• Преподавателю
  • Физика
  • Доклад по физике на тему Системный подход к формированию методологических знаний у учащихся в процессе обучения физике

Доклад по физике на тему Системный подход к формированию методологических знаний у учащихся в процессе обучения физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ЖАРМИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ












МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ»





Жармухамбетова А.С. - преподаватель физики



Шар, 2016

Содержание


Введение

1. Краткая характеристика системности, системного подхода и его основных понятий

2. Системный подход к формированию методологических знаний у учащихся в процессе обучения физике

3. Заключение

Список использованной литературы





































Введение


В настоящее время все более активно изучаются возможности и эффективность применения системного подхода в учебном процессе, в частности делаются попытки рассмотрения с позиций системного подхода содержания учебного материала. Выдвигаемые при этом разными исследователями требования к этому содержанию и способам его организации для изучения исходят из разных дидактических задач, например: с позиции организации ориентировки в профилирующем предмете как системе, распределения учебного времени, видов действий и операций с разными частями материала при его усвоении, анализа логической структуры учебного материала как коммуникативной системы , представления в учебном материале структуры теория: понятий, фактов, законов- как способа формирования системных знаний .










Краткая характеристика системности, системного подхода и его основных понятий.

Известный философ В.Г. Афанасьев так определяет системность и системный подход в научном познании действительности: «Системность - свойство, черта объективной действительности, а системный подход к этой последней - черта, грань конкретизации диалектико -материалистического учения о всеобщей связи, движении и развитии.» Он поясняет , что системный подход - это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ исследования . Это переход от познания отдельного к общему от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к полимерному , от линейного к нелинейному и т.д.

Системный подход к формированию методологических знаний у учащихся в процессе обучения физике

Эффективность обучение физике в наше время определяется не только объёмом усвоенных предметных знаний, но и сформированностью у учащихся умений и навыков самостоятельно приобретать новые знания в процессе учебной и дальнейшей трудовой деятельности. Со временем, в итоге обучения, когда частично будут забыты некоторые факты, формулы, выводы, определения, у учащихся должны остаться фундаментальные знания и те интеллектуальные навыки и умения, которые позволяют человеку независимо от рода его деятельности разбираться в новых явлениях и задачах, успешно осуществлять творческий подход к решению производственных и жизненых проблем. Большое значение при этом имеют приобретенные в обучении методологические знания.

Дидактический и методологический статус термина " методологические знания" опирается на основные положения марксистско-ленинской методологии как " учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, о принципах построения, формах и способах научного познания" ( Советский энциклопедический словарь.- М. Советская энциклопедия, 1981, c. 806 ). В соответствии с этими определениями под методологическими знаниями в курсе физики средних учебных заведений следует понимать обобщенные знания о методах и структуре физики, основных закономерностях ее функционирования и развития.

Необходимо подчеркнуть, что эти знания не являются какими-то внешними привнесенными в основы физики дополнительными к приметным в традиционном смысле слова, знаниями, наоборот, они внутренне присущи современному курсу физики. Известно, что три основных элемента составляют костяк общую схему физической науки.

  1. основные понятия и теории, выроботанные физикой к данному моменту.

  2. методы исследования и полученные с их помощью фундаментальные факты о природе.

  3. Приложения физики к другим отраслям науки и техники. Этим трем элементам в учебном предмете «Физика» должны соответствовать определенные знания. Предметные (в традиционном смысле слова) методологические и политехнические. До последнего времени в средних учебных заведениях физика была представлена в основном как система предметных знаний. Однако физическая наука включает в себя не только систему знаний но и отражает определенную область общественно-производственной практики сам процесс добывании знании.

Анализ современного состояния преподавания физики и знаний учащихся рассматриваемом плане вскрывает ряд существенных недостатков.

1. У учащихся не формируются в достаточной степени представления о физике как о развивающейся со временем системы знаний о природе физические знания у учащихся представляют скорее совокупность разрозненных фактов и законов.

Вот почему в настоящее время признаётся весьма актуальная идея генерализации физических знаний. Многие учащиеся не могут отделить в учебном материале главное от второстепенного, фундаментальное от прикладного различить отдельные компоненты в структуре физической науки. Основной причиной такого положения является отсутствие в содержании обучения физике ряда методологических знаний.

2.Несмотря на включение в содержание образование основных идей современной физики, у многих учащихся не преодолеваются устаревшие и даже до научные представления, сложившееся интуитивно в процессе их жизненной практики. По данным специального педагогического эксперимента проверенного автором и независимо от него рядом других исследователей, после изучения механики остаются аристотелевы представление о характере движения и покоя ,силе инерции, после изучения основ теории относительности представление учащихся об абсолютном характере пространства и времени в ньютоновском духе остаются не поколебленными, а выводы СТО они воспринимают как парадоксы и. т.д.

Можно говорить об устойчивом психолого-дидактическом явлении когда учащиеся при изучении физики сталкиваются с теми трудностями, с которыми столкнулись и в течение длительного времени преодолевали сами ученые в процессе научного познания. Этот факт недостаточно учитывается в настоящее время, зачастую учимся преподносятся готовые знания без показа того как они были получены. Практика показывает тенденцию к снижению интереса к физике со стороны учащихся. Одной из причин такого положения является излишняя формализация учебного материала недостаточный учет познавательных возможностей и мотивов учения у учащихся. Необходимо учитывать, что условия всеобщего и обязательного среднего образования в нашей стране сместились и ценностные аспекты обучения. Наряду с такими мотивами обучения как подготовка поступления в вуз раннее выявление и развития склонности к физике у отдельных учащихся вперед выступает так называемая "физика для всех ".В связи с этими должны быть усилены мировоззренческая и гуманитарная тенденции показывающие физику как один из компонентов общечеловеческой культуры как результат деятельности людей направленные на блага людей. Преодоление трудностей в решений задач формирование диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической убежденности развития научно-технического мышление и творческих способностей у учащихся мы видим в определенном в системном подходе к обучению физики. Суть его заключается в таком изложении основных физических идей и теории при котором изучаются не только результаты но и способы получения знании выработанные наукой в процессе познания природы. В таком подходе исторический спектр подчинен методологическому являясь средством для формирования у учащихся методологических знаний.В данном подходе методологические знания выполняют обобщающую функцию обучения физике в средних учебных заведениях , что обусловило включение в содержании курса элементов истории и методологии физики логики науки и науковедения. Разумеется эти знания чрезвычайно обширны поэтому возникает проблема их отбора в учебных целях конструирования дидактического комплекса методологических знании , удовлетворяющего критериям необходимости и достаточности. В результате проведенного исследования были выделены дидактические требования к учебному материалу методологического материалу методологического характера вводимому в курс физики средних учебных заведений.

Этот материал должен:

Служить сознательному усвоению физических знании углубленному пониманию сути изучаемых явлении и закономерности;

Вырабатывать правильное диалектико-материалистическое мировоззрение;

Раскрывать характер и диалектику научного познания вооружать учащихся общенаучными методами познания;

Способствовать преодолению узкопрактического понимания физики, показывать физику как одну из составных частей общечеловеческой культуры и основу современной техники;

Формировать такие черты личности, как советский патриотизм и пролетарский интернационализм, гуманизм и гражданственность, стремление принести людям пользу высокие моральные качества.

С учетом специфики процесса обучения выделенный методологический материал вместе с тем должен;

Соответствовать возрастным и познавательным возможностям учащихся;

Быть компактным и системным тесно связанным с предметными знаниями;

Быть интересным для учащихся вызываю положительную мотивацию к учению;

В предлагаемой системе формирования методологических знаний все их содержания объединено в 5 основных компонентов вокруг которых обобщается весь учебный материал курса физики средних учебных заведении:

1)Научный эксперимент и экспериментальный метод исследования.

2)Физическая теория и теоретический метод исследования.

3)Стержневые методологические идеи физической науки.

4)Основные закономерности развития физической науки.

5)Элементы научной биографики .

Заключение

I. Планируемый учебный эксперимент в средних учебных заведениях только приблизительно может служить моделью научного эксперимента. На самом деле в методологическом плане тот и другой весьма различаются по сложности, точности и количеству проведенных опытов, их вариативности соотношению запланированности и случайности технике измерения и расчетов и т.д.Если бы ознакомление учащихся с экспериментальным методом ограничивалось постановкой учебного физического эксперимента в его существующем виде то имелась бы определенная опасность того, что у учащихся сложатся неправильные представления о сущности научного эксперимента дополняющего традиционный учебный физический эксперимент.

II. Формирование знаний о теоретическом методе познания осуществляется 2 путями.

а) ознакомлением с методологическими особенностями, изучаемых в средних учебных заведениях.

б) использованием теоретических приемов к которым относятся: мысленный эксперимент, идеализация и моделирование, аналогия индукция и дедукция. математический аппарат.

Здесь главное- показать неразрывную связь 2 важнейших методов познания: экспериментального и теоретического.

  1. Обнаружение фактов несовместимых с существующей теорией.

  2. Выдвижение принципов позволяющих объяснить новые факты и закономерности.

  3. Разработка новой теории .

  4. Получение следствии из положении разработанной теории.

  5. Экспериментальная проверка этих следствии.

Большинство физических теории развивались так, что их основные ступени можно уложить в эту логически замкнутую схему-цепочку.

III. Стержневыми методологическими идеями курса физики являются те, которые с одной стороны, играют грамадную эвристическую роль в физической науке и приводят к правильным результатам, часто огтаждая исследователя от бесплодных путей в поисках истины , а с другой отвечают целям и задачам обучения, возрастным и познавательным возможностям учащихся.

Это следующие идеи; сохранения важнейших физических величин элементарности структурных единиц материи; причинности: единства научной картины мира.

IV. Основные закономерности развития физической науки, с которыми должны познакомится учащиеся следующие:

  1. обусловленность развития физики социальными процессами общим уровнем культуры потребностями техники.

  2. Чередование спокойных периодов и революционных скачков в развитии физики. Здесь показывается борьба противоположных концепции старого с новым что А. Эйнштейн образно назвал драмой идей. Так при освещении этапа становления механики на первый план выносится борьба Галилея-Ньютона с аристотелевыми представлениями о характере движения при изложении становления молекулярной физики и теплоты -борьба кинетических представлении о теплоте с вещественными электродинамики борьба представлении близкодействия с дальнодействием оптики борьба волновых и корпускулярных представлении о природе света атомной физики- борьба концепции непрерывности и дискретности механического детерминизма и статистических закономерностей в атомных процессах.

  3. Наличие границ применимости физических понятии и законов на каждом этапе развития науки.

  4. Преемственность в развитии физических знаний.

V.Надо иметь в виду, что научная биографика как одна из составных дисциплин истории науки занимается не только жизнеописанием творцов науки но исследованием творческого поиска ученого проникновением в своеобразие его стиля научной деятельности. Вместе с тем присутствие элементов научной биографики в содержании физического образования повышает его воспитательный уровень формирует познавательный интерес учащихся к физике.




Список использованной литературы


  1. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.2-М. Знание, 1972

  2. Юдин Э.Г. ,Системный подход и принцип деятельности. - М. Наука, 1978

  3. Юдин Э.Г. , Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода -М. Наука , 1995


© 2010-2022