- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа курса по выбору «ЮНЫЙ ФИЗИК» для 5 класса на 2015-2016 год
Рабочая программа курса по выбору «ЮНЫЙ ФИЗИК» для 5 класса на 2015-2016 год
Раздел | Физика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыжкова Н.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа курса по выбору
«ЮНЫЙ ФИЗИК»
для 5 класса на 2015-2016 год
В неделю - 1 час
Всего - 35 часов
Учитель МАОУ«СОШ №38»:
Рыжкова Н.А.
г. Златоуст
Данный курс разработан для работы с учащимися, проявляющими интерес к физике.
Цели :
- развитие и углубление знаний по программному материалу;
- организация исследовательской и проектной деятельности;
- развитие олимпиадного мышления;
- практическое применение математики.
Задачи: сохранение и развитие познавательного интереса к математике; выявление и развитие индивидуальных математических способностей учащихся; коллективное творчество; воспитание культуры общения.
Данная программа соответствует современным образовательным требованиям, которые отражены в активных формах, методах и принципах построения занятий.
Принципы построения занятий:
- доступность;
- индивидуальность;
- преемственность;
- результативность.
Формы и методы проведения занятий:
- учебное исследование;
- игра;
- соревнование;
- конкурс.
Учтены возрастные особенности учащихся шестых классов и уровень их образования.
Актуальность программы состоит в том, что она поддерживает и расширяет содержание учебника, не повторяя его.
Отличительными особенностями данной образовательной программы являются: интересное и разнообразное математическое содержание за рамками ФГОС, нестандартные приёмы проведения занятий, активные формы и методы, индивидуальный подход к каждому ребёнку независимо от его математической подготовки и педагогическая поддержка обучающихся.
Программа реализуется в 6 классе в течение одного учебного года (35 часа). Занятия с группой обучающихся проводятся 1 раз в неделю, согласно расписанию.
Ожидаемые результаты:
- сохранение и развитие познавательного интереса к математике;
- создание условий для творческой самореализации ребёнка ( участие в предметных конкурсах, олимпиадах, индивидуальных творческих проектах);
- перенос эмоционального благополучия ребёнка с занятий кружка на учебную деятельность.
В программу включены:
• пояснительная записка, в которой определены значимость курса, цели, задачи, ожидаемый результат, формы и методы организации учебных занятий;
• учебно-тематический план;
• список основной и дополнительной литературы.
Программа может быть реализована во внеурочной деятельности в 5 классах. Программа имеет объем 35 часов учебной нагрузки (5 кл. - 1 ч в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Значение физики как учебного предмета заключается, прежде всего, в ее развивающем потенциале. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта (нового поколения) для основной школы целями обучения физике являются:
· развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
· понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
· формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Физика - основа естествознания. Объем знаний, необходимых для обеспечения высокого научного уровня, неизбежно растет. Количество знаний становится трудно воспринимаемым. Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем.
Программа курса по выбору «Юный физик» основана на примерной программы к учебнику «Физика. Химия. 5-6 классы», А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак. - Дрофа. - 2011 г. И составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа) и по введению ФГОС ООО.
С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ естественнонаучного направления. В качестве контроля может использоваться система тестов на основе контрольных работ по курсу «Физика и химия» для 5-6 классов (книга для учителя А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак «Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы», Издательство «Просвещение», 2011г).
Цель курса:
Подготовить учащихся 5 класса к изучению курса физики основной школы (7-9 класса)
создать условия для развития разносторонних интересов и способностей уч-ся, активизации их познавательной деятельности
Задачи курса:
• ознакомление учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики , с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни,
научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязь с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы, установить причинно-следственные связи между ними;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• подготовка к систематическому изучению курсов физики в старших классах;
• ориентация в профессиональном плане на ранних стадиях обучения.
• Развитие логического, мышления при решении задач, упражнений и выполнении простейших опытов.
• Развивать способности к самостоятельному приобретению знаний.
Расширить межпредметные связи между физикой и другими науками.
• Познакомить учащихсяся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, экспериментальное исследование.
• Увидеть физические явления в простых бытовых ситуациях, что позволяет уч-ся разобраться в сложных законах физики.
• Показать глубину и оригинальность мышления ученых прошлого, показать историческую значимость их работ.
• Привить интерес к предмету, к добыванию знаний.
Учащиеся должны знать и уметь:
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка,
мензурка, термометр);
- иметь представление о строении вещества;
- понимать сходство и различие разных состояний веществ;
- знать физические явления и их признаки;
- уметь определять размер физического тела;
- описывать св-ва тел по размеру, форме, веществу;
- уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат - это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:
- определять цену деления измерительного прибора;
- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;
- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:
− использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
− формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
− овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
− приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
− владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
− владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
Содержание программы
Содержание учебного предмета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.
тема
Количество часов
По теме
теория
Лаб. работы
1. Введение
6
4
2
2. Тела и вещества
16
10
6
3. Взаимодействие тел. Силы в природе.
7
5
2
4. Давление (4 ч+2л/р)
6
4
2
ИТОГО:
35
23
12
Введение (4 ч+2ч л/р)
1/1.Природа. Человек-часть природы. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики.
Основной материал : Природа живая и неживая. Явления природы. Человек - часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Физика - наука о природе.
Демонстрации: лесной пейзаж, река, дерево, транспорт, предметы в классе.
Д.З. Заполнить таблицу.
Природа живая
Природа неживая
Явления природы
Человек преобразует природу
2/2.Тела и вещества. Что изучает физика.
Основной материал : Тела и вещества. Многообразие явлений природы.
Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые.
Демонстрации: Заполнить таблицу.(читать примеры)
Вещество
Физические тела
Физические явления
Д.З. Заполнить таблицу. Что изучает физика.
Механические явления
Тепловые явления
Световые явления
Электромагнитные явления
3/3.Научные методы изучения природы.
Основной материал : Описание явлений природы в литературе. Наблюдение, опыт, теория.
4/4.Измерения. Измерительные приборы.
Основной материал : Роль измерений в научных иследованиях ив практике.Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления и ее нахождение, предел измерений, правила пользования).
Демонстрации: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка, секундомер, динамометр
Д.З. Нарисовать шкалу любого прибора, указать ее цену деления, предел измерение
5/5. Лабораторная работа «Определение размеров и объема физического тела.»
Оборудование: линейка, мерный цилиндр, груз.
Д.З. измерение размеров учебника, комнаты и нахождение их объема
6/6. Лабораторная работа «Измерение объемов с помощью мензурки.»
Оборудование: мерный цилиндр и тело
Регулятивные УУД:
Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы., подтверждая их фактами. Различать способы познания природы , оперировать пространственно-временными масштабами мира .
Определять цену деления измерительных приборов
Тела и вещества (10 ч+6ч. л/р)
7/1.Характеристики тел и веществ
Основной материал : Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Демонстрации: тела различные и одинаковые по форме, объему
Д.З. Привести примеры тел, имеющих одинаковые характеристики
8/2.Лабораторная работа «Сравнение характеристик различных тел.»
9/3.Состояние вещества.
Основной материал : Состояние вещества: твердое, жидкое и газообразное. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и не сохранение объема жидкостями, не сохранение объема и формы газами. Признаки физических явлений при переходе вещества из одного состояния в другое.
Демонстрации: различные твердые тела. Заполнить таблицу
Вещество
состояние
Сохраняет ли объем
Сохраняет ли форму
10/4.Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества.»
11/5.Масса тела. Основной материал : Масса тела. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы и правила работы с ними.
12/6.Лабораторная работа «Измерение массы на рычажных весах.»
13/ 7.Температура. Термометры.
Основной материал : Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Особенности конструкций медицинских термометров.
Демонстрации: Воспламенение головки спички при ее нагревании. Увеличение объема жидкости при ее нагревании.
Д.З. Измерение температуры членов семьи
14/8.Лабораторная работа Измерение температуры воды и воздуха.
Оборудование: термометр, стаканы с горячей и холодной водой.
15/9.Строение вещества.
Основной материал : Строение вещества (молекулы, атомы, ионы). Представление о размерах частиц вещества. Делимость вещества. Строение молекул из атомов.
Демонстрации: делимость мела,модели различных молекул и атомов.
16/10. Движение частиц вещества.
Основной материал : Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Примеры диффузии в природе, технике и быту.
17/11.Лабораторная работа
диффузия пахучего вещества(дезодорант, одеколон)
Диффузия медного купороса или марганца в воде
Диффузия молекул марганца в твердом веществе(картофель)
Проекция прибора: модель броуновского движения
18/12. Взаимодействие частиц вещества в разных состояниях.
Основной материал : Взаимодействие частиц вещества в разных состояниях . Склеивание и сварка. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.
Демонстрации: прилипание стекла к поверхности воды, сжатие и растяжение упругих тел, модели кристаллических решеток, заполнение таблицы.
Состояние вещества
Расположение частиц
рисунок
Характер взаимодействия(сильное, слабое)
Основные свойства
твердое
жидкое
газообразное
Д.З. Принести -пластелин
19/13. Строение атома. Ионы, молекулы
Основной материал : Строение атома и молекул. Э. Резерфорд-создатель планетарной модели атома. Строение атома: протоны и нейтроны, электроны. Массы этих частиц Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра.
Демонстрации: таблица «Строение атома»
20/14.Плотность.
Основной материал Плотность как характеристика вещества. Связь между массой тела, его объемом и плотностью. Задачи на вычисление плотности по массе и объему.
Демонстрации: взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы. Но разного объема.
Д.З. Вычислить плотность пачки масла, сырка
21/15.Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.
22/16.Лабораторная работа «Измерение плотности вещества»
Оборудование: груз массой 100г.,линейка, бруски
Регулятивные УУД:
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.
Давать оценку своим личностным качествам.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории. Опрос по теме «Тела и вещества»
Взаимодействие тел. Силы в природе. (5 ч+2 л/р)
23/1.К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Измерение сил.
Основной материал :изменение скорости и формы тела при действии на него других тел . Сила, как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, упругости, электрическая и магнитная, трения и давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления , точки приложения.
Демонстрации: тележка на которой укреплена сжатая пружина, не приходит в движение, если ей не отчего оттолкнуться. Движущаяся тележка ударив по тележке такой же массы, приводит ее в движение, а сама при этом останавливается. Пластилиновый шарик ,упав на поверхность стола, изменяет свою форму. Коогда к пружине подвешивают груз она растягивается.
Д.З Зарисовать или записать в тетради примеры взаимодействия тел и указать действующие силы.
24/2.Всемирное тяготение. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.
Основной материал: Опыты по взаимодействию тел с указанием сил действия и противодействия. Проявление этого закона. Падение тел на Землю,движение планет и спутников, приливы и отливы. Сила тяжести и ее зависимость от массы тела. Открытие закона Ньютоном и его биграфия. Реактивное движение.
Демонстрации: Падение различных тел.
Д.З Рассчитать силу тяжести различных тел: собственного тела, продуктов.
5/3.Деформация.
Основной материал: Различные виды деформации. Проявление деформации и силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Динамометр. Цена деления.
Демонстрации: Прибор для демонстрации деформации Таблица. Динамометры
Д.З Нарисовать или описать предметы, находящиеся в комнате и указать виды деформации, которые они испытывают.
26/4 .Лабораторная работа «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. Исследование зависимости силы упругости от деформации»
27/5.Трение. Силы трения.
Основной материал: Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Демонстрации: Таблица. Трибометр.
Д.З. Сообщение . «Роль трения в природе»
28/6. Лабораторная работа «Измерение силы трения при движении бруска по столу.»
29/7. Электрические силы. Магнитное взаимодействие.
Основной материал: Электроскоп. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюсы магнитов. Магнитные стрелки. Применение постоянных магнитов.
Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия. Изучение магнитного взаимодействия.
Давление (4 ч+2л/р)
30/1.Давление.
Основной материал: Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль - единица измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления.
Демонстрации: разрезание куска пластилина тонкой проволокой. Давление тел: трактор, книги.
31/2. Лабораторная работа «Вычисление давления тела на опору»
(Гири, книги на поверхность стола)»
32/3. Давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Основной материал: Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Артериальное давление
Демонстрации: шар Паскаля,тонометр
Д.З. Сообщение «Гидравлический домкрат», «Гидравлический тормоз», «Гидравлические машины и инструменты»
33/4. Сообщающиеся сосуды
Основной материал: Сообщающиеся сосуды, их применение. Примеры сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов : шлюз, водопровод,фонтан.
Демонстрации: таблицы: схема работы шлюза, схема водопровода, подача воды потребителям
34/5. Архимедова сила.
Основной материал: Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
35/6. Лабораторная работа
«Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела».
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.
Использовать дополнительные средства: справочная литература, физические приборы.
Давать оценку своим личностным качествам.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.
Материально-техническое и научно-методическое обеспечение
Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
Основная литература
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. Методическое пособие. 5-6 классы. - М.: Дрофа, 2011.
3. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
4. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
5. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.
6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
7. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» media 2000.ru
8. Развивающие электронные игры «Умники - изучаем планету» russobit-m.ru
Интернет-ресурсы
Бесплатные обучающие программы по физике Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрацииэкспериментов.http:phdep.ifmo.ru
Физическая энциклопедия Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. elmagn.chalmers.se/%7eigor
1. Материалы сайтов:
proshkolu.ru/org/donskoe-z/
twirpx.com/files/
alleng.ru/edu/phys1.htm
class-fizika.narod.ru/test8.htm
school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=30
fcior.edu.ru/
fizika.ru
all-fizika.com
nsportal.ru/shkola/fizika
nsportal.ru/shkola/fizika/library/konspekt-urokadavlenie-v-tverdy...
afportal.ru/physics/with-answers/11festival.1september.... festival.1september.ru/articles/211022/
Планируемые результаты изучения курса по выбору «Юный физик» в 5 классе
В результате изучения курса физики обучающиеся:
должны уметь:
‒ Приводить примеры и различать физические и химические явления;
‒ Объяснять строение вещества на основе молекулярно - кинетической теории;
‒ Объяснять строение атома.
‒ Рассказывать о современной науке и производстве, средствах связи;
‒ Объяснять, как люди познают окружающий мир;
‒ Приводить примеры о роли автоматики, электроники, компьютеризации производства;
‒ обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;
‒ производить простейшие измерения;
‒ снимать показания со шкалы прибора;
‒ обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;
знать:
различия между физическими и химическими явлениями
основные физические понятия (тело, вещество, явление)
основные виды физических явлений
основные характеристики тел и веществ
основные положения молекулярной теории
основные характеристики таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
основные виды сил
перечень профессий, где могут быть применимы знания физики
уметь:
пользоваться лабораторным оборудованием
определять цену деления прибора
проводить простейшие измерения с помощью линейки, мензурки, термометра, рычажных весов, динамометра
вычислять плотность, объём, массу, давление
иметь представления:
о простых и сложных химических веществах
о явлениях: трение, деформация, электризация, магнетизм, плавание
о существовании Архимедовой силы
о возникновении экологических проблем и о путях их решения
о применении изучаемых приборов и явлений в различных отраслях народного хозяйства
Введение.Вариант№1.
1.Определите цену деления шкалы прибора. Определите показания прибора.
2. Выписать слова в 3 столбика.
Алюминий, звезда, дождь, молния, движение воды в реке, вода, масло,стол,
Физическое тело
Физическое явление
вещество
3. Какие явления происходят в следующих примерах:
Горит лампа, горит костер, мальчик трет руки
Вариант№2.
1.Определите цену деления шкалы прибора. Определите показания прибора.
2. Выписать слова в 3 столбика.
Железо, корабль, ветер, птица, пение птиц, стул, радуга, туман, воздух,
Физическое тело
Физическое явление
вещество
3. Какие явления происходят в следующих примерах:
Работает электрический фен, взрывается снаряд, гниют яблоки.
Тела и вещества. Вариант№1.
-
Назовите три любых тела. Укажите вещества из которых они выполнены.
-
Вещество сохраняет объем, но изменяет форму. В каком состоянии оно находится?
-
Дан стакан с водой . Измерьте массу, объем и температуру.
Вариант№2.
1.Приведите пример тел одинаковой формы, но но разного объема. Укажите вещества из которых они выполнены.
2.Каким образом сталь можно перевести в жидкое состояние?
3.Дан стакан с водой . Измерьте массу, объем и температуру.
Строение вещества. Строение атома. Вариант№1.
1.Все вещества состоят из…….
2.Движение молекул доказывается явлением…….
3.Опишите опыт, доказывающий притяжение частиц вещества.
4. Атом состоит из…….
5.Что такое положительный ион?
6.Опишите строение твердых тел.
Вариант№2 1.Диффузия заключается в том, что…….
2.Засол огурцов основан на явлении…….
3.Почему свинцовые цилиндры, плотно прижатые друг к другу, слипаются?
4. Ядро состоит из……
5. Что такое отрицательный ион?
6. Опишите строение жидкостей.