Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90»









Тетрадь

для фронтальных лабораторных работ

в 8 классе.

(по учебнику А.В. Пёрышкин)













Северск -2014

Содержание

Тема работы

1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

3

Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

4

Измерение относительной влажности воздуха.

5

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

6

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7

Регулирование силы тока реостатом.

8

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

9

Измерение работы и мощности электрического тока.

10

Сборка электромагнита и испытание его действия.

11

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

12

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.



Номер лабораторной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Оценка
















Подпись


















Дата ______ Лабораторная работа №1.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой (70оС - 80оС), стакан, термометр, линейка.

Указания к работе

1. Определите цену деления термометра: С = ___________________________

2. Налейте в стакан горячей воды.

3. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания, результаты измерений занесите в таблицу.

4. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени, при этом по оси ОХ отмечайте время t, а по оси ОУ - температуру T.

5.Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. Сделайте вывод о том, равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких температур. В области каких температур вода остывает быстрее?



Результаты

Время

t, мин

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Температура

T, ºС












График изменения температуры с течением времени




Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______ Лабораторная работа №2.



Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене; объяснить полученный результат, пользуясь законом сохранения энергии.

Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, сосуд с холодной водой, горячая вода.

Указания к работе

  1. Отмерьте мензуркой 100 мл холодной воды. Масса холодной воды m1 = 100 г.

  2. Определите цену деления термометра: С = ___________________________

  3. Измерьте термометром температуру холодной воды t1 = ________________

  4. Отмерьте мензуркой 100 мл горячей воды. Масса горячей воды m2 = 100 г.

  5. Перелейте во внутренний стакан калориметра горячую воду массой 100 г.

  6. Измерьте термометром температуру горячей воды t2 = _________________

  7. Перелейте в калориметр с горячей водой холодную воду. Осторожно помешивая воду, измерьте температуру полученной смеси t = __________________________

  8. Рассчитайте количество теплоты Q2, отданное горячей водой.

По формуле: Q2 = с m2 (t2 - t); Q2 = ____________________________________________

  1. Рассчитайте количество теплоты Q1, полученное холодной водой.

По формуле: Q1 = с m1 (t - t1); Q1= ____________________________________________

  1. Сравните количества теплоты Q1 и Q2. Сделайте соответствующий вывод.

Таблица

Масса холодной

воды

m1, кг

Начальная температура холодной воды

t1,ºС

Температура полученной смеси

t2,ºС

Количество теплоты, полученное холодной водой

Q1, Дж

Масса горячей

воды

m2, кг

Начальная температура горячей

воды

t2,ºС

Количество теплоты, отданное горячей водой

Q2, Дж




Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Дата ________ Лабораторная работа №3.



Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела

Цель работы: научиться определять теплоёмкость тела (цилиндра) при помощи теплообмена с водой.

Приборы и материалы: стакан с водой, калориметр, термометр, весы, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.

Указания к работе

1. Налейте в калориметр холодную воду массой 100 ~ 150г (m1).

2. Определите цену деления термометра: С = ___________________________

3.Измерьте температуру воды в калориметре t1 = _______________________

4.Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой (от 5 до 10 мин).

Измерьте её температуру t2 =____________________________

5.Затем опустите его в калориметр с водой.

6.Измерьте температуру воды в калориметре после опускания цилиндра (При установлении теплового равновесия) t =______________________

7.С помощью весов определите массу цилиндра m2 =_____________________

8.Рассчитайте количество теплоты Q1, которое получила вода при нагревании.

По формуле: (Q1 = c1m1(t-t1), где с1 - удельная теплоёмкость воды).

Q1 =________________________________________________________

9. Рассчитайте количество теплоты Q2, отданное металлическим цилиндром при охлаждении.

По формуле: (Q2 = c2m2(t2-t), где с2 - удельная теплоёмкость вещества цилиндра, значение которой надо определить).

Q2 = _________________________________________________________

10. Из равенства c1m1∆t1=c2m2∆t2 выразите с2 = _____________________________

Вычислите с2 = _____________________________

11. Сравните значение с2 с табличным.



Таблица

m1, кг

t1,°С

m2, кг

t2,°С

t,°С

с2 расч

с табл

Вещество, из которого изготовлен цилиндр






Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Дата ________ Лабораторная работа №4.

Измерение относительной влажности воздуха

Цель работы: измерить влажность воздуха в кабинете физики двумя способами и сравнить полученные результаты.

Приборы и материалы: термометр, кусочек марли, нить, психрометр.

Указания к работе

1. Определите цену деления термометра: С = ___________________________

2. Изготовить модель психрометра. Для этого оберните резервуар термометра со спиртом кусочком ткани и закрепите ее нитью.

3. Измерьте температуру воздуха в кабинете, t сухого= ______________________

4.Измерьте температуру воды в сосуде. Она должна иметь комнатную температуру.

5.Смочите ткань водой и некоторое время наблюдайте за изменением показаний увлажненного термометра. Запишите температуру увлажненного термометра tувл. в тот момент, когда температура перестанет изменяться.

tувл=______________________

6.Найдите разницу показаний сухого и влажного термометров ∆t= t сухого- t увл.

∆t= ______________________

7.Используя психрометрическую таблицу, определите влажность воздуха φ.

8.Сравните измеренное значение влажности с помощью модели психрометра с влажностью, измеренной психрометром или волосным гигрометром.

Таблица

температура воздуха в кабинете

t сухого, ºC

температура увлажненного термометра

t увл., ºC

разница показаний сухого и влажного термометров

∆t = t сухого- t увл

ºC

влажность воздуха

φ

модель

психрометра

психрометр или волосной гигрометр


Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Дата ________ Лабораторная работа №5.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках

Цель работы: научиться собирать простейшие электрические цепи по схеме; научиться измерять силу тока амперметром; убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова (с учетом погрешностей измерений)

Приборы и материалы: источник питания постоянного тока, лампочка на подставке, ключ замыкания тока, соединительные провода, амперметр для постоянного тока (ц.д. 0,05А; предел измерений 2А)

Указания к работе

1.Соберите цепь по рисунку. Начертите её схему.

Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.

2.Определить цену деления амперметра С= ______________________________________ Погрешность измерений ∆ а = _________________________________________________

3.Записать показания амперметра I1= ___________________________________________

4. Соберите цепь по рисунку. Начертите её схему.

5. Записать показания амперметра I2 = ___________________________________________

Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.

6. Сравните показания амперметра и сделайте вывод.


Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Дата ________ Лабораторная работа №6.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжением на концах каждой спирали.

Приборы и материалы: источник питания, спирали-резисторы (2 шт.), вольтметр, ключ, соединительные провода.

Указания к работе

1. Внимательно рассмотрите, что обозначено на панели вольтметра.

2. Определите предел измерений и цену делений.

ВГ = ____________, НГ = ______________, С = ____________________________________

3. Соберите электрическую цепь по схеме:

Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.

Запишите показания вольтметра: U1 = ____________________

4. Переключите вольтметр на второй резистор. Запишите показания вольтметра:

U2 =___________

5. Соберите электрическую цепь по схеме:

Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс.

Запишите показания вольтметра: U = ____________________

6. Вычислите сумму напряжений U1+U2 на обеих спиралях и сравните с напряжением U.

U = ____________________________________, U1+U2 U



Напряжение на первой спирали

U1, В

Напряжение на второй спирали

U2, В

Напряжение на участке цепи из двух спиралей

U, В

Сумма напряжений

U1+U2

Сравните:

U1+U2 и U


Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Дата ________ Лабораторная работа №7.

Регулирование силы тока реостатом

Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения (регулирования) силы тока в цепи.

Приборы и материалы: источник питания, низковольтная лампа на подставке, амперметр, ползунковый лабораторный реостат, ключ, соединительные провода.

Указания к работе

1. Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, амперметра, ключа.

Нарисуйте схему электрической цепи:











2. Поставьте ползунок реостата посередине. Замкните цепь и запишите показания амперметра.

I1 = _________________________________

3. Разомкните цепь и передвиньте ползунок реостата вправо. Замкните цепь и запишите показания амперметра.

I2 = _________________________________

4. Разомкните цепь и передвиньте ползунок реостата влево. Замкните цепь и запишите показания амперметра.

I3 = _________________________________

опыта

Положение движка реостата

Схема электрической цепи

Сила тока

I, А

1

посередине



2

слева



3

справа



5. Сделайте вывод, как меняется сила тока при увеличении сопротивления.

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Дата ________ Лабораторная работа №8.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

Цель работы: убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах; научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Приборы и материалы: источники постоянного тока, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Указания к работе

1.Начертите схему электрической цепи, соединив последовательно источник питания, спираль, амперметр, реостат, ключ.

2.Соберите электрическую цепь по схеме.

3. Измерьте силу тока: I1 = _______________

4. К концам исследуемого проводника присоедините вольтметр и измерьте напряжение: U1 = ________________________

5. С помощью реостата измените силу тока и напряжение при четырех положениях (крайнее левое, 1/3 от левого конца реостата, середина, крайнее правое) произвести измерения силы I тока в цепи и напряжения U на концах спирали. Значения записать в таблицу.

6. Используя закон Ома, вычислите сопротивление R проводника по данным каждого отдельного измерения.

Таблица

Положения ползунка реостата

Напряжение

U, B

Сила тока

I, A

Сопротивление проводника

R = U/I, Oм

крайнее левое

1/3 от левого конца реостата

середина

крайнее правое


7. Сделайте вывод о том, как зависит сила тока от приложенного напряжения и зависит ли сопротивление проводника от приложенного напряжения к проводнику и силы тока в нем.

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Дата ________ Лабораторная работа №9.

Измерение работы и мощности электрического тока

Цель работы: определить мощность прибора и совершённую им работу.

Приборы и материалы: источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, 2-3 лампочки разной мощности, ключ, часы (секундомер).

Указания к работе

1. Соберите цепь, соединив последовательно источник тока, амперметр, лампочку, ключ и, соединив параллельно лампочке, вольтметр.

2. Начертите схему цепи.

3. Снимите показания вольтметра и амперметра:

U = ________________, I =____________________

4. Рассчитайте мощность (P) и работу за 1минуту (A) по формулам:

P = I · U A = P · t

Р = ________________________________________

А = _______________________________________

Таблица

№ опыта

Сила тока

I, A

Напряжение

U, B

Время

t, c

Мощность

P, Вт

Работа

А, Дж


5. Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Лабораторная работа №10.

Сборка электромагнита и испытание его действия

Цель работы: научить собирать простейший электромагнит, понимать принцип его действия.

Приборы и материалы: источник тока, соединительные провода, катушка и сердечники к ней (железный), компас, металлические опилки или мелкие гвозди.

Указания к работе

1. Составьте электрическую цепь из источника тока, катушки и ключа, соединив всё последовательно.

2. Замкните цепь и с помощью компаса определите полюса у катушки:

справа _____________________________, слева ________________________________

3. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку будет едва заметно. Измерьте расстояние.

4. Вставьте железный сердечник в катушку. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Измерьте расстояние.

5. Повторите опыт с опилками или мелкими металлическими предметами.

Таблица

опыта

сердечник

Расстояние, м

влияние на компас

притяжение опилок

1

без сердечника

2

железный


Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Лабораторная работа №11.

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Цель работы: ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя; выяснить зависимость скорости вращения электродвигателя от напряжения

Приборы и материалы: модель электрического двигателя, источник тока, соединительные провода, ключ.

Указания к работе

1.Внимательно изучите модель электродвигателя. Изучите устройство подвижной и неподвижной частей, электроподводящую часть, коллектор, устройство щетки.

2.Соберите модель электродвигателя.

3.Подключите к нему источник тока и приведите электродвигатель во вращение.

4.Измените направление вращения подвижной части (якоря) электродвигателя, изменив направление тока в цепи.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Дата ________ Лабораторная работа №12.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света

Цель работы: убедиться в том, что угол отражения света всегда равен углу падения.

Приборы и материалы: лазерная указка, зеркало, английские булавки, транспортир.

Указания к работе

1.Установите зеркало на листе тетради.

2.Проведите на листе линию вдоль отражающей поверхности.

3.С помощью указки пустите тонкий луч на зеркало.

4. Вдоль линии падения луча, положите английскую булавку.

5. Найдите второй луч и положите английскую булавку.

6. Выключите указку и через булавки, аккуратно проведите падающий и отраженный лучи.

7.В точке падения луча на зеркало восстановите перпендикуляр к его поверхности.

8.Измерьте углы падения и отражения.

9. Повторите опыт пять раз, изменяя направление падающего луча.

Таблица

№ опыта

1

2

3

4

5

Угол отражения






Угол падения






Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Лабораторная работа №13.


Исследование зависимости угла преломления от угла падения света

Цель работы: экспериментально подтвердить то, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.

Приборы и материалы: стеклянная пластина с параллельными гранями, транспортир, линейка, лазерная указка, английские булавки.

Указания к работе

1. Обведите контур основания стеклянной пластинки карандашом. В дальнейшем при выполнении опыта следите за тем, чтобы пластинка не смещалась за пределы контура.

2.Направить световой пучок на пластинку. Поставить на падающий луч булавку. На вышедшем из пластинки пучке поставить тоже булавку.

3.Убрать пластинку, провести падающий и преломленный лучи, восстановить

перпендикуляры к поверхности пластинки в точках падения луча на пластинку и выхода из нее.

4.Измерить транспортиром углы падения αо и преломления βо

5. Изменяя угол падения луча, повторить опыт три раза

Таблица

№ опыта

αо

βо

sin α

sin β

sin α/sin β

1






2






3






Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Лабораторная работа №14.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Цель работы: экспериментально научиться получать изображения, даваемые линзой,

определять фокусные расстояния и оптическую силу линзы

Приборы и материалы: собирающаяся линза, экран, измерительная лента, источник света (свеча на подставке и спички; источник тока и лампочка)

Указания к работе

1.Используя удалённый источник света (Солнце, свечу, лампочку в классе), с помощью линзы получите на экране чёткое изображение.

2. Измерьте фокусное расстояние - F ( это расстояние от линзы до изображения).

F =_______________

3.Измерьте d - расстояние от предмета до линзы. d = ___________________

4. Вычислите оптическую силу D линзы (D = 1/F). D = ____________________

5. С помощью линзы получите изображения и опишите получившиеся изображения (прямое/перевёрнутое, действительное/мнимое, увеличенное/уменьшенное/равное предмету), когда предмет находится:

1) за двойным фокусом линзы; d = _____________, f = ________________

2) на двойном фокусном расстоянии; d = _____________, f = ________________

3) между фокусом и линзой; d = _____________, f = ________________

Для каждого случая измерьте расстояние от предмета до линзы и расстояние от линзы до изображения.

Таблица

Положение предмета относительно фокуса линзы

Расстояние от предмета до линзы

d, м

Расстояние от линзы до изображения

f, м

Фокусное расстояние F, м

Оптическая сила линзы, D, дптр

Вид изображения

произвольное


за двойным фокусом линзы


на двойном фокусном расстоянии


между фокусом и линзой




Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022