Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.



Чекурина С.Б., учитель физики

МОУ «Гимназия № 1» г.Печора, Республика Коми

Здоровьесберегающие технологии относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса (учащиеся - педагоги).

Применение педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его состояния здоровья, склонностей, интересов, учебно - познавательных и функциональных возможностей, составляет главный педагогический резерв здоровьесберегающего воздействия на обучающихся.

Анализ образовательных программ и практической деятельности свидетельствует о том, что физика как учебная дисциплина обладает потенциальными возможностями для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий, направленных на воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности.

Деятельность учителя и учащихся в единой системе образования подчинена задаче развития школьников и сохранения их здоровья.

Функция учителя состоит в управлении образовательно - воспитательной системой и помощи учащимся в их развивающей деятельности.

Техногенность понятия «Здоровьесберегающие технологии» можно объяснить тем, что техническое развитие современной цивилизации выступает ведущим стимулом эволюции общества. В результате развития техногенной цивилизации современное человечество оказалось поставленным перед рядом глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, нездоровый образ жизни (неправильное питание, гиподинамия, алкоголизм, наркомания), ослабленное здоровье у подрастающего поколения.

Здоровьесберегающие технологии основаны на решении следующих задач:

  • Ценность здоровья - психолого -педагогическая задача.

  • Диагностика здоровья - медико - психологическая задача.

  • Оздоровление - медико - психолого - педагогическая задача.

  • Обучение здоровью - педагогическая задача.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяется несколько групп.

Физиолого - гигиенические технологии направлены на контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (обстановка и санитарно-гигиенические условия в классе и т.д.).

Физкультурно - оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся, качества, отличающие здорового, тренированного, закаленного и крепкого человека от физически ослабленного.

Н.К. Смирнов разделяет образовательные здоровьесберегающие технологии на три подгруппы:

  • Организационно - педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса.

  • Психолого - педагогические технологии, связанные непосредственной работой учителя на уроке и воздействием на учеников (снятие эмоцианального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке и т.д.)

  • Учебно - воспитательные технологии, которые включают в себя программы по обучению грамотной работе о здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации к введению ЗОЖ, проведение организационно-воспитательной внеклассной работы с учениками и их родителями (правильная организация урока, учет зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности и т.д.)

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть разделены на следующие группы:

  • Защитно - профилактические. Приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

  • Компенсаторно - нейтрализующие. Восполнение недостатков, того что требуется организму для положительной жизнедеятельности или частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда нельзя полностью защитить от них человека (физкультпауза).

  • Стимулирующие технологии. Приемы, методы, технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать ресурсы выхода из нежелательного состояния (закаливание).

  • Информационно - обучающие, обеспечивающие учащимся, учителям, медработникам и родителям необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье (своем и окружающих), формировании и воспитании культуры здоровья.

Целью ЗСТ в образовании является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья учащихся в образовательной организации. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осуществления процесса обучения и воспитания;

  • организовать работу на уроке с наибольшим эффектом сохранения и укрепления здоровья;

  • транслировать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, а также формирующие положительное отношение учащихся к здоровому образу жизни;

  • осваивать новые методы деятельности в процессе обучения, использующие здоровьесберегающие технологии.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках физики реализуется на основе приоритетных направлений программы «Здоровье» через формирование и развитие здоровьесберегающего образовательного пространства МОУ «Гимназия № 1».

Направления программы

Деятельность

Обеспечение системного, комплексного подхода к формированию, укреплению и сохранению здоровья учащихся на основе поддержания материально-технической базы гимназии и рациональной организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Выполнение требований СанПин: проветривание кабинета, состояние парт, освещенность, дозирование д/з, ограничение использования компьютерной и мультимедийной техники.

Создание благоприятной эмоциональной обстановки и психологического комфорта, смена видов деятельности на уроках (от 4 до 7).

Активизация познавательной активности, расширение и углубление теоретических знаний о психофизических особенностях организма,

основах здорового образа жизни.

Включение в учебный материал вопросов, касающихся ЗОЖ на уроках физики.

Задачи и задания здоровьесберегающего характера.

Формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового образа жизни,

профилактика вредных привычек.

Гигиеническое воспитание учащихся. Влияние физических параметров окружающей среды на организм человека (влажности, температуры и т.д.). Профилактика детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ученика в различных бытовых ситуациях.

Повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности по вопросам понимания и пропаганды основ здорового образа жизни, профилактики наркомании, табакокурения, использования ПАВ.

Осуществляю интеграцию учебной и внеурочной деятельности учащихся: решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствует расширению их кругозора, усилению интереса к науке физике. Включаю в программу вопросы, связанные с физикой человека.

Привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом и физической культурой с целью эффективного оздоровления, физического развития личности.

Организация физкультминуток на уроках (гимнастика для глаз), способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Активизация досуговой деятельности с целью формирования духовного и социального здоровья учащихся, профилактики асоциального поведения, правонарушений, безнадзорности и беспризорности.

Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.

Участие в творческих конкурсах, внеклассных мероприятиях по физике.

В таблице представлены темы уроков физики для 7-9-х классов с включением элементов здоровьесбережения:

Тема урока

Вопросы здоровьесберегающего характера.

7 класс

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерения.

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Строение вещества. Молекулы. Диффузия.

Искусственное дыхание. Ароматерапия.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Смачиваемость. Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

Три состояния вещества.

Физические характеристики воды (текучесть, малая сжимаемость). Очистка питьевой воды, рациональное использование водных ресурсов, соблюдение гигиенических требований (правил) при употреблении питьевой воды в походах, лагерях отдыха, экскурсиях.

Механическое движение.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами пешехода.

Скорость. Равномерное и неравномерное движение.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Явление инерции.

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Масса тела.

Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение - угроза здоровью.

Сила. Сила тяжести.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Трение. Сила трения. Трение в природе.

Полезное и вредное трение. Способы уменьшения и увеличения трения в различных условиях. Безопасность при гололедице.

Давление твердых тел.

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Атмосферное давление.

Метеозависимость людей.

Как мы дышим и пьем.

Действие жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда.

Дайвинг. Требования безопасности.

Условия плавания тел.

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Простые механизмы. Рычаг.

Правила безопасного использования инструментов.

8 класс

Тепловое движение. Температура. Термометр.

Температура как показатель сопротивляемости организма человека. Влияние температурных условий на жизнь человека.

Виды теплопередачи.

Переохлаждение/перегревание организма человека в зимнее или летнее время. Закаливание. Физические свойства одежды. Влияние солнечной энергии на организм человека.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Роль влажности и ее регулирование в домашних и производственных условиях. Необходимость соблюдения гигиенических норм физических параметров (температура, влажность).

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели.

Вред окружающей природе, человечеству, который обусловлен работой автотранспортами (выхлопными газами). Меры, снижающие негативное воздействие тепловых двигателей.

Электризация тел.

Вред электростатических явлений, способы их устранения.

Проводники и непроводники электричества.

Поражение электрическим током. Соблюдение техники безопасности.

Электрический ток. Действия электрического тока.

Поражение электрическим током. Соблюдение техники безопасности.

Электрическая цепь и е составные части.

Поражение электрическим током. Соблюдение техники безопасности.

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и растворах электролитов.

Поражение электрическим током. Соблюдение техники безопасности.

Сила тока. Амперметр.

Поражение электрическим током. Соблюдение техники безопасности.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Поражение электрическим током. Соблюдение техники безопасности.

Электрическое сопротивление проводников.

Сопротивление тканей человека постоянному и переменному току.

Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание.

Поражение электрическим током. Соблюдение техники безопасности.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Близорукость и дальнозоркость глаза. Основы гигиены зрения, нормы освещенности, правила размещения источников света в помещении.

9 класс

Виды сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела. Решение задач.

Расчет тормозного пути в различных условиях движения.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний.

Отрицательно влияние вибрации на здоровье человека.

Источники звука. Звуковые колебания. Свойства звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Источники шума на производстве и в быту, допустимые нормы шума, методы его уменьшения.

Электромагнитные волны и их свойства. Скорость. Шкала ЭМВ.

Влияние излучений на здоровье человека.

Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Влияние телевидения и сотовой связи на человека.

Методы регистрации ядерных излучений.

Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения.

Ядерный реактор. Применение, проблемы и перспективы развития атомной энергетики.

Влияние последствий аварий на атомных предприятиях на здоровье и жизнь человека.

Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Биологическое действие радиоактивных излучений.

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Элементарные частицы.

Ионизирующая радиация и здоровье человека.

В своей работе использую: технологии обучения здоровью (включение соответствующих элементов в темы образовательной программы) и воспитание культуры здоровья (внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, конференции и т.д.).

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

Рациональный урок

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.

  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

  9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

  10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

  11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.

Плотность урока

Не менее 60% и
не более75-80%

Число видов учебной деятельности

(чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения задач).

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Не более 10 мин.

Частота чередования различных видов учебной деятельности.

Смена через 7-10 мин.

Число видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельные работы)

Не менее 3

Чередование видов преподавания.

Не позже чем через 10-15 мин.

Наличие эмоциональных разрядок (число).

2-3

Место и длительность применения ТСО.

Поза чередуется в соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

В соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Физкультминутки.

Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого

Прогнозируемая модель личности ученика:

1.Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2.Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

3.Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

4.Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5.Правильная организация своей жизнедеятельности.

6.Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

7.Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.

9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.

10. Творческая продуктивность.


Литература:


  1. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации. - М., 1998.

  2. Е.А. Бабенкова. Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты. -М.: УЦ «Перспектива», 2013.

  3. В.А. Протопопова. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. - Волгоград: Учитель, 2014.

  4. kronnmc.ru/journal/

  5. festival.1september.ru/articles/581816/

  6. nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/05/20/ispolzovanie

  7. zpzr.ru/healthcare_education/4173.html


© 2010-2022