Урок физики в 9 классе по теме: «Источники звука. Звуковые волны»

Конспект урока по физике по теме: «Источники звука. Звуковые волны», на котором широко используются групповые формы работы и различные виды экспериментальной деятельности. Урок создаёт условия для формирование умений делать выводы, обобщать полученные сведения; совершенствует навыки работы учащихся с источниками информации и коммуникативные навыки.
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 9 классе

по теме: «Источники звука. Звуковые волны»

Цель урока: ввести понятие источника звука и звуковой волны, механизма ее возникновения и распространения.

Задачи урока:

Образовательные:

-создание условий для формирования представлений об источниках звука и звуковой волны.

Развивающие:

-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;

-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации.

Воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учебному труду, коммуникативных умений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: наборы тел для получения звука

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

1. Источники звука.

2. Звуковые волны.

3. Звук - друг или враг?

4. Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент - проверка готовности учебного кабинета и учащихся к уроку

Приветствие учителя и включение в урок.

2

Учитель предлагает учащимся послушать английскую сказку и, исходя из нее, догадаться о теме урока:

У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу.

Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой - заставить реку потечь вспять.

Черт справился с этим и забрал себе души обоих путников.

Остался третий путник Он свистнул и сказал: "Пришей к этому пуговицу!" - и черт был побежден».

Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадях.

3

Учитель предлагает учащимся поставить цели урока, ответив на вопрос: Чтобы они хотели узнать о звуке?

Работа в группах. Ставят цели урока. Озвучивают по одному вопросу от каждой группы.

4.

1. Предлагает получить звук из набора простых предметов, сделать вывод об источнике звука.

Практическая деятельность учащихся. Учащиеся выбирают наборы предметов и получают звуки.

1 группа: гитара и тонкая полоска бумаги (чтобы показать, если догадаются, что струна гитары действительно колеблется).

2 группа: камертон, молоток, вата на нитке, штатив.

3 группа: пустой стакан и стакан с водой.

4 группа: мужская расческа и полоска тонкой бумаги.

Отчет групп перед классом.

Делают вывод, что источником звука является колеблющееся тело - это общее свойство источников звука. Записывают в тетрадях.

2. Учитель формулирует проблему: а сейчас я приведу в колебательное движение шарик на нитке. Не звучит, хотя и колеблется. Почему?

Делают вывод, что оказывается, не всякое колеблющееся тело

звучит.

3. Какие колебания мы слышим?

Откуда можем взять правильную информацию?

Работа с учебником, с сотовыми телефонами. Находят ответ из текста учебника на поставленный вопрос. Дополняют запись в тетрадях, что источником звука является колеблющееся тело с частотой от 20 до 20000 Гц.

Читают из учебника про инфразвук и ультразвук.

4. Учитель проводит опыт. Просит соблюдать в классе идеальную тишину.

Я беру два одинаковых камертона, издающих ноту ля, частоту 440 Гц, и молотком ударяю по первому из них, приведя его в колебание. Затем приглушаю пальцами колебания камертона. Что замечаете?

Объясните явление, работая в группах.

Наблюдают за действиями учителя.

Делают вывод, что начал звучать, хоть и слабо, второй камертон с такой же частотой.


Работа в группах. Отчет групп. Если версии одинаковые, то слушаем только одну из групп: раз начинает звучать второй камертон, то над ним совершается работа внешней силы. И этой внешней силой является звуковая волна, дошедшая по воздуху ко второму камертону. А для совершения работы необходимо затратить энергию. Поэтому этот опыт доказывает, что действительно волна несла с собой Вашу энергию. Кстати, явление называется звуковым резонансом (некоторые ребята знают об этом).

5. Учитель задаёт вопрос о возможности повторения предыдущего опыта на Луне.

Эксперимент с сотовым телефоном в вакуумной тарелке.

Фронтальная работа. Нет, т.к. на Луне нет среды, то колебания распространяться не будут. Поэтому звук в пустоте не распространяется.

6. Сформулируйте, пожалуйста, определение звуковой волны и сравните его с культурным аналогом - учебником физики. К какому виду волн относится звуковая волна?

В парах формулируют определение звуковой волны и сравнивают с определением в учебнике физики.

Звуковая волна - это продольная волна. Записи в тетрадях.

5.

Учитель ставит проблемный вопрос: Звук - друг или враг?

Давайте рассуждать в группах:

Работа в группах.

Слушают рассуждения групп.

6.

Рефлексия. Закрепление полученных знаний.

Сделайте выводы по уроку по вашим поставленным целям на урок. Что важного и интересного узнали на уроке?

Выставление оценок.

Возвращаются к вопросам, которые ученики поставили в начале урока и отвечают на них. Осуществляют анализ полноты достигнутой цели урока.

Оценка работы групп и класса в целом.

7.

Домашнее задание: § 37,38, упр. 29

Запись домашнего задания в дневники.





© 2010-2022