• Преподавателю
  • Физика
  • Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по теме:

«Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома» (8кл.)

Цели урока:

  • Образовательная: установить линейную зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением в электрической цепи; сформулировать закон Ома для участка цепи.

  • Развивающая: развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить простейший физический эксперимент; развитие речи, коммуникативных способностей, развитие познавательного интереса учащихся.

  • Воспитательная: содействовать формированию умения учащихся совместной работе в группе (паре) при рациональном разделении труда, содействовать формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль; показать роль ученого Г. Ома в развитии физики; воспитание бережного отношения к школьному оборудованию, соблюдению техники безопасности при проведении физического эксперимента.

Тип урока: изучение нового материала; урок - эксперимент.

Технология развивающего обучения.

Структура урока:

Актуализация знаний

Постановка проблемного вопроса

Выдвижение гипотез

Экспериментальная проверка гипотез

Выводы

Историческое подтверждение выводов. Закон Ома.

Оборудование: Экран с мультимедийным проектором. На столах учащихся: источники тока, ключи, резисторы c сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом, амперметры, вольтметры, соединительные провода, технологические карты урока, карточки с заданиями.

Ход урока

Урок начинается с организационного момента, постановки учебной цели урока. Знакомить учащихся с технологической картой урока. Данная карта отражает весь ход урока, заполняется в ходе урока, затем вклеивается в рабочую тетрадь учащегося.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: В начале, пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи.

Ученики: Сила тока, напряжение и сопротивление.

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:

  1. Название величины.

  2. Что характеризует данная величина?

  3. По какой формуле находится?

  4. В каких единицах измеряется?

  5. Каким прибором измеряется или изменяется?

а) фронтальный опрос: заполнение таблицы 1 на доске и на технологических картах, учащиеся работают в парах.

Ученики:
Сила тока - характеризует электрический ток в проводнике.

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома. - формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда. Единица измерения - ампер. Измеряется сила тока - амперметром.

Напряжение - величина, которая характеризует электрическое поле.

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома. - формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения - вольт. Напряжение измеряется вольтметром.

Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается - R, единица измерения 1Ом.

Учитель: заполняйте таблицу 1 на ваших технологических картах. Таблица 1

Физическая величина


Сила тока

Напряжение


Сопротивление

Обозначение

I

U


R

Единица измерения

1 А

(1 Ампер)

1 В
(1 Вольт)


1 Ом

Прибор для измерения или изменения

Амперметр

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

Вольтметр

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.


Проводник

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

б) Выполняйте задания на ваших карточках: Карточки № 2 (содержат задания, раскрывающие умение учащихся читать схемы электрических цепей и находить в них ошибки).

2. Постановка проблемного вопроса учителем о связи между силой тока, напряжением и сопротивлением в электрической цепи.

Учитель: Итак, сила тока, напряжение и сопротивление - это величины, характеризующие электрические цепи, значит, они взаимосвязаны между собой. Поэтому, какова тема нашего урока?

Учащиеся: Зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

Учитель: Значит, какова цель нашего урока?

Учащиеся сформулируют цель урока: установить взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

Учащиеся высказывают гипотезы.

3. Изучение новой темы через проведение физического эксперимента.

Учитель: Проверим ваши гипотезы экспериментально.

а) Задание № 2. Установим зависимость между силой тока и напряжением в цепи. В ходе выполнения эксперимента заполнить таблицу. Измерить силу тока при разных значениях напряжения. Затем построить график зависимости между силой тока и напряжением. Сделать вывод.

б) Задание № 3. Теперь установим зависимость между силой тока и сопротивлением в цепи. Вместе с учащимися проводить эксперимент. Соединяют последовательно источник тока, ключ, амперметр и данные им сопротивления. Измеряют силу тока.

К данному заданию подхожу дифференцированно. На партах, где сидят слабые учащиеся кладу по одному резистору в 1; 2 или 4 Ома. Для более сильных учащихся выдаю по два или три резистора с указанием их общего сопротивления в технологических картах.

По общим результатам групп учащиеся заполняют таблицу, строят график зависимости силы тока от сопротивления в цепи, делают вывод.

в) Составление количественной зависимости (формулы) между силой тока, напряжением и сопротивлением - совместная работа учителя и учащихся.

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

- Такая запись носит название закона Ома для участка цепи:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Учитель: Для того, чтобы вам было легче запомнить формулу закона Ома можно воспользоваться следующим способом её записи (рис. 3)

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

I =U / R; U=I *R R=U / I

4. Применение полученных выводов и формул.

Задача 1. К доске вызвать двоих учащихся.

Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

Дано:

U = 220 В
R = 50 Ом

I - ?

Решение:

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

Ответ: 4,4 А

Задача 2.

На рис.4 изображен график зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Определите сопротивление каждого из проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

Рис. 4

Учитель: Решаем эту задачу по вариантам. Вариант 1 - находит сопротивление проводника А. Вариант 2 - находит сопротивление проводника В.

Вариант 1.

Дано:

U = 6B
I = 3A

RA - ?

Решение:

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.;

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

Ответ: 2 Ом

Вариант 2.

Дано:

U = 4B
I = 1A

RB - ?

Решение:

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.

Разработка урока Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления в цепи. Закон Ома.;

Ответ: 4 Ом.

Ученики: 2 Ом < 4 Ом , значит RA < RB, сопротивление проводника А меньше, чем сопротивление проводника В.

а) Работа по учебнику 8кл. § 44, стр. 101 - формулировка закона Ома.

б) Презентация одного из учеников «Георг Ом».

4. Подведение итогов урока - через рефлексию.

Учащимся предлагается выполнить задание карточки №3.

Эта карточка содержит небольшой тест, состоящий из четырех вопросов и анализ своей деятельности на различных этапах урока. Данная карточка сдается затем учителю.

5. Домашнее задание записано в технологической карте.

Весь ход урока сопровождается проецированием слайдов на экран презентации урока.



© 2010-2022