- Преподавателю
- Физика
- Урок в 8 классе Влажность воздуха
Урок в 8 классе Влажность воздуха
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фалина Е.С. |
Дата | 04.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
9
Урок физики в 8 классе.
Тема: Влажность воздуха.
Цели:
О: Подвести учащихся к формированию системы знаний об абсолютной и относительной влажности воздуха, устройстве и назначении приборов для измерения влажности воздуха.
Р: Побуждать учащихся к выполнению мыслительных операций: анализа (при заочной экскурсии на метеостанцию города Инзы), синтеза (при изучении материала об учёте влажности в жизни человека), сравнения (при определении относительной влажности воздуха с помощью психрометра, её сравнение с нормальной влажностью воздуха), обобщения (народных примет в предсказании погоды).
В: Способствовать воспитанию аккуратности, эстетических чувств, навыков коммуникативного общения.
Оборудование:
1.Презентация «Экскурсия на метеорологическую станцию города Инзы, расположенную в селе Троицкое».
2. Гигрометр волосной.
3. Конденсационный гигрометр.
4. Психрометры -6 штук.
5. Материалы для экспресс - газеты по теме: «Учёт влажности в жизни человека».
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
ФОПД:
групповая (при выполнении экспериментального задания по определению относительной влажности воздуха в классной комнате);
индивидуальная (при ответах на вопросы).
Методы обучения:
-
Репродуктивный (при ответах на вопросы, при изучении нового материала);
-
Частично-поисковый (при изучении нового материала, при просмотре презентации «Экскурсия на метеостанцию города Инзы»);
-
Исследовательский (при выполнении экспериментального задания по определении относительной влажности воздуха).
Учащиеся должны знать:
-понятие абсолютной влажности воздуха;
-понятие относительной влажности воздуха;
-устройство и назначение психрометра, конденсационного гигрометра, волосного гигрометра;
-назначение службы погоды;
-зачем нужен прогноз погоды;
-какие знания и умения из курса физики необходимы работнику метеослужбы;
-какие приборы расположены на метеостанции;
-как передаются оперативные данные;
Учащиеся должны уметь:
-определять относительную влажность воздуха в классной комнате с помощью психрометра;
-приводить примеры учёта влажности в жизни человека;
-объяснять назначение метеостанции;
-называть, какие сведения собирает метеостанция.
Деятельность
учителя
Деятельность учащегося
время
I. Подготовка к восприятию нового материала.
1.Вступление. Настраивает на активную работу на уроке.
Учитель: Скажите, пожалуйста, кто слушал вчера вечером или сегодня утром прогноз погоды?
Учитель: Зачем нужен прогноз погоды?
Учитель: Попробуем систематизировать ваши ответы.
Прогнозирование, предварительное знание погоды позволяет нам:
-
Одеться по погоде;
-согласно температурному режиму;
-взять зонтик от дождя или солнца;
-надеть шляпку, панамку, чтобы не было солнечного удара;
-подобрать обувь, одежду и т д.
-
Если мы собрались путешествовать, то должны быть уверены в том, что наш рейс на самолёте, автобус или другое транспортное средство не отменят из-за гололёда, шквального ветра, урагана, бури и т д;
-
Можем укрыть свои насаждения на садовом участке, если передали заморозки;
-
Учитываем прогноз погоды во время уборки урожая;
-
Собираемся в туристический поход, и нам необходимо знать, какая погода будет;
2.Учитель: А может быть, вы знаете народные приметы, предсказывающие погоду на будущее?
-Настоящий синоптик - лягушка. Многие жители заметили, что перед началом сезона дождей древесные лягушки выходят из воды и взбираются на деревья для метания икры. Дело в том, что у лягушки кожа очень легко испаряет влагу. В сухой атмосфере кожа быстро обезвоживается, поэтому лягушка, если дело идёт к теплу, сидит в воде. В сырую погоду, когда собирается дождь, она вылезает на поверхность, обезвоживание ей не грозит.
-О приближении холодной погоды заблаговременно сигнализируют человеку пчёлы. На холодную зиму пчёлы залепляют леток, оставляя в нём еле заметное отверстие, а к тёплой зиме он остаётся открытым.
-Рассказывают, что однажды в ясный солнечный день Исаак Ньютон вышел из дома на прогулку и встретил пастуха. Пастух посоветовал учёному вернуться домой, если он не хочет попасть под дождь. Ньютон не послушался, и уже через полчаса промок до нитки.
Удивлённый столь верным предсказанием, Ньютон пожелал выяснить, на основании каких данных пастух узнал о предстоящем ливне. Тот ответил, что ему помог баран, по шерсти которого он определил приближение дождя.
-Легендарный капитан Д.А.Лухманов считал, что моряки обязаны хорошо разбираться в метеорологии. Он написал для молодых флотоводцев стихи-поучения.
Ходит чайка по песку,
Моряку сулит тоску.
И пока не лезет в воду
Штормовую жди погоду.
Когда солнце село в тучу,
Жди моряк, получишь бучу,
Если солнце село в воду,
Жди хорошую погоду.
Если солнце красно к вечеру -
Моряку бояться нечего.
Если красно поутру -
Моряку не по нутру.
- если вечером во время заката солнце закрыто густой облачностью, то утром вследствие перемещения воздушных масс с запада на восток, эта облачность окажется над наблюдателем. Вероятен дождь.
-Вполне обоснованным является и предсказание дождя, когда ласточки береговушки низко летают над водой. Они питаются мелкими мошками, которые перед дождём, сбившись в кучу, находятся у самой воды. Это происходит потому, что в это время воздух очень влажный и намокшие крылья мошек не позволяют им подняться выше.
-Ещё одна примета. Если утром нет росы, то будет дождь.
II.Изучение нового материала.
1. Учитель: Все последние приметы связаны с понятием влажности воздуха.
Различают абсолютную влажность воздуха - это масса водяного пара, содержащегося в 1м3 воздуха. Её ещё называют плотностью водяного пара, упругостью пара. Она обозначается буквой р , измеряется в системе СИ кг/м3.
Относительная влажность воздуха - это физическая величина, равная отношению давления водяного пара к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах.
Формула для расчёта =Р/Р0 100%.
В СИ измеряется в %.
В прогнозе погоды обязательно указывается значение относительной влажности воздуха. Её значение очень важно для живого на Земле.
Нормальным для жизни человека считается воздух с относительной влажностью от 40 до 60%.
Когда окружающая среда имеет температуру>температуры тела человека, это приводит к усиленному потоотделению, что ведёт к охлаждению организма, это помогает человеку. Однако это значительная нагрузка на сердце.
Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха тоже вредна. Это приводит к усиленной потере влаги организмом, что ведёт к его обезвоживанию.
2. Учитель: А сейчас такой вопрос: «Где и как учитывается влажность воздуха?»
-
В кондитерском производстве;
Как вкусны свежие, хрустящие вафли, сухое песочное печенье. А вот отсыревшие вафли, бисквиты, печенье совершенно теряют свои вкусовые качества. Всё дело во влажности. Отсыревшие продукты хранились при повышенной влажности, потому и потеряли свои вкусовые качества. Необходимо учитывать влажность при хранении муки, круп и т д.
-
В овощехранилищах;
Большинство овощей и фруктов созревают осенью. А мы их употребляем в течение всего года. Как сохранить овощи и фрукты?
Правильно, для этого есть погреб, овощехранилище. И здесь есть свои секреты. Для нормального хранения овощей и фруктов необходимо поддерживать определённое значение влажности. Если в хранилище слишком сухой воздух, его необходимо увлажнить, поставить ванночки с водой. Если появилась плесень -повышенная влажность, необходимо включить вентиляцию.
Яблоки при хранении часто заворачивают в газеты, пересыпают опилками. Это делается для того, чтобы излишняя влажность не испортила продукты.
-
В музеях, библиотеках;
Посещая залы музеев, мы с вами восхищаемся чудесными картинами художников, редкими красочными книгами. И совсем не задумываемся о том, какую роль играет влажность воздуха в сохранении этих шедевров.
Для правильного хранения книг и картин нужно, чтобы в зале музея влажность поддерживалась определённого значения. Сотрудники музеев строго следят за этим. Если влажность ниже нормы, ставятся кюветы с водой. При увеличении допустимой влажности, включается вентилятор.
-
При обрабатывании чайного листа;
Известно, что Родиной чая является Китай. Выращенный лист чая необходимо правильно обработать. Лист снимают и сушат в специальных печах, где поддерживают определённую влажность воздуха и температуру, иначе качество чая нарушится.
5. Учитель: Запишем первую часть нашего домашнего задания.
Продолжить список учёта влажности в жизни человека.
III. Выполнение экспериментального задания.
1.Учитель: А сейчас мы с вами определим влажность воздуха в нашей классной комнате с помощью специального прибора, который называется психрометр.
Этот прибор состоит из двух термометров: сухого и увлажнённого с резервуаром, покрытым увлажнённой тканью. Снимаются показания сухого термометра и увлажнённого. Затем определяется разница в показаниях. По таблице, которая расположена на корпусе прибора, берём столбец, соответствующий разности показаний термометров, и строку, соответствующую показанию сухого термометра. В месте пересечения находится число относительной влажности воздуха.
Работать будем группами.
И попробуем определить значение относительной влажности воздуха в классе.
Сделаем вывод о допустимости полученного значения влажности.
Учитель: Есть, ребята, другие приборы для определения влажности воздуха.
Перед вами волосной гигрометр. (показывает его).
Работа гигрометра основана на свойстве обезжиренного волоса изменять длину в зависимости от влажности воздуха.
Такой прибор используют для определения влажности воздуха на улице в любое время года.
Перед вами конденсационный гигрометр.
(показывает его).
Состоит из коробочки, одна стенка которой отполирована, внутри коробочка полая. В неё наливают эфир и вставляют термометр. Коробка соединена резиновым шлангом с грушей, с помощью которой нагнетают в коробочку воздух. Эфир испаряется, на блестящей поверхности появляются капельки росы. В этот момент фиксируют температуру, её называют точкой росы. По таблице находят давление и по формуле рассчитывают влажность воздуха.
Какой прибор, на ваш взгляд наиболее удобен в обращении, более точен в определении значения влажности?
IV. Экскурсия на метеостанцию.
1.Учитель: Метеостанцию не встретишь в центре города, зачастую она расположена где-то на окраине, и поэтому, мы редко задумываемся даже о том, есть она в нашем городе, или нет. Но тем не менее метеостанция незаменима в нашей повседневной жизни и у нас в районе метеостанция есть.
Я приглашаю вас на экскурсию в село Троицкое на метеостанцию города Инзы.
Прошу вас зафиксировать в ваших тетрадях названия приборов, которые вы увидите на метеостанции.
(идёт презентация)
V.Итог урока.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Учитель: Я думаю, что теперь каждый из вас сможет подтвердить вопрос актуальности прогноза погоды, назвать народные приметы, предсказывающие погоду, сказать, что такое влажность, определить её с помощью психрометра. Рассказать чем занимаются сотрудники метеостанции.
Кто хочет шагнуть в этом вопросе дальше, прошу обратить внимание на материал, помещённый в этом выпуске экспресс-газеты.
И вторая часть домашнего задания параграф 35 вашего учебника.
Первую часть напоминаю. Продолжить список учёта влажности в жизни человека.
До свидания. Успехов в поиске новой информации.
-Отвечают на вопрос, поставленный учителем. Пытаются вспомнить, какие параметры передаются в прогнозе погоды.
-Отвечают на вопрос учителя, стараются связать информацию синоптиков с жизненными ситуациями, приводят различные примеры.
-Помогают учителю систематизировать прослушанную информацию, высказывают своё мнение, проявляют эрудицию, находчивость, начитанность, своё внимание.
- приводят различные примеры из своей жизни, жизни окружающих, прочитанное в литературе, увиденное по телевизору и т д.
-Записывают тему урока в тетрадь.
Влажность воздуха.
Слушают учителя, записывают условное обозначение абсолютной влажности, единицу её измерения в СИ.
-Записывают формулу относительной влажности, единицы измерения в СИ.
-Запоминают нормальное значение влажности для живого на Земле.
- фиксируют в своих тетрадях основные варианты ответов своих товарищей.
Принимают участие в диалоге с учителем.
-записывают задание.
-слушают учителя, запоминают устройство и назначение психрометра.
Рассматривают прибор.
- определяют состав группы, распределяют обязанности, снимают показания приборов, работают с таблицей, записывают значение влажности в тетрадь.
Делают вывод о значении влажности, соответствии её допустимой норме, путях подведения значения влажности к допустимому значению.
-рассматривают приборы, слушают учителя, запоминают устройство, принцип работы приборов.
-дают ответы, стараются прийти к единому мнению, обобщают полученные знания.
-смотрят презентацию, записывают в тетрадь названия приборов, знакомятся с историей образования метеостанции.
-отвечают, обобщают полученные знания и умения, подводят итог тому, что услышали и увидели.
-смотрят на материал экспресс-газеты.
-записывают задание в дневник.
3 мин
7 мин
4 мин
4 мин
2 мин