Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО»

1.Проект по теме «Модель телескопа-рефрактора», межпредметный. Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимых человеку в современном мире:

• коммуникативных умений;

• творчества и любознательности;

• умения работать с информацией и медиасредствами;

• межличностного взаимодействия и сотрудничества.

Характер контактов - среди участников одного класса.

Характер координации проекта - групповой.

Практико-ориентированный.

2. а) Тема проекта «Модель телескопа-рефрактора»

б) Цель проекта - научить обучающихся использовать знания не только в учебно-познавательном процессе, но и для создания моделей приборов. В ходе выполнения проекта обучающиеся используют межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, знакомятся с особенностями проектной деятельности. Обучающиеся рассматривают особенности отражения в плоском и сферическом зеркалах, преломление света и его применение, более подробно рассматривают оптические приборы. Проект создается на основе проведенных исследований, обзора литературы, использования медиа-ресурсов. Итоговым продуктом проекта является создание модели телескопа-рефрактора.

Задачи проекта:

1. Создать условия широкого проникновения в учебный процесс активных технологий.

Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.

2. Повысить качество знаний и мотивацию обучающихся через активные формы работы.

3. Формировать УУД, развивать творческие способности обучающихся, способствовать приобретению обучающимися опыта самостоятельного действия.

4. Создание модели формирования универсальных учебных действий и создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий: выбор УМК; ресурсное обеспечение проекта, учебно-методические ресурсы, использование современных технологий.

5. Разработка диагностических материалов и создание банка данных проектов, исследовательских, творческих работ.

в) Проект разработан в рамках программы по физике в 8 классе при изучении темы «Световые явления, их применение и свойства». В проекте рассматривается явление отражения, преломления света, явление полного внутреннего отражения, особенности отражения в плоском и сферическом зеркалах, некоторые оптические приборы и явления, телескоп астронома и создание самодельного телескопа. Оптические исследования относятся к наиболее тонким и точным. Изобретение телескопа открыло перед человеком богатейший мир явлений, происходящих в необъятной Вселенной.

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. Изготовление самодельного рефрактора доступно любому школьнику. Самодельный рефрактор позволит любителю наблюдать горы на Луне, пятна на Солнце, кольца Сатурна, диск Юпитера, четыре его спутника, некоторые звездные скопления. Для сложных наблюдений этот инструмент недостаточен. Телескоп дает увеличение в 12,5 раза.

г) физика;

д) 8 класс;

е) 3 недели.

3. После завершения проекта обучающиеся смогут достичь следующих результатов: предметных: умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; умения применять теоретические знания по физике на практике для объяснения физических основ и принципов действия бытовых приборов; строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.

метапредметных: а) познавательных УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка и формулировка проблемы; моделирование; универсальные логические действия.

б) регулятивных УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности;

умение действовать по плану; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

в) коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; инициативное сотрудничество в сборе информации и др.;

личностных: сформированность мотивации учебной деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию; познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями.

4. Результаты деятельности по данному проекту могут быть представлены через:

1) Сообщения. 2) Слайдовые презентации. 3) Продукт проектной деятельности - модель телескопа-рефрактора. 4) Краткая пояснительная записка с указанием: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников; г) описание особенностей конструкторского решения. 4) Краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта.

5. План по управлению проектом: на первом этапе (ценностно-ориентированный) - мотивация выбора объекта проектной деятельности, раскрытие цели и значимости проекта, организация обучающихся на реализацию проекта: предлагает учащимся совместно подобрать тему проекта, участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися, принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

На втором этапе (конструктивный) - проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности в группы, в составлении плана работы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

На третьем этапе (оценочно-рефлексивный) - стимулирование и корректировка деятельности обучающихся, организация деятельности по самооценке.

На четвертом (презентативный) - организует экспертизу, дискуссию по обсуждению проекта, организует самооценку обучающихся.

6. Пакет рефлексивно-оценочных материалов:

1.​ Лист планирования работы ученика

2.​ Дневник рефлексии

3.​ Журнал наблюдений

4.​ Бланк контроля учителя

5. Вопросы для самоконтроля ученика

(лист заполняется учащимися в конце работы над проектом)

6.Критерии самооценки вклада ученика в проектную деятельность

7.Критерии оценки презентации и защиты проекта

1. Лист планирования работы ученика

Основополагающий вопрос__________________________________________

Вопрос (проблема)__________________________________________________

Этапы

Цель:

Задачи:

Что знаю:

Что еще нужно найти:

Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации

Какую консультацию и у кого можно получить:

Распределение обязанностей и план работы:

1 ученик

2 ученик

Что делать

Что сделано

2. Дневник рефлексии

(заполняется учащимся в ходе работы над проектом)

- Я хочу знать больше о…

- Я хочу понять…

- Я планирую получить поддержку в …

- Я хорошо работаю в ситуациях, когда…

- Я должен научиться, как…

- Я могу помочь другим…

3. Журнал наблюдений

1) Мое мнение в начале мероприятия:

2) Ключевые понятия, которые мне необходимы для дальнейшей работы:

3) Установление взаимосвязей между тем, что я знал и что узнал:

4) Что осталось непонятным? Определить вопросы.

4. Бланк контроля учителя

Параметры

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Своевременность выполнения работы

Логичность изложения и подачи материала

Разнообразие источников информации

Умение делать выводы

Соответствие целей и результатов работы

Умение работать в команде

Умение осуществлять самостоятельную деятельность

5. Вопросы для самоконтроля

(лист заполняется учащимися в конце работы над проектом)

  1. Я (узнал, научился)__________________________

  2. Мне удалось понять __________________________

  3. Самым интересным в процессе работы было_____________________

  4. Труднее всего в процессе работы мне показалось _______________

  5. Хотелось бы или бы не хотелось в будущем участвовать в подобных проектах?

Почему?










6. Критерии оценивания.

Самооценка вклада ученика в работу группы

Примеры моих предложений по планированию совместной работы в группе:

1.

2.

3.

4.

Примеры моей практической работы в совместном исследовании:

1.

2.

3.

Мои идеи, которые помогли сделать наш проект успешным:

1.

2.

3.

4.

Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:

1.

2.

3.

4.

Причины моей успешности:

1.

2.

3.

Что нового, значимого для меня, я узнал в ходе работы над проектом:

1.

2.

3.

Почему это для меня важно?

1.

2.

3.

Что я хотел бы изменить в своих приёмах, способах при работе над следующим проектом?

1.

2.

3.

4.

7. Критерии оценки презентации учащихся

1 (Плохо)

2 (Слабо)

3 (Хорошо)

4 (Отлично)

1

2

3

4

5

Связь с учебной программой и учебным планом

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом

Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса

Постановка

проблемы

Названы причины, по которым приступили к работе над проектом

Указывается на то, что надо изменить в реальной ситуации

Самостоятельно сформулировано противоречие между идеальной и реальной ситуацией; - указывается на причины существования проблемы

Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа реальной ситуации; - указывается на возможные последствия существования проблемы; - называются субъекты, заинтересованные в решении проблемы

Содержание проекта

Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования учащихся. Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы

Материал проекта дается более или менее логично, но непонятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели расплывчаты

Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели изложены частично, поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы

Целеполага-ние

Демонстрируется понимание цели проекта выработанной совместно с учителем; - расставляются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить; описывается результат

Самостоятельно ставятся задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя; - характеризуется продукт своей деятельности в рамках проекта; - контролируется соблюдение последовательности действий

Самостоятельно ставится цель проекта на основании проблемы; - самостоятельно определяются шаги для решения задач на основе общего подхода, выработанного совместно с учителем; - определяется внешняя потребность в планируемом продукте; - оцениваются промежуточные результаты

Предлагается стратегия достижения цели; - анализируются необходимые ресурсы; - прогнозируются последствия появления продукта; - корректируется план на основании оценивания промежуточных результатов

Оригинальность

Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации

Проект разработан на основе оригинальных, авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников

Работа в группе

Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом

Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно

Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы

Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы

Организация применения проекта в школе

Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены

Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы

Описание учебного проекта отображает последовательность мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать

Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования

7. Организация занятий для каждого этапа проектного цикла

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

1 . Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно подобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем в темы проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую: «Законы отражения света», «Плоское и сферическое зеркало», «Оптические приборы», «Телескоп-рефрактор».

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1 .4. Подготовка материалов к исследователь ской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы



вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением с классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.

Докладывают о результатах своей работы в виде презентаций по темам «Законы отражения света», «Плоское и сферическое зеркало», «Оптические приборы», «Телескоп-рефрактор». Представляют модель телескопа-рефрактора.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия



Самооценка результатов выполнения задания итоговой аттестации

Оценка результата выполнения задания для итоговой аттестации (в баллах)

Обоснование выставленного балла

1

При разработке учебного проекта в полной мере учитывается структура проектной деятельности

1

Учебный проект имеет высокую степень значимости для обучающихся, его содержание не противоречит возрастным особенностям проектантов

1

Описание учебного проекта соответствует заявленным в задании требованиям в полном объеме

2

Описание организации занятий для каждого этапа проектного цикла прописаны подробно, однако количество занятий меньше 4

2

Дидактические и рефлексивно-оценочные материалы разработаны и могут быть использованы для повышения качества выполненного проекта

1

Разработан план работы учителя по управлению проектной деятельностью обучающихся с указанием содержания деятельности, сроков реализации, планируемых результатов





© 2010-2022