Значение экспериментальных задач по физике в школе глухих детей

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад на МО

Тема: «Значение экспериментальных задач по физике в школе глухих детей».

Учитель: Васильева Н.А.

Волгоградская школа-интернат № 7 глухих детей.

2015-2016 учебный год.

Экспериментальные задачи в отличие от текстовых, как правило, требуют больше времени на подготовку и решение, а также наличие у учителя и учащихся навыков в постановке эксперимента. Однако решение таких задач положительно влияет на качество преподавания физики. Из числа основных достоинств экспериментальных задач можно отметить следующие:

1.Эксперементальные задачи способствуют повышению активности учащихся на уроке, развитию логического мышления, учат напряжённо думать, привлекая все свои теоретические знания и практические навыки, полученные на уроках.

Решение экспериментальных задач воспитывает у учащихся стремление активно, собственными силами добывать знания, стремление к активному познанию мира.

2.Разбирая экспериментальные задачи, ученики убеждаются на конкретных примерах, что их школьные знания вполне применимы к решению практических вопросов, что с помощью этих знаний можно предвидеть физическое явление, его закономерности и даже управлять этим явлением. Решение экспериментальных задач способствует получению учениками прочных, осмысленных знаний, умению пользоваться этими знаниями на практике, в жизни.

3.Систематическое применение экспериментальных задач в процессе обучения способствует воспитанию у учащихся мировоззрения.

4.Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей.

5.Разбор экспериментальных задач воспитывает у учащихся критический подход к результатам измерений, привычку обращать внимание на условия, при которых производится эксперимент.

6.Экспериментальные задачи помогают ученикам лучше решать расчётные, решение которых часто сводится к подстановки чисел, данных в условии, в формулы без уяснения физического смысла задачи.

Классификация задач.

Экспериментальные задачи делятся на количественные и качественные. В решении качественных задач отсутствуют числовые данные и математические расчёты. В этих задачах от ученика требуется или предвидеть явление, которое должно совершиться в результате опыта, или самому воспроизвести физическое явление с помощью данных приборов.

При решении количественных задач сначала производят необходимые измерения, а затем, используя полученные данные, вычисляют с помощью математических формул ответ задачи.

По месту эксперимента, по степени его участия в решении экспериментальные задачи можно разделить на несколько групп.

1.Задачи, в которых для получения ответа приходится либо использовать паспортные данные приборов (реостатов, ламп, электроплиток и т.д.), либо экспериментально проверять эти данные.

Например. Используя авометр или омметр и масштабную линейку, составить паспорт на данный реостат, если известно, что для провода сечение 1мм2 допустима сила тока 15а.

2.Задачи, в которых ученики самостоятельно устанавливают зависимость и взаимосвязь между конкретными физическими величинами.

Например. Используя масштабную линейку, определить давление кирпича на горизонтальную поверхность стола для каждого из трёх положений. Плотность кирпича-1,5г/см3.

3.Задачи, в условии которых дано описание опыта, а ученик должен предсказать его результат. Такие задачи способствуют воспитанию у учащихся критического подхода к своим умозаключи тельным выводам.

Например. Имеются длинный наклонный жёлоб, секундомер и измерительная линейка. На середине жёлоба поставлена метка. Определить средние скорости шарика при скатывании его с наибольшей высоты отдельно на каждой половине жёлоба и на всём жёлобе. Сравнить полученные скорости.

4.Задачи,в которых ученик должен с помощью приборов и принадлежностей показать конкретное физическое явление без указаний на то, как это сделать, или собрать электрическую цепь, сконструировать установку из готовых деталей , в соответствии с условиями задачи. Решение таких задач требует от учащихся творческого мышления, смекалки.

Например. Используя рулетку и секундомер, определить среднюю скорость движения ученика вдоль класса.

5.Задачи на глазомерное определение физических величин с помощью экспериментальной проверки правильности ответа.

Такие задачи помогают ученику предварительно оценивать результаты измерений и тем самым правильно выбирать нужные для опыта приборы и инструменты.

6.Задачи с производственным содержанием, в которых решаются конкретные практические вопросы.

Например. К концам лёгкой однородной деревянной рейки подвешены три гири разной массы. Используя масштабную линейку, найти точку подвеса рейки-рычага при его равновесии. Ответ проверить, подвесив рейку в выбранной точке к штативу. Такие задачи можно разбирать во время экскурсий, работы в учебных мастерских, а также на уроках, используя для этого различные инструменты, приборы и технические модели.

Проверка правильности решения задач.

Экспериментальная проверка правильности решения может быть осуществлена разными способами в зависимости от типа и содержания задач. Экспериментальная проверка правильности решения может быть осуществлена разными способами в зависимости от типа и содержания задач.

1.Решение большинства количественных задач проверяется путём непосредственного измерения искомой величины с помощью соответствующих приборов.

Например. Определить объём десяти одинаковых болтов, используя весы и разновес, ответ проверить с помощью мензурки.

2.Решение некоторых количественных задач с помощью другого контрольного опыта, т.е. измерение искомой величины производится другим способом и другими приборами.

Например. В задаче найдено сопротивление куска проволоки по его размерам и удельному сопротивлению. Полученный ответ можно проверить с помощью амперметра и вольтметра на основании закона Ома.

3. Решение части количественных задач проверяется по таблицам или паспортным данным, указанным на приборах.

4.Имеются такие количественные задачи, решение которых контрольным опытом проверить в школьных условиях невозможно (например, задачи на определение КПД, потерь тепла и др.). При решении таких задач полезно обсудить с учениками влияние различных условий на результат опыта.

5.Решение количественных задач проверяется, как правило, с помощью постановки контрольного опыта.

Например. В задаче дано описание опыта, требуется предсказать его результаты. Контрольный эксперимент, выполняемый учеником, либо подтвердит его ответ, либо опровергнет.

Использование экспериментальных задач в процессе обучения.

Такие задачи могут быть использованы в любой части урока. Но при этом цели применения, методика, а соответственно и содержание задач будут несколько различны.

1.Содержание экспериментальной задачи является темой урока. В ходе её решения происходит усвоение новых понятий, закономерностей и зависимостей.

Например закон Ома для участка цепи можно объяснить, задачу: «Проверить, зависит ли (и если да, то как) сила тока в данной спирали от напряжения на её клеммах?».

2.Использование задач в качестве иллюстраций, подтверждающих правильность и важность сделанных теоретических выводов.

Например, после выяснения вопроса о связи скорости движения молекул с температурой тела можно решить такую задачу : «В стаканы с холодной и горячей водой бросить одинаковые куски марганцовки. В каком из них вода окрасится быстрее по всему объёму?». В результате решения этой задачи ученики убеждаются в правильности сделанного теоретического вывода.

3.Применения задач для проверки степени понимания учениками изучаемого на уроке материала, для его закрепления. Решение задач в этом случае способствует углублению и уточнению нового материала.

4.Использование экспериментальных задач при опросе даёт возможность выяснить, насколько правильно, глубоко и сознательно ученик усвоил ранее пройденный материал. Вызванному ученику даётся карточка с текстом задачи и все необходимые приборы. Иногда полезно выдать ученику не все приборы, нужные для решения задачи, или давать их больше, чем требует решение.

5.Весьма полезны 15-20 минутные классные упражнения учащихся по решению экспериментальных задач с последующим разбором и выяснением причин допущенных ошибок.

6.Один-два раза в учебном году можно проводить контрольные работы по решению экспериментальных задач.





© 2010-2022