Открытый урок по теме: Фотоэффект

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме: Фотоэффект

2. Цель урока: дать понятие фотоэлектрического эффекта и разъяснить содержание его законов

  • развивать познавательные и творческие способности учащихся;

  • учить анализировать, делать выводы.

3. Задачи урока:

  1. на основе опытов и исследований выяснить:

  • зависимость между частотой падающего света и энергией вырванных электронов;

  • от чего зависит число вырванных электронов;

  • какова роль запирающего напряжения.

2) Научить решать типовые задачи с использованием формулы связи кинетической энергии электронов и энергии электрического поля.

4. Тип урока - изучение нового материала

5. Вид урока - урок исследование

6. Возраст учащихся - 11 класс (16-17 лет)

7. Программное обеспечение:

- программа создания презентаций Microsoft Power Point;

- текстовой редактор Microsoft Word;

- Физикон. Интерактивный курс физики для 7-11 классов -практикум-7-11 классы

-1С: Школа. Библиотека наглядных пособий - Физика, 7-11 классы


  1. Дидактический материал - карточки для работы групп


  1. Наглядные пособия - Электрометр, цинковая пластинка, палочки для электризации, источник ультрафиолетового излучения, компьютерная презентация, таблица «Опыт А. Г. Столетова», компьютер, мультимедиапроектор.


  1. Межпредметные связи - математика, история


  1. План урока


Этап урока

Приемы и методы


Время (мин)

1

Постановка проблемы, опыт Герца

Беседа, постановка опыта, видеофрагмент

7

2

Опыт Столетова по фотоэффекту

Рассказ по таблице

5

3

Исследование зависимостей между величинами, характеризующими фотоэффект

Компьютерное моделирование



10

4

Закрепление полученной информации

Работа в группах, беседа

10

5

Решение типовых задач

Индивидуальная работа

7

6

А.Г. Столетов

Выступление учащегося

3

7

Подведение итогов урока

3

Домашнее задание: § 88, составить блок- схему параграфа (индивидуальное задание - с презентацией)



  1. Ход урока


  1. Зарождение квантовой теории

В конце 19 века многие ученые считали, что развитие физики завершилось / Слайд 2/


Учитель


УЧЕНИКИ

К какому бессмысленному выводу привела теория Максвелла?

Слайд 3

Нагретое тело непрерывно теряет энергию и должно охладиться до абсолютного нуля, но этого не происходит

Какова гипотеза М. Планка

Атомы излучают энергию отдельными порциями - квантами

Слайд 4

Предположение Планка означало, что законы классической физики совершенно не применимы к явлениям микромира.

Поведение всех микрочастиц подчиняются квантовым законам.

Но впервые квантовые свойства были обнаружены при исследовании излучения и поглощения света.

Мы уже отмечали ранее двойственность в свойствах света

В чем она заключается?




Свет при распространении ведет себя как волна, а при излучении и поглощении как поток частиц

Волновые свойства проявляются, в каких явлениях?

Слайд 5

Квантовые свойства проявляются в объяснении Давления света и фотоэффекта

Дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация

В развитии представлений о природе света важный шаг был сделан Г.Герцем и тщательно исследован русским физиком А.Г.Столетовым - это явление получило название фотоэффекта Слайд 6 - определение

Повторим опыт, который проводил Герц -

демонстрация на столе с использованием электроскопа и источника УФ.

Как вы думаете, какова была цель опыта?


Кто объяснит поученный результат?

Какие частицы вылетают из пластины.

С заряженной «+» пластины электроны выбиваются и возвращаются назад, притягиваясь к «-», а от отрицательной отталкиваются и не возвращаются - уменьшают заряд пластины

Какой вывод сделал Герц?

затем слайд 7

При фотоэффекте вырываются электроны

Для того чтобы получить о фотоэффекте полное представление что, по- вашему, надо было выяснить, что бы вы пытались выяснить, будучи на месте ученого?

Сколько электронов вырывается в 1с;

Как далеко они летят, их скорость

Итак, (Слайд 8) необходимо было выяснить, от чего зависит число вырванных электронов? И какова их скорость (кинетическая энергия)

Столетов исследовал фотоэффект с помощью вакуумной трубки, в которую помещалось 2 электрода, один из которых освещался УФ светом. Опыт по таблице А.Г. Столетов

Проведем исследование с помощью анимации:

Отчего зависит число вырванных электронов и чем определяется скорость фотоэлектронов ( кинетическая энергия) Слайд 9

Комментарии учащихся, запись в тетради

Формулируем законы фотоэффекта: Слайд 10


Слайд 7, итак от чего зависит число и скорость электронов?

От интенсивности света и от частоты

Слайд 11 - таблицы

Ответьте на вопросы в таблице у вас на столах

Объясните полученные экспериментальные факты

Слайд 12

Работа в группах по 4 человека

Проверяем таблицу.

Отвечает 1 от группы

Открытый урок по теме: ФотоэффектВопросы: Слайд 14

  1. Какое напряжение называют задерживающим?

  2. Как оно связано с максимальной кинетической энергией выбитых светом электронов?

  3. Предположим, что интенсивность света, падающего на фотокатод, возросла в 2 раза. Как изменится:

* сила фототока? ……..

  • Задерживающее напряжение?

  • Максимальная скорость электронов?

4. Изобразите вольт - амперные характеристики фотоэффекта для 2-х значений светового потока (при прочих равных условиях) Слайд 9 повторить

Фронтальная беседа



I

Изображают в тетради

Задача

Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов равна 4,5 аДж. Найдите задерживающее напряжение.

Решают в тетради и на доске

Выступление о русском ученом А. Г. Столетове

Рассказ с презентацией учащегося. (Прилагается)

Итоги урока

Дома: § 88. Составить блок- схему параграфа (с презентацией по желанию индивидуально)

Используемая литература:


  1. Физика 11класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

  2. Физика Рабочая тетрадь 11 класс С.А. Тихомирова

  3. Методический справочник учителя физики

  4. Физики. Биографический справочник. Ю.А.Храмов

Приложения:

  1. Презентация урока

  2. Презентация выступления учащегося


© 2010-2022