Урок на тему Кондесаторы, 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:«Конденсаторы» 8 класс


Пояснительная записка

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены "ключевые компетентности". Новое качество обучения требует разработки и отбора приемов и технологий, обеспечивающих деятельностный подход, формирование целостной системы самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, максимально инициирующих и стимулирующих активность.

Помочь оживить урок и сделать его более эффективным в плане развития ключевых компетентностей учащихся может технология развития критического мышления. Она предлагает строить урок по схеме: вызов - реализация смысла - рефлексия, используя набор приемов и стратегий. Особенно эффективна данная технология при работе учащихся с учебным текстом. На предметах устно-практического характера как физика, часто приходится работать с "сухими" информационными текстами, научными и публицистическими.

В своей педагогической деятельности, при преподавании физики, я использую данный метод как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся. Причем данная технология хорошо сочетается с другими технологиями, такими как: проектная, исследовательская, автоматизированного обучения учащихся, а также с технологией деятельностного подхода. Использование данной технологии на уроках физики позволяет формировать: - развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;

- личность, готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;

- личность, умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;

- личность, способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;

- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

На примере урок (изучение нового материала) по теме: «Конденсаторы» (Физика 8 кл., авторы учебника: Б Дуйсембаева, Г.Байжасарова, А. Медетбекова) я покажу как на практике организую урок, используя методы и приемы информационной компетентности, такие как: кластеры, синквейн и др. Так как на данном уроке изучаются такие основные понятия как: конденсатор, электроемкость конденсатора, то для изучения каждого понятия выделяю фазу вызова, фазу реализации смысла, фазу рефлексии.

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Инновационная технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом.

Тема урока: «Конденсаторы»

Цель: сформировать понятие электроемкость, доказать практическую значи­мость конденсатора.

Задачи урока:

Образовательные:

ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика; показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной ёмкости;

выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора.

Воспитательные:

продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;

Развивающие:

продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме; работать над формированием умений анализировать свойства на основе знаний; развивать познавательный интерес к физике и технике.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, конденсатор (2мкФ), плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, батарея конденсаторов.

Для учащихся: наборы радиоконденсаторов

Результаты обучения: Изучение новых понятий, научить работать в группе, умение выслушивать мнения, задавать вопросы по теме.
Ключевые идеи: Знать устройство конденсатора, работа в группе.
Время. Стратегии. Ресурсы. Содержание урока.

Форма урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся. Урок проводится в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора.

Технологии: презентация, интерактивное моделирование, использование карточек.

В структуре урока выделяю следующие этапы:

Организационный момент

Мотивация

Целеполагание

Изучение нового материала

Подведение итогов и рефлексия

Информация о домашнем задании

Содержание урока

I. Организационный момент

II. Мотивация (Слайд-2)

Орг.момент
Приветствие, делим на группы. Поприветствовать друг друга
Мотивация.

Вводная часть. ИКТ, работа в группе, Интернет ресурсы. Учебник физики 8 класс, справочник по физике, кластеры, сотовые телефоны. Презентации учащихся: «Конденсаторы».

Работа в группах. Результат.
Целеполагание .

Изучение нового материала.

Основная часть.

ЗХУ(вижу, экспериментирую, наблюдаю, результирую)

Работа с учебником. Выполнение кластеров.
Заключительная часть. Защита кластера.
Подведение итогов и рефлексия.

Рефлексия:
Я сегодня на уроке научился...
Мне понравились на уроке моменты..
Я чувствую себя...
Мне было сегодня на уроке...
Мое состояние я оцениваю, как...
Данная тема была для меня...
Урок был...

Информация о домашнем задании.

Подведение итогов урока, оценивание.

Домашнее задание. §34 упр.17
Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с профессией мастера по ремонту телерадиоаппаратуры? Как вы думаете, чем он занимается?

Ответ учащихся: Выявляет причины неисправности, осуществляет замену вышедших из строя деталей.

Учитель: Можете назвать эти детали?

Ответ учащихся: Конденсаторы…

Какие знания по физике нужны для работы телемастеру?

Ответ учащихся: Устройство, назначение, принцип действия, правила включения приборов.

III. Целеполагание

С одной из радиодеталей познакомимся сегодня подробнее. Это конденсатор. Он может накапливать большой электрический заряд а, следовательно, тесно связан с материалом, который мы изучаем. Итак, тема урока: Конденсаторы.

Учитель: Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Вызов

Задание№1 (Слайд-3)

Учитель предлагает детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…».

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1.

2.

3.

4

5.

6.

7.

8.

9.

10.



Вопросы:

  1. Верите ли Вы, что электрический заряд измеряется в Кулонах?

  2. …………что существует три вида электрического заряда?

  3. ………….что вокруг каждого электрического заряда всегда существует электрического поля и оно материально ?

  4. …………..что диэлектриками называются такие материалы в которых имеются свободные носители электрических зарядов?

  5. …….что физическая величина характеризующая свободность двух проводников накапливать электрический заряд называют электроёмкость?

  6. ………..что единица электроёмкости СИ - Фарад?

  7. …………что большой электроёмкостью обладают системы из двух проводников, называемые конденсаторами ?

  8. …………что под зарядами конденсатора понимают абсолютное значения заряда одно из обкладок?

  9. ………….что электроёмкость плоского конденсатора не зависит от свойства диэлектрика между обкладками?

  10. ………. что основное применение в кулинарии?

IV. Изучение нового материала

А сейчас совершим небольшой экскурс в историю.

Сообщения учащихся: «Открытие конденсатора» Игорь Рейс

Осмысление

Задание №2

Составьте кластер к слову "Конденсатор". При выполнении данной работы учащиеся делятся на 4 группы. Выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Данную работу они выполняют самостоятельно читают параграф 34 учебника "Конденсаторы " и работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Каждая группа вычерчивает кластер на листах А3 и проводит презентацию своего кластера.

Например:

Урок на тему Кондесаторы,8 класс

Общее обсуждение результатов . (Слайд-4)

Физминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Приложение 1

Раздаточный материал (различные конденсаторы) Конденсатор

Для большей электроемкости (накопления зарядов) применяются системы двух проводников разделенных диэлектриком. Такие системы называются конденсаторами. Величина накапливаемого заряда зависит от площади поверхности проводников и свойств диэлектрика разделяющего проводники. Если на одном проводнике появляется заряд +q, то на втором автоматически -q.

Демонстрация различных видов конденсаторов.

Виды конденсаторов:

  • Воздушный

  • Бумажный

  • Керамический

  • Слюдяной

  • Электролитический

Назначение конденсаторов:

  • Накапливать на короткое время заряд или энергию для быстрого изменения потенциала.

  • В радиотехнике: колебательный контур, выпрямитель

  • Фотовспышка

Электрическое поле конденсаторов сосредоточено внутри конденсаторов, Урок на тему Кондесаторы,8 класс величина заряда пропорциональна напряжению. Емкость конденсатора равна Урок на тему Кондесаторы,8 класс или Урок на тему Кондесаторы,8 класс. Но Урок на тему Кондесаторы,8 класс. Подставив в формулу (2) получим формулу емкости плоского конденсатора. Урок на тему Кондесаторы,8 класс.

Единицы емкости конденсаторов:

Электроемкость двух проводников равна единице, если при сообщении им зарядов +1 Кл и -1Кл между ними возникает разность потенциалов 1В. Эту единицу называют (Фарад) 1Ф=1Кл/В.

1 Фарад очень большая единица измерения. Такой емкостью обладает шар радиусом 9*109м. Для сравнения: радиус Земли приближенно равен 6,4*106м. Поэтому применяют более мелкие единицы измерения емкости: 1мкФ=1*10-6Ф, 1пФ=1*10-12Ф

Соединение конденсаторов

Урок на тему Кондесаторы,8 класс

Параллельное соединение: U1=U2=U q=q1+q2 q=CU Урок на тему Кондесаторы,8 класс Урок на тему Кондесаторы,8 класс

ПУрок на тему Кондесаторы,8 классоследовательное соединение: U=U1+U2 q1=q2=q Урок на тему Кондесаторы,8 классУрок на тему Кондесаторы,8 классУрок на тему Кондесаторы,8 класс

Обозначение

Описание

Урок на тему Кондесаторы,8 класс

Конденсатор постоянной ёмкости

Задание 3 (всем группам).Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.(записать данные в тетрадь)

Задание№ 4. Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку (на каждом столе - конденсаторы различных видов).

Учащиеся называют маркировку конденсатора, учитель её комментирует:

Первая группа: Металлобумажные конденсаторы.

Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.

(на каждом столе - конденсаторы различных видов).

Вторая группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.

Конденсатор электролитический, малогабаритный Г - герметизированный. Ц - цилиндрический. 1 обкладка - фольга, 2 обкладка - бумага, пропитанная раствором электролита; диэлектрик - плёнка оксидов, покрывающая 1-ю обкладку.

Конденсаторы электролитические бывают с твёрдым диэлектриком и с жидким (например: водный раствор борной кислоты с нашатырным спиртом). Имеют большие габариты, сложную конструкцию, электроемкость до 2000 мкФ.

Третья группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.

Керамические (стеклокерамические) высокого (до 3 кВ) и низкого (до 500 В) напряжения.

Четвертая группа: Воздушный конденсатор.

Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.

Следующий урок мы посветим решению задач по данной теме.

V. Закрепление изученного на уроке

Рефлексия

А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.

Учитель читает вопросы, дети отвечают.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Задание №5:Составьте «синквейн» к слову конденсатор:

Например: (Слайд-10)

Конденсатор

Плоский, бумажный…

Характеризирует, накапливает, применяют

Система проводников очень большой электроёмкостью

Итог урока.

Приложение 1.

Выходной контроль

Ответить на вопросы:

Выбрать правильный ответ

1

Емкость конденсатора зависит

А) от свойств диэлектрика, площади пластин, расстояния между ними.

Б) только от свойств диэлектрика

В) от сопротивления проводника

2

Единица измерения емкости в СИ

А) 1 микроФарад

Б) 1 пикоФарад или1микроФарад

В) 1 Фарад

3

При последовательном соединении конденсаторов емкость батареи …

А) увеличивается

Б) уменьшается

В) остается неизменной

4

При параллельном соединении конденсаторов емкость батареи …

А) увеличивается

Б) уменьшается

В) остается неизменной

5

Конденсаторы применяют для …

А) накопления электрического заряда и быстрого увеличения напряжения

Б) как источник напряжения для лампочек накаливания

В) вместо аккумуляторов

6

Электроемкость Земли

А) больше 1Ф

Б) меньше 1Ф

В) равна 1Ф

Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

А

В

Б

А

А

Б

Критерии оценивания:

6-5 баллов - «5»

4 балла - «4»

3 балла -«3»

1-2 балла - «2»

Приложение 2.Краткий конспект изученного на уроке материала.

Урок на тему Кондесаторы,8 класс

Урок на тему Кондесаторы,8 класс

Урок на тему Кондесаторы,8 класс

Вывод к уроку:

1.Емкость конденсатора зависит от свойств диэлектрика, площади пластин, расстояния между ними.

2. Единица измерения емкости в СИ - 1 Фарад

3. При последовательном соединении конденсаторов емкость батареи увеличивается

4. При параллельном соединении конденсаторов емкость батареи увеличивается

5. Конденсаторы применяют для накопления электрического заряда и быстрого увеличения напряжения

6. Электроемкость Земли меньше 1Ф

Домашнее задание:§34 Упр.17

(Слайд-11)Учитель демонстрирует план рассказа о приборе. По предложенному плану рассказать о конденсаторе на следующем уроке.

Рефлексия.

Урок закончен. Спасибо за работу!

Приложение 5 Деление по группам.

Приложение 3

Задание 3 (всем группам).Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.(записать данные в тетрадь)

Задание№ 4. Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку (на каждом столе - конденсаторы различных видов).

Первая группа: Металлобумажные конденсаторы.

Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку. Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.

Вторая группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.

Конденсатор электролитический, малогабаритный Г - герметизированный. Ц - цилиндрический. 1 обкладка - фольга, 2 обкладка - бумага, пропитанная раствором электролита; диэлектрик - плёнка оксидов, покрывающая 1-ю обкладку.

Конденсаторы электролитические бывают с твёрдым диэлектриком и с жидким (например: водный раствор борной кислоты с нашатырным спиртом). Имеют большие габариты, сложную конструкцию, электроемкость до 2000 мкФ.

Третья группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.

Керамические (стеклокерамические) высокого (до3 кВ) и низкого (до 500 В) напряжения.

Четвертая группа: Воздушный конденсатор.

Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку. Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.

Приложение 4

  • Первая группа. Какова электроёмкость конденсатора, если при напряжении на его обкладках 300В заряд равен 1,5 *10-5Кл? (Ответ: С= 5*10-8 Ф)

  • Вторая группа. Какой величины заряд сосредоточен на каждой из обкладок конденсатора емкостью 10 мкФ, заряженного до напряжения 100 В? (Ответ:1,5 *10-5Кл)

  • Третья группа. До какого напряжения нужно зарядить конденсатор емкостью 3 *10-6 Ф, чтобы ему передать заряд 4,5 *10-4Кл?(Ответ:150 В)

  • Четвертая группа. Проводнику сообщили заряд 1 *10-9 Кл, зарядив до потенциала 100 В. Определите электроемкость проводника. (Ответ: С= 1*10-11 Ф)





Самоанализ урока


Преподавание физики в 8 классе веду по учебнику Б.М.Дуйсембаев, Г.З.Байжасарова , А.А.Медетбекова

  • В 8 классе 100% успеваемость. Ребята активны, любят решать задачи, особенно качественные. Самостоятельно подготовят сообщение по физике на заданную тематику, оформят в виде презентации.

  • Данный урок был проведен после изучения темы «Потенциал и разность потенциалов электрического поля». Изучение электростатики завершается знакомством учащихся с элементами теории конденсатора, с его устройством, применением. При изучении этого прибора учащиеся встречаются со всеми важнейшими понятиями электростатики. Поэтому само изучение конденсаторов дает возможность повторить все содержание главы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной

работы учащихся.

  • Этот тип урока был выбран для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, самостоятельность при составлении кластера и при решении задач на закрепление нового материала.

  • Считаю, что мне удалось реализовать цели урока, которые я поставила. Подбор материала осуществлялся мной с учетом уровня подготовленности класса. На уроке глубоко изучена данная тема.

  • Учащиеся к уроку подготовились добросовестно. Подготовили слайд - презентации.

  • Все этапы урока взаимосвязаны.

  • Урок соответствует требованиям программы.

  • Выбранная система вопросов и задач предусматривает постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.

  • На уроке учащиеся выполняли следующие виды работ: формулировка определений понятий; сообщения, дополняющие изучаемый материал; выполнение кластера, позволяющего формировать умение выделять учащимися главного из многого; решение задач.

  • В ходе урока стремилась вовлечь 8 класс в в дискуссию, где они в конце урока смогли высказать свою точку зрения .

  • Время на уроке использовано рационально. Большая часть его была отведена работе по изучение нового материала.

  • Микроклимат на уроке хороший.

  • Осуществлялась связь: учитель-ученик, ученик-учитель.

  • Контакт учителя с учениками был установлен.

  • Работа во время урока шла без принуждения.

  • Время урока распределила точно, поэтому все, что было намечено, было выполнено.

  • Домашнее задание связано с данным уроком и позволит закрепить знания, полученные на этом уроке.



Урок на тему Кондесаторы,8 класс


Урок на тему Кондесаторы,8 класс




© 2010-2022