- Преподавателю
- Физика
- Рабочие программы по физике 10-11 класс
Рабочие программы по физике 10-11 класс
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Спиридонов А.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе положения о структуре и содержание рабочих программ педагога по учебному предмету физика и основной образовательной программе школы, по основному общему образованию.
-
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
-
Цели изучения физики
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики. Ознакомление учащихся со специальным разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
-
Цель года
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Количество ЛР регламентировано выбранным УМК. Запланировано большое количество тестовых работ с целью подготовки к ЕГЭ.
-
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов: 70ч. в год (2 часа в неделю).
Особое внимание уделено организации «обобщающего повторения», проводимого в 10 - 11 классах в конце I и II полугодия
-
сила и взаимодействие;
-
энергия и ее превращения;
-
строение и свойства вещества;
-
электромагнитное поле;
-
взаимосвязь теории и эксперимента в научном опознании.
Особенностью данной программы является включение в содержание обучения интеграционных полей, состоящих из проблем экологии, применения физической науки в медицине, биологии, математике, технике, экономике, энергетике и т.д. Другой особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечня допускаемых ошибок.
Контрольные работы не ограничиваются заданиями, проверяющими сформированность у учащихся только тех знаний и умений, которые оговорены в «Требованиях…», но и проводить линейную уровневую дифференциацию внутри класса, выявляющую знания и умения, установленные программой. Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 10 - 11 классах, авторской программой Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского и в соответствии с выбранными учебниками:
Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 10» Москва «Просвещение»
Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев «Физика 11»
-
Методы, формы организации образовательной деятельности:
-
Классноурочная система
-
Лабораторные и практические занятия.
-
Применение мультимедийного материала.
-
Применение интерактивных электронных ресурсов.
-
Решение экспериментальных задач.
-
Формы контроля
Формы и средства контроля за 10 класс
В ходе изучения курса физики предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, контрольных работ, зачет по итогам 10 класса.
Контрольные работы: 6
Лабораторные работы: 8
КР№1 по теме «Кинематика»
ЛР№1«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
КР№2 по теме «Законы сохранения»
ЛР№2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости».
КР№3 по теме «Свойства твёрдых тел, жидкостей И газов»
ЛР№3 «Изучение закона сохранения энергии»
КР№4 по теме «Основы термодинамики»
ЛР№ 4,5«Измерение влажности воздуха. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»
КР№5 по теме «Законы постоянного тока»
ЛР№6«Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела»
Итоговая КР №6
ЛР№7«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
ЛР№8«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Формы и средства контроля за 11 класс
В ходе изучения курса физики предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, контрольных работ, зачет по итогам 11 класса.
Контрольные работы: 5
Лабораторные работы:6
КР№1 по теме «Электромагнитная индукция»
ЛР№1 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».
КР№2 по теме «Оптика»
ЛР№2 «Изучение явления электромагнитной индукции»
КР№3 по теме «Световые кванты. Строение атома»
ЛР№3 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника».
КР№4 по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»
ЛР№4 «Измерение показателя преломления света».
Итоговая КР №5
ЛР№5 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света».
ЛР№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров».
-
Планируемый результат
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
-
Содержание учебного курса
10 класс (70 ч.)
1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (2 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент - гипотеза - модель - (выводы-следствия с учетом границ модели) - критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.
2. Механика (24 ч) Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное Ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение, вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон со хранения импульса. Реактивное движение. Работа силы Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон со хранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Фронтальные лабораторные работы
-
Движение тела по окружности под действием си упругости и тяжести.
-
Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газ
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Meнделеева - Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в терм динамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый з кон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-В алъса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процесс в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблем энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса. фронтальные лабораторные работы
-
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
-
Опытная проверка закона Бойля - Мариотта.
-
Измерение модуля упругости резины.
4. Электродинамика (23 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
11 КЛАССЫ (70 ч.)
1. Электродинамика (10 ч)
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле. Фронтальные лабораторные работы
-
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
-
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
-
Определение заряда электрона.
9. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Ю. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Колебания и волны (10 ч)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрически колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цеп переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Пер дача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волн Длина волны. Скорость распространения волны. Звук вые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Д фракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принц радиосвязи. Телевидение. Фронтальная лабораторная работа
11. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
6. Оптика (13 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линз" Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентное Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечное световых волн. Поляризация света. Излучение и спектр Шкала электромагнитных волн. Фронтальные лабораторные работы
-
Измерение показателя преломления стекла.
-
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
-
Измерение длины световой волны.
-
Наблюдение интерференции и дифракции света.
-
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
7. Основы специальной теории относительности(3 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности.
. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
8. Квантовая физика (15 ч)
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы. Фронтальная лабораторная работа
17. Изучение треков заряженных частиц.
9. Строение и эволюция Вселенной (11 ч)
Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
10. Обобщающее повторение - (8 ч)
-
Тематический план.
№ п/п
Количество часов
Тема
10класс
1-2
2
Введение. Основные особенности физического метода исследования
3-26
24
Механика
27-47
21
Молекулярная физика. Термодинамика
48-70
23
Электродинамика
11класс
1-10
10
Электродинамика
11-20
10
Колебания и волны
21-33
13
Оптика
34-36
3
Основы специальной теории относительности
37-51
15
Квантовая физика
52-62
11
Строение и эволюция Вселенной
63-70
8
Обобщающее повторение
-
Перечень контрольных и лабораторных видов работ.
10класс
Класс, УМК
Дата проведения
Контрольные работы
Дата проведения
Лабораторные работы
Учебник:
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика. 10 класс», М, Просвещение, 2006.
06.10
-
10.10
КР№1 по теме «Кинематика»
22.09
-
26.09
ЛР№1«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
01.12
-
05.12
КР№2 по теме «Законы сохранения»
29.09
-
03.10
ЛР№2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости».
09.02
-
13.02
КР№3 по теме «Свойства твёрдых тел, жидкостей И газов»
24.11
-
28.11
ЛР№3 «Изучение закона сохранения энергии»
02.03
-
06.03
КР№4 по теме «Основы термодинамики»
02.02
-
06.02
ЛР№ 4,5«Измерение влажности воздуха. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»
04.05
-
08.05
КР№5 по теме «Законы постоянного тока»
16.02
-
20.02
ЛР№6«Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела»
25.05
-
29.05
Итоговая КР №6
20.04
-
24.04
ЛР№7«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
04.05
-
08.05
ЛР№8«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
ИТОГО
6
8
11класс
Класс, УМК
Дата проведения
Контрольные работы
Дата проведения
Лабораторные работы
Учебник:
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика. 11 класс», М, Просвещение, 2006.
29.09
-
03.10
КР№1 по теме «Электромагнитная индукция»
08.09
-
12.09
ЛР№1 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».
12.01
-
16.01
КР№2 по теме «Оптика»
29.09
-
03.10
ЛР№2 «Изучение явления электромагнитной индукции»
09.02
-
13.02
КР№3 по теме «Световые кванты. Строение атома»
06.10
-
10.10
ЛР№3 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника».
09.03
-
13.03
КР№4 по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»
24.11
-
28.11
ЛР№4 «Измерение показателя преломления света».
25.05
-
29.05
Итоговая КР №5
15.12
-
19.12
ЛР№5 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света».
09.02
-
13.02
ЛР№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров».
итого
5
6
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение
-
Мякишев Г.Е.. Буховцев Б.Б. Физика.10-11 класс.- М: Просвещение,2004
-
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике.10-11 класс Дрофа 2000
-
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике
-
Волков В.В. Поурочные разработки по физике Москва « Вако» 2006
-
Марон А.М., Марон Е.А. Контрольные работы по физике 10 -11 классы
-
Поурочное планирование 10-11 класс Просвещение 2007год