Рабочая программа курса по выбору «ЮНЫЙ ФИЗИК» для 5 класса на 2015-2016 год

Раздел Физика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа курса по выбору

«ЮНЫЙ ФИЗИК»

для 5 класса на 2015-2016 год







В неделю - 1 час

Всего - 35 часов



Учитель МАОУ«СОШ №38»:

Рыжкова Н.А.



г. Златоуст

Данный курс разработан для работы с учащимися, проявляющими интерес к физике.

Цели :

- развитие и углубление знаний по программному материалу;

- организация исследовательской и проектной деятельности;

- развитие олимпиадного мышления;

- практическое применение математики.

Задачи: сохранение и развитие познавательного интереса к математике; выявление и развитие индивидуальных математических способностей учащихся; коллективное творчество; воспитание культуры общения.

Данная программа соответствует современным образовательным требованиям, которые отражены в активных формах, методах и принципах построения занятий.

Принципы построения занятий:

- доступность;

- индивидуальность;

- преемственность;

- результативность.

Формы и методы проведения занятий:

- учебное исследование;

- игра;

- соревнование;

- конкурс.

Учтены возрастные особенности учащихся шестых классов и уровень их образования.

Актуальность программы состоит в том, что она поддерживает и расширяет содержание учебника, не повторяя его.

Отличительными особенностями данной образовательной программы являются: интересное и разнообразное математическое содержание за рамками ФГОС, нестандартные приёмы проведения занятий, активные формы и методы, индивидуальный подход к каждому ребёнку независимо от его математической подготовки и педагогическая поддержка обучающихся.

Программа реализуется в 6 классе в течение одного учебного года (35 часа). Занятия с группой обучающихся проводятся 1 раз в неделю, согласно расписанию.

Ожидаемые результаты:

- сохранение и развитие познавательного интереса к математике;

- создание условий для творческой самореализации ребёнка ( участие в предметных конкурсах, олимпиадах, индивидуальных творческих проектах);

- перенос эмоционального благополучия ребёнка с занятий кружка на учебную деятельность.

В программу включены:

• пояснительная записка, в которой определены значимость курса, цели, задачи, ожидаемый результат, формы и методы организации учебных занятий;

• учебно-тематический план;

• список основной и дополнительной литературы.

Программа может быть реализована во внеурочной деятельности в 5 классах. Программа имеет объем 35 часов учебной нагрузки (5 кл. - 1 ч в неделю).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Значение физики как учебного предмета заключается, прежде всего, в ее развивающем потенциале. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта (нового поколения) для основной школы целями обучения физике являются:

· развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

· понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

· формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Физика - основа естествознания. Объем знаний, необходимых для обеспечения высокого научного уровня, неизбежно растет. Количество знаний становится трудно воспринимаемым. Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем.

Программа курса по выбору «Юный физик» основана на примерной программы к учебнику «Физика. Химия. 5-6 классы», А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак. - Дрофа. - 2011 г. И составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа) и по введению ФГОС ООО.

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ естественнонаучного направления. В качестве контроля может использоваться система тестов на основе контрольных работ по курсу «Физика и химия» для 5-6 классов (книга для учителя А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак «Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы», Издательство «Просвещение», 2011г).

Цель курса:

Подготовить учащихся 5 класса к изучению курса физики основной школы (7-9 класса)

создать условия для развития разносторонних интересов и способностей уч-ся, активизации их познавательной деятельности

Задачи курса:

• ознакомление учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики , с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни,

научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязь с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы, установить причинно-следственные связи между ними;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• подготовка к систематическому изучению курсов физики в старших классах;

• ориентация в профессиональном плане на ранних стадиях обучения.

• Развитие логического, мышления при решении задач, упражнений и выполнении простейших опытов.

• Развивать способности к самостоятельному приобретению знаний.

Расширить межпредметные связи между физикой и другими науками.

• Познакомить учащихсяся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, экспериментальное исследование.

• Увидеть физические явления в простых бытовых ситуациях, что позволяет уч-ся разобраться в сложных законах физики.

• Показать глубину и оригинальность мышления ученых прошлого, показать историческую значимость их работ.

• Привить интерес к предмету, к добыванию знаний.

Учащиеся должны знать и уметь:

- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка,

мензурка, термометр);

- иметь представление о строении вещества;

- понимать сходство и различие разных состояний веществ;

- знать физические явления и их признаки;

- уметь определять размер физического тела;

- описывать св-ва тел по размеру, форме, веществу;

- уметь измерять температуру воздуха и воды;

- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;

- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:

- избирательность,

- самореализация при достижении целей,

- творческое преобразование,

- ответственность за собственное решение.

И как основной результат - это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.

Средствами реализации программы курса является:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;

- стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;

- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления измерительного прибора;

- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

− использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

− формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

− овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

− приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

− владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

− владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

Содержание программы

Содержание учебного предмета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.

тема

Количество часов

По теме

теория

Лаб. работы

1. Введение

6

4

2

2. Тела и вещества

16

10

6

3. Взаимодействие тел. Силы в природе.

7

5

2

4. Давление (4 ч+2л/р)

6

4

2

ИТОГО:

35

23

12





Введение (4 ч+2ч л/р)

1/1.Природа. Человек-часть природы. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики.

Основной материал : Природа живая и неживая. Явления природы. Человек - часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Физика - наука о природе.

Демонстрации: лесной пейзаж, река, дерево, транспорт, предметы в классе.

Д.З. Заполнить таблицу.

Природа живая

Природа неживая

Явления природы

Человек преобразует природу


2/2.Тела и вещества. Что изучает физика.

Основной материал : Тела и вещества. Многообразие явлений природы.

Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые.

Демонстрации: Заполнить таблицу.(читать примеры)

Вещество

Физические тела

Физические явления

Д.З. Заполнить таблицу. Что изучает физика.

Механические явления

Тепловые явления

Световые явления

Электромагнитные явления


3/3.Научные методы изучения природы.

Основной материал : Описание явлений природы в литературе. Наблюдение, опыт, теория.

4/4.Измерения. Измерительные приборы.

Основной материал : Роль измерений в научных иследованиях ив практике.Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления и ее нахождение, предел измерений, правила пользования).

Демонстрации: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка, секундомер, динамометр

Д.З. Нарисовать шкалу любого прибора, указать ее цену деления, предел измерение

5/5. Лабораторная работа «Определение размеров и объема физического тела.»

Оборудование: линейка, мерный цилиндр, груз.

Д.З. измерение размеров учебника, комнаты и нахождение их объема

6/6. Лабораторная работа «Измерение объемов с помощью мензурки.»

Оборудование: мерный цилиндр и тело

Регулятивные УУД:

Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы., подтверждая их фактами. Различать способы познания природы , оперировать пространственно-временными масштабами мира .

Определять цену деления измерительных приборов

Тела и вещества (10 ч+6ч. л/р)

7/1.Характеристики тел и веществ

Основной материал : Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

Демонстрации: тела различные и одинаковые по форме, объему

Д.З. Привести примеры тел, имеющих одинаковые характеристики

8/2.Лабораторная работа «Сравнение характеристик различных тел.»

9/3.Состояние вещества.

Основной материал : Состояние вещества: твердое, жидкое и газообразное. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и не сохранение объема жидкостями, не сохранение объема и формы газами. Признаки физических явлений при переходе вещества из одного состояния в другое.

Демонстрации: различные твердые тела. Заполнить таблицу

Вещество

состояние

Сохраняет ли объем

Сохраняет ли форму


10/4.Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества.»

11/5.Масса тела. Основной материал : Масса тела. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы и правила работы с ними.

12/6.Лабораторная работа «Измерение массы на рычажных весах.»

13/ 7.Температура. Термометры.

Основной материал : Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Особенности конструкций медицинских термометров.

Демонстрации: Воспламенение головки спички при ее нагревании. Увеличение объема жидкости при ее нагревании.

Д.З. Измерение температуры членов семьи

14/8.Лабораторная работа Измерение температуры воды и воздуха.

Оборудование: термометр, стаканы с горячей и холодной водой.

15/9.Строение вещества.

Основной материал : Строение вещества (молекулы, атомы, ионы). Представление о размерах частиц вещества. Делимость вещества. Строение молекул из атомов.

Демонстрации: делимость мела,модели различных молекул и атомов.

16/10. Движение частиц вещества.

Основной материал : Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Примеры диффузии в природе, технике и быту.

17/11.Лабораторная работа

диффузия пахучего вещества(дезодорант, одеколон)

Диффузия медного купороса или марганца в воде

Диффузия молекул марганца в твердом веществе(картофель)

Проекция прибора: модель броуновского движения

18/12. Взаимодействие частиц вещества в разных состояниях.

Основной материал : Взаимодействие частиц вещества в разных состояниях . Склеивание и сварка. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

Демонстрации: прилипание стекла к поверхности воды, сжатие и растяжение упругих тел, модели кристаллических решеток, заполнение таблицы.

Состояние вещества

Расположение частиц

рисунок

Характер взаимодействия(сильное, слабое)

Основные свойства

твердое

жидкое

газообразное



Д.З. Принести -пластелин

19/13. Строение атома. Ионы, молекулы

Основной материал : Строение атома и молекул. Э. Резерфорд-создатель планетарной модели атома. Строение атома: протоны и нейтроны, электроны. Массы этих частиц Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра.

Демонстрации: таблица «Строение атома»

20/14.Плотность.

Основной материал Плотность как характеристика вещества. Связь между массой тела, его объемом и плотностью. Задачи на вычисление плотности по массе и объему.

Демонстрации: взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы. Но разного объема.

Д.З. Вычислить плотность пачки масла, сырка

21/15.Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

22/16.Лабораторная работа «Измерение плотности вещества»

Оборудование: груз массой 100г.,линейка, бруски

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Давать оценку своим личностным качествам.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. Опрос по теме «Тела и вещества»

Взаимодействие тел. Силы в природе. (5 ч+2 л/р)

23/1.К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Измерение сил.

Основной материал :изменение скорости и формы тела при действии на него других тел . Сила, как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, упругости, электрическая и магнитная, трения и давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления , точки приложения.

Демонстрации: тележка на которой укреплена сжатая пружина, не приходит в движение, если ей не отчего оттолкнуться. Движущаяся тележка ударив по тележке такой же массы, приводит ее в движение, а сама при этом останавливается. Пластилиновый шарик ,упав на поверхность стола, изменяет свою форму. Коогда к пружине подвешивают груз она растягивается.

Д.З Зарисовать или записать в тетради примеры взаимодействия тел и указать действующие силы.

24/2.Всемирное тяготение. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Основной материал: Опыты по взаимодействию тел с указанием сил действия и противодействия. Проявление этого закона. Падение тел на Землю,движение планет и спутников, приливы и отливы. Сила тяжести и ее зависимость от массы тела. Открытие закона Ньютоном и его биграфия. Реактивное движение.

Демонстрации: Падение различных тел.

Д.З Рассчитать силу тяжести различных тел: собственного тела, продуктов.

5/3.Деформация.

Основной материал: Различные виды деформации. Проявление деформации и силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Динамометр. Цена деления.

Демонстрации: Прибор для демонстрации деформации Таблица. Динамометры

Д.З Нарисовать или описать предметы, находящиеся в комнате и указать виды деформации, которые они испытывают.

26/4 .Лабораторная работа «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. Исследование зависимости силы упругости от деформации»

27/5.Трение. Силы трения.

Основной материал: Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Демонстрации: Таблица. Трибометр.

Д.З. Сообщение . «Роль трения в природе»

28/6. Лабораторная работа «Измерение силы трения при движении бруска по столу.»

29/7. Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

Основной материал: Электроскоп. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Применение постоянных магнитов.

Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия. Изучение магнитного взаимодействия.

Давление (4 ч+2л/р)

30/1.Давление.

Основной материал: Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль - единица измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления.

Демонстрации: разрезание куска пластилина тонкой проволокой. Давление тел: трактор, книги.

31/2. Лабораторная работа «Вычисление давления тела на опору»

(Гири, книги на поверхность стола)»

32/3. Давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Основной материал: Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Артериальное давление

Демонстрации: шар Паскаля,тонометр

Д.З. Сообщение «Гидравлический домкрат», «Гидравлический тормоз», «Гидравлические машины и инструменты»

33/4. Сообщающиеся сосуды

Основной материал: Сообщающиеся сосуды, их применение. Примеры сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов : шлюз, водопровод,фонтан.

Демонстрации: таблицы: схема работы шлюза, схема водопровода, подача воды потребителям

34/5. Архимедова сила.

Основной материал: Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

35/6. Лабораторная работа

«Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела».

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Использовать дополнительные средства: справочная литература, физические приборы.

Давать оценку своим личностным качествам.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.



Материально-техническое и научно-методическое обеспечение

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Основная литература

1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Методическое пособие. 5-6 классы. - М.: Дрофа, 2011.

3. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.

4. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.

5. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.

6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

7. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» media 2000.ru

8. Развивающие электронные игры «Умники - изучаем планету» russobit-m.ru

Интернет-ресурсы

Бесплатные обучающие программы по физике Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрацииэкспериментов.http:phdep.ifmo.ru

Физическая энциклопедия Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. elmagn.chalmers.se/%7eigor

1. Материалы сайтов:

proshkolu.ru/org/donskoe-z/

twirpx.com/files/

alleng.ru/edu/phys1.htm

class-fizika.narod.ru/test8.htm

school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=30

fcior.edu.ru/

fizika.ru

all-fizika.com

nsportal.ru/shkola/fizika

nsportal.ru/shkola/fizika/library/konspekt-urokadavlenie-v-tverdy...

afportal.ru/physics/with-answers/11festival.1september.... festival.1september.ru/articles/211022/

Планируемые результаты изучения курса по выбору «Юный физик» в 5 классе

В результате изучения курса физики обучающиеся:

должны уметь:

‒ Приводить примеры и различать физические и химические явления;

‒ Объяснять строение вещества на основе молекулярно - кинетической теории;

‒ Объяснять строение атома.

‒ Рассказывать о современной науке и производстве, средствах связи;

‒ Объяснять, как люди познают окружающий мир;

‒ Приводить примеры о роли автоматики, электроники, компьютеризации производства;

‒ обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;

‒ производить простейшие измерения;

‒ снимать показания со шкалы прибора;

‒ обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;

знать:

различия между физическими и химическими явлениями

основные физические понятия (тело, вещество, явление)

основные виды физических явлений

основные характеристики тел и веществ

основные положения молекулярной теории

основные характеристики таблицы химических элементов Д.И. Менделеева

основные виды сил

перечень профессий, где могут быть применимы знания физики

уметь:

пользоваться лабораторным оборудованием

определять цену деления прибора

проводить простейшие измерения с помощью линейки, мензурки, термометра, рычажных весов, динамометра

вычислять плотность, объём, массу, давление

иметь представления:

о простых и сложных химических веществах

о явлениях: трение, деформация, электризация, магнетизм, плавание

о существовании Архимедовой силы

о возникновении экологических проблем и о путях их решения

о применении изучаемых приборов и явлений в различных отраслях народного хозяйства

Введение.Вариант№1.

1.Определите цену деления шкалы прибора. Определите показания прибора.

2. Выписать слова в 3 столбика.

Алюминий, звезда, дождь, молния, движение воды в реке, вода, масло,стол,

Физическое тело

Физическое явление

вещество

3. Какие явления происходят в следующих примерах:

Горит лампа, горит костер, мальчик трет руки

Вариант№2.

1.Определите цену деления шкалы прибора. Определите показания прибора.

2. Выписать слова в 3 столбика.

Железо, корабль, ветер, птица, пение птиц, стул, радуга, туман, воздух,

Физическое тело

Физическое явление

вещество

3. Какие явления происходят в следующих примерах:

Работает электрический фен, взрывается снаряд, гниют яблоки.

Тела и вещества. Вариант№1.

  1. Назовите три любых тела. Укажите вещества из которых они выполнены.

  2. Вещество сохраняет объем, но изменяет форму. В каком состоянии оно находится?

  3. Дан стакан с водой . Измерьте массу, объем и температуру.

Вариант№2.

1.Приведите пример тел одинаковой формы, но но разного объема. Укажите вещества из которых они выполнены.

2.Каким образом сталь можно перевести в жидкое состояние?

3.Дан стакан с водой . Измерьте массу, объем и температуру.

Строение вещества. Строение атома. Вариант№1.

1.Все вещества состоят из…….

2.Движение молекул доказывается явлением…….

3.Опишите опыт, доказывающий притяжение частиц вещества.

4. Атом состоит из…….

5.Что такое положительный ион?

6.Опишите строение твердых тел.

Вариант№2 1.Диффузия заключается в том, что…….

2.Засол огурцов основан на явлении…….

3.Почему свинцовые цилиндры, плотно прижатые друг к другу, слипаются?

4. Ядро состоит из……

5. Что такое отрицательный ион?

6. Опишите строение жидкостей.

© 2010-2022