Рабочая программа 7 класс по физике

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

Ливенского района Орловской области

«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждаю»

руководитель ШМО заместитель директора по УР Директор школы

учителей естественно-математического цикла ____________И.А. Ефанова ______ Л.А.Ермолова

_________Т.Я. Ефанова от «29» августа 2015 г. Приказ № 53/ 9 от

Протокол № 2 от « 29» августа 2015 г. «31»августа 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

для 7 класса


2015 - 2016 учебный год



Разработчик программы

учитель физики Лазарева Л.Л.


2015 г.

Пояснительная записка

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике как построение логически последовательного курса изучения физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2012 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

  • Овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.


Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», М., «дрофа», 2011г.

2. В.А. Волков, Поурочные разработки к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс», М., «ВАКО», 2012 г.

З. В.Н.Лукашик, Е.В. Иванова «Сборник задач по физике для 7-9 кл.» М., «Просвещение», 2011 г.

4.Дидактические материалы «Физика-7 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2014 год.

5. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2013г.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение физики в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков, по 68 часов в год.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Должны знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;

  • способны решать следующие жизненно-практические задачи: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ:

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Критерии оценивания тестовых заданий:

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл. За каждое правильно выполненное задание части В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания. Часть С состоит из одной или двух задач, которые нужно решить на отдельном листе бумаги.

Критерии оценки ответа к заданию С

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

  1. Верно записаны формулы, выражающие физические законы;

  2. Приведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному ответу, и представлен ответ.

5

Правильно записаны необходимые формулы, правильно записан ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.

ИЛИ

В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.

3

В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях.

ИЛИ

Не учтено соотношение для определения величины.

2

Максимальное количество баллов

10

Оценка «5» - 80%-100%

Оценка «4» - 60%-80%

Оценка «3» - 40%-60%

Оценка «2» - 0%-40%

Учебно-тематический план

№п/п главы

Тема

Кол-во часов

В том числе к/р

В том числе л/р

1

Введение

5

-

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

-

1

3

Взаимодействия тел.

20

2

3

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

22

1

2

5

Работа и мощность. Энергия.

15

2

2

Итого

68

5

9

Содержание курса физики в 7 классе

Введение. (5 ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Молекулы и атомы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Взаимодействие тел. (20 ч)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействия тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавление тел. Плавление сосудов. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия. (16 ч)

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Учебно-методическое оснащение учебного процесса:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», М., «дрофа», 2011г.

2. В.А. Волков, Поурочные разработки к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс», М., «ВАКО», 2012 г.

З. В.Н.Лукашик, Е.В. Иванова «Сборник задач по физике для 7-9 кл.» М., «Просвещение», 2011 г.

4.Дидактические материалы «Физика 7 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2014 год.

5. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2013г.







Календарно - тематическое планирование по физике 7 класс


N п/п

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата

фактическая

Примечание

Глава I « Введение» (5 часов)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика.

2.09

2.09

2

Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

5.09

5.09

3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

9.09

9.09

4

Физика и техника. Решение задач по теме: «Определение цены деления измерительных приборов».

10.09

10.09

5

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

15.09

15.09

Глава II «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 часов)

6

Строение вещества.

17.09

7

Молекулы и атомы.

22.09

8

Лабораторная рабата №2 «Определение размеров малых тел».

24.09

9

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

29.09

10

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1.10

11

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

6.10

Глава III «Взаимодействие тел» (20 часов)

12

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

8.10

10.10

13

Скорость. Единицы скорости.

13.10

13.10

14

Расчет пути и времени движения.

15.10

15

Инерция.

20.10

16

Взаимодействие тел.

22.10

17

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

27.10

18

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

29.10

19

Плотность вещества.

10.11

20

Лабораторная работа №4 «Определение плотности твердого тела».

12.11

21

Расчет массы и объема тела по его плотности.

17.11

22

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

19.11

23

Анализ контрольной работы. Сила.

24.11

24

Явление тяготения. Сила тяжести.

26.11

25

Сила упругости. Закон Гука.

1.12

26

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

3.12

27

Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

8.12

28

Сила трения.

10.12

29

Трение покоя. Трение в природе и технике.

15.12

30

Лабораторная работа №5 «Измерение силы трения при помощи динамометра».

17.12

31

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

22.12

Глава IV «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (21 часа)

32

Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления.

24.12

33

Способы уменьшения и увеличения давления.

29.12

34

Давление газа.

12.01

35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

14.01

36

Давление в жидкости и газе.

19.01

37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

21.01

38

Сообщающиеся сосуды.

26.01

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

28.01

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

2.02

41

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

4.02

42

Решение задач по теме «Атмосферное давление».

9.02

43

Манометры.

11.02

44

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

16.02

45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

18.02

46

Архимедова сила.

25.02

47

Лабораторная работа №6 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1.03

48

Решение задач по теме «Архимедова сила. Атмосферное давление».

3.03

49

Контрольная работа №3 по теме «Архимедова сила. Атмосферное давление».

10.03

50

Анализ контрольной работы. Плавление тел.

15.03

51

Плавление судов. Воздухоплавание.

17.03

52

Лабораторная работа №7 «Выяснение условий плавления тела в жидкости».

31.03

Глава V «Работа и мощность. Энергия» (16 часов)

53

Механическая работа. Единицы работы.

5.04

54

Мощность. Единицы мощности.

7.04

55

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность».

12.04

56

Простые механизмы. Рычаг.

14.04

57

Момент силы.

19.04

58

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

21.04

59

Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило» механики.

26.04

60

Лабораторная работа №8 «Выяснения условия равновесия рычага».

28.04

61

Коэффициент полезного действия механизма.

3.05

62

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

5.05

63

Превращение одного вида механической энергии в другой.

10.05

64

Лабораторная работа №9 «Определение КПД наклонной плоскости».

12.05

65

Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

17.05

66

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала.

19.05

67

Итоговое тестирование.

24.05

68

Итоговый урок.

26.05


© 2010-2022