• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах

Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физики: Андриешина Елена Николаевна

На уроке вводятся понятия «количества теплоты», «удельная теплоемкость» на основе приобретенных раннее знаний. На основе опытов из жизненной практики дается возможность учащимся сделать самостоятельно выводы о зависимости количества теплоты от других физических величин, характеризующих тепловой процесс. Интересными для учащихся являются задания о переводе фраз на язык «физики». Результатом учебных действий является развитие умений учащихся делать более общие выводы - закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Тема. Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах.

Цель: ввести понятие «количество теплоты», «удельная теплоемкость тела»; развивать умение делать выводы и получать знания из разных источников (таблица, формулы, опыт, рисунок), показать на опыте связь теории с практикой.

Тип урока: усвоение новых знаний.

ХОД УРОКА.


  1. Организационные моменты.

  2. Проверка домашнего задания.

  • Что называют внутренней энергией тела?

  • Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?

  • Какие виды теплопередачи вы знаете?

  1. Изучение нового материала.

Беседа.

Вследствие теплопередачи внутренняя энергия тела или увеличивается, или уменьшается. Это изменение в физике называют количеством теплоты.

Запись в тетради: количество теплоты - энергия тела, которую тело теряет или приобретает вследствие теплопередачи.

Задание 1. Необходимо перевести на язык «физики» следующие фразы:

  • - кастрюля нагрелась на огне = кастрюле передано определенное количество теплоты;

  • - песок пляжа нагрелся под лучами солнца = песок получил определенное количество теплоты;

  • - чай остыл в стакане = чай отдал определенное количество теплоты;

  • - утюг остыл = утюг выделил определенное количество теплоты.

Демонстрации:

  1. Нагревание воды одинаковой массы.

  2. Нагревание воды до разной температуры.

  3. Нагревание води и подсолнечного масла одинаковой массы.

Вопрос классу.

  • Что требует больше энергии для нагревания на 1Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах. - стакан воды или чайник воды?

  • Что выделит больше тепловой энергии - один нагретый кирпич или кирпичная печь, нагретая до такой температуры?

  • В каком случае будет необходимо больше энергии - при нагревании 1 кг воды на 1 Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах. или на 10 Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах. ?

  • В каком случае стакан кипятка выделит больше энергии - при остывании до 80Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах. или до комнатной температуры?

Вывод: количество теплоты, необходимое для изменения температуры тела, зависит от рода вещества, с которого изготовлено тело, от массы тела и от изменения его температуры.

Q = cm(t2 - t1)

с - удельная теплоемкость тела; табличное значение.

Задание 2: Опишите физическую величину «удельная теплоемкость» по плану.

  1. Название величины.

  2. Обозначение.

  3. Что показывает.

  4. Формула для вычисления.

  5. Единица измерения.

  6. Что означает эта величина.

Вопрос классу. Работа с таблицей учебника.

  • Определить удельную теплоемкость алюминия, железа.

  • Что означает утверждение: «Удельная теплоемкость алюминия 920 Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах. »?

  • У какого вещества массой 1 кг больше изменяется энергия молекул при изменении температуры на 1 Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах. ?

  • У какого из двух тел одинаковой массы (например, у серебра или меди) будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?

  • Что выделит больше энергии, остывая на 1 Конспект урока по физике на тему Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела. Закон сохранения в тепловых процессах. - 1 кг воды или 1 кг спирта?

Закон сохранения энергии в тепловых процессах:

  • Механическая и внутренняя энергии тел могут превращаться друг в друга.

  • При теплообмене в системе контактирующих тел количество теплоты сохраняется.

  • Энергия не исчезает и не создается из ничего. Она только превращается из одного вида в другой, при этом полное значение ее сохраняется.

  1. Закрепление нового материала.

  • В два одинаковых стакана с кипятком опустили ложки: в первом случае - алюминиевую, а в другом - серебряную. Масса ложек одинакова. В каком стакане вода быстрее остынет?

  • Где в быту используется большая удельная теплоемкость воды?

  • Почему близость водоемов влияет на температуру воздуха?

  • Что необходимо знать, чтобы рассчитать количество теплоты, что выделит тело при охлаждении?

  1. Итог урока. Лестница успеха.

  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § , дидакт. материал - решить


© 2010-2022