Рабочая программа по физике Учебный курс Учимся решать задачи (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач - один из основных методов обучения физике учащихся. При решении задач школьникам дополнительно сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, а также сведения из истории науки и техники.

Одной из важнейших целей современного физического образования является формирование умений учащихся работать со школьной учебной физической задачей. В этой связи актуальность учебного курса «Учимся решать задачи» определяется направленностью на формирование у школьников практических, интеллектуальных и творческих компетентностей, личностных качеств, развитие эстетических чувств, самостоятельности. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать нестандартные задачи на основе достижений науки и техники.

Цели программы:

  • повторение и углубление знаний по изученным темам курса физики классов в систематизированном и обобщенном виде;

· формирование и совершенствование умений применять полученные знания для решения физических задач;

  • развитие интереса учащихся к физике на основе решения экспериментальных и качественных задач;

Задачи учебного курса:

  • продолжить развитие и углубление познавательного интереса учеников к физике;

  • развивать аналитические умения учащихся посредством постановки, классификации, использования приёмов и методов решения школьных физических задач.

Программа учебного курса «Учимся решать задачи» составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержания основного курса физики, ориентированного на учебник Перышкина А.В. «Физика. 8 класс», рекомендованного Министерством образования и науки РФ, а также методических пособий: Гайкова И.И. «Физика. Учимся решать задачи.7-8 классы», Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике», Фридман Л.М. «Как научиться решать задачи» и др. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, но и на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами, а дальше уже переходят к основному - решению задач различного рода и уровня. Несмотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8 класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7 класса. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса - тепловым, электрическим и световым явлениям.

Методическое особенности изучения курса. Эффективность курса определяется грамотным соотношением лекционной и практической части в сочетании с серьезной домашней подготовкой. Каждое занятие включает теоретический материал (лучше предлагать учащимся в систематизированном виде с использованием таблиц, схем, опорных конспектов), а практическая часть занятий может включать как индивидуальную, так и коллективную работу по решению количественных, качественных или экспериментальных задач (для наглядного представления).

С целью предотвращения перегрузки и утомляемости учащихся объем домашнего задания не превышает 1/3 объема классной работы. Домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

Распределение часов для изучения различных разделов учебного курса можно варьировать в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся: учащиеся должны научиться решать физические задачи разного уровня сложности.

В процессе изучения курса основной акцент направлен на развитие интереса учащихся к решению задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.

Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, то есть учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения для учащихся может быть объявлен конкурс по составлению и решению качественных и количественных задач, а также нахождения различных способов к решению одной и той же задачи (вариативный подход), а по отдельным темам проводить контрольные работы (письменные работы, тесты, задачи повышенной сложности, например, олимпиадные задания и др.).

Программа учебного курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Раздел учебного курса

Количество

часов

Из них:

контрольная работа

1.

Вводное занятие

2


2.

Механическое движение

2


3.

Взаимодействие тел

3

1

4.

Давление

3

5.

Работа. Мощность. Энергия.

5

1

6.

Оптические явления

2


7.

Тепловые явления

3


8.

Физика атмосферы

2


9.

Электрический ток

8

1

10.

Итоговое занятие

2


Итого

32

3

35





























КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАССА

Количество часов: всего - 35 часов, в неделю - 1 час.

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Корректировка

1.



Вводное занятие. Классификация задач.
Примеры типовых задач.


2.



Правила и приёмы решения задач.


3.



Прямолинейное движение


4.



Изучение закона движения падающего тела


5.



Масса, объем, плотность.


6.



Сила тяжести. Вес тела


7.



Сила упругости. Сила трения


8.



Давление твердых тел


9.



Давление в жидкостях


10.



Сила Архимеда


11.



Контрольная работа №1

«Взаимодействие тел. Давление»


12.



Механическая работа


13.



Механическая мощность


14.



Простые механизмы. Условия равновесия рычага


15.



КПД простых механизмов.


16.



Механическая энергия.


17.



Контрольная работа №2

«Работа. Мощность. Энергия»


18.



Законы отражения и преломления света


19.



Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.


20.



Количество теплоты. Исследование теплопроводности тел.


21.



Решение задач на тепловые процессы, связанные с переходом из одного агрегатного состояния вещества в другое


22.



Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы


23.



Влажность воздуха. Определение точки росы.


24.



Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.


25.



Последовательное соединение проводников.


26



Параллельное соединение проводников.


27.



Закон Ома


28.



Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.


29.



Работа электрического тока.


30.



Мощность электрического тока.


31.



Закон Джоуля-Ленца


32.



Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.


33.



Контрольная работа №3 «Постоянный ток»


34.



Конкурс «Моя лучшая задача»


35.



Итоговое занятие


ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 2011;

  2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. - М: Просвещение, 2011;

  3. Гайкова И.И. Физика. Учимся решать задачи. 7-8 классы. - СПб: БХВ Петербург,2011

  4. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. - М.: Просвещение, 2011;

  5. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 2012.

  6. Волков В.А.. Тесты по физике. - М.: ВАКО, 2011.

  7. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Просвещение, 2010;

  8. Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2011.

5



© 2010-2022