Рабочая программа по физике 11 класс

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дежевская средняя общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области


«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ПС

МКОУ «Дежевская СОШ»

Солнцевского района

Курской области

Протокол №____от _________

Председатель ПС

___________Н.Е.Наумова

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

МКОУ «Дежевская СОШ»

Солнцевского района

Курской области

______________Н. А. Астахова

Приказ №____________

от «____»_________20___г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Физика»

11 класс

на 2015-2016 учебный год






Составитель: учитель

Аболмасова ГалинаВячеславовна

Структура рабочей программы

1.Структура рабочей программы - 2

2.Пояснительная записка - 3-4

3.Содержание тем учебного курса - 5-6

4.Тематическое планирование - 7-10

5.Требования к уровню подготовки обучающихся - 11

6.Критерии отметок - 12-14






























Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования

  • программы Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы.

Всего часов 68

Количество часов в неделю 2

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения

  • развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.





Содержание тем учебного курса

Электродинамика (продолжение) (9 часов)

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Демонстрации:

- Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока

- Определение направления вектора магнитной индукции с помощью магнитной стрелки.

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Колебания и волны (12 часов)

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Механические волны. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Демонстрации:

- Свободные электромагнитные колебания

- Осциллограмма переменного тока

- Генератор переменного тока

- Свойства ЭМВ

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Оптика (15часов)

Законы распространения света. Оптические приборы. Свойства световых волн. Элементы теории относительности.

Демонстрации:

- Интерференция света

- Дифракция света

- Получение спектра при помощи призмы

- Получение спектра при помощи дифракционной решетки

- Распространение, отражение и преломление света

- Оптические приборы

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»

Квантовая физика (16 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект, Фотон, Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующих излучений на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации:

- Линейчатые спектры излучения

- Счетчик ионизирующих частиц

Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (2 час)

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.

Астрономия 10ч

Повторение (2 часа)

Механика. Термодинамика. Электростатика. Электродинамика.



























Тематическое планирование.


№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов на тему

Д/з

Примечание

План

Факт



1. Электродинамика

9




Вводный инструктаж по технике безопасности. Стационарное магнитное поле






Сила Ампера




Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»





Сила Лоренца






Магнитные свойства вещества




Контрольная работа по теме «Стационарное магнитное поле»





Явление электромагнитной индукции



Направление индукционного тока. Правило Ленца




Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»





Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция».






2. Колебания и волны.

12




Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»


  1. 13


Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями




14


Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний




15, 16


Переменный электрический ток




17


Трансформаторы




18


Производство, передача и использование электрической энергии



19


Волна. Свойства волн и основные характеристики




20


Опыты Герца




21


Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи



22


Контрольная работа по теме «Колебания и волны».





3. Оптика.

15



23


Введение в оптику

24


Основные законы геометрической оптики



25


Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»




26


Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»



27


Дисперсия света




28


Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»




29


Элементы специальной теории относительности



30, 31


Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна




32


Элементы релятивистской динамики



33


Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности»




34


Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений




35, 36


Решение задач по теме «Излучение и спектры» с выполнением



Лабораторной работы № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»



37


Контрольная работа по теме «Оптика».





4. Квантовая физика.

16



38


Законы фотоэффекта





39, 40


Фотоны. Гипотеза де Бройля



41


Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света



42, 43


Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом




44


Лазеры



45


Контрольная работа по темам «Световые кванты», «Атомная физика».




46


Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

47


Радиоактивность





48


Энергия связи атомных ядер



49


Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция



50, 51


Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений



52


Элементарные частицы



53


Контрольная работа по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц».





5. Астрономия.

10



54. 55


Физическая картина мира




56


Небесная сфера. Звёздное небо




57


Законы Кеплера



58


Строение Солнечной системы



59


Система Земля - Луна



60 ,61


Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение



62


Физическая природа звёзд



63


Наша Галактика



64


Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение



65


Жизнь и разум во Вселенной



66


Повторение. Решение задач по темам: «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция».

67


Повторение. Решение задач по темам: «Механические, электромагнитные и световые волны»


68


Итоговый тест



Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Критерии отметок

Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными
примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а
также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики,
сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой
условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отбирать главное,
обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет
устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу
физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
думеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной
литературой и справочниками.

Отметка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требование, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например,
ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает
медленно);

Отметка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса
физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и
законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий;

в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте;

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская
одну-две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится в том случае если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала
в пределах поставленного вопроса;

б) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов;

в) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Отметка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена отметка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Учитель вправе поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка лабораторных и практических работ

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Отметка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к отметке «5», но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного
недочета.

Отметка «3» ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большой погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях
единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и
т.д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат
выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что
позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально
важным задачам работы.

Отметка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились все недостатки, отмеченные в требованиях
к отметке «3».

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, отметка по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными



© 2010-2022