Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

УРОКА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Лабораторная работа №1 « Упругие и неупругие соударения»


Тема урока: « Упругие и неупругие соударения». (9 класс)

Цель работы: Изучить закон сохранения энергии упругих и неупругих соударений, вычислить скорости тел при столкновении, найти энергии взаимодействия тел друг на друга, используя компьютерную обучающую программу «Открытая физика».

Задачи урока:

  • закрепить ранее изученный материал по теме «Закон сохранения энергии»;

  • продолжить формировать экспериментальные знания и умения учащихся;

  • закрепить умение работать на ПК;

  • воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу.

Оборудование урока: Компьютеры с установленной программой «Открытая физика»; Содержание: Законы сохранения в механике. Глава 1.21. «Упругие и неупругие соударения».

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Тип урока: Урок лабораторной работы.

Способ организации: с использованием компьютерной программы «Открытая физика».

Ход урока.

1.Организационный момент.(1-2 мин) Проверить компьютеры, рассказать о технике безопасности при работе с компьютером (Приложение №1). Отметить отсутствующих в журнале. Наладить дисциплину.

2. Сообщение темы, цели урока.(2-3 мин)

Учитель: Сегодня мы проводим урок лабораторной работы, в целях закрепления ранее изученного материала по теме «Закон сохранения энергии». Тема лабораторной работы« Упругие и неупругие соударения». Цель урока: Изучить закон сохранения энергии упругих и неупругих соударений, вычислить скорости тел при столкновении, найти энергии взаимодействия тел друг на друга, используя компьютерную обучающую программу «Открытая физика».

3. Выполнение лабораторной работы. (25-30 мин)

Учитель: Ребята, откройте программу «Открытая физика». Раздел «Модели».

Модель 1.22. Упругие и неупругие соударения.

Используя компьютерную обучающую программу «Открытая физика» мы изучим закон сохранения энергии на примере упругих и неупругих соударений, сможем вычислить скорости тел при столкновении, найти энергию взаимодействия тел друг на друга.

Итак, изменяя начальные скорости и массы тележек, а также тип соударения (упругое или неупругое), можно проследить за движением тележек после столкновения и определить кинетическую энергию каждой тележки.

Ребята, приступаем к выполнению лабораторной работы. Каждый из вас получит раздаточный материал по работе с планом действий и таблицей для заполнения.

(Приложение №2)


Ход действий при выполнении лабораторной работы по теме

«Упругие и неупругие соударения»

1) Задайте значения масс тел (m1,m2) и их скорости(v01, v02,).

2) Кликните на кнопку «старт» для начала движения тела.

3) Полученные в завершении движения значения v1, v2 , Ek1 , Ek2 записать.

4) Подставьте другие значения m1,m2 и v01, v02получите новые значения для , v1, v2,

Ek1, Ek2. (провести 3 опыта)

5) Поменяйте тип соударения и повторите задания пункта 1-4 вновь.

6)Занесите полученные данные в таблицу:

m1,кг

m2, кг

V01, м/с

V02,м/с

V1,м/с

V2,м/с

Ek1, Дж

Ek2,Дж

1



2



3



7) Сделайте соответствующие выводы.

4. Проверка работы, выводы лабораторной работы. (3-4 мин)

Учитель: Ребята, после проведения данной лабораторной работы какие соответствующие выводы можно сделать?

Ученики: получили вывод о том, что при упругом соударении суммарная кинетическая энергия тележек не изменяется, а при неупругом соударении она изменяется. То есть, для упругого соударения выполняется закон сохранения энергии, а для неупругого соударения этот закон не выполняется.

5.Подведение итогов, домашнее задание. (3-4 мин)

Учитель: Молодцы ребята. Вы отлично справились с сегодняшней работой. В качестве домашнего задания вы получите раздаточный материал с вопросами, на которые вы ответите дома. (Приложение №3).

Всем спасибо. До свидания.

УУД


1. Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Выпускник получит возможность для формирования:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

2. Регулятивные УУД

Выпускник научится:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Выпускник получит возможность научиться:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

3. Познавательные УУД

Выпускник научится:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Выпускник получит возможность научиться:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

4. Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Выпускник получит возможность научиться:

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения

Лабораторная работа по физике в 9 классе на тему Упругие и неупругие соударения




ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

  1. Пребывание учащихся и других лиц во время урока в компьютерном классе разрешается только в присутствии учителя.

  2. В компьютерном классе запрещается:

    • принимать пищу и напитки;

    • загромождать проходы;

    • выносить и вносить из кабинета вещи без ведома учителя;

    • шуметь, бегать;

    • находится в кабинете во время проветривания;

    • прикасаться к задним стенкам устройств и проводам компьютера;

    • класть принадлежности на устройства компьютера;

    • наклоняться к монитору ближе 20 см;

    • работать при недостаточном освещении;

    • приступать к работе без разрешения учителя.

3. Учащиеся должны:

  • быть внимательными, дисциплинированными, поддерживать порядок на рабочем месте;

  • знать порядок включения и выключения компьютера;

  • строго находится на своих местах во время работы;

  • переменить свое рабочее место по указанию учителя;

  • при появлении подозрительных шумов сообщить учителю;

  • не допускать паники при пожаре или аварийной ситуации.

ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА.

  1. Включить сетевой фильтр.

  2. Включить дополнительные устройства (монитор, колонки, принтер)

  3. Включить системный блок.

ПОРЯДОК ВЫКЛЮЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА.

  1. Закрыть все программы.

  2. Нажать кнопку ПУСК.

  3. Нажать кнопку ВЫКЛЮЧЕНИЕ

  4. Дождаться отключения СИСТЕМНОГО БЛОКА

  5. Отключить дополнительные устройства (принтер, монитор, колонки).

  6. Отключить сетевой фильтр.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Ход действий при выполнении лабораторной работы по теме

«Упругие и неупругие соударения»

1. Задайте значения масс тел (m1,m2) и их скорости(v01, v02,).

2. Кликните на кнопку «старт» для начала движения тела.

3. Полученные в завершении движения значения v1, v2 , Ek1 , Ek2 записать.

4. Подставьте другие значения m1,m2 и v01, v02получите новые значения для , v1, v2, Ek1, Ek2. (провести 3 опыта)

5. Поменяйте тип соударения и повторите задания пункта 1-4 вновь.

6. Занесите полученные данные в таблицу:

m1,кг

m2, кг

V01, м/с

V02,м/с

V1,м/с

V2,м/с

Ek1, Дж

Ek2,Дж

1



2



3



7. Сделайте соответствующие выводы.















ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Домашнее задание

Вопросы:


  1. Сформулируйте закон сохранения энергии; назовите условия, при которых выполняются этот закон.

  2. Дайте определение упругого и неупругого удара.

  3. Какие законы сохранения выполняются при упругих и неупругих ударах.

  4. Каков механизм явлений, происходящих в момент упругого и неупругого соударений.

  5. Выведите рабочую формулу для расчета кинетической энергии.



© 2010-2022