и комментирование оценок
5. Заключительное слово учителя:
- Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе, Ньютон рсшил, что самая страшная месть дяя обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легхостью затмил своего соперңика.
Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплес-невелую бутылку. С того счастливого дяя мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного англнйского школьника в великого ученого.
(Учащиеся делают вывод о том, что каждый человек может стать «Ньютоном», необходимо только стремиться к этому).
Литература:
1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974.
2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
3. Ельнин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. - М.:Школа - Пресс, 2001.
4. Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: «Академия развития»; «Академия и К», 1999.
5.Савенко П.Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. - М.: Просвещение , 1992. - 175 с.:ил.