Рабочая программа по физике 10 класс

     Данна рабочая программа разработана применительно к примерной Программе для обещобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М., Дрофа, 2008.      Планирование составлено из расчёта  2 часа в неделю (68 ч в год), что соответствует   региональному базисному  учебному плану, но  изменено количество часов на изучение некоторых  тем  в соответствии с  опорой на  многолетний опыт  преподавания физики в старших классах. Выделены часы на  решение задач т...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кузнеченская средняя общеобразовательная школа »


Утверждаю

Директор МОУ

«Кузнеченская СОШ»

___________Жищинская Л.С.

Приказ №___

от «___»________2014 г.

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №____

от «__»_________2014 г.

Руководителем МО

________Комарова Г.С.

Согласовано

Зам. директора

___________Дёмина С.В.

«__»_______2014 г.

Рабочая программа по физике






Рабочая программа по физике

10 класс (базовый уровень)

(среднего общего образования)


Разработал: Чернова Н.И.
















2014 г.





Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана применительно к примерной Программе для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М., Дрофа, 2008 г..

Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :

  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;

  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;

  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;

Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 ч в год), что соответствует региональному базисному учебному плану, но изменено количество часов на изучение некоторых тем в соответствии с опорой на многолетний опыт преподавания физики в старших классах. Выделены часы на решение задач так необходимые для процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на практике.

Учебная программа реализуется на основе учебника: Физика: учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.- 12-е изд.- М.: Просвещение, 2004.







Требования к уровню подготовки



В результате изучения курса физики ученик должен:


Знать/понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, звезда, Вселенная

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты

  • Смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки

Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления

  • Отличать гипотезы от научных теорий

  • Делать выводы на основе экспериментальных данных

  • Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях

  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни













Содержание программы

Предлагаемое тематическое планирование разработано применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и на основе регионального базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии Г.Я.Мякишев и др. из расчета 2 часа в неделю (70 часов в год)

Зарождение и развитие научного взгляда на мир (1 ч)

Необходимость познания природы. Физика - фундаментальная наука о природе. Физические законы и теории, границы их применимости. Физическая картина мира.


Механика (24 часа)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики, Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости законов классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета

Падение тел в воздухе

Явление инерции

Измерение сил, сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации

Условия равновесия тел.

Переход кинетической энергии в потенциальную и обратно.

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»

Лабораторная работа №2 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

Молекулярная физика. Термодинамика (21 час)


Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость процессов природы. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения

Кипение воды при пониженном давлении

Устройство психрометра и гигрометра

Объемные модели строения кристалла

Модели тепловых двигателе.

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Изучение закона Гей-Люссака»

Электродинамика ( 22 ч)


Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Демонстрации:

Электрометр

Электроизмерительные приборы

Конденсаторы

Проводники

Диэлектрики

Обязательные лабораторные работы:

Лабораторная работа №4 ««Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Лабораторная работа №5 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»







5. Формы и средства контроля

В ходе изучения курса физики 10 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:

  • Контрольная работа №1 по теме « Кинематика»

  • Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

  • Контрольная работа №3 по теме « Молекулярная физика.»

  • Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики»

  • Контрольная работа №5 по теме «Электростатика. Законы постоянного тока»

  • Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток в различных средах»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).







Календарно-тематическое планирование по физике

Мякишев Г.Я. (2 часа в неделю. 68 часов) 10 класс

№ урока

Дата

Фактическая дата


Содержание материала

Домашнее задание

1

2



3

8

1



  1. Инструктаж по ТБ при работе в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт.

Введение,§1,§2


Механика - 24 ч.

Кинематика- 9 ч.

2


1. Механическое движение, виды движений, его характеристики.

§3,§7

3


2. Равномерное и движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

[ §9,§10]

4


3. Графики прямолинейного движения. Решение задач.

[ §10]

5


4. Скорость при неравномерном движении.

[ §11]

6


5. Прямолинейное равноускоренное движение.

[ §13,§14,§15]

7


6. Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

8


7. Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка

[§20,§23]

9


8. Решение задач. Подготовка к контрольной работе

10


9. Контрольная работа по теме «Кинематика»


ДИНАМИКА

Законы механики Ньютона - 4 ч.

11


1. Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

[ §22,§24]

12


2. Понятие силы - как меры взаимодействия тел. Решение задач.

[ §25,§26]

13


3. II закон Ньютона. III закон Ньютона.

[§27,§28,§29]

14


4. Принцип относительности Галилея.

[ §30]


Силы в механике- 3 ч.

15


1. Явление тяготения. Гравитационные силы.

[§31,§32]

16


2. Закон всемирного тяготения.

[ §33]

17


3. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

[ §34,§35]


Законы сохранения - 8 ч.

18


1. Импульс и импульс силы. Закон сохранения импульса.

[ §41,§42]

19


2. Реактивное движение. Решение задач

[ §43,§44]

20


3. Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

[§45,§47,§48,§51]

21


4. Закон сохранения и превращения энергии в механики.

[ §52]

22


5. Решение задач

23


6. Лабораторная работа «Изучение закона сохранения механической энергии».

[с. 324]

24


7. Обобщающее занятие.

25


8. Контрольная работа по теме «Динамика»

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА - 21 ч.

Основы молекулярно-кинетической теории - 7 ч.

26


1. Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

[ §57,§58]

27


2. Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение.

[§60]

28


3. Масса молекул. Количество вещества.

[§59]

29


4. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

[§61,§62]

30


5.Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.

[§63]

31


6. Обобщающее занятие в форме конференции.

32


7.7. Решение задач.

Температура. Энергия теплового движения молекул - 2ч.

33


1. Температура и тепловое равновесие.

[§66]

34


2. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии.

[§68]

Свойства твердых тел и жидкостей. Газовые законы - 5 ч.

35


1. Строение газообразных, жидких и твердых тел (кристаллические и аморфные тела).

[ §61,§62,§75,§76]

36


2. Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа.

[§70]

37


3. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Решение задач.

[§72,§73], [13, §6.1, §8.7]

38


4. Влажность воздуха и ее измерение.

[§74]

39


5. Контрольная работа по теме «Основы МКТ»

Основы термодинамики - 7 ч.

40


1. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

[§77,§78]

41


2. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач.

[§79]

42


3. Первый закон термодинамики.

[§80]

43


4. Необратимость процессов в природе. Решение задач.

[§52,§83]

44


5. Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.

[§84], [13, §5.7,§5.11]

45


6. Решение задач.

46


6. 7. Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»

Основы электродинамики - 22 ч.

Электростатика 9 ч.

47


1. Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон.

[§86]

48


2. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел.

[§87,§88]

49


3. Закон Кулона. Решение задач.

[ §89,§90]

50


4. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Решение задач.

§92,§93]

51


5. Силовые линии электрического поля Решение задач.

[§94]

52


6. Решение задач.

53


7. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

[ §99]

54


8. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

[§101,§102]

55


9. Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Электростатика»

Законы постоянного тока - 9 ч.

56


1. Электрический ток. Сила тока.

[§104]

57


2. Условия, необходимые для существования электрического тока. Решение задач.

[§105]

58


3. Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

[§106]

59


4. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

[ §107, с.330]

60


5. Работа и мощность электрического тока.

[ §108]

61


6. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

[§109,§110]

62


7. Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

[с. 328]

63


8. Решение задач.

64


9. Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока»

Электрический ток в различных средах - 4 ч.

65


1. Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

[ §111,§113,§114]

66


2. Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

[ §115,§]

67


3. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях.

[§120,§121] [§122]




68


4. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

[§124,§126]













Перечень учебно-методического обеспечения



  1. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.- 12-е изд.- М.: Просвещение, 2004.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2008.

  3. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс.- М.:»ВАКО», 2006.

  4. Куперштейн Ю.С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 10 класс. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2002.

  5. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс/ сост. Н.И. Зорин.- М.: «ВАКО», 2010.

  6. Рымкевич А.П. Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 1980.

  7. Физика 11 кл.: Решение задач из учеб. пособия А.П. Рымкевича «Сборник задач по физике. 10-11 кл.» «Электродинамика. Квантовая физика».- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.

  8. Бобошина С.Б. ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий: учебно-методическое пособие/ С.Б. бобошина.- М.: Издательство»Экзамен», 2010.

  9. Физика. 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия/авт.-сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая.- Волгоград: Учитель, 2011.

  10. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/сост. Г.А. Фадеева, В.А. попова.- Волгоград: Учитель, 2005.





© 2010-2022