Применения интерактивных методов обучения на теоретических занятиях в колледже

Интерактивное обучение - это обучение через опыт.  Есть еще одно определение интерактивного обучения - «обучение, погруженное в процесс общения», т.е. основанное на взаимодействии студента с другими учащимися и с педагогом. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, боль...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серимбетова Р.Т. старший преподаватель кафедры «Общеобразовательных дисциплин» колледжа при Академии экономики и права


Применения интерактивных методов обучения на теоретических занятиях в колледже

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства» четко закреплено: «Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих» [1, 30-31]. Одним из направлений улучшение качества юридического образования является активное внедрение в учебный процесс инновационных технологий. Инновационные подходы к образованию являются не просто «данью времени», а стержнем развития образовательной системы, так как требуют актуализации теоретических подходов, творческих и прогностических способностей, выработки совместных действий, высокой конкурентоспособности, ориентированности на достижения. На сегодняшний день к сожалению, качество юридического образования часто не соответствует реалиям нашего времени и находится на низком уровне. Ежегодно выпускается значительное количество юристов, не востребованных практикой, не нашедших применение своим профессиональным знаниям в силу их ненадлежащего качества. Поэтому внедрение в учебный процесс юридических вузов современных технологий и в первую очередь интерактивных методов, безусловно, повысит уровень профессиональной подготовки будущих юристов, улучшит качество юридического образования в целом, позволит добиться более широкого признания нашего юридического образования за рубежом [2, 42]. Термин «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка ( «interactive»: «inter» означает «между», «меж», «active»- от «act»- действовать, действие.) Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Есть еще одно определение интерактивного обучения - «обучение, погруженное в процесс общения», т.е. основанное на взаимодействии студента с другими учащимися и с педагогом. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры («судебное заседание и пр.»), деловые игры, обучающие и метафорические упражнения.

Процесс интерактивного общения включает в себя:

- Переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенной ситуации);

- осмысление полученного опыта;

- обобщение;

- применение на практике. В педагогике традиционно различают несколько моделей обучения: - пассивная - студент выступает в роли «объекта» обучения; - активная - студент выступает «субъектом» обучения, обучаясь в процессе выполнения самостоятельных, творческих заданий; - интерактивная - постоянное взаимодействие обучающихся друг с другом и с обучающим. При интерактивном подходе обучающий и обучающиеся признаются равноправными субъектами обучения, в процессе которого просто невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех участников учебной познавательной деятельности. В современном педагогическом пространстве интерактивные методы трактуются как система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся (студентов) между собой и обучающим (преподавателем) в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний [3, 51-52]. Задачами интерактивных форм обучения являются: - пробуждение у обучающихся интереса; - эффективное усвоение учебного материала; - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - установление воздействия между студентами ­ - умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова; - формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента. Метод - способ построения и обоснования системы научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методах - методологии. К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: - дискуссия; - эвристическая беседа; - «мозговой штурм»; - ролевые, «деловые» игры; - тренинги; - кейс-метод; - метод проектов; - исследовательский метод; - групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

Внедрение инновационных технологий и прежде всего интерактивных методов обучения, направленных на воспитание творческой активности и инициативы студентов, позволяет максимально разнообразить учебный процесс и мобилизовать интеллектуальный потенциал обучаемых. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний являются активные методы обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме. Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. В учебном процессе колледжа Академии экономики и права например, активно используются проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции в форме пресс-конференции, которые имеют целый ряд преимуществ по сравнению с традиционной лекцией. Лекции нетрадиционной формы проведения. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для ответа на не проблемный вопрос существует правило, которое нужно знать. Лекция-визуализация. Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Лекция вдвоем. В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п. Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. При представлении двух источников информации задача студентов - сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою. Лекция с заранее запланированными ошибками. Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов. Лекция-пресс-конференция. Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Лекция-беседа. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории. Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

Список литературы:

  1. Послание Президента Республики Казахстан - лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 2012 г.) 2013. - 48 стр.

  2. Некрасов С. Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление: практика и анализ.М, 2003. № 1. С. 42-45.

  3. Куаналиева Г.А. Соотношение классических и инновационных методов преподавания: на опыте юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби: Материалы научно-методического семинара, 2012 г., 4 октября - Алматы: КазНУ имени аль-Фараби, 2012. - 84 стр.

6

© 2010-2022