План-конспект урока Выталкивающая сила

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями...
Раздел Физика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ

Учитель: Тусинова Ольга Олеговна

Дата: 16.03.2015г.

Тема: Выталкивающая сила.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Вид урока:

Образовательная технология: технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, ИКТ-технология

Организационный момент (2-3 мин)

Здравствуйте, ребята. Я рада вновь приветствовать вас сегодня. Осторожно садитесь на свои места. Как вы уже заметили, на сегодняшнем уроке мы опять будем работать с лабораторным оборудованием. Я напоминаю вам о том, что во время работы необходимо размещать оборудование таким образом, чтобы исключить его падение или опрокидывание. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Помните, что ваша недисциплинированность может привести к травмам.

  1. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся) (7 мин)

  • 2 ученика у доски представляют решение задач, которые были заданы на дом, остальные учащиеся сравнивают решения с образцом, выведенным на экран, оценивают работу одноклассников.(Слайд 1)

  • Фронтальный опрос:

(Вопросы озвучиваются учителем, одновременно дублируются на экране. Ребята работают с учителем и друг с другом, отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников, оценивают друг друга, после чего на экране показывается правильный ответ.)

  1. Что принято называть физическим прибором? (прибор для измерения физических величин)

  2. Что необходимо сделать, прежде чем начать измерять? (Нужно определить цену деления прибора.)

  3. Как определить цену деления шкалы физического прибора? (Чтобы определить цену деления измерительного прибора нужно на шкале найти два ближайших числа, из большего вычесть меньшее, и полученную разницу разделить на число делений между ними)

  4. Что принято называть силой? (Сила - это физическая величина, характеризующая взаимодействие тел)

  5. Какие силы вы уже изучили? (сила тяжести, сила трения, сила упругости, электрические силы, магнитные силы)

  6. Что всегда нужно указывать, когда мы говорим о какой-то силе? (направление, точку приложения, величину, единицу измерения)

  1. Этап постановки целей и задач урока (5 мин)

Рассмотрите внимательно оборудование, которое лежит сейчас перед вами. Что вы видите?

(Динамометр, стакан с водой, два груза)

Все правильно. Для чего вы можете использовать динамометр?

(Динамометр - это прибор для измерения силы.)

Определите цену деления динамометра

(С=0,1 Н)

Я предлагаю сейчас выполнить экспериментальное задание № 1:

  1. С помощью динамометра измерьте силу тяжести, действующую не металлический цилиндр зеленого цвета. Результат измерения запишите в свои тетради.

(Fтяж=1 Н)

  1. Не снимая цилиндр с динамометра, погрузите его стакан с водой. Что происходит с показаниями динамометра?

(Показания динамометра уменьшились: Fтяж=0,9 Н)

Как вы думаете, почему при погружении цилиндра в жидкость показания динамометра уменьшились?

(На тела, погруженные в жидкость, действует сила, которая будет выталкивать тело из жидкости)

Вы абсолютно правы. На груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила. Кто из вас может сформулировать тему урока?

(Выталкивающая сила)

Запишите тему в свои тетради. Что бы хотели узнать о этой силе?

(Как она направлена? Как она обозначается? Какая у нее точка приложения? От чего она зависит? Как можно ее измерить? Кто ее открыл? и т.д.)

(учитель фиксирует вопросы на доске)

Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?

(Изучение выталкивающей силы.)

Молодцы! Давайте попробуем ответить на все ваши вопросы.

  1. Открытие новых знаний (15-17 мин)

Выталкивающая сила была обнаружена древнегреческим философом, ученым, физиком и математиком Архимедом. В честь первооткрывателя выталкивающая сила получила название «сила Архимеда». Опираясь на результат своего эксперимента давайте попробуем сделать вывод о том к чему будет приложена сила Архимеда и куда она будет направлена.

(Сила Архимеда приложена к телу (цилиндру), погружаемому в жидкость и направлена она будет вертикально вверх)

Давайте запишем этот вывод в свои тетради: На тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх.

Обозначается эта сила Fарх и измеряется в ньютонах, как и любая другая сила.

А кто из вас догадался, чему будет равна выталкивающая сила в нашем опыте?

(Fарх=0,1 Н. Для этого мы нашли разность между значениями силы тяжести груза в воздухе и силой тяжести в воде.)

Для того, чтобы ответь на ваш вопрос: «От чего зависит сила Архимеда», я предлагаю выполнить еще несколько заданий. Вы можете выполнить любое на выбор или оба. Желающие могут выполнить оба задания. Обратите внимание. Задания по структуре разные: одно экспериментальное, в другом нужно поработать с таблицей.

Описание заданий лежит на ваших столах (Приложение 1), а так же вы его можете видеть на экране.

(учащиеся работают с приложением 1. Через 3-4 минуты задания фронтально проверяются) (Слайд 4)

  1. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин)

Я предлагаю поиграть в игру: давайте вспомним все, что вы узнали на уроке. Только есть условие: отвечать можно только по поднятой руке. Оценку «5» получит тот, кто окажется последним.

(ответы учащиеся будут давать по очереди, от самых запоминающихся и ярких утверждений до детальных выводов. Предполагается, что последний ученик будет иметь более глубокие и прочные знания)

  1. Рефлексия (2 мин)

В заключение нашего сегодняшнего урока, я попрошу вас продолжить две фразы, записанные на доске

Мне было интересно…

Мне было трудно…

  1. Домашнее задание (1 мин)

Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 68-69, ответить на вопросы стр. 69 устно.

Приложение 1

Задание № 1 (экспериментальное) (Слайд 3)

  1. Измерьте силу тяжести зеленого и черного цилиндров в воздухе Fтяж1.

  2. Измерьте силу тяжести зеленого и черного цилиндров в воде, погружая цилиндры полностью Fтяж2.

  3. Измерьте силу тяжести черного цилиндра, погрузив его только на половину Fтяж2.

  4. Вычислите силу Архимеда, действующую на цилиндры.

  5. Результаты измерений запишите в таблицу

    № п/п

    Fтяж1, Н

    Fтяж2, Н

    FАрх, Н

    1 (зеленый)

    1

    0,9

    0,1

    2 (черный)

    1

    0,8

    0,2

    3 (черный, погруженный на половину)

    1

    0,9

    0,1

  6. Сделайте вывод.

(Сила Архимеда действует не на все тело, а только на погруженную в жидкость часть. Сила Архимеда тем больше, чем больше объем погруженной части)

Задание № 2 (Слайд 4)

Ученик провел эксперимент по изучению выталкивающей силы, действующей на алюминиевый цилиндр, полностью погруженный в жидкость. На экране вы видите результаты его эксперимента. Рассмотрите внимательно таблицу. Как вы думаете, какой главный вывод сделал ученик

п/п

Жидкость

ρ жид, г/см3

V тела, см3

Fарх, Н

1

вода

1

40

0,4

2

масло

0,8

40

0,32

3

спирт

0,8

40

0,32

4

морская вода

1,03

40

0,412

(Из таблицы видно, что ученик проводил эксперимент с телом равного объема, однако погружал это тело в различные жидкости, т.е. в жидкости, имеющие разную плотность. Следовательно можно сделать вывод, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости: чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила)

© 2010-2022