Рабочие программы по физике 10-11 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе положения о структуре и содержание рабочих программ педагога по учебному предмету физика и основной образовательной программе школы, по основному общему образованию.

  1. Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


  1. Цели изучения физики

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики. Ознакомление учащихся со специальным разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.


  1. Цель года

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Количество ЛР регламентировано выбранным УМК. Запланировано большое количество тестовых работ с целью подготовки к ЕГЭ.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов: 70ч. в год (2 часа в неделю).

Особое внимание уделено организации «обобщающего повторения», проводимого в 10 - 11 классах в конце I и II полугодия

  • сила и взаимодействие;

  • энергия и ее превращения;

  • строение и свойства вещества;

  • электромагнитное поле;

  • взаимосвязь теории и эксперимента в научном опознании.

Особенностью данной программы является включение в содержание обучения интеграционных полей, состоящих из проблем экологии, применения физической науки в медицине, биологии, математике, технике, экономике, энергетике и т.д. Другой особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечня допускаемых ошибок.

Контрольные работы не ограничиваются заданиями, проверяющими сформированность у учащихся только тех знаний и умений, которые оговорены в «Требованиях…», но и проводить линейную уровневую дифференциацию внутри класса, выявляющую знания и умения, установленные программой. Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 10 - 11 классах, авторской программой Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского и в соответствии с выбранными учебниками:

Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 10» Москва «Просвещение»

Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев «Физика 11»


  1. Методы, формы организации образовательной деятельности:

  • Классноурочная система

  • Лабораторные и практические занятия.

  • Применение мультимедийного материала.

  • Применение интерактивных электронных ресурсов.

  • Решение экспериментальных задач.


  1. Формы контроля

Формы и средства контроля за 10 класс


В ходе изучения курса физики предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, контрольных работ, зачет по итогам 10 класса.

Контрольные работы: 6

Лабораторные работы: 8

КР№1 по теме «Кинематика»

ЛР№1«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».

КР№2 по теме «Законы сохранения»

ЛР№2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости».

КР№3 по теме «Свойства твёрдых тел, жидкостей И газов»

ЛР№3 «Изучение закона сохранения энергии»

КР№4 по теме «Основы термодинамики»

ЛР№ 4,5«Измерение влажности воздуха. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»

КР№5 по теме «Законы постоянного тока»

ЛР№6«Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

Итоговая КР №6

ЛР№7«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

ЛР№8«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».









Формы и средства контроля за 11 класс


В ходе изучения курса физики предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, контрольных работ, зачет по итогам 11 класса.

Контрольные работы: 5

Лабораторные работы:6

КР№1 по теме «Электромагнитная индукция»

ЛР№1 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».

КР№2 по теме «Оптика»

ЛР№2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

КР№3 по теме «Световые кванты. Строение атома»

ЛР№3 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника».

КР№4 по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»

ЛР№4 «Измерение показателя преломления света».

Итоговая КР №5

ЛР№5 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света».

ЛР№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров».







  1. Планируемый результат

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.













  1. Содержание учебного курса

10 класс (70 ч.)

1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (2 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспери­ментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Науч­ный метод познания окружающего мира: эксперимент - гипотеза - модель - (выводы-следствия с учетом границ модели) - критериальный эксперимент. Физическая тео­рия. Приближенный характер физических законов. Моде­лирование явлений и объектов природы. Роль математи­ки в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физиче­ской картине мира.

2. Механика (24 ч) Классическая механика как фундаментальная физи­ческая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Систе­ма отсчета. Координаты. Пространство и время в клас­сической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с посто­янным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное Ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение, вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Рабочие программы по физике 10-11 классРабочие программы по физике 10-11 классДинамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньюто­на. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тя­готения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон со хранения импульса. Реактивное движение. Работа силы Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон со хранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Движение тела по окружности под действием си упругости и тяжести.

  2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газ

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Meнделеева - Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в терм динамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый з кон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-В алъса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процесс в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблем энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавле­ние и отвердевание. Уравнение теплового баланса. фронтальные лабораторные работы

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

  2. Опытная проверка закона Бойля - Мариотта.

  3. Измерение модуля упругости резины.

4. Электродинамика (23 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электриче­ского поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность элек­тростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводни­ков. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. За­кон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электриче­ский ток в металлах. Зависимость сопротивления от тем­пературы. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собствен­ная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электри­ческий ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.


11 КЛАССЫ (70 ч.)


1. Электродинамика (10 ч)

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнит­ной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной ин­дукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле. Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение последовательного и параллельного соедине­ний проводников.

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источ­ника тока.

  3. Определение заряда электрона.

9. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Ю. Изучение явления электромагнитной индукции.

Рабочие программы по физике 10-11 класс5. Колебания и волны (10 ч)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрически колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цеп переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Пер дача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волн Длина волны. Скорость распространения волны. Звук вые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Д фракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принц радиосвязи. Телевидение. Фронтальная лабораторная работа

11. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.




6. Оптика (13 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линз" Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентное Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечное световых волн. Поляризация света. Излучение и спектр Шкала электромагнитных волн. Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение показателя преломления стекла.

  2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

  3. Измерение длины световой волны.

  4. Наблюдение интерференции и дифракции света.

  5. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

7. Основы специальной теории относительности(3 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности.

. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

8. Квантовая физика (15 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэф­фекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электро­нов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элемен­тарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радио­активного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Анти­частицы. Фронтальная лабораторная работа

17. Изучение треков заряженных частиц.

9. Строение и эволюция Вселенной (11 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

10. Обобщающее повторение - (8 ч)














  1. Тематический план.


№ п/п

Количество часов

Тема



10класс

1-2

2

Введение. Основные особенности физического метода исследования

3-26

24

Механика

27-47

21

Молекулярная физика. Термодинамика

48-70

23

Электродинамика



11класс

1-10

10

Электродинамика

11-20

10

Колебания и волны

21-33

13

Оптика

34-36

3

Основы специальной теории относительности

37-51

15

Квантовая физика

52-62

11

Строение и эволюция Вселенной

63-70

8

Обобщающее повторение


  1. Перечень контрольных и лабораторных видов работ.

10класс

Класс, УМК

Дата проведения

Контрольные работы

Дата проведения

Лабораторные работы

Учебник:

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика. 10 класс», М, Просвещение, 2006.

06.10

-

10.10

КР№1 по теме «Кинематика»

22.09

-

26.09

ЛР№1«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».

01.12

-

05.12

КР№2 по теме «Законы сохранения»

29.09

-

03.10

ЛР№2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости».

09.02

-

13.02

КР№3 по теме «Свойства твёрдых тел, жидкостей И газов»

24.11

-

28.11

ЛР№3 «Изучение закона сохранения энергии»

02.03

-

06.03

КР№4 по теме «Основы термодинамики»

02.02

-

06.02

ЛР№ 4,5«Измерение влажности воздуха. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»

04.05

-

08.05

КР№5 по теме «Законы постоянного тока»

16.02

-

20.02

ЛР№6«Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

25.05

-

29.05

Итоговая КР №6

20.04

-

24.04

ЛР№7«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

04.05

-

08.05

ЛР№8«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

ИТОГО

6

8





11класс

Класс, УМК

Дата проведения

Контрольные работы

Дата проведения

Лабораторные работы

Учебник:

Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика. 11 класс», М, Просвещение, 2006.

29.09

-

03.10

КР№1 по теме «Электромагнитная индукция»

08.09

-

12.09

ЛР№1 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».

12.01

-

16.01

КР№2 по теме «Оптика»

29.09

-

03.10

ЛР№2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

09.02

-

13.02

КР№3 по теме «Световые кванты. Строение атома»

06.10

-

10.10

ЛР№3 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника».

09.03

-

13.03

КР№4 по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»

24.11

-

28.11

ЛР№4 «Измерение показателя преломления света».

25.05

-

29.05

Итоговая КР №5

15.12

-

19.12

ЛР№5 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света».

09.02

-

13.02

ЛР№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров».

итого

5

6







Раздел V. Учебно-методическое обеспечение

  • Мякишев Г.Е.. Буховцев Б.Б. Физика.10-11 класс.- М: Просвещение,2004

  • Рымкевич А.П. Сборник задач по физике.10-11 класс Дрофа 2000

  • Степанова Г.Н. Сборник задач по физике

  • Волков В.В. Поурочные разработки по физике Москва « Вако» 2006

  • Марон А.М., Марон Е.А. Контрольные работы по физике 10 -11 классы

  • Поурочное планирование 10-11 класс Просвещение 2007год


© 2010-2022