Моделирование урока с использованием технологии проектной деятельности

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



« Моделирование урока или внеурочного занятия с использованием технологии проектной деятельности как формы сотрудничества»



Шашловой Татьяны Александровны



г. Клин



2015 г.















Важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников, т.е. выполнение творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности.

В ходе занятий на элективных курсах по физике в 9-ом классе учащимся был предложен проект «Трение». В течение 2-х месяцев учащиеся исследовали все факторы, от которых зависит сила трения, информацию обобщили, систематизировали и представили в виде таблиц, графиков, спроектировали и создали своими руками серию демонстраций, которые теперь я использую на уроках как наглядное пособие по теме «Трение» в 7 и 10 классах.

Краткое описание работы над проектом «Трение».

Цель проекта: выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни, как человек получил знания об этом явлении, какова его природа.

Задачи: проследить исторический опыт человечества по использованию и применению этого явления; провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения; продумать и создать демонстрационные эксперименты, доказывающие зависимость силы трения от силы нормального давления, от свойств соприкасающихся поверхностей, от скорости относительного движения.

По стоящим перед ними задачам, учащиеся разделились на несколько групп: группа исследователей общественного мнения; группа теоретиков; группа экспериментаторов; группа конструкторов.

У каждой группы были свои цели, на выполнение которых они сами искали материал, выполняли и обрабатывали результаты.

Группа исследователей.

Цель: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни; ответить на вопрос: «Что мы знаем об этом явлении?».

Группа изучала пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляется сила трения покоя, качения, скольжения, изучала человеческий опыт в применении трения, способов борьбы с трением. Группа провела небольшой социологический опрос жителей пос. Чайковского и обработала анкеты, представив результаты по следующим направлениям: что простые граждане знают о трении, как относятся к гололеду, скользким тротуарам и дорогам, пожелания для изменения ситуации.

Группа теоретиков.

Цель: изучить природу сил трения; исследовать факторы, от которых зависит трение; рассмотреть виды трения.

Группа рассказала о разных видах трения: покоя, качения, скольжения; что об этом думали ученые в разные времена, и какую информацию предоставляют современные ресурсы. Представили историческую справку о возникновении силы трения.

Группа экспериментаторов.

Цель: выяснить зависимость силы трения скольжения от следующих факторов:

- от нагрузки;

- от площади соприкосновения трущихся поверхностей;

- от трущихся материалов (при сухих поверхностях).

В ходе работы свои результаты учащиеся представили в виде таблиц и графиков, проделывая эксперименты с оборудованием из кабинета физики.

Группа конструкторов.

Цель: создать демонстрационные эксперименты; объяснить результаты наблюдаемых явлений.

Изучив литературу, учащиеся этой группы отобрали несколько опытов, которые решили провести сами. В качестве приборов и инструментов они взяли скрипку, канифоль и деревянную линейку.

После всей проделанной работы учащиеся 9 класса представили свой проект на Дне науки в школе и сделали выводы по результатам своей работы.

Анализ данного проекта.

Учебный проект - это самостоятельное решение группой учащихся какой-либо проблемы и общественная презентация этой идеи. Учащиеся 9 класса выполняли проект «Трение и его значение в жизни человека». По длительности - среднесрочный проект; по числу учеников - групповой. По видам деятельности - это информационно-исследовательский проект с элементами практико-ориентированного, т.к. одна группа учащихся поставила перед собой задачу: создание новых демонстрационных опытов.

Во время работы над проектом знания учеников были расширены и углублены. Учащиеся самостоятельно попытались объяснить природу силы трения, объяснить сущность явления трения, выяснить факты, от которых зависит трение.

Виды деятельности, которые были использованы учениками:

- самостоятельный поиск, анализ и выбор информации, использование различных источников информации;

- представление результатов в виде таблиц, графиков;

- проектирование и изготовление, создание, подбор экспериментального оборудования;

- умение излагать свою точку зрения, развивать её, отстаивать в споре, беседе в группе;

- умение оценивать, анализировать результаты работы других и свои собственные.

Цели проекта, которые были поставлены, достигнуты, задачи выполнены.

Роль учителя (моя) - направляющая, консультирующая и контролирующая для группы экспериментаторов.

Проектная работа получила положительную оценку комиссии.



© 2010-2022