- Преподавателю
- Физика
- Урок физики Тепловые явления
Урок физики Тепловые явления
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Евсюков А.Н. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГБОУ РХ
начального профессионального образования
«Профессиональное училище» №15
Преподаватель физики: Евсюков А.Н
Учебно- воспитательные задачи:
-
обобщить, повторить и укрепить знания по теме: «Тепловые явления»
-
развить устную речь, внимание
-
воспитывать интерес к предмету
-
развить навыки решения экспериментальных задач
-
развить коммуникативные способности
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Вид урока: урок- конкурс.
Методы:
-
самостоятельная подготовка опыта и его объяснение, представление команды.
-
повторение пройденного материала по учебнику и конспектам.
-
практическая работа (расшифровка кодограмм, проведение эксперимента, нахождение ошибки в литературных
Опорные Знания И умения: основные понятия и законы молекулярно- кинетической теории, умения ставить эксперимент.
2015г
План урока.
-
Организационный момент
-
Представление команд
-
Разминка
-
Конкурс шифровальщиков
-
Конкурс «Физики- волшебники»
-
Конкурс «Физики искатели»
-
Конкурс болельщиков
-
Конкурс «Физики- лирики»
-
Конкурс артистический
-
Конкурс «Кто быстрее разгадает ребус»
-
Подведение итогов
Ход игры
-
Приветствие команд учителем.
-
Представление команд.
В него входят: сообщения о названии, девизе, эмблеме, визитной карточки команды, информация о физике.
При оценке учитываются остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического содержания.
-
Разминка.
Этот этап состоит из двух частей: состязаний команд и болельщиков. Учитель задает вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. Максимальное число очков- 5 (см. приложение №1).
Обсуждение заданий болельщиками-1 минута.
Оценка: 1 балл за верный ответ, максимальное количество очков - по числу данных ответов.
-
Конкурс шифровальщиков.
Командами выдается листок с «кодограммой».
Задание: заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы и прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках. Кодограмма на плакатах (приложение №2). Максимальное число очков за каждую «кодограмму»- 7 баллов.
Время: 2-3 минуты.
-
Конкурс «Физики- волшебники».
Конкурс связан с проверкой домашнего задания. Представители команд показывают по 1 опыту- фокусу и просят соперников дать объяснение происходящему.
Время подготовки ответов: 1-2 минуты.
Оценки :
-
За правильный ответ- 1 очко
-
Хорошо поставленный опыт- 1 очко
-
Четко поставленный вопрос- 1 очко.
-
Конкурс «Физики искатели». (Приложение № 3,4)
Конкурс состоит из 2 заданий.
Задание 1 - найти ошибку в литературных отрывках. Время обдумывания ответа- 1 минута.
Оценки: правильный ответ - 2 очка неполный ответ- 1 очко.
Задание 2: найти ошибку в рисунке и назвать газовый процесс.
Время обдумывания ответа- 2 минуты.
Максимальное число очков- 4 За указание на каждую ошибку в рисунке-1 За название процесса- 1.
Указание - на каждом рисунке по 3 ошибки.
-
По предъявленным портретам назвать фамилии ученых- физиков область их деятельности. Оценка - за каждую фамилию и каждую область деятельности - по 1 очку.
-
Конкурс «Физики- лирики».
Задание: написать стихотворение или краткий рассказ, используя связанные с физикой и астрономией слова (приложение №5). Максимальное число очков- 10.
В это время болельщики в звучащем музыкальном произведении ищут физические явления и коротко их охарактеризовывают.
Оценка - за находку- 1; - за характеристику- 1.
-
Конкурс артистический.
Основа - домашнее задание. Нужно разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе. Соперники должны отгадать показанное явление.
Например, броуновское движение, электрический ток и т.д.
Оценка- максимум 3 очка.
-
Конкурс «Кто быстрее отгадает ребус?».
Обеим командам выдается один и тот же ребус. Та, что отгадает его первой, получает 5 очков. (Если остается время).
-
Отметить победителей по максимальному числу очков.
Приложение №1.
Вопросы для команд:
♦> Что тяжелее: пуд железа или пуха? (Вес одинаков)
Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из- за низкого атмосферного давления температура кипения воды, в ' которой варится мясо, ниже 100°С)
Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды и влаги в хлебе становится меньше. Холодная.)
Почему во время снегопада теплеет? ( Так как происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота)
Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости? (Испарение)
Болельщики должны:
-
Назвать как можно больше физических величин
-
Указать единицы измерения физических величин, названные по фамилиям ученых.
Приложение №2.
Кодограмма №1
-
Свойство твердого тела восстанавливать форму и объем после прекращения действия силы ?
-
Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства?
-
Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества?
-
Вещество, сжигаемое для получения теплоты?
-
Знак для обозначения числа?
-
Действие для проверки правильности теоретических рассуждений?
-
Изображение знака препинания, выражающего восторг, восклицание?
Приложение №2.
Кодограмма №2
-
Мельчайшая частица вещества?
-
Газовый процесс, происходящий в электрической лампе накаливания?
-
Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения?
-
Прибор для определения точки росы?
-
Переход вещества из жидкого состояния в твердое?
-
Процесс получения жидкости из газа?
-
Синоним слова «эксперимент»?
Ответы на кодограммы:
Кодограмма №1:
-
упругость
-
молекула
-
конвекция
-
топливо
-
цифра
-
опыт 7 »
Кодограмма №2:
-
атом
-
изохорный
-
капилляр
-
гигрометр
-
отвердевание
-
конденсация
-
опыт
Приложение №3
Найти ошибку в литературных
отрывках:
-
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой стала И в мире поубавилось тепла»
Ответ: Неверно, что «в мире поубавилось тепла»; должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется.
-
«.. .Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули...»
Ответ: После купания ребятам должно стать холоднее, т.к. происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела' человека.
Приложение №4.
m=const
p=const VI T1
V2 T 2
m=c on St
PI VI
P 2 V 2
Ответы к приложению №4
1 :Под поршнем после сжатия газа при постоянной массе остается все тоже число молекул и расположены они более плотно.
Процесс - изотермический
В формуле: давление газа в сосуде обратно пропорционально объему 2: После охлаждения газа в сосуде со свободным поршнем происходит уменьшение объема газа, и поршень опуститься, а не поднимется, как изображено, число молекул останется постоянным.
Процесс- изобарный.
Приложение №5
-
команда: время, масса, атом, Солнце, движение, процесс.
-
команда: тепло, молекула, явление, тяжесть.