- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса по физике Краткий курс по истории физики (9 класс)
Программа элективного курса по физике Краткий курс по истории физики (9 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шлемова Л.Н. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Шлемова Людмила Николаевна
Учитель физики «МОУ СОШ №1 г.Юрюзань»
Программа элективного курса по физике
9 класс
«Краткий курс по истории физики»
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Поскольку количество часов ограниченно, то будут отражены те вопросы, знание которых необходимо для решения воспитательных и образовательных задач в процессе преподавания физики в 9 классе.
Сюда относятся, прежде всего, история развития механики, электричества и магнетизма, развитие волновой теории света и история развития атомной физики во второй половине XIX - первой половине XX вв.
Цель курса:
-
Удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого учащегося;
-
Расширение кругозора школьников и углубление знаний по основным темам курса.
Задачи курса:
-
Вооружить учащихся историческими знаниями о физических открытиях;
-
Углубить знания учащихся путем раскрытия основных физических понятий, законов , теорий в их историческом развитии;
-
Сделать преподавание физики более интересным и тем самым способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучению предмета;
-
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых физиков, факты из биографий которых, могут быть использованы в целях патриотического воспитания учащихся;
-
Способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Виды деятельности: чтение, доклады, сообщения, конспектирование, выступления.
Учащиеся на занятиях получат возможность:
-
Работать с научно - популярной литературой:
-
Делать сообщения:
-
Обобщать, выделять главное:
-
Проводить опыт и описывать его:
-
Выступать перед аудиторией;
-
Конспектировать:
-
Систематизировать.
Учащиеся должны знать имена ведущих русских ученых в данных областях физики и как влияет развитие общества на уровень научных исследований.
Учащиеся под руководством учителя готовят сообщения и затем выступают перед учащимися на уроках. Эта работа оценивается по пятибалльной шкале. Достижения учащихся на элективных курсах, выраженные в баллах, заносятся в состав накопительной оценки - портфолио.
Список литературы для занятий:
-
Блудов М.И. «Беседы по физике», Москва-1964г.
-
Кудрявцев П.С. «Курс истории физики», Москва «Просвещение», 1974г.
-
Усова А.В. «Краткий курс истории физики», Челябинск, 1995г.
Журналы: «Техника молодежи», «Физика в школе», «Наука и жизнь».
Тематическое планирование
№
Дата проведения
Тема занятия
Содержание занятия
1/2
Создание основ классической физики
Основные этапы жизни деятельности Г. Галилея. Галилей - создатель основ кинематики. Открытие Галилеем законов свободного падения.
3/4
Ньютон и его «Математические начала натуральной философии»
Вклад Ньютона в развитие механики.
Три закона механического движения.
5/6
Борьба за гелиоцентрическую систему мира
Научная революция Коперника.
Джордано Бруно.
Кеплер. Закон всемирного тяготения
7/8
Развитие учения об электричестве и магнетизме в 18 веке( до Фарадея и Ампера)
Открытие Петербургской академии наук, ее роль в развитии научных исследовании в России.
О. Герике.
Ф. Франклин.
Г. Рихман.
9/10
Развитие учения об электричестве и магнетизме в 18 - 19 вв. (до Фарадея и Максвелла)
Развитие учения об электричестве в трудах Гальвани, Вольта, Деви, В. Петрова на рубеже 18 - 19 столетий, предпосылки к созданию основ электродинамики.
11
Развитие учения об электричестве и магнетизме в 18 - 19 вв. (до Фарадея и Максвелла)
Начало создания основ электродинамики (Эрстед, Ампер, Араго, Ом).
12
Возникновение и развитие теории электромагнитного поля ( 19 веке.)
Исследование по электромагнетизму М. Фарадея. Открытие явления электромагнитной индукции. Зарождение идеи поля и взаимодействия поля с веществом.
13
Возникновение и развитие теории электромагнитного поля ( 19 веке.)
Исследование по электромагнетизму М. Фарадея. Исследование Э. Х. Ленца в области электромагнетизма, теоретическое обобщение Ленцем исследований по электромагнитной индукции.
14
Развитие учения о свете. Развитие оптики в 19 веке.
Создание начал волновой оптики и первых оптических приборов.
15
Развитие учения о строении вещества в конце 19 - начале 20 веков. Начало развития атомной физики
Предпосылки к созданию теории строения атома. Построение модели атома (модели Томсона).
16
Развитие физики во второй половине 20 века.
Основные итоги развития физики в послевоенные годы.
17
Развитие атомной физики во второй половине19 - первой половине 20 века.
Проблемы атомной энергетики: ее состояние и перспективы.