Рабочая программа по физике (9 класс)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения, она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в 9 классе образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в IХ классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике и на основе примерной программы основного общего образования: «Физика» 7- 9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7- 9 классы, 2004 г. для 7- 9 классов.

РАЗДЕЛ 2.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Число уроков

теория

практика

контроль

1

Законы взаимодействия и движения тел

28

21

2

4

2

Механические колебания и волны. Звук

10

8

1

1

3

Электромагнитное поле

11

9

1

1

4

Строение атома и атомного ядра

13

11

2

-

5

Итоговое повторение

5

4

-

1

6

Резерв

3




Итого

70

53

6

7


РАЗДЕЛ 3.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА


  1. Законы взаимодействия и движения тел (28 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


  1. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.


  1. Электромагнитное поле (11 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.


  1. Строение атома и атомного ядра (13 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


  1. Итоговое повторение (5 ч)

Резерв (3 ч)

РАЗДЕЛ 4.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики ученик должен

знать и понимать:

  • смысл физических понятий: скорость, ускорение, сила, импульс, работа, кинетическая энергия, потенциальная энергия, магнитное поле, атом, атомное ядро;

  • смысл законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания, звук, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для экспериментального определения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити;

  • выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов.

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • приобрести компетентность в решении простейших бытовых задач: безопасного использования бытовой техники, радиоприемника и телевизора; сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов; оценки безопасности радиационного фона.

РАЗДЕЛ 5.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. А. В. Перышкин. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 300 с.

  2. А. В. Перышкин. Сборник задач по физике. 7-9 кл.: К учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / - М.: Издательство «Зкзамен», 2013. - 269 с.

  3. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика 9 класс.: Учебно-методическое пособие / - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. - 128 с.

  4. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ - 25-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.

  5. class-fizika.narod.ru/7_class.htm

  6. journal.edusite.ru/p57aa1.html

  7. prosv.informika.ru/metod/fadeeva7-8-9/index.htm

  8. fizkaf.narod.ru/labr.htm

  9. school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=30

  10. sputnik.mto.ru/category/fizika-eksperimentyi

  11. mymark.narod.ru//edu/data/img/pic-023physics1.html

  12. presfiz.narod.ru/

  13. gannalv.narod.ru//edu/data/img/pic-023phys.html

  14. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0437-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/physics7-9_demo.swf

  15. ziganshin.ru/library/PHISICS/nature_phisics.html

  16. standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625

  17. globus64.ru/services.html

  18. powerpt.ru/prezentacii-po-fizike/

РАЗДЕЛ 6.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Кабинет физики оснащён в соответствии с типовым перечнем оборудования, что позволяет выполнить практическую часть программы (демонстрационные эксперименты, фронтальные опыты, лабораторные работы).

4


© 2010-2022