Урок физики в 7 классе Строение вещества. Молекулы

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 7 класс.

Цель урока: Ввести в мир строения вещества.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся со строением вещества.

  • Ввести новые понятия : "молекула", "атом".

  • Познакомить учащихся со свойствами молекул.

  • Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике.

Развивающая:

  • Развивать у учащихся познавательный интерес,

  • Расширять их кругозор, память, воображение.

  • Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять,

  • Применять полученные знания в новой ситуации.

  • Формирование информационной компетентности.

Воспитательная:

  • Формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения,

  • Продолжать формировать положительную мотивацию к учению.

  • Коммуникативные умения, дисциплинированность.

  • Прививать интерес к изучению физики.

Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Строение вещества. Молекула", учебник "Физика -7" А.В.Пёрышкин, три мензурки, синяя гуашь, сосуд с водой.

Эпиграф:

Гений состоит из одного процента вдохновения

и 99 процентов потения

Эдисон

Ход урока



1. Изложение нового материала: (рассказ учителя сопровождается презентацией и беседой с учениками)

1). Мы с вами знаем, что в физике, окружающие нас тела - стол, планеты, цветы, люди...

Как называются?

2). Как вы думаете из чего же состоят все физические тела?

3). Из курса «Окружающий мир» вы уже знаете из чего состоят все вещества? (развиваю у учащихся интерес, мотивирую их на

новую тему).Так какую тему мы с вами будем сегодня изучать?

Ответ на вопрос.

Ответ на вопрос.

Ответы учащихся разные

Ответ на вопрос

2.Сообщение темы урока "Строение вещества.

Молекулы".

О чём мы сегодня будем говорить на нашем сегодняшнем уроке ?

5). Ученые глубокой древности задумывались над тем, из чего состоят все окружающие их тела. Эти знания нужны им были для того, чтобы заниматься строительством: строить храмы, пирамиды, развивалось мореплавание, возделывались земельные участки. А для этого нужно было знать как ведут себя тела, вещества в тех или иных условиях. Нужны были сведения о свойствах различных материалах и т.д.

Учёные того времени поставили вопрос: "Из чего состоят все окружающие нас тела?"

А как вы думаете, в чём важность этого вопроса?

Сплошные они или построены из каких то очень маленьких частиц, которые не возможно увидеть, но о существовании которых на основе наблюдений они догадывались.

(об учёных и их высказываниях о строении веществ).

А сейчас мы с вами постараемся сами найти ответы на вопросы, выполнив предложенные задания.

3.Приобретение новых знаний

Разбиваю класс на 5 групп. (Каждая группа получает отдельное задание, руководитель группы готовит отчет о проделанной работе и делает вывод.) (Приложение1)

Учащиеся записывают в тетради тему урока.

Ответы учащихся разные, но я их подвожу к цели урока.

Учащиеся слушают учителя.



Ответы разные учеников.

Запись в тетрадь.

2500 лет назад Демокрит: "Все вещества состоят из частичек."

Сообщения ребят об Аристотеле, Демокрите и об их учениях.

7). Ещё раз повторяем:

1. Из чего состоят физические тела?

2. Из чего состоит вещество?

3. Из чего состоят частицы вещества?

8). А частичка вещества состоит из очень маленьких частичек. Это было доказано современной наукой.

Эту маленькую частичку назвали "молекула".

Вопрос: Что такое "молекула"?

Запись "Молекула"

Запись - молекула вещества - это мельчайшая частица данного вещества.

9). Представим себе размеры молекулы.

Из-за малых размеров, молекулы невидимы вооружённым глазом или в обычный микроскоп. Но при помощи специального прибора - электронного микроскопа, можно рассмотреть и даже сфотографировать молекулы более крупные.

Ф -7, стр 19, рис 20 фото- расположение молекул белка.

Подсчитано, что в объёме 1см3 воздуха находится около 27 1018 молекул.

Запись в тетради:

Сравнение:

молекула - яблоко - Земля.

Запись: электронный микроскоп.

Работа с учебником.

Запись в тетрадь.

10). Молекула состоит ещё из более мелких частиц - атомов.

Слово "атом" означает - неделимый.

Строение атома вы будете изучать на уроках химии в 8 классе и на уроках физики в 9 классе.

Атомы принято обозначать символами:

"О" атом кислорода

"Н" атом водорода.

(См. на таблицу Д.И.Менделеева)

Самая маленькая частица воды - молекула воды. Она состоит из трёх атомов: двух атомов водорода и одного атома кислорода. (Об этом вы узнаете более полно на уроках химии в 8 классе).

Атом - "неделимый".

Запись в тетрадь.

11). Огромный вклад в ХVIII веке в развитие учения о строении вещества внёс русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов - "Физические тела разделяются на мельчайшие части".

12). Вопрос: Как вы думаете, для чего мы изучаем строение вещества?

Сообщение ученика о М.В. Ломоносове

Запись: М.В.Ломоносов.

Думают.

Дают свои ответы.

Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях. Появилась возможность влиять на происхождение явлений, т. е. помогать управлять этими явлениями.

Зная строение тел, мы ответим на вопросы: почему при нагревании твёрдые тела превращаются в жидкости, а жидкости - в газ?

Почему каучук упругий, а воск мягкий?

Почему две капли воды сливаются в одну, но в тоже время два стальных шарика при ударе отскакивают друг от друга. На эти и другие вопросы мы ответим; зная строение вещества.

Первичное закрепление знаний:

№ 1.Почему стальной шарик свободно проходящий через кольцо, после нагревания застревает в кольце? Что произошло?

Да, это правильно. Вещество состоит из частиц, между которыми есть промежутки. И если частицы удаляются друг от друга, то и объём тела увеличивается. И наоборот, когда частицы сближаются, объём тела уменьшается.

№ 2. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет очень заметно похудела. Священники в панике: Кто-то украл золото? Или это чудо, знамение? Что произошло?

№ 3. Почему локти и коленки одежды быстрее протираются?

№ 4. Почему мел заканчивается?

№ 5. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?

№ 6.. Зачем между плитами бетонного шоссе делают зазоры?

№ 7 Молодой человек и девушка прогуливаются по городу. Проходят мимо ресторана. Девушка говорит:

- Ой, как вкусно пахнет!

- Тебе понравилось? Хочешь, еще раз пройдем?

? Почему запахи распространяются в воздухе?

Учащиеся думают, дают ответы на задачу.

Делают вывод о свойствах молекул.

Запись: есть промежутки между молекулами.

Учащиеся отвечают, высказывают своё мнение.

Слушают оценки и комментарии к ним.

Делают записи в дневниках

5. Рефлексия урока:

1. Что вы нового узнали на этом уроке?

2. Вам это в жизни пригодиться?

3. На уроке вам было интересно работать, слушать учителя, смотреть презентацию?

6. Оценки вам за урок:

  1. 7.Домашнее задание: § 7 - 8, Задачи №46, 49, 52, 55 (устно), № 42* (письменно). Сборник задач по физике для 7-9 классов. В. И. Лукашик .




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание группе 1.

Оборудование: мел, три пробирки с чистой водой, пузырек с марганцовокислым калием, стеклянная палочка.

  1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что можно сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

  2. В пробирку с чистой водой осторожно насыпьте несколько крупинок марганцовки. Размешайте раствор и перелейте небольшое количество окрашенной жидкости во вторую пробирку, затем проделайте то же самое с третьей пробиркой. Сравните цвет раствора во всех трех пробирках. Сделайте вывод о числе частичек марганцовки в третьей пробирке и об их числе в первой пробирке. Оценив размеры кристалликов, брошенных в воду, выскажите свое предположение о размерах мельчайших частиц вещества (молекулах).

Задание группе 2

Оборудование: колба, пробка с трубкой, сосуд с холодной водой, воздушный шар.

  1. Надуйте воздушный шар. Попробуйте уменьшить его объем.

  2. Почему воздушный шар можно сжать? Сделайте вывод.

  3. Вставьте пробку с трубкой в колбу. Охладите колбу, поместив ее в сосуд с холодной водой на несколько минут. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватив ее обеими руками. Что происходит? Объясните наблюдаемые явления.

? На линии телеграфа «Санкт - Петербург - Москва» каждую зиму «пропадает» 100 м провода. Кто похититель?

Задание группе 3

Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, штатив, спиртовка, маркер.

  1. Осторожно закрепите колбу в держателе штатива.

  2. Вставьте в него пробку с трубкой, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку.

  3. Что происходит с уровнем воды в течение 2 - 3 минут? Сообщите учителю об окончании опыта.

  4. Сделайте вывод.

Задание группе 4

Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, 5-копеечная монета, пинцет, спиртовка, металлический шар с кольцом.

  1. Проверьте, легко ли проходит монета между двумя вбитыми в дощечку гвоздями.

  2. Возьмите монету за край пинцетом и подержите ее в пламени спиртовки примерно 1-2 минуты.

  3. Проходит ли теперь монета между гвоздями?

  4. Подождите, пока монета остынет. Повторите попытку.

  5. Сделайте вывод.

Задание группе 5

Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, штатив, спиртовка, маркер.

  1. Налейте подкрашенную воду так, чтобы она попала в трубку, пропущенную сквозь пробку.

  2. Осторожно закрепите колбу в держателе штатива.

  3. Нагревайте колбу вместе с водой. Что наблюдаете?

  4. Сделайте вывод.

? Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?

? При нагревании расширяются как ртуть, так и стеклянный термометр, где ртуть находится. Почему же ртутный столбик в капилляре все же ползет вверх?











© 2010-2022