- Преподавателю
- Физика
- Тестирование — объективная оценка качества обучения физике
Тестирование — объективная оценка качества обучения физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сальникова С.А. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Качество становится символом тех изменений,
которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества».
А.И. Субетто
Тестирование - объективная оценка качества обучения физике
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации в области образования понятие «качество образования» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
Одним из показателей качественного образования по физике является успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по предмету. В связи с этим актуальным стало использование на уроках физики тестов.
Тестовая проверка знаний является наиболее технологической и экономичной формой контроля знаний учащихся по физике, позволяет качественно измерить уровень знаний учащихся.
Но существуют мнения, что тесты не могут проверить умение синтезировать знания. Они дают подсказки в виде вариантов ответов и преимущество натасканным школьникам перед творчески мыслящими. Но сегодня тест - это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространенный метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности. Тест вместе с тем - эта особая система заданий и вопросов, на которые должен ответить учащийся.
На уроках физики, как правило, используются педагогические, как средство контроля знаний и умений, притом средство прогрессивное.
Многие учителя могут самостоятельно составлять небольшие диагностические задания в виде тестов для осуществления быстрой обратной связи, с целью отслеживания качества усвоения учебного материала, индивидуального темпа продвижения ученика по усвоению нового знания. Ознакомив учеников с типовыми конструкциями тестовых заданий, учитель сможет сформировать у них необходимые навыки выполнения тестовых заданий, и они практически не будут тратить время на понимание инструкции по их выполнению. Во время таких тренировок отрабатываются соответствующие навыки самоконтроля, формируются навыки мыслительной деятельности, умение мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями.
При этом основную часть работы с целью тренировки желательно проводить в случаях не столь эмоционально напряженных как экзамен или контрольная работа. Это может проходить в форме домашнего задания, самопроверки, взаимопроверки.
Чаще всего в школах используют готовые тесты, составленные специалистами. В настоящее время издается множество сборников тестовых заданий, которые учитель может использовать в работе с учащимися целиком или частично.
К тестам обращаются при:
-
изучении нового - для актуализации знаний, на которые нужно опереться (для этого проводят тесты - минутки);
-
текущем контроле - для проверки усвоения проходимого материала (применяют также тесты - минутки);
-
экзаменационной аттестации.
Но весьма полезны тесты, составленные самими учащимися.
Ценность их определяют две причины:
во-первых, они нужны в школе и в классе как средство контроля,
во-вторых, при их создании происходит осмысление изученного, развитие комплекса мыслительных операций, умение работать с информацией и перекодировать ее, формулировать вопросы.
Тесты должны обладать следующими качествами (дидактические требования):
-
Быть валидными, т.е. измерять именно тот показатель знаний или умений, который нужен,
-
однозначными, т.е. все читающие их должны одинаково понимать условие,
-
простыми, т.е. каждое задание должно содержать один вопрос,
-
достоверными, т.е. быть в русле научных представлений,
-
соответствующими учебной программе, т.е. содержать только изученные по программе термины, формулировки;
-
выполняться на основе пройденного материала.
Варианты должны быть одинаковыми по трудности.
Важными достоинствами тестов являются полнота проверки знаний и умений учащихся, обнаружение развития способностей учащихся, объективность определения уровня достижений учащихся, возможность обоснованного перевода количества правильных ответов на вопросы теста в оценку.
Поэтому каждому учителю в повседневной работе необходимо использовать элементы тестовых технологий в сочетании с другими традиционными формами оценки качества знаний учащихся.
По мнению ученых подобные психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в стрессовой ситуации.
Тестирование использую для корректировки и контроля знаний, при изучении нового материала, повторения, закрепления изученного. Для повышения эффективности данной методики необходимо:
-
применение тестов в системе;
-
при составлении конспекта урока планировать этап, на котором было бы логично проведение теста;
-
не выполнять тесты без предварительной проверки теоретических знаний учащихся;
-
использовать разноуровневые тесты.
-
обеспечить самостоятельность.
Современный ученый педагог Марк Поташник определяет " Качество образования - это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты".
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся:
1. Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
2. Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте « на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.
3. Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.
4. Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
5. Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте.
6. Будьте предельно откровенны.
7. Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите
8. Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.