- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по теме Закон Ома
Конспект урока по теме Закон Ома
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калинина Н.Д. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока:
"Закон Ома для участка цепи"
10 класс
10.12.2014
Цели урока:
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
-
развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
-
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
Задачи урока.
-
Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
-
Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
-
Знать закон Ома для участка цепи;
-
Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же - сопротивление проводника;
-
Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
-
Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
-
Отрабатывать навыки проверки размерности;
-
Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Оборудование.
Демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока , ключ, соединительные провода, проектор , экран, магнитная доска, магниты, портрет Ома, таблицы с формулами.
І. Организационный момент.
Учитель: Изучая тему "электрические явления", вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические величины, но недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.
-
Сила тока, напряжение, сопротивление.
А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
-
Назвать величину;
-
Что характеризует данная величина?;
-
Как обозначается?;
-
В каких единицах измеряется?.
Учитель на магнитной доске прикрепляет слова, напряжение, сила тока, сопротивление.
-
Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U, измеряется [U]= 1В.
Учитель на магнитной доске прикрепляет таблицу U, [U] = 1 В.
-
Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I, измеряется [I] = 1 А.
Учитель прикрепляет на магнитной доске таблицу I, [I] = 1 А.
-
Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R, измеряется [R] = 1 Ом.
Учитель прикрепляет на магнитной доске таблицу R, [R] = 1 Ом.
Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения.
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.
ІІІ. Изучение нового материал.
Итак, тема урока: " Закон Ома для участка электрической цепи ".
( Запись учителем темы на доске и учениками в тетрадях).
Учитель: Как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка?
-
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.
Учитель: Какие приборы были вами использованы для установления этой закономерности?
-
Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ.
(Учитель обращает внимание учеников на таблицу с электрической цепью).
Учитель: Какие приборы изображены под цифрой 1 и 2 и почему вы так думаете?
-
Под цифрой 1 изображен вольтметр, т.к. он подключается параллельно тому участку, где измеряют напряжение.
-
Под цифрой 2 изображен амперметр, т.к. он подключается в цепи последовательно тому участку, где измеряют силу тока.
Учитель: Какой график вы получили, исходя из эксперимента, и как он называется?
-
Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт - амперная характеристика) проводника.
(Учитель прикрепляет на магнитную доску график ВАХ).
Учитель: Еще раз проверим это на опыте. Обратите внимание на демонстрационную установку. (Учитель быстро раскрывает назначение каждого элемента собранной демонстрационной установки, определяя цену деления электроизмерительных приборов).
Учитель: Источник тока - для создания и поддержания электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника. Ключ - (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока. Соединительные провода - доставляют электрическую энергию в электрическую цепь. (Учитель демонстрирует зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника). (Слайд)
Учитель: Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод.
Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?
-
С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.
(Запись на доске и в тетрадях. Если R = const, I~ U).
Учитель: А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Ученик: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается.
( СЛАЙД)
Учитель: Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника. Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом.
I=U/R
Учитель: Такая запись носит название:
"Закон Ома для участка цепи".
Закон Ома читается так: "сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению".
Учитель: Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
(Учитель обращает внимание на портрет Георга Ома).
Учитель: Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам.
Учитель: Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником. (СЛАЙД)
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.
Работа с учебником. стр. 38 №8.2
Итог урока
Учитель: А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли?
-
: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Учитель: В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
-
Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I = .
V. Домашнее задание.
Запишем домашнее задание:
VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
( Учитель подводит итог урока, оценивая работу учеников).