Календарно тематическое планирование по физике 10 классов

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно тематическое планирование по физике 10 классов составлено на основе

  1. Рабочей программы по физике 10 класса.

10 класс: 2 часа в неделю

34 часа в 1-ом полугодии

38 часов во 2-ом полугодии

72 часа в год

Используется учебник « Физика-10»: авторы Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев,

Н. Н. Сотский, издательство М.

« Просвещение»,2014 г.

Первое полугодие

Тема урока

Цель

Планируемые результаты

Повторение ( 4 часа)



1

Законы взаимодействия и движения тел.

Систематизировать знания учащихся за курс основной школы. Повторить законы движения и взаимодействия тел

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

2

Механические колебания и волны. Звук.

Повторить понятия «колебание», «волна». Основные характеристики и свойства механической волны.

Физическая величина - характеристика материальных объектов. Пространственно- временные характеристики материи

3

Решение задач на расчет скорости , ускорения, перемещения.

Научить глубже разбираться в физических закономерностях и уметь применять их в практической деятельности.

Понимание того, что практика - база научного познания и служит в обучении критерием истины

4

Диагностическая контрольная работа №1

Контроль знаний за курс основной школы .

Развитие мыслительной деятельности и формирование вычислительных навыков


Кинематика ( 9 ч.)


п.Кинематика точки

5/1

Анализ к/р. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве

Работа над ошибками. Повторить понятие «вектор», «проекция вектора». Сформулировать правила действия с векторами

Овладение способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

Векторные величины. Проекция вектора на ось.

6/2

Способы описания движения. Системы отсчета. Перемещение

Объяснить способы описания движения. Сформулировать понятия «перемещение», « модуль перемещения». Вывести формулу для расчета скорости равномерного прямолинейного движения

Развитие знаний о законах равномерного прямолинейного движения

Скорость равномерного прямолинейного движения

7/3

Уравнение равномерного прямолинейного движения точки

Вывести в векторной форме уравнение равномерного прямолинейного движения. Сформулировать понятие «мгновенной скорости». Рассмотреть способы сложения скоростей.

Развитие знаний о законах равномерного прямолинейного движения. Применение физических законов в практике решения задач.

Мгновенная скорость. Сложение скоростей

8/4

Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения.

Сформулировать понятие «ускорение». Выяснить, чем отличается равноускоренное движение от равнозамедленного. Вывести формулу скорости при движении с постоянным ускорением.

Формирование навыков к подходу изучения явлений и законов природы с точки зрения их взаимосвязи.

Скорость при движении с постоянным ускорением

9/5

Уравнение движения с постоянным ускорением

Получить уравнения, которые позволяют рассчитать положение точки в любой момент времени. Сформулировать понятие «свободное падение»

Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Свободное падение тел

10/6

Равномерное движение по окружности

Рассмотреть особенности движения тела по окружности

Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия

п.Кинематика твердого тела

11/7

Поступательное и вращательное движение твердого тела. Угловая скорость и линейная скорость вращения.

Повторить знания по теме «Кинематика точки». Объяснить особенности поступательного и вращательного движения. Сформулировать понятие «угловая скорость». Установить связь между угловой и линейной скоростью

Развитие диалектического мышления.

12/8

Контрольная работа №2 « Кинематика»

Выявить знания учащихся по теме ««Кинематика»

Развитие мыслительной деятельности и формирование вычислительных навыков

13/9

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

Овладение способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

ДИНАМИКА (21 час)


п.Законы механики Ньютона

14/1

Основное утверждение механики. Материальная точка

Рассмотреть основное положение механики. Сформулировать понятие «материальной точки».

Понимание смысла законов движения точки

15/2

Первый закон Ньютона.

Изучить законы Ньютона. Показать связь между ускорением и силой.

Понимание смысла законов динамики Ньютона и умение применять их на практике

Сила

16/3

Связь между ускорением и силой

Второй закон Ньютона. Масса.

17/4

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц

п. Силы в механики. п. Гравитационные силы

18/5

Силы в природе

Выяснить в чем главное отличие сил гравитации от других сил, физический смысл гравитационной постоянной.

Сформулировать понятия «невесомость», «вес».

Рассмотреть закон всемирного тяготения.

Вычислить первую космическую скорость.

Понимание смысла закона всемирного тяготения и умение применять его на практике

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения

19/6

Первая космическая скорость

Понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

Сила тяжести и вес. Невесомость

п. Силы упругости

20/7

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

Сформулировать понятие «деформация». Выяснить условия появления сил упругости. Рассмотреть закон Гука

Понимание смысла закона Гука и умение применять его на практике

21/8

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести»

Определение центростремительного ускорения тела при его равномерном движении по окружности

Овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного расчета различными способами центростремительного ускорения

п.Силы трения

22/9

Роль силы трения.

Сформулировать понятие «сила трения». Доказать, что на движение твердого тела в жидкости или газе действует сила трения.

Формирование научного мировоззрения.

Сила сопротивления при движении твердых тел в жидкостях или газах.

п.Законы сохранения в механике

23/10

Закон сохранения импульса

Сформулировать закон сохранения импульса. Рассмотреть принцип реактивного движения

Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике

Реактивное движение

24/11

Работа силы. Мощность

Дать определение работы в механике. Выяснить от чего зависит энергия системы тел. Виды энергии

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

25/12

Работа силы тяжести

Выяснить от чего зависит работа силы тяжести и упругости.

Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике

Работа силы упругости

26/13

Потенциальная энергия

Выяснить в чем состоит разница между потенциальной и кинетической энергией.

Сформулировать закон сохранения энергии.

Закон сохранения энергии в механике

27/14

Уменьшение механической энергии системы под действием силы трения

Выяснить в каких случаях механическая энергия системы остается неизменной

28/15

Лабораторная работа №2 « Изучение закона сохранения механической энергии»

Измерение потенциальной энергии поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины.

Овладение экспериментальными методами исследования физической величины

п. Статика

29/16

Равновесие тел

Сформулировать понятия «плечо силы», «момент сил». Выяснить условия необходимые и достаточные для равновесия твердого тела

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Первое условие равновесия тела

30/17

Момент силы. Второе условие равновесия тела.

Сформулировать понятия «плечо силы», «момент сил». Выяснить условия необходимые и достаточные для равновесия твердого тела

Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

31/18

Подготовка к контрольной работе

Повторить и обобщить знания по теме «Основы МКТ»

32/19

Контрольная работа №3 по теме «Динамика»

Выявление знаний по теме «Динамика»

Развитие мыслительной деятельности и формирование вычислительных навыков

33/20

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками.

Научить учащихся глубже разбираться в физических закономерностях и уметь применять их в практической деятельности. Развивать логическое мышление, сообразительность и вычислительные навыки.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

34/21

Обобщение и систематизация учебного материала

Второе полугодие


Молекулярная физика. Тепловые явления.

( 36 часов)

п. Основы молекулярно - кинетической теории

1

Основное положение молекулярно- кинетической теории (МКТ)

Сформировать понятия «дискретность», «агрегатные состояния вещества», «хаотичность», «диффузия». Сформулировать основные положения МКТ .Показать сущность физических явлений, руководствуясь основными положениями МКТ

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

2

Масса молекул. Количество вещества

Сформировать понятия «моль», « молярная масса», « постоянная Авогадро». Научить находить массу и размеры молекул. Показать , что масса тела- мера инерции, гравитации и энергии.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

3

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул

Сформировать понятие «броуновское движение». Доказать с помощью опытов реальность существования частиц вещества, их постоянное и хаотическое движение.

Формирование научного мировоззрения

4

Строение газообразных, жидких и твердых тел

Повторить учебный материал за курс физики основной школы.

Формирование понятия, что взаимодействие противоположностей обуславливает существование движущейся материи в определенных формах и состоянии.

5

Идеальный газ в МКТ

Сформулировать понятие «идеальный газ», «среднее значение квадрата скорости молекул».

Понимание, что моделирование и идеализация - это методы научного познания.

6

Среднее значение квадрата скорости молекул

7

Основное уравнение МКТ газа

Доказать справедливость основного уравнения МКТ.

Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

п.Температура. Энергия теплового движения.

8

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

Сформировать понятия «тепловое равновесие, термодинамическая система, температура, абсолютная шкала температур». Доказать, что абсолютная температура, есть мера средней кинетической энергии движения молекул.

Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов

9

Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии молекул.

10

Измерение скорости молекул газа

Научить вычислять среднюю квадратическую скорость. Показать связь температуры, энергии и движения.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

п. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

11

Уравнение состояния идеального газа

Сформировать понятие «универсальная газовая постоянная». Сделать вывод уравнения состояния идеального газа.

Мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно ориентированного подхода Понимание относительности физических законов и границ их применения.

12

Газовые законы

Сформировать понятия «изотермический», «изобарный» и «изохорный» процессы. Научить изображать изопроцессы графически.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать, анализировать, полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

13

Лабораторная работа №3 « Опытная проверка закона Гей- Люссака»

Опытная проверка того, что для данной массы газа отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не изменно.

Формирование умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы

14-15

Подготовка к контрольной работе

Повторить и обобщить знания по теме «Основы МКТ»

Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

16

Контрольная работа № 4 « Уравнение состояния идеального газа»

Контроль ЗУН по теме «Уравнение состояния идеального газа»

Развитие мыслительной деятельности и формирование вычислительных навыков

17

Анализ контрольной работы.

Повторительно - обобщающий урок.

Работа над ошибками. Повторить и обобщить знания по теме «Основы МКТ». Продолжить развивать диалектическое мышление учащихся.

Формирование у учащихся навыков к подходу изучения явлений и законов природы с точки зрения их взаимосвязи.

п. Взаимное превращение жидкостей и газов

18

Насыщенный пар

Сформировать понятия «испарение», «конденсация», «динамическое равновесие», «насыщенный и ненасыщенный пар», Продолжить развивать абстрактное мышление.

Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей

19

Кипение

Сформировать понятия «кипение», «критическая температура». Показать влияние условий на характер протекания физических явлений, причинно- следственную обусловленность и её объективность.

20

Влажность воздуха

Сформировать представление о парциальном давлении водяного пара, абсолютной и относительной влажности, точке росы. Обеспечить усвоение устройства и принцип действия гигрометра и психрометра.

п. Твердые тела

21

Кристаллические тела

Сформировать понятия « кристаллические», «аморфные» тела. Расширить и углубить представление о физических свойствах данных тел.

Понимание, что моделирование и идеализация - это методы научного познания.

22

Аморфные тела.

п. Основы термодинамики

23

Внутренняя энергия

Сформировать понятия «внутренняя энергия макроскопического тела с точки зрения МКТ», Доказать зависимость внутренней энергии от макроскопических параметров. Дать понятие о процессах в термодинамике с энергетических позиций, геометрическое истолкование работы. Показать всеобщность законов сохранения энергии.

Расширение представления о строении вещества

24

Работа в термодинамики

25

Количество теплоты

Продолжить изучение вопросов термодинамики с позиции сохранения энергии. Сформулировать понятие первого закона термодинамики. Показать, что количество теплоты и работа - это меры изменения внутренней энергии.

Формирование знаний о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений

26

Первый закон термодинамики.

27

Применение первого закона термодинамики к различным процессам

Расширить представления учащихся о изопроцессах, объяснить их физический смысл.

Понимание несотворимости материи и движения, перехода количественных изменений в качественные.

28

Необратимость процессов в природе

Продолжить изучение вопросов термодинамики с позиции сохранения энергии.

Расширение представления о законе сохранения энергии в тепловых процессах.

29

Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей.

Сформулировать понятия « нагреватель, холодильник, рабочее тело, конденсатор» Объяснить схему и принцип действия циклического теплового двигателя. Доказать всеобщность законов сохранения энергии.

Применение полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

30

Зачет по темам « Взаимные превращения жидкостей и газов», «Твердые тела», « Основы термодинамики»

Научить учащихся глубже разбираться в физических закономерностях и уметь применять их в практической деятельности. Развивать логическое мышление, сообразительность и вычислительные навыки..

Понимание , что практика- это база научного процесса

31

Зачет по темам « Взаимные превращения жидкостей и газов», «Твердые тела», « Основы термодинамики»

32

Подготовка к итоговой контрольной работе

Развивать логическое мышление, сообразительность и вычислительные навыки.

Понимание, что практика - это база научного процесса

33

Подготовка к итоговой контрольной работе

34

Контрольная работа №5 « Итоговая»

Контроль ЗУН по темам 10 класса.

Развитие мыслительной деятельности и формирование вычислительных навыков

35

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками. Способствовать формированию мыслительной деятельности и формированию вычислительных навыков.

Понимание, что практика в обучении служит критерием истинны.

36

Работа над ошибками

37

Решение задач по теме «« Основы термодинамики»

Научить применять физические законы в практике решения задач. Способствовать формированию мыслительной деятельности и формированию вычислительных навыков.

Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

38

Повторительно - обобщающий урок.

Систематизировать знания за курс 10 класса.

Понимание, что практика- основа и цель познания, неразрывность связи материи и движения.




11


© 2010-2022