Разработка урока физики в 8 классе

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 8 классе

Ряшко С.В.

высшая категория,

учитель - методист.

Тема урока: Итоговый урок по теме «Электрические явления».

Тип урока: урок коррекции и систематизации знаний.

Форма урока: урок с элементами психолого-педагогического тренинга.

Цель урока:

  • Систематизировать и скорректировать знания учащихся по теме «Электрические явления»;

  • Закрепить умения применять полученные знания для решения качественных задач;

  • Развивать логическое мышление, схемное мышление и познавательный интерес;

  • Развивать умение работать коллективно, оперативно переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • Показать практическое значение полученных знаний, изученных в данной теме.

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

  • объяснять теоретические качественные задания по данной теме;

  • правильно применять термины в речи;

  • справиться с предложенными на контрольной работе заданиями;

  • отвечать на вопросы и составлять вопросы.

Оборудование:

1.Наборы буквенных обозначений физических величин и их единиц измерения;

2. Карточки для самооценки, рефлексии и ответов на контрольные тесты;

3. Проектор, компьютерная презентация для урока; видеофрагмент по технике безопасности;

4. Рисунок маршрута следования;

5. Наборы оборудования для проведения опытов: а) Электроскоп, эбонитовая палочка, мех, стеклянная полочка, шелк.

б) Два султана, электрофорная машина, провода для подключения.

в) Набор физических тел и вещества для их классификации: стакан с простой водой, стакан с дистиллированной водой, металлы, пластмасс, дерево, резина, стекло, фарфор.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой.

- Как живете?

- Ночью спите?

- Как шалите?

- Как грозите?

- Как сидите?

- А физику повторить, не хотите ли?

Вы улыбнулись и это отлично. Хорошее дело нужно всегда начинать с улыбки, это настроение поможет нам справиться с любой проблемой.

II. Мотивация урока

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. "Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной". Мудрец же ответил так: "Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам".

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, "преодолевая" задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке, тема которого должна быть вами расшифрована.

III. Постановка целей урока

Сначала мы вместе с вами восхитимся глубокими знаниями, вытащим из тайников памяти все - то ценное, что учили на предыдущих уроках: для этого

ответы на мои вопросы запишите в тетрадь, подчеркните в этих словах первую букву. Результат проверим!

1. Рисунок, по которому собирается электрическая цепь (Схема).

2. Атом, который имеет одинаковый электрический заряд, н6о отличается массой (Изотоп).

3. Единица измерения времени в системе «СИ» (Секунда).

4. Прибор для измерения температуры (Термометр).

5. Буквенное обозначение электрического заряда электрона (е).

6. Ученый, определивший величину электрического заряда (Милликен).

7. Частицы, из которых состоят молекулы (Атомы).

8. Направленное движение заряженных частиц (Ток).

9. Атом, утративший один или несколько электронов (Ион).

10. Физическая величина, которая характеризует силу электрических взаимодействий (Заряд).

11.Прибор для измерения силы тока (Амперметр).

12. Ее определяют прежде, чем начать измерять показания приборов (Цена).

13. Устройство, в котором происходит превращение любого вида энергии в электрическую энергию (Источник).

14. Вещество, от которого произошел термин «Электризация» (Янтарь).

Полученное слово: Систематизация

Учитель: Ребята, основная цель сегодняшнего урока - это систематизация полученных ранее знаний, ведь главное не просто получить набор информации, а еще сделать так, чтобы она была частью тех знаний, которые вы уже имеете. Этим мы сегодня займемся.

IV. Актуализация опорных знаний

1. «Россыпь»

Ребята, ко мне в руки попал обрывок записки - доноса. Помогите мне установить личность.

…к своим родным братьям антагонистически настроен, а вот к соседям особенно противоположного пола, вечно пристает, заискивает и любезничает. Внешне он совсем невзрачный. В нашем доме он самый маленький, плюгавенький, крученный. Ему вечно не сидится на одном месте, да и дома у него фактически нет. Впервые о нем заговорили в 1897 году, долго искали с 1909 по 1913 год и, наконец - то поймали. Измерили его массу, рост, который оказался меньше Кена в тысячу раз. В порочащих связях он не замечен, очень активен, инициатор всех электрических явлений.

О ком идет речь? Назовите его имя, фамилию, отчество, массу, размер.

( Томсон - Стони Электрон Иоффе - Милликенович) Электрон назвать обязательно, все остальное зависит от фантазии детей.

2. «Поэтическое путешествие»

В праздничные дни перед Новым годом все ждут чудес.

И иногда они случаются.

Кое-кто не учится, а только улыбается.

Как же это хорошо, у вас всех получается!

Ну, а я приглашаю вас всех в Новогоднее путешествие в страну «Электризация», а сопровождение будет в стихах для создания хорошего настроения. Вперед, по карте следования (на доске изображена карта следования, с указанием маршрута, привалов и физкультминуток).

Вопросы по маршруту будут указаны в презентации, она с анимацией и краткими комментариями к заданиям.

1. Вот он замок впереди

Большой ров там на пути,

Чтобы в город нам войти,

Вспомни цель урока (Ребята, вспомните и назовите цель нашего урока).

2. Стражник, мостик опусти!

Вот подходим мы к воротам.

Озадачились всерьез,

Чтоб попасть нам в город,

Вы ответьте на вопрос:

Какой заряд ключа возьмем

И поднесем его к замку,

Чтоб стражник двери нам открыл,

Любезно в город пригласил (Как взаимодействуют одноименные и разноименные заряды?)

3. Туристы долго собирались

И отдыхали дважды.

И на своем пути нелегком

Их одолела жажда.

А, чтобы жажду утолить,

Родник нам надо обнаружить.

Назвать все родники, вы мне должны.

Ведь технике нашей они очень нужны (Назовите приборы для обнаружения электризации тела).

3. Чтоб из родника напиться

Ты проблему разреши.

Как заряда мне добиться поскорее покажи

Опыт№1. Как с помощью эбонитовой палочки и меха получить электрический заряд? Покажите и докажите, что заряд есть.

4. Известный физик Шарль Кулон

Провел ряд сложных испытаний

При этом, обобщив все знанья,

Он смог закон свой собственный открыть.

И нам сейчас один из вас попробует его назвать

И на доске, конечно, записать.

(Сформулируйте закон Кулона, запишите формулу на доске)

5. Ты умница, закон читаешь верно,

Но я б хотела очень знать.

Средь тех веществ и тел, что на столе,

Какие ток проводят, а какие нет?

Опыт№2. На столе: вода (из крана и очищенная от примесей и солей), дерево, стекло, резина, металлы, эбонит, бумага, фарфор, мех .

Распределите их по классам: проводники и диэлектрики.

6. Идем скорее дальше,

Кто готов сказать,

Не просто так без промедленья

Простого атома строенье

(Из чего состоит атом?)

7. Почему нейтрален атом?

Вопрос, конечно, не Шекспира,

Но очень хочется мне знать:

Что будет, если электрон, он сможет потерять?

(Как называется атом, потерявший электрон?)

Физкультминутка:

Потрудились - отдохнем,
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз, затем поднять,
Руки плавно опустили, всем улыбку подарили.

8. Ты долго шел, мой ученик.

Пора проверить себя в знаньях.

Листок и ручку ты возьми.

Готовься к испытанью.

3. «ТЕСТ-ОПРОС»

Приложение№1.

9. Конечно, зимою вопрос не по теме,

Всем хочется снега, а я о дожде.

Но, может быть кто-то, мне кратко расскажет,

Как образуется тучка в грозе?

Опыт№3. Получите молнию с помощью электрофорной машины. Объясните, полученное вами, явление.

10. Вот и достигли мы вершины.

Пришла пора нам возвращаться.

Мы Гиду скажем все «Спасибо»

Скоро ведь прощаться.

Предмет вы учите всегда.

А потому, ребята, вершин достигли без труда

И добились неплохих вы результатов.

Учитель: Ребята, все кто отвечал на мои вопросы в ходе путешествия, получают один дополнительный балл к тестовой работе.

4. «Обучалка»

Сейчас, ребята, мы посмотрим с вами видеофрагмент о правильном обращении с электрическими приборам, обобщив все, что мы знаем по этому поводу, сделаем выводы.





V. Рефлексия

Учитель: Возьмите листочки, которые лежат на столе (приложение№2) и отправьте небольшое сообщение учителю, в котором укажите:

  • то, о чем услышали сегодня на уроке впервые;

  • что оказалось очень сложным для вас?

VI. Домашнее задание

1. Повторить § 21- 27, стр.54-66 [1].

2. Выполнить экспериментальное задание (стр.66 №2,№3) [1].

VII. Используемая литература

1. Физика. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций /В.В. Белага, - М.: Просвещение, 2016.-150с.

2. Албул В.С., Вишнякова С.П.,Майлис В.Я.. Охрименко Н. А. Задания для оценивания учебных достижений учащихся по физике. 9 класс. - Донецк:

Обл. ИППО, 2009,-48с






















Приложение№1

Тест - опрос

1. В природе существуют электрические заряды…

А. Только положительные;

В. Только отрицательные;

Г. Положительные и отрицательные заряды;

Д. Положительные, отрицательные и нейтральные.

2. Одноименные электрические заряды…

А. Притягиваются;

В. Отталкиваются;

Г. Не взаимодействуют;

Д. Нет правильного.

3. Разноименные электрические заряды…

А. Притягиваются;

В. Отталкиваются;

Г. Не взаимодействуют;

Д. Нет правильного.

4. Единицей измерения заряда является…

А. Ньютон (Н);

В. Килограмм (кг);

Г. Кулон (Кл);

Д. Джоуль (Дж).

5. Из перечисленных ниже частиц в состав атома входят…

А. Ион, протон;

В. Электрон, нейтрон;

Г. Электрон, протон;

Д. Протон, нейтрон, электрон.

6. Из перечисленных ниже частиц в состав ядра входят…

А. Ион, протон;

В. Протон, нейтрон;

Г. Электрон, протон;

Д. Протон, нейтрон, электрон.

7. Из перечисленных ниже частиц отрицательный заряд имеет…

А. Электрон;

В. Протон;

Г. Нейтрон;

Д. Протон и нейтрон.

8. Электрическое поле существует вокруг…

А. Атома;

В. Иона;

Г. Нейтрона;

Д. Молекулы.

9. Атом вещества не может лишиться заряда, равного….

А. Заряду электрона;

В. 3/2 заряда электрона;

Г. Двум зарядам электрона;

Д. Числу, кратному заряду электрона.

10. Можно ли при электризации трением зарядить только одно тело? Почему? Ответ объясните.

Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Г

В

А

Г

Д

В

А

В

В

Приложение№2

(мобильные телефоны для сообщений)

Разработка урока физики в 8 классеРазработка урока физики в 8 классе





© 2010-2022