Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ефимова Марина Васинковна

Учитель физики МОБУ СОШ № 4 МР Мелеузовский район РБ


Здоровьесберегающие технологии на уроках физики


Современная педагогика представляет собой единство науки и искусства, нормативного и творческого. Творчество является важной частью педагогической деятельности, что, в свою очередь, находит отражение в творческом подходе к проектированию, организации и реализации воспитательно-образовательного процесса. Поскольку неповторима личность учителя и ученика, постольку нет единого алгоритма действий. В связи с этим к современному педагогу предъявляются высокие требования, среди которых использование в работе артистических умений, инновационных технологий, исполнительского мастерства и др. М.М.Поташник пишет, что двадцать лет назад от учителя никто не требовал определять ценностные основания содержания урока, помогать ученику раскрывать для себя личностный смысл учебного материала, опираться на реальные учебные возможности учеников и класса, определив их предварительно по заданному психологами набору параметров и т.п. Все эти новшества, как и необходимость использования информационных и коммуникационных технологий, характерны именно для инновационной школы начала 21 века.

По мнению исследователей, своеобразие российского инновационного движения в образовании заключается в выполнении определенных функций. Можно выделить следующие функции инноватики в образовании:

  1. движение за обновление школы - это движение основано на целях и ценностях демократизации образования, сотрудничестве между ребенком и взрослым в учебном процессе, изменении общей атмосферы и психологического климата в школе;

  2. распространение различных образовательных систем - это внедрение в педагогическую практику и распространение существующих в культуре образовательных систем, отдельных методик, учебных предметов, дисциплин, курсов;

  3. функция элитного или элитарного образования - инновационное образование становится элитной и элитарной формой образования за счет создания новых учебных заведений, внедрения личностно - ориентированных техник и методов педагогической работы, появления в инновационных школах современных творческих педагогов, более гибких и открытых по отношению к обучающимся;

  4. освоение новых технологий управления инновациями и техник проектирования - в инновационной среде распространяются методы социально - педагогического проектирования, порождаемые взаимодействием инновационных коллективов с психолого-педагогическими исследовательскими группами и с представителями методологического движения.

Следовательно, инновационная школа нуждается сегодня в творческом педагоге, способном изучать и внедрять в воспитательно-образовательный процесс инновационные технологии, среди которых можно выделить информационные, интерактивные и здоровьесберегающие технологии. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения. Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

На уроках физики обучающиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание физики позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках необходимо максимально использовать игровые моменты, видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и т.д. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность обучающихся, а также улучшить восприятие материала.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Поэтому на уроке небольшая часть времени отводится для «физкультминутки». Учитель постоянно следит за правильностью осанки обучающихся. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

На уроках физики в 8-м классе при изучении темы «Количество теплоты» обучающиеся знакомятся с энергетической ценностью продуктов питания. При этом учитель акцентирует внимание обучающихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники с интересом занимаются составлением меню с учетом требований к здоровому питанию, и с учетом энергетической ценности продуктов.

При планировании урока необходимо соблюдать и четко организовать всю учебную деятельность на уроке. С первых же минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Еще на перемене необходимо подготовить кабинет к уроку: проветрить помещение, проверить состояние парт, освещенность и т.д.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, поэтому задача учителя-помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы обучающихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботится о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. Не всем обучающимся легко дается физика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в небольших группах. Хорошим антистрессовым моментом является стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный ответ, но и степень усердия ученика. При планировании урока нужно не допускать однообразия работы, в норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Необходимо наслаивать новое на хорошо известное старое, в уже знакомом предмете обнаруживать новые стороны, показывать его в неожиданном ракурсе. Но чтобы заинтересовать других, учитель должен сам интересоваться своим предметом и любить его, владеть методикой. Быть открытым для людей, доброжелательным. Только тогда полюбят предмет ученики. А вызвав внимание обучающихся, затем следует поддерживать его, отыскивая удачные сравнения, аналогии, противопоставления, проводя оригинальные опыты и фронтальные лабораторные исследования, используя яркие наглядные пособия, разнообразные методы и приемы обучения, в том числе и игры, соревнования, диспуты, словом все, что возбуждает эмоции, положительные и сильные.

Большое внимание уделяется строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок обучающихся. Учитель должен обратить внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

В заключение хочется еще раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье обучающихся».


© 2010-2022