• Преподавателю
  • Физика
  • Конструкт урока по физике по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»

Конструкт урока по физике по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»

В данной разработке представлен конструкт урока по физике на тему «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении», составленный по новым требованиям к уроку в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта. В конструкте подробно прописаны деятельность учителя и ученика во время урока, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока, какие результаты могут быть достигнуты на каждом этапе урока, приве...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Баландина Наталья Николаевна,

Учитель физики МБОУ СОШ № 52 (г.Екатеринбург)


Конструкт урока по физике

«Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении».


Учебник: «Физика - 8», автор Перышкин А.В.

Тема: «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Класс: 8 класс

По счету урок в теме: 9

Цель урока:

  • развивающая: умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях, активизировать мышление школьников;

  • обучающая: повторить основную формулу расчёта количества теплоты; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы «Количество теплоты»

  • коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися (работа в группах) и учителем;

  • воспитательная: развитие познавательного интереса к физике.

Планируемые результаты:

Личностные - развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные - самостоятельно определять цель своей работы; оценивать верность гипотез с точки зрения полученной информации в ходе исследования; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Предметные - исследуют явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды, применяют формулу для расчета количества теплоты, составляют уравнение теплового баланса.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Раздаточный материал: физические приборы для работы в группах (калориметр, мензурка, стакан, термометр) и индивидуальные листы (Приложение 2).

Риски эффективности урока: разный уровень подготовки обучающихся по теме, разный уровень коммуникативности, разный уровень мотивации, нехватка времени, не эффективно работают в группе.

Способы их избегания: индивидуальный подход, строгая регламентация.

Технологии: проблемный диалог (подводящий и побуждающий диалог), исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Конструкт урока

Структура деятельности

(этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

(результат) деятельности

УУД

Организационный этап

Приветствует и проверяет готовность детей к уроку.

Самостоятельно организуют своё рабочее место.



Мотивационный этап

Вступление: слова учителя.

Я хотела бы начать сегодняшний урок словами Б.Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всем время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Совершать открытья».

А были ли открытия в вашей жизни? Что значат слова:

«Я сделал открытие»?

На этом уроке мы также попытаемся совершить небольшие, но зато самостоятельные открытия. Поэтому эпиграфом нашего урока, мы выбираем цитату: «Во всем дойти до самой сути».

Участвуют в диалоге.

Настрой учащихся на дальнейшую работу.

П:

Р:

К:

Л: Мотивация учения,

Актуализация знаний

Мы начинаем урок с рассмотрения репродукций замечательных картин Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем» и К.Е. Маковского «За чаем» (Приложение 1)

На картине женщины наслаждаются горячим чаем, слегла остужая его.

В наше время не каждый человек позволит себе такую «роскошь», так как все мы спешим, особенно по утрам, и, чтобы остудить горячий чай, выбираем способ (задать вопрос учащимся «Как вы остужаете чай?»):

- переливание из чашки в чашку,

- быстро перемешивая чайной ложкой,

- наливаем в нее холодное молоко, сливки.

Как вы думаете, почему чай быстрее остывает, если в чашку добавить холодное молоко?

- что можно сказать о температуре, которая устанавливается после смешивания? (выслушиваем ответы учащихся).

В разных жизненных ситуациях возникает необходимость изменения температуры жидкости путем смешивания ее жидкостью другой температуры (горячая вода отдает тепло, холодная принимает)

Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься, какова цель нашей деятельности? Цель сегодняшнего урока - научиться рассчитывать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды различной температуры.

Вопрос учащимся: Если чай смешивать с молоком, то какое вещество отдает тепло, а какое принимает?

Можно ли рассчитать количество теплоты, отданное чаем? А количество теплоты, полученное молоком? Какой формулой можно воспользоваться в обоих случаях?

Q=cm(t2-t1)

- каково соотношение между количеством теплоты Q1 и между количеством теплоты Q2? (прослушиваем ответ учащихся и путем рассуждения мы приходим к выводу: что при минимальных потерях теплоты при теплопередаче Q1= Q2 ).

Записывают тему урока.

Участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, пытаются самостоятельно сформулировать цель урока, фиксируют в тетради формулы

Записанная на доске и в тетради тема урока и необходимая для расчетов формула.

П: Формулирование проблемы и выдвижение гипотез

Р: Целеполагание; прогнозирование

К: Умение с достаточной точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Л: Мотивация учения; смыслообразование

Основной материал. Выполнение эксперимента

Но М.В.Ломоносов говорил: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением»

- Давайте обратимся к опыту:

Заменим чай с молоком на горячую и холодную воду и проверим наше предположение (гипотеза).

Нам теперь необходим план действий (в результате обсуждения получаем такую последовательность операций в действиях, запись ведем на доске)

  1. Налить порцию горячей воды определенного объема в калориметр.

  2. Отмерить объем холодной воды мензуркой, рассчитать ее массу.

  3. Измерить температуру холодной воды.

  4. Измерить температуру горячей воды в калориметре и влить в нее холодную воду.

  5. Перемешать воду в калориметре и измерить температуру смеси.

  6. Определить массу горячей воды по ее объему и плотности (по формуле)

  7. Провести расчеты количеств теплоты, отданное горячей водой, и полученной холодной.

Во время выполнения эксперимента учитель корректирует работу в группах, создает ситуацию общения, создает условия, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

Разрабатывают план выполнения эксперимента. Проделывают опыт по группам (парами). Определяют и сравнивают количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Анализируют полученные результаты. Оформляют результаты опыта.


Записанный на доске ход эксперимента.

Заполненная таблица в тетради

П: Анализ с целью выделения существенных признаков, установление причинно- следственных связей; знаково-символические; построение логической цепи рассуждений

Р: составление плана и последовательности действий, прогнозирование; коррекция

К: Умение с достаточной точностью выражать свои мысли

Л: Целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Проверка понимания

После выполнения опыта и определения результатов, подготовьте ответы на следующие вопросы:

Вопросы для самоконтроля

(работы в парах)

1) Сравните вычисленные значения Q1 иQ2

2) Можно ли полностью исключить теплообмен с окружающей средой?

3) Какой результат вы получили бы в идеальных условиях?

4) Достигнута ли вами поставленная цель (проверено ли предположение опытов)?

5) Можно ли утверждать, что все показания и расчеты были абсолютно точны?

6) Для чего предназначен калориметр? И почему между стаканами прибора, имеется воздушное пространство?

Групповая работа.

Представляют результаты своей работы, анализируют причины погрешности измерений, отвечают на вопросы

Ответы на вопросы

П: поиск и выделение информации; знаково-символические

Р: контроль; оценка

К: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Л: самоопределение

Закрепление материала

Выясним, что мы узнали сегодня. Я вам предлагаю игру «Согласен - не согласен). Вам нужно поразмыслить над следующими утверждениями, которые приведены у вас на бланках, и высказать свое мнение на каждое словом «согласен» или «не согласен»:

Содержание вопросов игры

  1. Тепло всегда передается от горячего тела к холодному.

  2. Количество теплоты измеряется в Джоулях.

  3. Количество теплоты, полученное холодной водой, может быть больше, чем отданное горячей водой.

  4. Чтобы рассчитать массу тела, необходимо его объем V, разделить на плотность.

  5. Если холодный чай налить горячее молоко, то оно станет еще холоднее.

  6. Между Q1 и Q2 существует определенная закономерность. Ученик получает поощрительные баллы в случае своего согласия с правильным утверждением или несогласия с неправильным, фиксируются ответы на обратной стороне бланка знаком «+» и «-»)

Заполняют бланк игры.

Проводят самооценку

Заполненный бланк

Оценка результата

П: Развитие умений по использованию знаний для решения конкретных задач.

Р: контроль; оценка

К: контроль, коррекция, оценка

Л:

Домашнее задание

  1. Сравнить ход лабораторной работы №1 стр.169 из учебника и выполненной на уроке, сделать анализ.

  2. Упр. 4 (2)

Записывают домашнее задание в дневник



Рефлексия

Учащимся предлагается высказать свое мнение:

- Мои впечатления, эмоции, переживания на уроке.

- На каком этапе урока я работал более успешно?

- Сработал ли на уроке смысл слов «Во всем дойти до самой сути»

- Достиг ли урок своей цели?

Определяют степень нужности урока для себя, оценивают эмоциональный фон урока, степень своего участия , определяют трудности урока.

Оценивают свое настроение на уроке.

Эмоциональное удовлетворение от работы, степень нужности урока.






Приложение 1

к конструкту урока

Заставка для этапа «Актуализация знаний»


Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем»

Конструкт урока по физике по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»

К.Е. Маковский «За чаем» Конструкт урока по физике по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»







Приложение 2

к конструкту урока

Индивидуальные листы для учеников

Фамилия, имя ___________________________________________________________________________________________

Класс __________________________________________________________________________________________________

1 этап: Эксперимент

Цель эксперимента ______________________________________________________________________________________

Результаты измерений :

Масса воды, кг

Горячая вода

Холодная вода

Первоначальная температура, 0С

Горячая вода

Холодная вода

Температура смеси, 0С

Количество теплоты, Дж

Горячая вода

Холодная вода

Формулы для расчетов ___________________________________________________________________________________

Вывод _________________________________________________________________________________________________

2этап: Вопросы для самоконтроля (работы в парах)

Вопросы

Ответы

Сравните вычисленные значения Q1 иQ2

Можно ли полностью исключить теплообмен с окружающей средой?

Какой результат вы получили бы в идеальных условиях?

Достигнута ли вами поставленная цель (проверено ли предположение опытов)?

Можно ли утверждать, что все показания и расчеты были абсолютно точны?

Для чего предназначен калориметр? И почему между стаканами прибора, имеется воздушное пространство?


3 этап: Игра «Согласен - не согласен»

Вопросы

Варианты ответов (нужный подчеркнуть)

Контроль

(+ / -)

Тепло всегда передается от горячего тела к холодному.

Согласен / не согласен

Количество теплоты измеряется в Джоулях.

Согласен / не согласен

Количество теплоты, полученное холодной водой, может быть больше, чем отданное горячей водой.

Согласен / не согласен

Чтобы рассчитать массу тела, необходимо его объем V, разделить на плотность.

Согласен / не согласен

Если холодный чай налить горячее молоко, то оно станет еще холоднее.

Согласен / не согласен

Между Q1 и Q2 существует определенная закономерность.

Согласен / не согласен

4 этап: Мое настроение на уроке

Начало урока

Середина урока

Конец урока

Плохое

Хорошее

Отличное


Спасибо за работу!

© 2010-2022