Урок по физике Сообщающиеся сосуды

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Сообщающиеся сосуды и их применение»


Цели урока:

  • Образовательная: обеспечить усвоение темы через решение учебных задач; продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

  • Развивающая: с помощью опережающего задания активизировать поисково - познавательную деятельность учащихся; формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, способность к самоанализу, рефлексии, критичность мышления.

  • Воспитательная: вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к физике находя примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, изготовить вместе с ребятами оборудование к уроку.

Тип-урока: урок - путешествие.

Оборудование: таблица-карта путешествия, 2 стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой, рыбка с плавничками (для оценивания своих знаний), сообщающиеся сосуды разной формы; слайды: водопровод, шлюз, артезианский колодец, фонтан, водомерное стекло, Петродворец.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой. Слайд с позитивом.

  2. Организационный момент. Активизация знаний.

Ребята! К нам случайно попала старинная карта (карта на доске). Но, оказывается, чтобы ею пользоваться, нужно знать о некоторых исторических событиях, хорошо выучить основные физические понятия, формулы и уметь применять их на практике. Вы подготовились ко всем испытаниям, и сегодня мы с вами отправляемся на поиски клада, в опасное и трудное морское путешествие.

Вот карта островов. Когда -то

фрегаты одного пирата

сюда пристали ночевать

чтоб клад огромный закопать.

Тайник надежно скрыт от глаз

Но пожелтевшая тетрадка

Хранит загадочный наказ

Прочти и разберись в загадке:

По «Бухте величин» шагая,

Все единицы вспоминая, ты каждую соедини

С ее обозначеньем стрелкой-

И добирайся без сомнений

До «Бухты физ.определений».


Урок по физике Сообщающиеся сосудыН

m кг/м3

F см3

р кг

V м/с

S Па

Урок по физике Сообщающиеся сосудым2


  1. Фронтальный опрос.

Занимай места, ребята!

К новой бухте мы спешим.

Там с тобой определенья

По давленью повторим.

Вопросы:

  1. Что такое давление?

  2. Как определить давление, которое я оказываю на пол?

  3. В чем заключается закон Паскаля?

  4. Как увеличить давление? Как уменьшить давление?

  5. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело очень большое давление?

  6. Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной?

  7. Как изменяется давление газа при уменьшении его объема?

  8. В двух разных цилиндрических сосудах налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов? Ответ обоснуйте.

  9. Имеются два сосуда. В один из них налита вода, в другой - керосин. Уровни жидкостей одинаковы. Одинаково ли давление жидкостей на дно сосудов?


  1. Объяснение нового материала.

Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И сосуды изучаем.

А сосуды эти внизу сообщаются

Опыты прекрасные с ними получаются.

(в тетрадях записываем число, тему урока). На интерактивной доске - сообщающиеся сосуды. На рисунке изображено несколько сосудов. Все они имеют разную форму, но одна особенность делает их похожими друг на друга. Какая именно?

Приглядевшись, можно заметить, что отдельные части всех этих сосудов имеют соединение, заполненное жидкостью.

ПРАВИЛО: сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися. (показать наглядно комплект сообщающихся сосудов).

Учебная проблема: Как устанавливаются в сообщающихся сосудах жидкости одинаковой и разной плотности? (плакат)


Однородная жидкость

Разнородная жидкость

р12 (по закону Паскаля)

Урок по физике Сообщающиеся сосуды1gh1=Урок по физике Сообщающиеся сосуды2gh2

Т.к. Урок по физике Сообщающиеся сосуды1=Урок по физике Сообщающиеся сосуды2 след-но

h1=h2

Вывод: в сообщающихся сосудах однородные жидкости устанавливаются на одном уровне (стр. 133, рис.113)

р12 (по закону Паскаля)

Урок по физике Сообщающиеся сосуды1gh1=Урок по физике Сообщающиеся сосуды2gh2

Т.к. Урок по физике Сообщающиеся сосуды1Урок по физике Сообщающиеся сосуды2 след-но

Урок по физике Сообщающиеся сосуды1h1=Урок по физике Сообщающиеся сосуды2h2

Урок по физике Сообщающиеся сосуды1/Урок по физике Сообщающиеся сосуды2=h2 /h1

Вывод: правило (стр. 133, рис.114)


  1. Первичное закрепление нового материала.

(Плакаты) 1. В сообщающиеся сосуды с краном К налита вода. Где давление воды на дно больше, если кран закрыт? Что произойдет, если кран открыть?

2. Кофейники равны по обему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?

Исторические данные: В старину, в ХVI - ХVII вв., вельможи забавлялись кружками «Напейся - не облейся». Они наливали в такую кружку вино и предлагали ее незнакомому гостю. При наклоне кружки вино лилось из проделанных вверху отверстий, попадая не в рот, а на одежду. Получалось, как в присказке: «Мед - пиво пил, да усы лишь обмочил». Но знающие секрет не падали «в грязь лицом».

VI . Закрепление нового материала.

Вот и суша впереди

Кто смелее? Выходи!

И на острове чудесном

Ты задачу нам реши!

Экспериментальная задача: (рисунок на доске)

Определите вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене-вода. (h1=12см., Урок по физике Сообщающиеся сосуды1=1000кг/м3, h2=15см.)

VII . Применение сообщающихся сосудов.(слайды)

  1. «Фонтаны». (Петродворец)

Летят алмазные фонтаны

С веселым шумом к облакам,

Под ними блещут истуканы…

Дробясь о мраморны преграды,

Жемчужиной, огненной дугой

Валятся, плещут водопады.

(А.С.Пушкин)

Сообщение учащегося: Фонтаны - это непременная декорация классического регулярного парка. Наверное, не многим известно, что фонтаны, столь излюбленные 17-18 веках обязаны своим существованием знаменитому греческому механику Герону Александрийскому, ученику Ктесибия, жившему в 1-2 веках н.э. Самыми первыми парковыми ансамблями были - 2 красевейших фонтана с роскошными статуями, это «Версаль», «Петергоф». (зачитать данные из «Книги рекордов Гинесса).

  1. «Водомерное стекло» (модель парового котла)

  2. «Артезианский колодец, гейзеры»

  3. «Шлюзы».

Сообщение учащегося: В 1452 году итальянец Альберти изобрел камерный шлюз (зачитать данные из «Книги рекордов Гинесса»)

  1. «Водопровод».

Мой стих трудом громаду лет прорвет

И явится весомо, грубо, зримо,

Как в наши дни вошел ВОДОПРОВОД,

Сработанный еще рабами Рима.

(В.Маяковский)

Сообщение учащегося: первые водопроводы были сооружены несколько тысяч лет тому назад. В Древнем Египте подземная вода из глубоких колодцев поднималась водоподъемниками и по керамическим и деревянным трубам подавалась потребителям. В Древнем Риме использовалась более сложная система водоснабжения. В Москве централизованный коммунальный водопровод построили в 1804 году. В Алматы первый деревянный водопровод появился в 1933 году, а с 1935 года началось плановое строительство водопроводов. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в Казахстане водопровод из жженой керамики был построен в 10-12 веках в городах Отраре и Таразе.

( зачитать данные из «Книги рекордов Гинесса»)

  1. «Водяной затвор» - устройство слива в умывальнике (раковине).

  2. «Ящик в дне лодки для хранения улова».

  3. «Указатель объема топлива в баке комбайна».

VIII . Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, что нам удалось сегодня на уроке сделать? Каким понятием можно объединить все изученное?

Окончен на сегодня путь,

Пора немного отдохнуть

Клад мы с вами раздобыли-

Сундук знаний получили!

Спасибо за работу всем, но особенно плодотворно работали…..

IХ . Домашнее задание.

Изготовить модель сообщающегося сосуда.

Выходя из класса, оцените сами свою работу на уроке, было ли вам на уроке ИНТЕРЕСНО, все ли было ПОНЯТНО все ли УСВОЕНО - подойдите к нашей «рыбке» и «откусите» от нее по три плавничка.

Книга рекордов Гинесса.

  1. ФОНТАНЫ - самый высокий фонтан - на Фаунтин-Хиллз (США) - был построен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн. долларов. Высота струи - 170 метров. Масса воды - более 8 тонн, скорость течения 236км/ч.

  2. ШЛЮЗЫ. Самый большой шлюз - в Бельгии, в г. Зеебрюгге, его объем 655300м3. Самый глубокий шлюз - Карапатело(Португалия), на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 метров.

  3. ВОДОПРОВОД. Самый протяженный в мире водопровод (563м.) проходит от г. Прета (Австралия) до золотого прииска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 году. Самая высокая водонапорная башня (64м.) была построена в 1965 году в г.Юнион (США). Ее емкость 9462000 литров. Самая протяженная водопроводная сеть (8тыс.км.) в Москве. Ее строительство началось в 1781 году с 16-километрового Мытищинского водопровода, вступившего в строй в 1804 году.

© 2010-2022