- Преподавателю
- Физика
- Открытый урок по теме: Фотоэффект
Открытый урок по теме: Фотоэффект
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жансугурова Б.А. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
2. Цель урока: дать понятие фотоэлектрического эффекта и разъяснить содержание его законов
-
развивать познавательные и творческие способности учащихся;
-
учить анализировать, делать выводы.
3. Задачи урока:
-
на основе опытов и исследований выяснить:
-
зависимость между частотой падающего света и энергией вырванных электронов;
-
от чего зависит число вырванных электронов;
-
какова роль запирающего напряжения.
2) Научить решать типовые задачи с использованием формулы связи кинетической энергии электронов и энергии электрического поля.
4. Тип урока - изучение нового материала
5. Вид урока - урок исследование
6. Возраст учащихся - 11 класс (16-17 лет)
7. Программное обеспечение:
- программа создания презентаций Microsoft Power Point;
- текстовой редактор Microsoft Word;
- Физикон. Интерактивный курс физики для 7-11 классов -практикум-7-11 классы
-1С: Школа. Библиотека наглядных пособий - Физика, 7-11 классы
-
Дидактический материал - карточки для работы групп
-
Наглядные пособия - Электрометр, цинковая пластинка, палочки для электризации, источник ультрафиолетового излучения, компьютерная презентация, таблица «Опыт А. Г. Столетова», компьютер, мультимедиапроектор.
-
Межпредметные связи - математика, история
-
План урока
№
Этап урока
Приемы и методы
Время (мин)
1
Постановка проблемы, опыт Герца
Беседа, постановка опыта, видеофрагмент
7
2
Опыт Столетова по фотоэффекту
Рассказ по таблице
5
3
Исследование зависимостей между величинами, характеризующими фотоэффект
Компьютерное моделирование
10
4
Закрепление полученной информации
Работа в группах, беседа
10
5
Решение типовых задач
Индивидуальная работа
7
6
А.Г. Столетов
Выступление учащегося
3
7
Подведение итогов урока
3
Домашнее задание: § 88, составить блок- схему параграфа (индивидуальное задание - с презентацией)
-
Ход урока
-
Зарождение квантовой теории
В конце 19 века многие ученые считали, что развитие физики завершилось / Слайд 2/
Учитель
УЧЕНИКИ
К какому бессмысленному выводу привела теория Максвелла?
Слайд 3
Нагретое тело непрерывно теряет энергию и должно охладиться до абсолютного нуля, но этого не происходит
Какова гипотеза М. Планка
Атомы излучают энергию отдельными порциями - квантами
Слайд 4
Предположение Планка означало, что законы классической физики совершенно не применимы к явлениям микромира.
Поведение всех микрочастиц подчиняются квантовым законам.
Но впервые квантовые свойства были обнаружены при исследовании излучения и поглощения света.
Мы уже отмечали ранее двойственность в свойствах света
В чем она заключается?
Свет при распространении ведет себя как волна, а при излучении и поглощении как поток частиц
Волновые свойства проявляются, в каких явлениях?
Слайд 5
Квантовые свойства проявляются в объяснении Давления света и фотоэффекта
Дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация
В развитии представлений о природе света важный шаг был сделан Г.Герцем и тщательно исследован русским физиком А.Г.Столетовым - это явление получило название фотоэффекта Слайд 6 - определение
Повторим опыт, который проводил Герц -
демонстрация на столе с использованием электроскопа и источника УФ.
Как вы думаете, какова была цель опыта?
Кто объяснит поученный результат?
Какие частицы вылетают из пластины.
С заряженной «+» пластины электроны выбиваются и возвращаются назад, притягиваясь к «-», а от отрицательной отталкиваются и не возвращаются - уменьшают заряд пластины
Какой вывод сделал Герц?
затем слайд 7
При фотоэффекте вырываются электроны
Для того чтобы получить о фотоэффекте полное представление что, по- вашему, надо было выяснить, что бы вы пытались выяснить, будучи на месте ученого?
Сколько электронов вырывается в 1с;
Как далеко они летят, их скорость
Итак, (Слайд 8) необходимо было выяснить, от чего зависит число вырванных электронов? И какова их скорость (кинетическая энергия)
Столетов исследовал фотоэффект с помощью вакуумной трубки, в которую помещалось 2 электрода, один из которых освещался УФ светом. Опыт по таблице А.Г. Столетов
Проведем исследование с помощью анимации:
Отчего зависит число вырванных электронов и чем определяется скорость фотоэлектронов ( кинетическая энергия) Слайд 9
Комментарии учащихся, запись в тетради
Формулируем законы фотоэффекта: Слайд 10
Слайд 7, итак от чего зависит число и скорость электронов?
От интенсивности света и от частоты
Слайд 11 - таблицы
Ответьте на вопросы в таблице у вас на столах
Объясните полученные экспериментальные факты
Слайд 12
Работа в группах по 4 человека
Проверяем таблицу.
Отвечает 1 от группы
Вопросы: Слайд 14
-
Какое напряжение называют задерживающим?
-
Как оно связано с максимальной кинетической энергией выбитых светом электронов?
-
Предположим, что интенсивность света, падающего на фотокатод, возросла в 2 раза. Как изменится:
* сила фототока? ……..
-
Задерживающее напряжение?
-
Максимальная скорость электронов?
4. Изобразите вольт - амперные характеристики фотоэффекта для 2-х значений светового потока (при прочих равных условиях) Слайд 9 повторить
Фронтальная беседа
I
Изображают в тетради
Задача
Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов равна 4,5 аДж. Найдите задерживающее напряжение.
Решают в тетради и на доске
Выступление о русском ученом А. Г. Столетове
Рассказ с презентацией учащегося. (Прилагается)
Итоги урока
Дома: § 88. Составить блок- схему параграфа (с презентацией по желанию индивидуально)
Используемая литература:
-
Физика 11класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
-
Физика Рабочая тетрадь 11 класс С.А. Тихомирова
-
Методический справочник учителя физики
-
Физики. Биографический справочник. Ю.А.Храмов
Приложения:
-
Презентация урока
-
Презентация выступления учащегося