- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах
Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андриешина Е.Н. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель физики: Андриешина Елена Николаевна
На уроке вводятся понятия «количества теплоты», «удельная теплоемкость» на основе приобретенных раннее знаний. На основе опытов из жизненной практики дается возможность учащимся сделать самостоятельно выводы о зависимости количества теплоты от других физических величин, характеризующих тепловой процесс. Интересными для учащихся являются задания о переводе фраз на язык «физики». Результатом учебных действий является развитие умений учащихся делать более общие выводы - закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Тема. Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах.
Цель: ввести понятие «количество теплоты», «удельная теплоемкость тела»; развивать умение делать выводы и получать знания из разных источников (таблица, формулы, опыт, рисунок), показать на опыте связь теории с практикой.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА.
-
Организационные моменты.
-
Проверка домашнего задания.
-
Что называют внутренней энергией тела?
-
Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?
-
Какие виды теплопередачи вы знаете?
-
Изучение нового материала.
Беседа.
Вследствие теплопередачи внутренняя энергия тела или увеличивается, или уменьшается. Это изменение в физике называют количеством теплоты.
Запись в тетради: количество теплоты - энергия тела, которую тело теряет или приобретает вследствие теплопередачи.
Задание 1. Необходимо перевести на язык «физики» следующие фразы:
-
- кастрюля нагрелась на огне = кастрюле передано определенное количество теплоты;
-
- песок пляжа нагрелся под лучами солнца = песок получил определенное количество теплоты;
-
- чай остыл в стакане = чай отдал определенное количество теплоты;
-
- утюг остыл = утюг выделил определенное количество теплоты.
Демонстрации:
-
Нагревание воды одинаковой массы.
-
Нагревание воды до разной температуры.
-
Нагревание води и подсолнечного масла одинаковой массы.
Вопрос классу.
-
Что требует больше энергии для нагревания на 1 - стакан воды или чайник воды?
-
Что выделит больше тепловой энергии - один нагретый кирпич или кирпичная печь, нагретая до такой температуры?
-
В каком случае будет необходимо больше энергии - при нагревании 1 кг воды на 1 или на 10 ?
-
В каком случае стакан кипятка выделит больше энергии - при остывании до 80 или до комнатной температуры?
Вывод: количество теплоты, необходимое для изменения температуры тела, зависит от рода вещества, с которого изготовлено тело, от массы тела и от изменения его температуры.
Q = cm(t2 - t1)
с - удельная теплоемкость тела; табличное значение.
Задание 2: Опишите физическую величину «удельная теплоемкость» по плану.
-
Название величины.
-
Обозначение.
-
Что показывает.
-
Формула для вычисления.
-
Единица измерения.
-
Что означает эта величина.
Вопрос классу. Работа с таблицей учебника.
-
Определить удельную теплоемкость алюминия, железа.
-
Что означает утверждение: «Удельная теплоемкость алюминия 920 »?
-
У какого вещества массой 1 кг больше изменяется энергия молекул при изменении температуры на 1 ?
-
У какого из двух тел одинаковой массы (например, у серебра или меди) будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?
-
Что выделит больше энергии, остывая на 1 - 1 кг воды или 1 кг спирта?
Закон сохранения энергии в тепловых процессах:
-
Механическая и внутренняя энергии тел могут превращаться друг в друга.
-
При теплообмене в системе контактирующих тел количество теплоты сохраняется.
-
Энергия не исчезает и не создается из ничего. Она только превращается из одного вида в другой, при этом полное значение ее сохраняется.
-
Закрепление нового материала.
-
В два одинаковых стакана с кипятком опустили ложки: в первом случае - алюминиевую, а в другом - серебряную. Масса ложек одинакова. В каком стакане вода быстрее остынет?
-
Где в быту используется большая удельная теплоемкость воды?
-
Почему близость водоемов влияет на температуру воздуха?
-
Что необходимо знать, чтобы рассчитать количество теплоты, что выделит тело при охлаждении?
-
Итог урока. Лестница успеха.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § , дидакт. материал - решить