- Преподавателю
- Физика
- Урок на тему Кондесаторы, 8 класс
Урок на тему Кондесаторы, 8 класс
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыбулько Н.К. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока:«Конденсаторы» 8 класс
Пояснительная записка
Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены "ключевые компетентности". Новое качество обучения требует разработки и отбора приемов и технологий, обеспечивающих деятельностный подход, формирование целостной системы самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, максимально инициирующих и стимулирующих активность.
Помочь оживить урок и сделать его более эффективным в плане развития ключевых компетентностей учащихся может технология развития критического мышления. Она предлагает строить урок по схеме: вызов - реализация смысла - рефлексия, используя набор приемов и стратегий. Особенно эффективна данная технология при работе учащихся с учебным текстом. На предметах устно-практического характера как физика, часто приходится работать с "сухими" информационными текстами, научными и публицистическими.
В своей педагогической деятельности, при преподавании физики, я использую данный метод как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся. Причем данная технология хорошо сочетается с другими технологиями, такими как: проектная, исследовательская, автоматизированного обучения учащихся, а также с технологией деятельностного подхода. Использование данной технологии на уроках физики позволяет формировать: - развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;
- личность, готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;
- личность, умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;
- личность, способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;
- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.
На примере урок (изучение нового материала) по теме: «Конденсаторы» (Физика 8 кл., авторы учебника: Б Дуйсембаева, Г.Байжасарова, А. Медетбекова) я покажу как на практике организую урок, используя методы и приемы информационной компетентности, такие как: кластеры, синквейн и др. Так как на данном уроке изучаются такие основные понятия как: конденсатор, электроемкость конденсатора, то для изучения каждого понятия выделяю фазу вызова, фазу реализации смысла, фазу рефлексии.
Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Инновационная технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом.
Тема урока: «Конденсаторы»
Цель: сформировать понятие электроемкость, доказать практическую значимость конденсатора.
Задачи урока:
Образовательные:
ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика; показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной ёмкости;
выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора.
Воспитательные:
продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;
Развивающие:
продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме; работать над формированием умений анализировать свойства на основе знаний; развивать познавательный интерес к физике и технике.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, конденсатор (2мкФ), плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, батарея конденсаторов.
Для учащихся: наборы радиоконденсаторов
Результаты обучения: Изучение новых понятий, научить работать в группе, умение выслушивать мнения, задавать вопросы по теме.
Ключевые идеи: Знать устройство конденсатора, работа в группе.
Время. Стратегии. Ресурсы. Содержание урока.
Форма урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся. Урок проводится в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора.
Технологии: презентация, интерактивное моделирование, использование карточек.
В структуре урока выделяю следующие этапы:
Организационный момент
Мотивация
Целеполагание
Изучение нового материала
Подведение итогов и рефлексия
Информация о домашнем задании
Содержание урока
I. Организационный момент
II. Мотивация (Слайд-2)
Орг.момент
Приветствие, делим на группы. Поприветствовать друг друга
Мотивация.
Вводная часть. ИКТ, работа в группе, Интернет ресурсы. Учебник физики 8 класс, справочник по физике, кластеры, сотовые телефоны. Презентации учащихся: «Конденсаторы».
Работа в группах. Результат.
Целеполагание .
Изучение нового материала.
Основная часть.
ЗХУ(вижу, экспериментирую, наблюдаю, результирую)
Работа с учебником. Выполнение кластеров.
Заключительная часть. Защита кластера.
Подведение итогов и рефлексия.
Рефлексия:
Я сегодня на уроке научился...
Мне понравились на уроке моменты..
Я чувствую себя...
Мне было сегодня на уроке...
Мое состояние я оцениваю, как...
Данная тема была для меня...
Урок был...
Информация о домашнем задании.
Подведение итогов урока, оценивание.
Домашнее задание. §34 упр.17
Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с профессией мастера по ремонту телерадиоаппаратуры? Как вы думаете, чем он занимается?
Ответ учащихся: Выявляет причины неисправности, осуществляет замену вышедших из строя деталей.
Учитель: Можете назвать эти детали?
Ответ учащихся: Конденсаторы…
Какие знания по физике нужны для работы телемастеру?
Ответ учащихся: Устройство, назначение, принцип действия, правила включения приборов.
III. Целеполагание
С одной из радиодеталей познакомимся сегодня подробнее. Это конденсатор. Он может накапливать большой электрический заряд а, следовательно, тесно связан с материалом, который мы изучаем. Итак, тема урока: Конденсаторы.
Учитель: Какие цели мы поставим сегодня на уроке?
Вызов
Задание№1 (Слайд-3)
Учитель предлагает детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…».
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Вопросы:
-
Верите ли Вы, что электрический заряд измеряется в Кулонах?
-
…………что существует три вида электрического заряда?
-
………….что вокруг каждого электрического заряда всегда существует электрического поля и оно материально ?
-
…………..что диэлектриками называются такие материалы в которых имеются свободные носители электрических зарядов?
-
…….что физическая величина характеризующая свободность двух проводников накапливать электрический заряд называют электроёмкость?
-
………..что единица электроёмкости СИ - Фарад?
-
…………что большой электроёмкостью обладают системы из двух проводников, называемые конденсаторами ?
-
…………что под зарядами конденсатора понимают абсолютное значения заряда одно из обкладок?
-
………….что электроёмкость плоского конденсатора не зависит от свойства диэлектрика между обкладками?
-
………. что основное применение в кулинарии?
IV. Изучение нового материала
А сейчас совершим небольшой экскурс в историю.
Сообщения учащихся: «Открытие конденсатора» Игорь Рейс
Осмысление
Задание №2
Составьте кластер к слову "Конденсатор". При выполнении данной работы учащиеся делятся на 4 группы. Выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Данную работу они выполняют самостоятельно читают параграф 34 учебника "Конденсаторы " и работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Каждая группа вычерчивает кластер на листах А3 и проводит презентацию своего кластера.
Например:
Общее обсуждение результатов . (Слайд-4)
Физминутка
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
Приложение 1
Раздаточный материал (различные конденсаторы) Конденсатор
Для большей электроемкости (накопления зарядов) применяются системы двух проводников разделенных диэлектриком. Такие системы называются конденсаторами. Величина накапливаемого заряда зависит от площади поверхности проводников и свойств диэлектрика разделяющего проводники. Если на одном проводнике появляется заряд +q, то на втором автоматически -q.
Демонстрация различных видов конденсаторов.
Виды конденсаторов:
-
Воздушный
-
Бумажный
-
Керамический
-
Слюдяной
-
Электролитический
Назначение конденсаторов:
-
Накапливать на короткое время заряд или энергию для быстрого изменения потенциала.
-
В радиотехнике: колебательный контур, выпрямитель
-
Фотовспышка
Электрическое поле конденсаторов сосредоточено внутри конденсаторов, величина заряда пропорциональна напряжению. Емкость конденсатора равна или . Но . Подставив в формулу (2) получим формулу емкости плоского конденсатора. .
Единицы емкости конденсаторов:
Электроемкость двух проводников равна единице, если при сообщении им зарядов +1 Кл и -1Кл между ними возникает разность потенциалов 1В. Эту единицу называют (Фарад) 1Ф=1Кл/В.
1 Фарад очень большая единица измерения. Такой емкостью обладает шар радиусом 9*109м. Для сравнения: радиус Земли приближенно равен 6,4*106м. Поэтому применяют более мелкие единицы измерения емкости: 1мкФ=1*10-6Ф, 1пФ=1*10-12Ф
Соединение конденсаторов
Параллельное соединение: U1=U2=U q=q1+q2 q=CU
Последовательное соединение: U=U1+U2 q1=q2=q
-
Обозначение
Описание
Конденсатор постоянной ёмкости
Задание 3 (всем группам).Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.(записать данные в тетрадь)
Задание№ 4. Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку (на каждом столе - конденсаторы различных видов).
Учащиеся называют маркировку конденсатора, учитель её комментирует:
Первая группа: Металлобумажные конденсаторы.
Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.
(на каждом столе - конденсаторы различных видов).
Вторая группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.
Конденсатор электролитический, малогабаритный Г - герметизированный. Ц - цилиндрический. 1 обкладка - фольга, 2 обкладка - бумага, пропитанная раствором электролита; диэлектрик - плёнка оксидов, покрывающая 1-ю обкладку.
Конденсаторы электролитические бывают с твёрдым диэлектриком и с жидким (например: водный раствор борной кислоты с нашатырным спиртом). Имеют большие габариты, сложную конструкцию, электроемкость до 2000 мкФ.
Третья группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.
Керамические (стеклокерамические) высокого (до 3 кВ) и низкого (до 500 В) напряжения.
Четвертая группа: Воздушный конденсатор.
Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.
Следующий урок мы посветим решению задач по данной теме.
V. Закрепление изученного на уроке
Рефлексия
А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Задание №5:Составьте «синквейн» к слову конденсатор:
Например: (Слайд-10)
Конденсатор
Плоский, бумажный…
Характеризирует, накапливает, применяют
Система проводников очень большой электроёмкостью
Итог урока.
Приложение 1.
Выходной контроль
Ответить на вопросы:
Выбрать правильный ответ
1
Емкость конденсатора зависит
А) от свойств диэлектрика, площади пластин, расстояния между ними.
Б) только от свойств диэлектрика
В) от сопротивления проводника
2
Единица измерения емкости в СИ
А) 1 микроФарад
Б) 1 пикоФарад или1микроФарад
В) 1 Фарад
3
При последовательном соединении конденсаторов емкость батареи …
А) увеличивается
Б) уменьшается
В) остается неизменной
4
При параллельном соединении конденсаторов емкость батареи …
А) увеличивается
Б) уменьшается
В) остается неизменной
5
Конденсаторы применяют для …
А) накопления электрического заряда и быстрого увеличения напряжения
Б) как источник напряжения для лампочек накаливания
В) вместо аккумуляторов
6
Электроемкость Земли
А) больше 1Ф
Б) меньше 1Ф
В) равна 1Ф
Правильные ответы:
1
2
3
4
5
6
А
В
Б
А
А
Б
Критерии оценивания:
6-5 баллов - «5»
4 балла - «4»
3 балла -«3»
1-2 балла - «2»
Приложение 2.Краткий конспект изученного на уроке материала.
Вывод к уроку:
1.Емкость конденсатора зависит от свойств диэлектрика, площади пластин, расстояния между ними.
2. Единица измерения емкости в СИ - 1 Фарад
3. При последовательном соединении конденсаторов емкость батареи увеличивается
4. При параллельном соединении конденсаторов емкость батареи увеличивается
5. Конденсаторы применяют для накопления электрического заряда и быстрого увеличения напряжения
6. Электроемкость Земли меньше 1Ф
Домашнее задание:§34 Упр.17
(Слайд-11)Учитель демонстрирует план рассказа о приборе. По предложенному плану рассказать о конденсаторе на следующем уроке.
Рефлексия.
Урок закончен. Спасибо за работу!
Приложение 5 Деление по группам.
Приложение 3
Задание 3 (всем группам).Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.(записать данные в тетрадь)
Задание№ 4. Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку (на каждом столе - конденсаторы различных видов).
Первая группа: Металлобумажные конденсаторы.
Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку. Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.
Вторая группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.
Конденсатор электролитический, малогабаритный Г - герметизированный. Ц - цилиндрический. 1 обкладка - фольга, 2 обкладка - бумага, пропитанная раствором электролита; диэлектрик - плёнка оксидов, покрывающая 1-ю обкладку.
Конденсаторы электролитические бывают с твёрдым диэлектриком и с жидким (например: водный раствор борной кислоты с нашатырным спиртом). Имеют большие габариты, сложную конструкцию, электроемкость до 2000 мкФ.
Третья группа: Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку.
Керамические (стеклокерамические) высокого (до3 кВ) и низкого (до 500 В) напряжения.
Четвертая группа: Воздушный конденсатор.
Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку. Определить тип конденсатора, его емкость, напряжение на которое рассчитан конденсатор.
Приложение 4
-
Первая группа. Какова электроёмкость конденсатора, если при напряжении на его обкладках 300В заряд равен 1,5 *10-5Кл? (Ответ: С= 5*10-8 Ф)
-
Вторая группа. Какой величины заряд сосредоточен на каждой из обкладок конденсатора емкостью 10 мкФ, заряженного до напряжения 100 В? (Ответ:1,5 *10-5Кл)
-
Третья группа. До какого напряжения нужно зарядить конденсатор емкостью 3 *10-6 Ф, чтобы ему передать заряд 4,5 *10-4Кл?(Ответ:150 В)
-
Четвертая группа. Проводнику сообщили заряд 1 *10-9 Кл, зарядив до потенциала 100 В. Определите электроемкость проводника. (Ответ: С= 1*10-11 Ф)
Самоанализ урока
Преподавание физики в 8 классе веду по учебнику Б.М.Дуйсембаев, Г.З.Байжасарова , А.А.Медетбекова
-
В 8 классе 100% успеваемость. Ребята активны, любят решать задачи, особенно качественные. Самостоятельно подготовят сообщение по физике на заданную тематику, оформят в виде презентации.
-
Данный урок был проведен после изучения темы «Потенциал и разность потенциалов электрического поля». Изучение электростатики завершается знакомством учащихся с элементами теории конденсатора, с его устройством, применением. При изучении этого прибора учащиеся встречаются со всеми важнейшими понятиями электростатики. Поэтому само изучение конденсаторов дает возможность повторить все содержание главы.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной
работы учащихся.
-
Этот тип урока был выбран для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, самостоятельность при составлении кластера и при решении задач на закрепление нового материала.
-
Считаю, что мне удалось реализовать цели урока, которые я поставила. Подбор материала осуществлялся мной с учетом уровня подготовленности класса. На уроке глубоко изучена данная тема.
-
Учащиеся к уроку подготовились добросовестно. Подготовили слайд - презентации.
-
Все этапы урока взаимосвязаны.
-
Урок соответствует требованиям программы.
-
Выбранная система вопросов и задач предусматривает постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.
-
На уроке учащиеся выполняли следующие виды работ: формулировка определений понятий; сообщения, дополняющие изучаемый материал; выполнение кластера, позволяющего формировать умение выделять учащимися главного из многого; решение задач.
-
В ходе урока стремилась вовлечь 8 класс в в дискуссию, где они в конце урока смогли высказать свою точку зрения .
-
Время на уроке использовано рационально. Большая часть его была отведена работе по изучение нового материала.
-
Микроклимат на уроке хороший.
-
Осуществлялась связь: учитель-ученик, ученик-учитель.
-
Контакт учителя с учениками был установлен.
-
Работа во время урока шла без принуждения.
-
Время урока распределила точно, поэтому все, что было намечено, было выполнено.
-
Домашнее задание связано с данным уроком и позволит закрепить знания, полученные на этом уроке.