- Преподавателю
- Физика
- Значение экспериментальных задач по физике в школе глухих детей
Значение экспериментальных задач по физике в школе глухих детей
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева Н.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на МО
Тема: «Значение экспериментальных задач по физике в школе глухих детей».
Учитель: Васильева Н.А.
Волгоградская школа-интернат № 7 глухих детей.
2015-2016 учебный год.
Экспериментальные задачи в отличие от текстовых, как правило, требуют больше времени на подготовку и решение, а также наличие у учителя и учащихся навыков в постановке эксперимента. Однако решение таких задач положительно влияет на качество преподавания физики. Из числа основных достоинств экспериментальных задач можно отметить следующие:
1.Эксперементальные задачи способствуют повышению активности учащихся на уроке, развитию логического мышления, учат напряжённо думать, привлекая все свои теоретические знания и практические навыки, полученные на уроках.
Решение экспериментальных задач воспитывает у учащихся стремление активно, собственными силами добывать знания, стремление к активному познанию мира.
2.Разбирая экспериментальные задачи, ученики убеждаются на конкретных примерах, что их школьные знания вполне применимы к решению практических вопросов, что с помощью этих знаний можно предвидеть физическое явление, его закономерности и даже управлять этим явлением. Решение экспериментальных задач способствует получению учениками прочных, осмысленных знаний, умению пользоваться этими знаниями на практике, в жизни.
3.Систематическое применение экспериментальных задач в процессе обучения способствует воспитанию у учащихся мировоззрения.
4.Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей.
5.Разбор экспериментальных задач воспитывает у учащихся критический подход к результатам измерений, привычку обращать внимание на условия, при которых производится эксперимент.
6.Экспериментальные задачи помогают ученикам лучше решать расчётные, решение которых часто сводится к подстановки чисел, данных в условии, в формулы без уяснения физического смысла задачи.
Классификация задач.
Экспериментальные задачи делятся на количественные и качественные. В решении качественных задач отсутствуют числовые данные и математические расчёты. В этих задачах от ученика требуется или предвидеть явление, которое должно совершиться в результате опыта, или самому воспроизвести физическое явление с помощью данных приборов.
При решении количественных задач сначала производят необходимые измерения, а затем, используя полученные данные, вычисляют с помощью математических формул ответ задачи.
По месту эксперимента, по степени его участия в решении экспериментальные задачи можно разделить на несколько групп.
1.Задачи, в которых для получения ответа приходится либо использовать паспортные данные приборов (реостатов, ламп, электроплиток и т.д.), либо экспериментально проверять эти данные.
Например. Используя авометр или омметр и масштабную линейку, составить паспорт на данный реостат, если известно, что для провода сечение 1мм2 допустима сила тока 15а.
2.Задачи, в которых ученики самостоятельно устанавливают зависимость и взаимосвязь между конкретными физическими величинами.
Например. Используя масштабную линейку, определить давление кирпича на горизонтальную поверхность стола для каждого из трёх положений. Плотность кирпича-1,5г/см3.
3.Задачи, в условии которых дано описание опыта, а ученик должен предсказать его результат. Такие задачи способствуют воспитанию у учащихся критического подхода к своим умозаключи тельным выводам.
Например. Имеются длинный наклонный жёлоб, секундомер и измерительная линейка. На середине жёлоба поставлена метка. Определить средние скорости шарика при скатывании его с наибольшей высоты отдельно на каждой половине жёлоба и на всём жёлобе. Сравнить полученные скорости.
4.Задачи,в которых ученик должен с помощью приборов и принадлежностей показать конкретное физическое явление без указаний на то, как это сделать, или собрать электрическую цепь, сконструировать установку из готовых деталей , в соответствии с условиями задачи. Решение таких задач требует от учащихся творческого мышления, смекалки.
Например. Используя рулетку и секундомер, определить среднюю скорость движения ученика вдоль класса.
5.Задачи на глазомерное определение физических величин с помощью экспериментальной проверки правильности ответа.
Такие задачи помогают ученику предварительно оценивать результаты измерений и тем самым правильно выбирать нужные для опыта приборы и инструменты.
6.Задачи с производственным содержанием, в которых решаются конкретные практические вопросы.
Например. К концам лёгкой однородной деревянной рейки подвешены три гири разной массы. Используя масштабную линейку, найти точку подвеса рейки-рычага при его равновесии. Ответ проверить, подвесив рейку в выбранной точке к штативу. Такие задачи можно разбирать во время экскурсий, работы в учебных мастерских, а также на уроках, используя для этого различные инструменты, приборы и технические модели.
Проверка правильности решения задач.
Экспериментальная проверка правильности решения может быть осуществлена разными способами в зависимости от типа и содержания задач. Экспериментальная проверка правильности решения может быть осуществлена разными способами в зависимости от типа и содержания задач.
1.Решение большинства количественных задач проверяется путём непосредственного измерения искомой величины с помощью соответствующих приборов.
Например. Определить объём десяти одинаковых болтов, используя весы и разновес, ответ проверить с помощью мензурки.
2.Решение некоторых количественных задач с помощью другого контрольного опыта, т.е. измерение искомой величины производится другим способом и другими приборами.
Например. В задаче найдено сопротивление куска проволоки по его размерам и удельному сопротивлению. Полученный ответ можно проверить с помощью амперметра и вольтметра на основании закона Ома.
3. Решение части количественных задач проверяется по таблицам или паспортным данным, указанным на приборах.
4.Имеются такие количественные задачи, решение которых контрольным опытом проверить в школьных условиях невозможно (например, задачи на определение КПД, потерь тепла и др.). При решении таких задач полезно обсудить с учениками влияние различных условий на результат опыта.
5.Решение количественных задач проверяется, как правило, с помощью постановки контрольного опыта.
Например. В задаче дано описание опыта, требуется предсказать его результаты. Контрольный эксперимент, выполняемый учеником, либо подтвердит его ответ, либо опровергнет.
Использование экспериментальных задач в процессе обучения.
Такие задачи могут быть использованы в любой части урока. Но при этом цели применения, методика, а соответственно и содержание задач будут несколько различны.
1.Содержание экспериментальной задачи является темой урока. В ходе её решения происходит усвоение новых понятий, закономерностей и зависимостей.
Например закон Ома для участка цепи можно объяснить, задачу: «Проверить, зависит ли (и если да, то как) сила тока в данной спирали от напряжения на её клеммах?».
2.Использование задач в качестве иллюстраций, подтверждающих правильность и важность сделанных теоретических выводов.
Например, после выяснения вопроса о связи скорости движения молекул с температурой тела можно решить такую задачу : «В стаканы с холодной и горячей водой бросить одинаковые куски марганцовки. В каком из них вода окрасится быстрее по всему объёму?». В результате решения этой задачи ученики убеждаются в правильности сделанного теоретического вывода.
3.Применения задач для проверки степени понимания учениками изучаемого на уроке материала, для его закрепления. Решение задач в этом случае способствует углублению и уточнению нового материала.
4.Использование экспериментальных задач при опросе даёт возможность выяснить, насколько правильно, глубоко и сознательно ученик усвоил ранее пройденный материал. Вызванному ученику даётся карточка с текстом задачи и все необходимые приборы. Иногда полезно выдать ученику не все приборы, нужные для решения задачи, или давать их больше, чем требует решение.
5.Весьма полезны 15-20 минутные классные упражнения учащихся по решению экспериментальных задач с последующим разбором и выяснением причин допущенных ошибок.
6.Один-два раза в учебном году можно проводить контрольные работы по решению экспериментальных задач.